Суданские интриги: Зачем ВМФ России нужна база в Красном море
Тема обустройства российской военной базы в Судане на берегу Красного моря звучит давно (речь о создании пункта материально-технического обеспечения – ПМТО ВМФ РФ), однако в последнее время разговоры об этом звучат заметно чаще.
Сейчас вот агентство Assayha сообщило со ссылкой на информированные источники, что российская делегация прибудет в столицу Судана Хартум в ближайшее время в рамках обсуждения «базового» соглашения. Совсем недавно, 20 мая, здесь уже побывала делегация РФ во главе с замминистром обороны Александром Фоминым. Нельзя сказать, что россияне получили от ворот поворот, но и конкретного решения принято не было.
История вопроса с переговорами о создании ПМТО началась ещё в 2017 году, когда президент Судана Омар аль-Башир обратился к Владимиру Путину с просьбой «защитить страну» от США. После этого последовало заключение ряда соглашений в сфере военно-технического сотрудничества, в том числе и по строительству российской военно-морской базы.
В 2019-м аль-Башира свергли, однако новое гражданское правительство Судана не отказалось от сотрудничества с Россией. И уже в начале декабря 2020 года между Москвой и Хартумом было заключено соглашение о создании на территории арабского государства ПМТО ВМФ РФ.
Предполагалось, что российская военная база будет предназначена для проведения ремонта, пополнения запасов воды и отдыха членов экипажа кораблей ВМФ РФ. Согласно документу, Судан передаёт в безвозмездное пользование на весь срок действия соглашения территорию (на 25 лет с последующими продлениями на десятилетний срок) и недвижимое имущество, включающее в себя береговую зону и водную акваторию с областью причального фронта. Максимальная численность постоянного военного и гражданского персонала ПМТО предусматривала не более 300 человек, с возможным увеличением лишь по согласованию с суданской стороной.
Однако столь заманчивое для России соглашение с возможностью разместиться в Красном море не успели ратифицировать – официально в Судане нет соответствующего законодательного органа, выборы в который пройдут лишь в конце 2022 года.
Тем не менее обсуждение между Москвой и Хартумом создания ПМТО ВМФ РФ продолжалось, да и продолжается сейчас, судя по интенсивности визитов и проведению переговоров. Они превратились в некие «суданские качели», когда решения если не кардинально менялись, но откатывались то в одну, то в другую сторону.
Вот 2 июня начальник генштаба Судана Мухаммад аль-Хусейн заявляет о пересмотре соглашения между Суданом и Москвой, мотивируя это тем, что текущий договор якобы «не соответствует интересам Судана». И уже через неделю появляется сообщение о том, что в Хартуме готовы принять делегацию российского военного ведомства. Надо полагать, что идёт некий закулисный торг, где каждая из сторон «имеет свой интерес».
Качается этот «маятник» и не без участия Соединенных Штатов. Ещё в декабре 2020 года в США приняли решение об исключении Судана из «чёрного списка» стран (Судан находился в нём с 1993 года), которые, по мнению Вашингтона, являлись спонсорами международного терроризма. Ранее Вашингтон обвинял власти Судана в причастности к взрывам у посольств США в Кении и Танзании в 1998 году, а также подрыва американского эсминца «Коул» в Адене 12 октября 2000 года.
Не обошлось без американского участия отстранение от власти президента Омар аль-Башира и возникновению революционных столкновений, после чего отношение США к Судану в заметной степени потеплели. Уже на следующий день после отмены санкций Капитолий согласился предоставить Хартуму ссуду в размере одного миллиарда долларов для погашения задолженности перед Всемирным банком.
Вскоре в Судан прибыл спецпосланник США Дональд Бут, который выразил горячую поддержку действующему переходному правительству. А уже в начале 2021 года сюда направилась делегация американских «ястребов» из состава Африканского командования США – заместитель командующего AFRICOM по военно-гражданскому сотрудничеству Эндрю Янг и начальник управления разведки ВМС США контр-адмирал Хайди Берг.
