Крымский мост какие моря соединяет

Крымский мост

Крымский мост

Крымский мост – самый длинный транспортный переход из когда-либо возведенных на территории России, состоящий из двух параллельных мостов – двухпутного железнодорожного и четырехполосного автомобильного. 19 километров бетона и металла пролегли через Керченский пролив после событий 2014 года, соединив перешедший в разряд субъектов РФ Крым с материковой частью страны. Сегодня сооружение является объектом стратегического назначения и находится под защитой Вооруженных сил России.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Крымский мост

Общая информация

Крымский мост – одна из самых масштабных и скандальных достопримечательностей нашей страны, которую не перестают обсуждать западные СМИ и все несогласные с присоединением Крыма к России. И хотя стройка века фактически завершена, дискутировать о ней меньше не стали ни в Украине, ни в Европе, ссылаясь на незаконность работ, проведенных без одобрения мирового сообщества. Свою первую минуту славы Крымский мост пережил еще на стадии монтажа. О будущей переправе снимались бесконечные репортажи и писались песни, в ее честь устраивались концерты со звездами шоу-бизнеса и выпускались почтовые марки. На волне всеобщей популярности о переходе успели даже снять комедийную мелодраму, события которой развивались на фоне грандиозной стройки. В прокате фильм, правда, провалился, но на романтический ореол строящегося объекта низкие рейтинги и отрицательные отзывы кинокритиков никак не повлияли.

Что касается обычных туристов, то для них мост стал альтернативным «окном в Крым». А если конкретнее, то с новым транспортным переходом добираться до ялтинских пляжей и севастопольских бухт стало проще как для поклонников ж/д путешествий, так и для автомобилистов. Теперь в вояж по крымским курортам легко отправиться с регулярными пассажирскими составами, автобусами и даже на личном авто – проезд по мосту открыт для всех перечисленных видов транспорта. Авиасообщение и паромную переправу между материком и полуостровом тоже никто не отменял, хотя после сдачи в эксплуатацию перехода популярность воздушных и морских путешествий в Крым значительно снизилась.

Читайте также:  Особенно загрязненные моря реки озера россии 4 класс

Предыстория появления Крымского моста

Вопросом, как перебраться с Таманского на Керченский полуостров не вплавь, а более безопасным способом, задавались еще в Древней Руси. В те незапамятные времена связь между этими участками суши появлялась только зимой, когда Керченский пролив покрывался слоем льда, выдерживающим вес человека. Так, например, князь Глеб Новгородский измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева (сегодняшняя Керчь), именно пройдя по льду пролива пешком. Планировал заняться строительством моста в Крым и последний русский царь Николай II. Однако после того как страна приняла участие в Первой мировой войне, средств на инженерные «излишества» в государственной казне не осталось.

Во время Великой Отечественной наладить переправу через Керченский пролив попытались немцы, но до конца дело не довели, поскольку были выдворены с полуострова Красной армией. В результате мостовая конструкция соединила Крым с Кубанью лишь в 1944 году. Инженерное сооружение возводили специально для советских делегатов, которые должны были проехать по нему, возвращаясь с Ялтинской конференции. Творение отечественных конструкторов простояло недолго: весной 1945 года часть металлических опор покорежило ледяными глыбами, поэтому мост из соображений безопасности демонтировали.

Причиной короткой жизни первого транспортного перехода исследователи назвали чересчур быстрые темпы строительства и низкое качество опорных элементов. Известно, что для моста использовался трофейный металл, оставленный отступавшими гитлеровскими войсками, который не подходил для погодных реалий региона. В итоге возродить сообщение между Таманью и Керченскими полуостровом удалось к 1954 году, правда, лишь на уровне паромной переправы.

После развала СССР о соединении Крыма и Кубани посредством железнодорожного моста задумалось уже украинское правительство. Поначалу даже рассматривался проект прокладки тоннеля под проливом. В начале 2000-х строительством транспортной переправы заинтересовалась Россия, поскольку подобное сооружение могло дать хороший толчок инфраструктуре Южного федерального округа. В результате президенты Украины и РФ подписали соглашение о сотрудничестве, совместном строительстве и монтаже будущего моста. Однако уже в начале 2014 года Крым официально стал субъектом РФ, и права на стройку века полностью перешли к России.

