Кто летает над океаном

Перелететь Атлантику: кто и зачем придумал североатлантические треки

Трансатлантические перелеты уверенно входят в топ самых опасных и волнительных для пилотов. Если отказывает один из двигателей, правило ETOPS предписывает сажать судно на запасном аэродроме, находящемся максимум в часе полета, но над бескрайними водами Атлантики такая рекомендация начинает напоминать издевку. А сколько самолетов ежедневно курсируют между Европой и Северной Америкой! Вдруг они собьются с пути, столкнутся? Авиатор рассказывает, какие меры помогают минимизировать риски.

Кому разрешено пересекать океан

Начнем с того, что к перелетам между континентами допускаются далеко не все самолеты. Есть специальный рейтинг, учитывающий надежность двигателей и прочие показатели, определяющие способность воздушных судов совершать длительные беспосадочные рейсы.

Первыми Атлантику пересекли британцы Артур Браун и Джон Алкок на бомбардировщике Vickers Vimy в 1919 г. 3040 км тогда удалось преодолеть за 16,5 часов. А первые пассажирские судна, покорившие океан после Второй мировой войны — американские Lockheed Super Constellation, Boeing-377 Stratocruiser и реактивный британский Comet.

Дороги в облаках

За минувшие десятилетия объем пассажиропотока и количество рейсов выросли многократно, воздушное пространство оказалось загружено до предела и возникла необходимость упорядочить весь этот небесный хаос. Дороги в облаках не построишь, вот вместо них и придумали североатлантические треки — организованные маршруты, соединяющие Европу с Северной Америкой.

Читайте также:  Рифообразующие кораллы мирового океана

Но ведь погода непостоянна, а значит, и треки должны меняться ежедневно: для разных направлений их публикуют минимум дважды в сутки. Есть два основных потока: утром и днем с 8:30 до 16:00 по московскому времени самолеты вылетают в западном направлении из Европы, вечером и ночью с 22:00 до 5:00 — из Америки на восток. Это очень удобно: стартуя из Шереметьево, скажем, в 10:00, приземляешься в Нью-Йорке в 13:00 по местному времени, а покидая США в 15:00, прибываешь в Москву в 7:00 следующим утром.

Кто за это в ответе

Небо над северной частью Атлантического океана «расчерчивают» районные диспетчерские центры: ночью треки для самолетов, летящих в восточном направлении, рассчитывает канадский Гандер, днем для движущихся на запад — британский Шенвик. Отдельные треки могут понадобиться и диспетчерским центрам Нью-Йорка, Рейкьявика и Санта-Марии. Информацию рассылают по сети авиационной фиксированной электросвязи. Когда погода особенно переменчива, сообщения отправляются несколько раз в день.

В сообщениях также указываются географические координаты входной, выходной и промежуточных точек, доступные эшелоны (высоты, на которых предстоит лететь), дата, время и название диспетчерского центра. В специальном разделе содержатся замечания, напоминающие экипажу об основных процедурах и возможных ошибках в пилотировании.

Однако передвижение по североатлантическим трекам — вовсе не обязательное условие: по статистике, им следует лишь половина воздушных судов. Часть рейсов выполняется по произвольным маршрутам в стороне от организованных трасс или совпадает с одним из треков лишь частично. Отдельные маршруты предусмотрены для самолетов, не отвечающих требованиям к минимальным навигационным характеристикам (MNPS). Но лететь по «дорогам», спроектированным профессионалами, все же как-то спокойнее.

  • Как выучиться на бортпроводника: есть 2 пути.
  • 7 крупных авиакомпаний России, которых больше нет. Что с ними случилось?
  • Сложно ли пилотам ориентироваться в аэропортах и «парковать» самолеты.

Источник

Летают ли самолеты через Тихий океан

Авиамаршруты прокладываются с учетом множества факторов. Одним из главных является обеспечение максимальной безопасности для пассажиров и экипажа. Поэтому во многих случаях маршруты из пункта А в пункт B выбирают не самые короткие. Многие спросят: почему самолеты не летают через Тихий океан? Существуют установленные авиационные нормы ETOPS. Согласно этим нормативам, которых обязан придерживаться каждый авиаперевозчик, маршрут должен строиться таким образом, чтобы авиалайнер постоянно пребывал в пределах конкретного времени полета до близлежащего аэроузла. Это правило распространяется на большинство современных моделей авиалайнеров, оснащенных двумя двигателями. В случае выхода из строя одного двигателя самолет должен иметь возможность совершить аварийную посадку в одном из ближайших аэродромов. Если двигатель откажет во время полета над водой, суша и аэродромы будут находиться слишком далеко, и авиалайнер не успеет на одном двигателе добраться до ВВП для осуществления аварийной посадки.