Разговор зашёл о подготовке военнослужащих суданской армии и полиции, созданию военной базы США, развитии сотрудничества и пр. Вся эта «благотворительность» предлагалась в обмен на ликвидацию соглашения между Россией и Суданом. Результат не замедлил себя ждать – «маятник» качнулся в сторону от Москвы, а в апреле 2021 года появилась информация о том, что Хартум готов к расторжению прежних судано-российских отношений.
И как долго будут раскачиваться «суданские качели», сказать сложно – ни США, ни Россия слезать с них не собираются. Здесь можно обратить внимание на такой, казалось бы, незначительный факт. 1 марта 2021 года в Порт-Судан зашёл американский эскадренный миноносец ВМС США «Уинстон Черчилль», о чём сразу не преминуло заявить посольство Соединенных Штатов в Хартуме. А буквально за день до этого в Порт-Судане встал на якорную стоянку российский фрегат «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей Черноморского флота ВМФ РФ. Даже по этому факту видно, насколько велик интерес к Красному морю со стороны Москвы и Вашингтона.
Есть ещё один нюанс в морской составляющей России в этом регионе и именно в Судане, из которого и в Средиземное море можно выйти, и в Индийский океан. У нас там имеется лишь база в сирийском Тартусе, которая существует там ещё с советских времен. Она является ПМТО, то есть предназначена для мелкого ремонта судов и пополнения топливом и продовольствием. Сейчас её возможности значительно расширены и, вполне вероятно, в обозримой перспективе этот российский объект на территории Сирии станет полноценной базой ВМФ РФ. Однако возможности для этого достаточно ограничены – порт Тартуса используется как сирийскими ВМС, так и гражданскими судами. Да и держать все яйца в одной корзине нецелесообразно, поэтому требуется новая акватория для размещения российских кораблей, возможно, что и не одна. В Судане – идеально.
– С морского побережья Сирии есть возможность контролировать восточную часть Средиземного моря, да и не только, – считает военно-морской эксперт капитан 1 ранга Анатолий Иванов. – Группировка кораблей ВМФ присутствовала здесь всегда, при этом основные силы задействовались из состава Черноморского флота, базирующегося в Севастополе и Новороссийске, соответственно, им приходилось «бегать» туда-обратно для пополнения запасов. Тоже самое можно сказать по возможному размещению ПМТО ВМФ РФ в Судане.
При наличии различных мнений по необходимости размещении военно-морской базы в Судане, можно отметить, что ПМТО важен по той лишь причине, что он может обеспечивать открытый выход в океан и позволяет контролировать не только Красное море (в том числе и Суэцкий канал) и побережье Аравийского полуострова, но и гарантировать России безопасность стратегических морских путей в различных районах Мирового океана, обеспечивая там себе постоянное присутствие.
Скажем, для несения боевой службы в Индийском океане, российские корабли не нужно гонять для пополнения запасов топлива, воды, боеприпасов из Североморска или Владивостока за тридевять земель, а обеспечивать их всем необходимым, в том числе сменными экипажами, в непосредственной близости – в пункте МТО в Судане.
…Известный факт: знаменитая матросская русская песня «Раскинулось море широко», в которой есть и слова: «…Товарищ, я вахты не в силах стоять – сказал кочегар кочегару», посвящена кочегару парохода «Одесса», который умер от теплового удара во время рейса в Красном море. В общем, исторически близкий для России регион.
Военное обозрение
Источник
КРА́СНОЕ МО́РЕ
В книжной версии
Том 15. Москва, 2010, стр. 617
Скопировать библиографическую ссылку:
КРА́СНОЕ МО́РЕ, средиземное море Индийского ок., соединяется с ним в своей юж. части через Баб-эль-Мандебский прол. и Аденский зал. На севере через Суэцкий канал соединено со Средиземным морем. Расположено между сев.-вост. окраиной Африки и Аравийским п-овом в юго-зап. части Азии. Пл. 460 тыс. км 2 , объём 201 тыс. км 3 . Наибольшая глубина 3039 м. Море значительно вытянуто с северо-запада на юго-восток (длина 1932 км, ширина до 306 км). К. м. из-за узкого Баб-эль-Мандебского прол. представляет собой наиболее изолированное море Индийского ок. Берега преим. ровные, песчаные, местами скалистые. Береговая линия изрезана слабо, вост. и зап. берега моря на осн. своём протяжении идут почти параллельно друг другу. На севере расположены два больших вытянутых залива – мелкий Суэцкий за лив и глубоководный Акаба , разделённые Синайским п-овом. В прибрежной зоне многочисл. мелкие острова и коралловые рифы, крупные острова в сев. части встречаются редко, б. ч. расположена на юге, где они образуют группы, наиболее значительные из которых Дахлак и Фарасан.