Читайте также:  Красивые моря всех стран

Основные вехи строительства

После присоединения Крымской республики к России вопрос альтернативного сообщения встал острее, так как не исключались радикальные меры со стороны украинских властей. Недовольная утратой контроля над полуостровом Украина угрожала перекрыть транспортный поток к нему, что влекло за собой ряд неудобств. Не решала проблемы и Керченская паромная переправа, которая, во-первых, была метеозависима, а во-вторых, не могла удовлетворить транспортные потребности региона в полном объеме. В результате В. В. Путин предложил заняться вопросом проектирования и строительства перехода между Крымом и Кубанью Министерству транспорта.

В феврале 2014 года район Керченского пролива, где предполагалось возвести мост, обследовала инженерно-археологическая группа. Специалисты планировали выяснить, не осталось ли на территории невзорванных снарядов и захоронений Второй мировой. Позже на месте стройки провели археологические раскопки – историки и культурологи разыскивали уникальные артефакты и развозили их по музеям. Именно в этот период Таманский музейный комплекс пополнился «свежими» экспонатами, начиная от глиняных амфор и заканчивая старинными украшениями. Попутно археологи выяснили, что первыми поселенцами на Таманском полуострове были вовсе не греки, как считалось ранее, а представители более ранней цивилизации. Подтверждением этой теории послужили останки древнего некрополя и небольших поселений, найденных в этом районе.

Строительство Крымского моста

К лету 2014 года стали известны общие цифры проектной сметы моста. По первоначальным подсчетам, автомобильный и железнодорожный переходы в Крым обходились российскому бюджету в 150 млрд рублей. Кроме того, 51 млрд пришлось бы потратить на отдельные подъездные дороги к стройплощадкам, а 86 млрд должно было уйти на предварительную подготовку к работам. 2015 год стал временем переговоров, подписания контрактов и выбора подрядчиков, способных охватить оговоренный масштаб строительства. В том же году началось обустройство подъездов к берегам пролива и так называемых бетонных узлов – промышленных площадок, производящих строительный материал. Не были забыты флора и фауна региона. Уже в мае российские ученые занялись поисками редких растений и животных, произрастающих и живущих в районе будущего моста, чтобы переместить их в более безопасные локации.

В августе в Керчи и Таманском сельском поселении выросли первые вахтовые городки для специалистов, задействованных в работах. В общей сложности жилые комплексы должны были разместить до 5000 рабочих, прибывших на стройку века со всей России. Что касается непосредственно Крымского моста, то монтажные работы над ним начались в феврале 2016 года, а в апреле из пролива поднялась первая опора будущего перехода. Автодорожная арка устанавливалась осенью 2017 года, а к декабрю были готовы все опоры для автомобильного моста и почти половина для железнодорожного. На протяжении всего этого времени также велись проектирование и монтаж судоходных пролетов сооружения. Уже в августе под Крымским мостом успешно прошел сухогруз «Святитель Алексий», а в сентябре – БДК «Азов», державший курс в одноименный порт.

В апреле 2018 года на автодорожной полосе перехода положили асфальт, а также провели испытания покрытия и ночного освещения трассы. Той же весной начали сооружать очистные комплексы. Согласно конструкторскому замыслу, Крымский мост должен был стать не только самым длинным в России, но и самым экологичным. Чтобы не наносить урон акватории Керченского пролива, стоки сооружения, отводящие дождевые потоки, снабдили системами очистки и обеззараживания. Теперь вся вода, стекающая с моста в пролив, имеет ту степень чистоты, при которой в ней могут спокойно жить и развиваться любые морские организмы. Обеззараживание стоков тоже производится эко-способом. Вода обрабатывается ультрафиолетом, что не наносит ущерба окружающей среде.

