Крупный порт у красного моря

Суданские интриги: Зачем ВМФ России нужна база в Красном море

Тема обустройства российской военной базы в Судане на берегу Красного моря звучит давно (речь о создании пункта материально-технического обеспечения – ПМТО ВМФ РФ), однако в последнее время разговоры об этом звучат заметно чаще.

Сейчас вот агентство Assayha сообщило со ссылкой на информированные источники, что российская делегация прибудет в столицу Судана Хартум в ближайшее время в рамках обсуждения «базового» соглашения. Совсем недавно, 20 мая, здесь уже побывала делегация РФ во главе с замминистром обороны Александром Фоминым. Нельзя сказать, что россияне получили от ворот поворот, но и конкретного решения принято не было.

История вопроса с переговорами о создании ПМТО началась ещё в 2017 году, когда президент Судана Омар аль-Башир обратился к Владимиру Путину с просьбой «защитить страну» от США. После этого последовало заключение ряда соглашений в сфере военно-технического сотрудничества, в том числе и по строительству российской военно-морской базы.

В 2019-м аль-Башира свергли, однако новое гражданское правительство Судана не отказалось от сотрудничества с Россией. И уже в начале декабря 2020 года между Москвой и Хартумом было заключено соглашение о создании на территории арабского государства ПМТО ВМФ РФ.

Предполагалось, что российская военная база будет предназначена для проведения ремонта, пополнения запасов воды и отдыха членов экипажа кораблей ВМФ РФ. Согласно документу, Судан передаёт в безвозмездное пользование на весь срок действия соглашения территорию (на 25 лет с последующими продлениями на десятилетний срок) и недвижимое имущество, включающее в себя береговую зону и водную акваторию с областью причального фронта. Максимальная численность постоянного военного и гражданского персонала ПМТО предусматривала не более 300 человек, с возможным увеличением лишь по согласованию с суданской стороной.

Читайте также:  Все моря омывающие германию

Однако столь заманчивое для России соглашение с возможностью разместиться в Красном море не успели ратифицировать – официально в Судане нет соответствующего законодательного органа, выборы в который пройдут лишь в конце 2022 года.

Тем не менее обсуждение между Москвой и Хартумом создания ПМТО ВМФ РФ продолжалось, да и продолжается сейчас, судя по интенсивности визитов и проведению переговоров. Они превратились в некие «суданские качели», когда решения если не кардинально менялись, но откатывались то в одну, то в другую сторону.

Вот 2 июня начальник генштаба Судана Мухаммад аль-Хусейн заявляет о пересмотре соглашения между Суданом и Москвой, мотивируя это тем, что текущий договор якобы «не соответствует интересам Судана». И уже через неделю появляется сообщение о том, что в Хартуме готовы принять делегацию российского военного ведомства. Надо полагать, что идёт некий закулисный торг, где каждая из сторон «имеет свой интерес».

Качается этот «маятник» и не без участия Соединенных Штатов. Ещё в декабре 2020 года в США приняли решение об исключении Судана из «чёрного списка» стран (Судан находился в нём с 1993 года), которые, по мнению Вашингтона, являлись спонсорами международного терроризма. Ранее Вашингтон обвинял власти Судана в причастности к взрывам у посольств США в Кении и Танзании в 1998 году, а также подрыва американского эсминца «Коул» в Адене 12 октября 2000 года.

Не обошлось без американского участия отстранение от власти президента Омар аль-Башира и возникновению революционных столкновений, после чего отношение США к Судану в заметной степени потеплели. Уже на следующий день после отмены санкций Капитолий согласился предоставить Хартуму ссуду в размере одного миллиарда долларов для погашения задолженности перед Всемирным банком.

Вскоре в Судан прибыл спецпосланник США Дональд Бут, который выразил горячую поддержку действующему переходному правительству. А уже в начале 2021 года сюда направилась делегация американских «ястребов» из состава Африканского командования США – заместитель командующего AFRICOM по военно-гражданскому сотрудничеству Эндрю Янг и начальник управления разведки ВМС США контр-адмирал Хайди Берг.

Разговор зашёл о подготовке военнослужащих суданской армии и полиции, созданию военной базы США, развитии сотрудничества и пр. Вся эта «благотворительность» предлагалась в обмен на ликвидацию соглашения между Россией и Суданом. Результат не замедлил себя ждать – «маятник» качнулся в сторону от Москвы, а в апреле 2021 года появилась информация о том, что Хартум готов к расторжению прежних судано-российских отношений.