Источник
Американский аргумент: зачем Судан отказался от российской базы ВМФ на Красном море
Виктор Кузовков
Когда в начале декабря прошлого года Россия заключила с Суданом договор о создании в этой стране пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) своего военно-морского флота, у многих в нашей стране возникли различные вопросы, касающиеся целесообразности этого соглашения. Дескать, и далеко, и не нужно, и дорого, и такой себе пунктик, всего на четыре боевых корабля и триста человек персонала. Вопросы, отчасти, резонные, ибо простому обывателю бывает довольно сложно понять, зачем его налоги тратить на военную базу где-то на самом краю Земли.
Но в данном случае на большинство из этих вопросов ответила сама жизнь. Причем, довольно грубо – после резко активизировавшихся контактов нового руководства Судана с американцами нас буквально «попросили выйти». Нет, пока еще не так грубо, пока еще используются дипломатические каналы, корректные формулировки, заверения в глубочайшем друг к другу почтении… Но все-таки сама постановка данного вопроса на фоне резко усилившихся американо-суданских контактов недвусмысленно дает нам понять – в Вашингтоне сочли российскую базу в Красном море крайне нежелательным объектом. То есть, в контексте существующего американо-российского противостояния получается, что пункт МТО флота в Судане был для Москвы совсем не бесполезен.
Но давайте обо всем по порядку. Россия действительно планировала усилить свои позиции в данном регионе. И место, выбранное для этого, подходило если не идеально, то весьма и весьма хорошо. Суданский порт Порт-Судан, расположенный едва ли не в центре Красного моря, изначально более приспособлен для создания укрепленного пункта МТО, чем, например, сирийский Тартус. При этом мы с вами буквально в последние годы были свидетелями того, какое значение этот порт сыграл в эффективном развертывании и функционировании российского воинского контингента в этой стране.
Помимо этого, стратегическое значение Порт-Судана, обусловленное его географическим положением, невозможно переоценить. Да, он не так удобен с точки зрения контроля выхода в Индийский океан и Персидский залив, но Красное море, как важнейшая транспортная артерия, контролируется оттуда очень хорошо. А если так, то это автоматически означает и контроль за транспортировкой нефти из Персидского залива в Европу, и возможность держать руку на пульсе морской торговли Европы с Юго-Восточной Азией.
Не будем забывать еще об одном интересном моменте – согласно договоренностям между Москвой и Хартумом, прикрывать ПМТО должен был ЗРК С-400, который Россия собиралась разместить в окрестностях Порт-Судана. А это значит, что под контролем российских средств ПВО и ПРО оказывались такие интересные точки на карте, как расположенная в Саудовской Аравии Мекка или саудовский же порт Джидда, через который в значительной мере идет морская торговля крупнейшей монархии Персидского залива.
Соглашение между Москвой и Хартумом было подписано в декабре 2020 года. И удивительным образом сразу после этого резко активизировались контакты между Суданом и США. А 20 мая произошло очень важное для Судана событие – США сняли все ограничения, введенные против этой страны за поддержку терроризма. Ранее, напомним, Вашингтон обвинял Хартум в организации взрывов американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году, поддержке некоторых террористических организаций в Палестине и Ливане, подрыве американского эсминца «Коул» в порту Адена.
Санкции против Судана действовали на протяжении многих лет, и ситуация начала медленно меняться только в 2019 году, после свержения суданского президента Омара аль-Башира. Причем, новое суданское руководство само взяло курс на сближение с Соединенными Штатами, согласившись, например, выплатить американским гражданам, пострадавшим от терактов, 335 миллионов долларов компенсации.