К середине мая была полностью готова автодорожная часть конструкции, а 15 числа в церемонии запуска движения поучаствовал В. В. Путин. По трассе над проливом торжественно прошла колонна тяжелой техники, которую возглавил глава государства, лично севший за руль «КамАЗа». При этом строительство железнодорожной ветки моста продолжалось в стандартном режиме. Открытие ж/д линии состоялось 18 декабря 2019 года и вновь не без участия президента. Правда, на тот момент движение по переходу открыли только для пассажирских поездов «Таврия», следующих по маршрутам Москва – Симферополь и Санкт-Петербург – Севастополь.

К летнему сезону 2020 года планируется запустить новые железнодорожные маршруты в Крым из 13 других городов. Теперь уехать на курорты полуострова можно будет не только из бывшей и действующей столиц, но и из центральной и южной частей России, Поволжья, Урала, Сибири и северных городов. Что касается грузовых составов, то для них движение через пролив откроется 1 июля 2020 года.

Интересный факт: название «Крымский мост» было выбрано в результате онлайн-голосования. Претендовали на победу и такие варианты, как Тузлинский мост, Керченский мост, Мост Воссоединения, а также Мост Дружбы.

Живые символы Крымского моста

Еще в самом начале строительства у перехода появился собственный живой талисман – бездомный кот Мостик. Пушистое создание приютили рабочие, поставив его на ежедневное довольствие. В результате животное провело на стройке несколько лет, получив титул «главного на мосту» от российских патриотов и звание «орудия кремлевской пропаганды» от американских СМИ. Котофей разъезжал в кабинах строительной техники, разгуливал по металлическим конструкциям, но особенно часто наведывался в пищеблок за блинами, рыбой и котлетами.

Постепенно рыже-белый «прораб» настолько прославился, что стал регулярно мелькать в новостных репортажах, привлекая интерес зрителей к стройке века. Дальше – больше: после церемонии открытия транспортного движения котофей первым прошелся по мосту, что превратило его чуть ли не в национального героя. Сегодня кот Мостик – важная персона, имеющая раскрученный профиль в Инстаграм с 54 000 подписчиков и активно рекламирующая сувенирную продукцию с крымской символикой. Строительные бытовки кот сменил на благоустроенную квартиру, в интерьерах которой постоянно фотографируется.

Стоит однако заметить, что Мостик был не единственным претендентом на звание «главного мостостроителя». Известно, что на разных участках перехода были свои пушистые подопечные, чьи мордочки камеры федеральных каналов обошли стороной. Например, занять место Мостика вполне могли кошки Маруся, Белка и Ассоль, коты Василий, Бегемот, Рыжий и даже лиса Елизавета, которую строители приручили с помощью черноморских креветок и миски с молочной кашей. После окончания монтажных работ часть животных разъехалась со своими опекунами по всей России, а остальные продолжили вольное существование.

Особенности мостовой конструкции

На воплощение в жизнь претендовали четыре инженерных проекта, три из которых предполагали прокладку опор от косы Чушка, в районе поврежденной ледоходом переправы 1944 года. Однако победа осталась за четвертым вариантом, пересекающим Тузлинскую косу и проходящим через остров Тузла. Длина последнего сооружения была намного больше, зато при таком раскладе не страдала паромная переправа, от которой пришлось бы отказаться, если бы маршрут прокладывался через Чушку. Кроме того, мост через Тузлу обходил стороной сейсмически активные зоны и район историко-культурного наследия, что было немаловажно.

Проект конструкции тоже менялся. Например, изначальный вариант Крымского моста подразумевал строительство разделенных ж/д путей и автомобильной трассы, соединяющихся в районе Тузлинской косы в единый переход, достигающий Керчи. Были также предложения проложить часть маршрута по насыпи косы. Однако из-за нестабильности и постоянного движения почвы в этом районе от такого плана пришлось отказаться. В результате железная дорога и автотрассы Крымского моста берут начало от Таманского полуострова, пересекают дамбу длиной 5 км и Тузлу, проходят над Керченским проливом, огибая с северной стороны мыс Ак-Бурун, и заканчиваются на крымском берегу.