И как долго будут раскачиваться «суданские качели», сказать сложно – ни США, ни Россия слезать с них не собираются. Здесь можно обратить внимание на такой, казалось бы, незначительный факт. 1 марта 2021 года в Порт-Судан зашёл американский эскадренный миноносец ВМС США «Уинстон Черчилль», о чём сразу не преминуло заявить посольство Соединенных Штатов в Хартуме. А буквально за день до этого в Порт-Судане встал на якорную стоянку российский фрегат «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей Черноморского флота ВМФ РФ. Даже по этому факту видно, насколько велик интерес к Красному морю со стороны Москвы и Вашингтона.

Есть ещё один нюанс в морской составляющей России в этом регионе и именно в Судане, из которого и в Средиземное море можно выйти, и в Индийский океан. У нас там имеется лишь база в сирийском Тартусе, которая существует там ещё с советских времен. Она является ПМТО, то есть предназначена для мелкого ремонта судов и пополнения топливом и продовольствием. Сейчас её возможности значительно расширены и, вполне вероятно, в обозримой перспективе этот российский объект на территории Сирии станет полноценной базой ВМФ РФ. Однако возможности для этого достаточно ограничены – порт Тартуса используется как сирийскими ВМС, так и гражданскими судами. Да и держать все яйца в одной корзине нецелесообразно, поэтому требуется новая акватория для размещения российских кораблей, возможно, что и не одна. В Судане – идеально.

– С морского побережья Сирии есть возможность контролировать восточную часть Средиземного моря, да и не только, – считает военно-морской эксперт капитан 1 ранга Анатолий Иванов. – Группировка кораблей ВМФ присутствовала здесь всегда, при этом основные силы задействовались из состава Черноморского флота, базирующегося в Севастополе и Новороссийске, соответственно, им приходилось «бегать» туда-обратно для пополнения запасов. Тоже самое можно сказать по возможному размещению ПМТО ВМФ РФ в Судане.

При наличии различных мнений по необходимости размещении военно-морской базы в Судане, можно отметить, что ПМТО важен по той лишь причине, что он может обеспечивать открытый выход в океан и позволяет контролировать не только Красное море (в том числе и Суэцкий канал) и побережье Аравийского полуострова, но и гарантировать России безопасность стратегических морских путей в различных районах Мирового океана, обеспечивая там себе постоянное присутствие.

Скажем, для несения боевой службы в Индийском океане, российские корабли не нужно гонять для пополнения запасов топлива, воды, боеприпасов из Североморска или Владивостока за тридевять земель, а обеспечивать их всем необходимым, в том числе сменными экипажами, в непосредственной близости – в пункте МТО в Судане.

…Известный факт: знаменитая матросская русская песня «Раскинулось море широко», в которой есть и слова: «…Товарищ, я вахты не в силах стоять – сказал кочегар кочегару», посвящена кочегару парохода «Одесса», который умер от теплового удара во время рейса в Красном море. В общем, исторически близкий для России регион.

Военное обозрение

Источник

КРА́СНОЕ МО́РЕ

  • В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 617

    Скопировать библиографическую ссылку:

    КРА́СНОЕ МО́РЕ, сре­ди­зем­ное мо­ре Ин­дий­ско­го ок., со­еди­ня­ет­ся с ним в сво­ей юж. час­ти че­рез Баб-эль-Ман­деб­ский прол. и Аден­ский зал. На се­ве­ре че­рез Су­эц­кий ка­нал со­еди­не­но со Сре­ди­зем­ным мо­рем. Рас­по­ло­же­но ме­ж­ду сев.-вост. ок­раи­ной Аф­ри­ки и Ара­вий­ским п-овом в юго-зап. час­ти Азии. Пл. 460 тыс. км 2 , объ­ём 201 тыс. км 3 . Наи­боль­шая глу­би­на 3039 м. Мо­ре зна­чи­тель­но вы­тя­ну­то с се­ве­ро-за­па­да на юго-вос­ток (дли­на 1932 км, ши­ри­на до 306 км). К. м. из-за уз­ко­го Баб-эль-Ман­деб­ско­го прол. пред­став­ля­ет со­бой наи­бо­лее изо­ли­ро­ван­ное мо­ре Ин­дий­ско­го ок. Бе­ре­га пре­им. ров­ные, пес­ча­ные, мес­та­ми ска­ли­стые. Бе­ре­го­вая ли­ния из­ре­за­на сла­бо, вост. и зап. бе­ре­га мо­ря на осн. сво­ём про­тя­же­нии идут поч­ти па­рал­лель­но друг дру­гу. На се­ве­ре рас­по­ло­же­ны два боль­ших вы­тя­ну­тых за­ли­ва – мел­кий Су­эц­кий за ­лив и глу­бо­ко­вод­ный Ака­ба , раз­де­лён­ные Си­най­ским п-овом. В при­бреж­ной зо­не мно­го­числ. мел­кие ост­ро­ва и ко­рал­ло­вые ри­фы, круп­ные ост­ро­ва в сев. час­ти встре­ча­ют­ся ред­ко, б. ч. рас­по­ло­же­на на юге, где они об­ра­зу­ют груп­пы, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные из ко­то­рых Дах­лак и Фа­ра­сан.

    Источник

    Американский аргумент: зачем Судан отказался от российской базы ВМФ на Красном море

    Виктор Кузовков

    Когда в начале декабря прошлого года Россия заключила с Суданом договор о создании в этой стране пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) своего военно-морского флота, у многих в нашей стране возникли различные вопросы, касающиеся целесообразности этого соглашения. Дескать, и далеко, и не нужно, и дорого, и такой себе пунктик, всего на четыре боевых корабля и триста человек персонала. Вопросы, отчасти, резонные, ибо простому обывателю бывает довольно сложно понять, зачем его налоги тратить на военную базу где-то на самом краю Земли.

    Но в данном случае на большинство из этих вопросов ответила сама жизнь. Причем, довольно грубо – после резко активизировавшихся контактов нового руководства Судана с американцами нас буквально «попросили выйти». Нет, пока еще не так грубо, пока еще используются дипломатические каналы, корректные формулировки, заверения в глубочайшем друг к другу почтении… Но все-таки сама постановка данного вопроса на фоне резко усилившихся американо-суданских контактов недвусмысленно дает нам понять – в Вашингтоне сочли российскую базу в Красном море крайне нежелательным объектом. То есть, в контексте существующего американо-российского противостояния получается, что пункт МТО флота в Судане был для Москвы совсем не бесполезен.

    Но давайте обо всем по порядку. Россия действительно планировала усилить свои позиции в данном регионе. И место, выбранное для этого, подходило если не идеально, то весьма и весьма хорошо. Суданский порт Порт-Судан, расположенный едва ли не в центре Красного моря, изначально более приспособлен для создания укрепленного пункта МТО, чем, например, сирийский Тартус. При этом мы с вами буквально в последние годы были свидетелями того, какое значение этот порт сыграл в эффективном развертывании и функционировании российского воинского контингента в этой стране.

    Помимо этого, стратегическое значение Порт-Судана, обусловленное его географическим положением, невозможно переоценить. Да, он не так удобен с точки зрения контроля выхода в Индийский океан и Персидский залив, но Красное море, как важнейшая транспортная артерия, контролируется оттуда очень хорошо. А если так, то это автоматически означает и контроль за транспортировкой нефти из Персидского залива в Европу, и возможность держать руку на пульсе морской торговли Европы с Юго-Восточной Азией.

    Не будем забывать еще об одном интересном моменте – согласно договоренностям между Москвой и Хартумом, прикрывать ПМТО должен был ЗРК С-400, который Россия собиралась разместить в окрестностях Порт-Судана. А это значит, что под контролем российских средств ПВО и ПРО оказывались такие интересные точки на карте, как расположенная в Саудовской Аравии Мекка или саудовский же порт Джидда, через который в значительной мере идет морская торговля крупнейшей монархии Персидского залива.

    Соглашение между Москвой и Хартумом было подписано в декабре 2020 года. И удивительным образом сразу после этого резко активизировались контакты между Суданом и США. А 20 мая произошло очень важное для Судана событие – США сняли все ограничения, введенные против этой страны за поддержку терроризма. Ранее, напомним, Вашингтон обвинял Хартум в организации взрывов американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году, поддержке некоторых террористических организаций в Палестине и Ливане, подрыве американского эсминца «Коул» в порту Адена.