По странному совпадению, именно в декабре 2020 года Вашингтон исключил Судан из списка стран – спонсоров терроризма. Именно это решение стало базой для недавней отмены американских санкций против Хартума. Дальше дела пошли еще веселее – в Хартум зачастили американские спецпредставители, Хартуму предоставляются кредиты, которые позволяют ему расплатиться с Всемирным банком, суданский министр финансов и экономического планирования Габриэль Ибрагим запросил у США помощь в «формировании инвестиционного климата страны», американским и европейским банкам разрешили работать в Судане.
С учетом того, что Судан, разоренный длительной и весьма кровопролитной гражданской войной, очень нуждается в иностранных инвестициях, такие действия суданских властей можно назвать довольно рациональными. Правда, с учетом одного нюанса – именно западные страны фактически признали раскол прежнего Судана, признав независимость Южного Судана, который ранее был частью единого государства. Поэтому такая позиция нынешнего руководства Хартума, в общем, совсем не безупречна в глазах местных военных и патриотов. Но тут нам, наверное, сложно судить, чего же больше хотят настоящие патриотичные суданцы – справедливости или, все-таки, покушать…
Так или иначе, мы можем с некоторой долей самоиронии признать – на этот раз нас развели даже африканцы. То есть, соглашение между Москвой и Хартумом стало хорошей позицией для их торга с американцами, и не более того. А наши геополитические интересы оказались для нового суданского руководства настоящим пустым звуком.
При этом, конечно, пока не стоит окончательно хоронить соглашение. Сдержанность, которую демонстрирует российский МИД в данном вопросе, свидетельствует о том, что Москва пока окончательно не похоронила соглашение. Да и сами суданцы, в лице начальника генштаба ВС Судана Мохаммеда Османа аль-Хусейна, пока заявляют не о полном разрыве соглашения, а о его пересмотре.
Свою позицию Хартум мотивирует тем, что соглашение не было ратифицировано парламентом этой африканской страны, а значит, его нельзя считать вступившим в силу. Целью нынешнего суданского руководства, как заявляется, должно стать определение настоящих интересов Судана в данном соглашении.
Означает ли это, что Судан намерен сохранить соглашение? На самом деле, это очень сомнительно. Скорее всего, оно будет фигурировать в дипломатических сводках еще некоторое время, пока новые хозяева Хартума улучшают свои переговорные позиции с американцами. Когда же Судан получит от Вашингтона все, чего хочет добиться, денонсация соглашения с Москвой станет финальной «вишенкой» на торте, который преподнесут американским партнерам африканцы.
Разумеется, у чиновников нашего МИД, равно как и у уполномоченных сотрудников Кремля, может быть особый взгляд на данную ситуацию, обусловленный, например, лучшей, чем у нас, информированностью. Но с ничуть не меньшей вероятностью они могут в очередной раз перехитрить сами себя, подменив прагматизм и профессионализм своими надеждами угодить начальству.
И, кстати, по поводу прагматизма. Наверное, стоит в очередной раз поразиться этому самому прагматизму американцев. Казалось бы, еще совсем недавно США были готовы буквально в порошок стереть этот Судан. Градус отношений между Хартумом и Вашингтоном был так низок, что только, вероятно, нежелание Белого дома влезать в еще один локальный конфликт, потенциально похожий на их авантюру в Сомали, удерживало их от очень резких движений. Но стоило смениться режиму, причем, отнюдь не на записных демократов, и вот уже США активно развивают отношения с новым руководством страны, демонстрируя слаженную работу аналитиков, дипломатов, военных, политиков.
Нам же в данной ситуации остается только порадоваться тому, что в ПМТО мы не успели как следует вложиться. Да, упущенных возможностей жалко, но тут уж ничего, кажется, уже не поделать. Возможно, самым логичным сейчас будет прекратить плясать под суданскую дудку и закрыть проект, оставив Хартум один на один с американцами.
Источник