При этом вопрос, почему над Тихим океаном не летают самолеты, не является корректным. Авиалайнеры осуществляют перелеты над ним. Впервые пассажирский рейс по маршруту, предполагающему такой перелет, был совершен в 1936 году. Это был рейс из Сан-Франциско на Гавайские острова. Позже совершались рейсы из США на Филиппины. Большинство современных маршрутов проложены через северную и центральную части этого океана. Очень развито воздушное сообщение между островами. Все маршруты составлены таким образом, что самолет основную часть времени летит вдоль берега, а океан пересекает только в тех зонах, где минимальное расстояние между двумя участками суши, согласно нормам ETOPS.

Образование большого количества озона

В результате исследования, проведенного учеными из Массачусетского технологического института, было доказано, что перелеты через этот океан оказывают негативное воздействие на климат посредством образования огромного количества озона. Как сообщили исследователи, особенно данная проблема затрагивает маршруты в Австралию и Новую Зеландию. Всего ученые выделили 10 рейсов через этот океан, в результате которых образуется максимальное количество озона.

Специалисты в ходе научного исследования определили для более, чем 80000 рейсов, какие из зон являются наиболее чувствительными к образованию озона. Самым чувствительным в результате оказался Тихоокеанский регион. Здесь на каждый кг окислов азота из двигателей авиалайнера образуется 15 кг озона. Было установлено, что атмосфера в этом регионе реагирует на оксиды азота в выхлопных газах воздушного судна в 5 раз сильнее, чем при полете на той же высоте над странами Европы, и в 3.7 раз сильнее, чем при полете над северной Америкой. Возможно, в целях предотвращения нанесения вреда атмосфере в будущем маршруты через Тихий океан будут изменены. Но при этом увеличится расход топлива во время таких рейсов.

Исчезновение авиалайнеров во время полета над Тихим океаном

Теперь вы знаете, летают ли самолеты через Тихий океан. Но несмотря на тщательную разработку маршрутов, которые в большей части предполагают полет вдоль берега, в истории авиации были случаи авиакатастроф во время полета над этим океаном. Так, самой крупной авиакатастрофой в XX веке стало крушение авиалайнера L-1049, когда он пролетал над Тихим океаном. Полет осуществлялся между островами. Авиалайнер доставлял пассажиров с Марианских островов на Филиппинские. Однако через 2,5 часа полета, когда авиалайнер находился над водой, он исчез с радаров, и связь с экипажем прервалась. Оперативно были организованы масштабные поиски. Однако они не принесли результатов. На борту вместе с членами экипажа находилось 107 человек. Все они были признаны погибшими вследствие крушения авиалайнера.

По официальной версии на территории площадью более 140 тыс. кв. миль не было найдено никаких следов крушения.

Первый перелет через Тихий океан

Впервые в истории человечества такой одиночный перелет совершила Амелия Эрхарт. Это свершилось в 1935 году. Она вылетела с Гавайских островов и совершила посадку на аэродроме в Калифорнии. Перелет был осуществлен на авиалайнере Vega 5b. Он был очень рискованный для жизни молодой летчицы. Такое путешествие длилось почти 18,5 часов. Когда Эрхарт совершила успешную посадку, ее встречала толпа сопереживающих аплодисментами. Из аэродрома Амелию выносили на руках. Известно, что перелеты в одиночку всегда даются намного сложнее, чем вдвоем. Позже Амелия призналась, что во время такого экстремального рейса над водой ей несколько раз мерещилась земля, но впоследствии оказывалось, что это облака принимают форму очертаний земли. К концу перелета она была очень измождена, но все-таки сумела достичь поставленной цели и совершить посадку в пункте назначения, перелетев весь океан. Спустя два года Амелия попыталась совершить кругосветное путешествие на авиалайнере. Но в этот раз удача ей не улыбнулась, и летчица погибла вследствие крушения самолета.

Перелет необычного самолета через Тихий океан

В прошлом году впервые был совершен успешный перелет через Тихий океан на самолете с солнечными батареями. Авиалайнер был оснащен солнечными батареями, состоящими из 17 000 элементов. Этого достаточно для того, чтобы работал двигатель и для аккумулирования энергии во время ночного полета. Стартовал авиалайнер с Гавайских островов, пролетев над океаном и совершив удачную посадку на аэродроме Сан-Франциско. Полет был тоже очень рискованным, так как под самолетом на протяжении всего рейса не было суши для аварийной посадки в случае неисправности воздушного судна. Но после тщательной подготовки авиалайнера совершить успешный перелет все же удалось. Продолжительность такого рейса составила почти 3 дня.