    Санкции против Судана действовали на протяжении многих лет, и ситуация начала медленно меняться только в 2019 году, после свержения суданского президента Омара аль-Башира. Причем, новое суданское руководство само взяло курс на сближение с Соединенными Штатами, согласившись, например, выплатить американским гражданам, пострадавшим от терактов, 335 миллионов долларов компенсации.

    По странному совпадению, именно в декабре 2020 года Вашингтон исключил Судан из списка стран – спонсоров терроризма. Именно это решение стало базой для недавней отмены американских санкций против Хартума. Дальше дела пошли еще веселее – в Хартум зачастили американские спецпредставители, Хартуму предоставляются кредиты, которые позволяют ему расплатиться с Всемирным банком, суданский министр финансов и экономического планирования Габриэль Ибрагим запросил у США помощь в «формировании инвестиционного климата страны», американским и европейским банкам разрешили работать в Судане.

    С учетом того, что Судан, разоренный длительной и весьма кровопролитной гражданской войной, очень нуждается в иностранных инвестициях, такие действия суданских властей можно назвать довольно рациональными. Правда, с учетом одного нюанса – именно западные страны фактически признали раскол прежнего Судана, признав независимость Южного Судана, который ранее был частью единого государства. Поэтому такая позиция нынешнего руководства Хартума, в общем, совсем не безупречна в глазах местных военных и патриотов. Но тут нам, наверное, сложно судить, чего же больше хотят настоящие патриотичные суданцы – справедливости или, все-таки, покушать…

    Так или иначе, мы можем с некоторой долей самоиронии признать – на этот раз нас развели даже африканцы. То есть, соглашение между Москвой и Хартумом стало хорошей позицией для их торга с американцами, и не более того. А наши геополитические интересы оказались для нового суданского руководства настоящим пустым звуком.

    При этом, конечно, пока не стоит окончательно хоронить соглашение. Сдержанность, которую демонстрирует российский МИД в данном вопросе, свидетельствует о том, что Москва пока окончательно не похоронила соглашение. Да и сами суданцы, в лице начальника генштаба ВС Судана Мохаммеда Османа аль-Хусейна, пока заявляют не о полном разрыве соглашения, а о его пересмотре.

    Свою позицию Хартум мотивирует тем, что соглашение не было ратифицировано парламентом этой африканской страны, а значит, его нельзя считать вступившим в силу. Целью нынешнего суданского руководства, как заявляется, должно стать определение настоящих интересов Судана в данном соглашении.

    Означает ли это, что Судан намерен сохранить соглашение? На самом деле, это очень сомнительно. Скорее всего, оно будет фигурировать в дипломатических сводках еще некоторое время, пока новые хозяева Хартума улучшают свои переговорные позиции с американцами. Когда же Судан получит от Вашингтона все, чего хочет добиться, денонсация соглашения с Москвой станет финальной «вишенкой» на торте, который преподнесут американским партнерам африканцы.

    Разумеется, у чиновников нашего МИД, равно как и у уполномоченных сотрудников Кремля, может быть особый взгляд на данную ситуацию, обусловленный, например, лучшей, чем у нас, информированностью. Но с ничуть не меньшей вероятностью они могут в очередной раз перехитрить сами себя, подменив прагматизм и профессионализм своими надеждами угодить начальству.

    И, кстати, по поводу прагматизма. Наверное, стоит в очередной раз поразиться этому самому прагматизму американцев. Казалось бы, еще совсем недавно США были готовы буквально в порошок стереть этот Судан. Градус отношений между Хартумом и Вашингтоном был так низок, что только, вероятно, нежелание Белого дома влезать в еще один локальный конфликт, потенциально похожий на их авантюру в Сомали, удерживало их от очень резких движений. Но стоило смениться режиму, причем, отнюдь не на записных демократов, и вот уже США активно развивают отношения с новым руководством страны, демонстрируя слаженную работу аналитиков, дипломатов, военных, политиков.

    Нам же в данной ситуации остается только порадоваться тому, что в ПМТО мы не успели как следует вложиться. Да, упущенных возможностей жалко, но тут уж ничего, кажется, уже не поделать. Возможно, самым логичным сейчас будет прекратить плясать под суданскую дудку и закрыть проект, оставив Хартум один на один с американцами.

    Источник

    Оцените статью