Само сооружение представляет собой два параллельных друг другу моста – автомобильный и железнодорожный, устойчивость которым придают 595 опор. Формальная длина конструкции – 19 км, но если делать более точные замеры, то выяснится, что протяженность ж/д линии составляет 18,1 км, а автодороги – 17 км. Сама автотрасса четырехполосного типа с максимально разрешенной скоростью движения 90 км/ч. Пропускная способность дороги – 40 000 машин в сутки.

Часть перехода, предназначенная для поездов, относится к двухпутной разновидности, способной пропустить до 47 пар составов в сутки. Скоростные характеристики различаются в зависимости от типа транспорта. Например, грузовой поезд может проезжать здесь со скоростью 80 км/ч, пассажирский – 120 км/ч. Крымский мост относится к категории морских объектов судоходного типа. Для этой цели в конструкции предусмотрены специальные пролеты. Длина каждой «арки» составляет 227 м, а высота – 35 м над водой, что позволяет проходить под мостом не только мелким судам, но и военной технике.

На заметку: В 2019 году ЦБ выпустил юбилейную 5-рублевую монету в честь пятилетия воссоединения Крыма с Россией. На оборотную сторону дензнака нанесено изображение карты полуострова и Крымского моста.

Защита и безопасность

По заверениям специалистов, опоры сооружения способны выдержать землетрясение до 9 баллов. К тому же, разработан комплекс защитно-оборонительных мер, обусловленный неоднократными призывами украинских властей уничтожить переход. Как результат: специально для отражения воздушных диверсий Крымский мост оснащен береговыми комплексами ПВО. Возможному тарану со стороны вражеских кораблей противостоят отбойные палы, при столкновении с которыми судно агрессора будет повреждено и не сможет продолжать нападение.

Дополнительно район Крымского моста патрулируется скоростными катерами, отслеживающими сигналы гидрофонов (да, на дне пролива тоже имеется система защиты). Гидрофоны системы «Амулет П» используются для обнаружения вражеских пловцов-водолазов, если тем захочется подойти к переправе по морскому дну. Сигнал о нарушении границ с гидроакустических аппаратов передается на дежурные катера, которые тут же прибывают на место обнаружения диверсантов. Кроме того, в районе объекта постоянно дежурят группы быстрого реагирования. Что касается безопасности движения, то на автомобильной части моста ее обеспечивают дорожные машины, а также эвакуаторы легковых авто, грузовой техники и пассажирских автобусов.

Как добраться

Самый простой способ прокатиться по Крымскому мосту – купить билет на поезда Москва – Симферополь и Санкт-Петербург – Севастополь. Как альтернативу ж/д составам можно рассмотреть автобусы, курсирующие между Первопрестольной и крупными курортами полуострова, – Ялтой, Евпаторией и прочими. Если же хочется проехаться за рулем собственного авто, придется выбрать трассу М4 и мчать по ней до Ростова-на-Дону. Потом – поворот к станице Кущевской, а от нее еще один, но уже в направлении станицы Каневской. Далее через Тимашевск, хуторские поселения Телегин и Белый с выездом на трассу А-290, от которой ответвляются 40 км дороги, ведущие к автомобильной части Крымского моста.

Некоторые путешественники намеренно меняют маршрут и отправляются в путь через Анапу, Геленджик и Новороссийск. Бонусы такого автопутешествия – живописные пейзажи за окном и непередаваемый колорит южных городов. Минусы – продолжительность поездки и многокилометровые пробки на подступах к курортным зонам. Еще один вариант маршрута – через Краснодар. Город придется обогнуть с восточной стороны и перестроиться на трассу А146, по которой нужно ехать до поселка Верхнебаканского, где следует свернуть на А290.

Передвигаться по автомобильной части Крымского моста нужно без остановок, помня о камерах слежения и не превышая скорость. Пробок на переходе нет, пешеходных зон тоже. Имейте в виду, что на подступах к конструкции располагаются посты ДПС, поэтому выборочная проверка документов может иметь место.

Источник

Оцените статью