Источник

Летают ли самолёты через Тихий океан?

Photo by Michelle Maria/Pixabay

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как разрабатываются маршруты самолётов? Для автомобилей и наземного транспорта прокладываются дороги, местами грунтовые, не слишком удобные, но всё же вполне видимые глазу и иногда даже нанесённые на карты. А как же с авиацией? Казалось бы, там всё просто – вот один город, вот другой, чертим между ними линию – и вот он маршрут! Но всё совсем не так.

В авиации главным правилом было и остаётся обеспечение безопасности для людей, находящихся на борту самолёта. Поэтому многие маршруты на деле оказываются не такими уж и короткими, как это может показаться при взгляде на карту и «прикидке» расстояния по прямой.

В авиации существуют нормы ETOPS, которых придерживается каждый авиаперевозчик. И по этим нормам маршрут строится так, чтобы авиалайнер пребывал в определенных пределах времени полёта до ближайшего аэропорта. Правила эти разработаны для авиалайнеров с двумя двигателями, а таких в настоящее время большинство. Причина проста – при отказе одного из двигателей, самолёт сможет совершить аварийную посадку в любом близлежащем аэропорте. И поэтому лайнер не должен находиться слишком долго над водой.

Многие пассажиры полагают, что маршруты самолётов никогда не строятся над Тихим океаном, поскольку это самый большой водный массив на планете. Но это совсем не так. Первый полёт над Тихим океаном был совершён ещё в 1936 году по маршруту Сан-Франциско – Гавайские острова. Позднее над океаном пролегали маршруты из США на Филиппины. Сегодня многие авиамаршруты проложены над центральной и северной частью Тихого океана, авиасообщение связывает острова, разбросанные по его территории. Все без исключения маршруты составлены так, чтобы самолёт постоянно летел вдоль береговой линии. Пересечение океана возможно только в тех частях, где расстояние между двумя берегами соответствует нормам ETOPS.

Полёты над Тихим океаном и экология

Ученые Массачусетского технологического института провели исследование, в ходе которого получили довольно грустные данные – авиаперелёты над Тихим океаном оказывают губительное влияние на климат. Самыми катастрофичными рейсами для климата признаны маршруты в Австралию и Новую Зеландию.

Исследование учёных заключалось в определении наиболее чувствительных зон к образованию озона. Было обработано более 80 000 рейсов! В этом районе на каждый кг окислов азота, выделяемых двигателями самолётов, образуется 15 кг озона. По данным исследования атмосфера Тихого океана реагирует на оксиды азота в разы сильнее, чем в других областях земного шара. Реакция на выхлопы авиалайнеров в воздушном пространстве над Европой в пять раз ниже. А над Северной Америкой в 3,7 раза! Цифры довольно неутешительные, ведь полёты над океаном продолжаются и их количество ежегодно увеличивается, а значит, и вред климату будет только расти.

Решением проблемы может стать изменение маршрутов над Тихим океаном, однако это повлечёт за собой увеличение расхода топлива во время рейсов, пролегающих через океан.

Первый перелёт через Тихий океан

В 1935 году впервые был совершён полёт над Тихим океаном. Это был одиночный перелёт, и совершила его Амелия Эрхарт на лайнере Vega 5b. Маршрут полёта начинался на Гавайских островах и был завершён на калифорнийском аэродроме. Путешествие длилось 18,5 часов и было крайне рискованным для пилота, ведь полёты в одиночку переносятся гораздо тяжелее, чем парные. Пилот признавалась потом, что много раз внизу ей мерещилась земля, а потом оказывалось, что это лишь причудливая игра облаков, принимавших вид земли. Амелия Эрхарт прибыла в аэропорт измождённая, но всё же совершила этот героический экстремальный полёт.

Нужно ли говорить, что Амелию Эрхарт встречали аплодисментами и буквально вынесли на руках из аэропорта? Для авиации это было огромным прорывом, до нее ещё никто не сумел пересечь этот огромный океан.

Самый необычный полёт через Тихий океан

В 2016 году был совершён успешный перелёт над водами Тихого океана на самолёте с солнечными батареями. Этот лайнер оснащён солнечными батареями на крыльях, которые запасают солнечную энергию днём. 17 000 элементов позволяют работать двигателю и накапливают энергию для ночного полёта. Как когда-то лайнер, управляемый Амелией Эрхарт, самолёт стартовал на Гавайских островах, финальной точкой был аэропорт Сан-Франциско.

Это был крайне опасный и рискованный полёт, ведь на протяжении всего рейса самолёт не имел ни одного варианта для аварийной посадки. Но всё прошло успешно – самолёт благополучно приземлился, открыв для авиации новую страницу. Полёты над Тихим океаном возможны и совершаются ежедневно. Грамотная прокладка следования самолётов позволяет сделать рейсы над самым непокорным океаном безопасными, сохраняя оптимальность маршрута.

Источник

FrequentFlyers.ru

Ликбез, Новости, Обзоры

Новому Airbus A220 разрешили летать через океан

16/01/2019

Новый самолет Airbus A220 получил сертификацию ETOPS-180, что позволяет ему совершать продолжительные полеты над океаном: например, из Лондона в Нью-Йорк, из Калифорнии на Гавайи или из Индии на Мадагаскар.

ETOPS расшифровывается как Extended range twin engine operational performance standards: эта сертификация регламентирует планирование маршрута таким образом, чтобы самолет, пересекая океаны, пустыни или полюса, находился при этом в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, способного принять данный тип ВС. Благодаря этому при отказе одного из двигателей он сможет гарантированно дотянуть до запасного аэродрома: конечно, на одном двигателе самолет в принципе спокойно долетит и до места назначения, однако из соображений безопасности на случай отказа второго максимальная продолжительность полета ограничивается. Время указывается в минутах, то есть, ETOPS-180 означает 3 часа полета до ближайшего аэродрома.

Разные самолеты и авиакомпании сертифицированы на разное время полета, причем в последние годы наблюдается тенденция к увеличению этого времени. Еще 5 лет назад типичное время составляло 60-120 минут, а 180 или 240 для больших самолетов было редкостью, а сейчас Airbus A350XWB имеет максимальную сертификацию ETOPS-370, а Boeing-777 и 787 — ETOPS-330; это позволяет отказаться от более дорогих и расходующих больше топлива четырехдвигательных самолетов даже на маршрутах вроде Сидней-Сантьяго (это самый протяженный в мире коммерческий маршрут, проходящий над океаном).

Интересно, что A220 стал первым в своем классе самолетом, способным выполнять и steep approach (снижение по глиссаде с большим углом, что актуально для аэропортов, находящихся среди плотной застройки, например, Лондон-Сити), и дальнемагистральные рейсы (дальность полета составляет до 5920 км).

Конструктивно Airbus A220 выгодно отличается от других самолетов на рынке широким использованием композитных материалов и алюминиево-литиевых сплавов — за счет этого, например, CS300 на 6 тонн легче, чем Airbus A319neo и потребляет на 20% меньше топлива при схожей пассажировместимости и дальности полета. Преимущества для пассажиров — огромные багажные полки, позволяющие каждому из них (а не двум третям) взять с собой по стандартному чемодану Cabin Size, большие иллюминаторы и широкие кресла — на 1 дюйм шире, чем у Airbus и на 2 дюйма шире, чем у Boeing.

Airbus A220 был впервые представлен публике в июле 2018 года. Правда, первый полет он совершил еще в 2013 году и изначально назывался Bombardier C-Series (CS100 и CS300). Было выпущено несколько серийных машин, которые летают у Korean Air, Swiss и airBaltic. Самолеты оказались настолько перспективными, что европейский концерн вспомнил принцип: «если с беспорядками нельзя бороться, то надо их возглавить» и в октябре 2017 года приобрел 50,01% акций программы C-Series. У Bombardier осталось 31%, еще 19% — у частных инвесторов (через фонд Investissement Quebec). Сделка была закрыта 1 июля 2018 года.

Самолеты по-прежнему выпускаются в Канаде на заводах Bombardier, но Airbus планирует в 2020 году запустить вторую производственную линию на своем заводе в Алабаме (США). Это очень важно: Boeing, пытаясь конкурировать с Bombardier, пролоббировала через администрацию Трампа ввод 300-процентной пошлины для импорта самолетов, произведенных в других странах. Bombardier завод в США построить не могла, а у Airbus он есть, так что сделка была, по сути, неизбежной. Boeing отреагировала на нее созданием совместного предприятия с бразильской Embraer.

Источник

Оцените статью