КА́РСКОЕ МО́РЕ
В книжной версии
Том 13. Москва, 2009, стр. 223
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РСКОЕ МО́РЕ, окраинное море Северного Ледовитого ок., между берегами Сев. Евразии, островными архипелагами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля. Омывает берега России. На севере широко открыто к Арктическому бассейну, здесь границы моря проведены от мыса Желания (архипелаг Новая Земля) к мысу Кользат (о. Греэм-Белл в архипелаге Земля Франца-Иосифа) и далее к мысу Арктический (о. Комсомолец в архипелаге Сев. Земля). Водные границы на юго-западе проходят по зап. границам проливов Карские Ворота и Югорский Шар, на северо-востоке – по вост. границам проливов Красной Армии, Шокальского (Сев. Земля) и Вилькицкого. На западе граничит с Баренцевым м., на востоке с м. Лаптевых, на севере с Арктическим бассейном Сев. Ледовитого ок. Пл. 883 тыс. км 2 , объём 98 тыс. км 3 . Наибольшая глубина 620 м.
Источник
Карское море
Карское – море на севере России, является окраинным морем Северного Ледовитого океана. В XVII его называли Нярзомским, по крайней мере, оно упоминалось именно под таким название. А на картах Эдварда Уэллса оно называлось Тартарским. Впервые название «Карское» появилось на карте Селифонтова в 1736 году. Ранее так называли Байдарецкую губу – Карскую. Согласно одной из версий, название пошло от ненецкого слова «харе», что можно перевести как «торосистый лед».
Содержание
Общее описание
Площадь Карского моря – 893400 квадратных километров, средняя глубина – 75 метров, максимальная – 620 метров. Объем водной массы – чуть больше 100 тысяч кубических километров. На берегах Карского моря очень мало населенных пунктов, единственный на побережье порт – Диксон (Красноярский край).
Карское море ограничено островами Новая Земля, Северная Земля и Земля Франца-Иосифа, а также северным побережьем Российской Федерации. Карское море по большей части находится на шельфе, поэтому здесь довольно много островов. Самые крупные впадающие реки: Енисей, Таз и Объ.
Одно из самых холодных морей России, лишь в устьях рек температуры бывает выше нуля градусов по Цельсию (летом). Остальная часть моря большую часть в году покрыто льдом. Также характерно и то, что в устьях рек вода практически пресная.
Побережье. By Aerohod (Own work) [CC BY-SA 4.0], via Wikimedia Commons
Гидрология и рельеф дна
По большей части Карское море лежит на шельфе, на большей части глубины до 100 метров. Есть два желоба – Воронина, где глубины достигают 420 метров и Святой Анны, где максимальная глубина 620 метров. Они идут с севера на юг. Также есть Восточно-Новоземельский желоб, который расположен у Новой Земли, там глубины колеблются от 220 до 400 метров.
Приливы имеют периодичность в 12 часов, их высота редко превышает 80 сантиметров. Влияние на величину приливов Карского моря оказывает морской лед, особенно это характерно для самых холодных месяцев в году. В это время приливы меньше, а приливная волна может приходить с опозданием.
В Карском море есть пространства многолетних льдов толщиной более 400 сантиметров. Фиксируются как годовые, таки и вековые колебания ледовитости.
История открытия и изучения
Акватория Карского моря сложилась после отступления плейстоценового оледенения, произошло это в промежутке 1,8 – 0,1 миллионов лет назад. В промежутке между 0,7 и 0,1 миллионов лет назад, Карское море распространялось вглубь Сибири, тогда его уровень был выше на 25-30 метров, чем нынешний, а температура воды была теплее за счет теплых течений с Атлантики.
Были периоды, когда уровень воды был выше сегодняшнего более чем на 100 метров. Окончательно в современном виде Карское море образовалось примерно 11 тысяч лет назад после поднятия Западно-Сибирской равнины, которое и отодвинуло море и обозначило современные границы.
Корабли ВМФ России в Карском море. Фото: Министерство обороны Российской Федерации.
Точная дата первых плаваний неизвестна. Первое документальное упоминание датировано 1556 годом, тогда здесь был англичанин Стивен Бороу, который встретил здесь русских моряков.
В 1737 году Степан Малыгин и Алексей Скуртов обогнули Ямальский полуостров, а Дмитрий Овцын первым прошел морским путем от Обской губы до Енисейской. В 1740 году Федор Минин достиг 75° 15′ N, вплоть до 1878 года это была самая восточная точка Карского моря, которую достигал человек.
В Карском море осуществлялись боевые действия в ходе Великой Отечественной войны. Здесь действовала авиация, подводные лодки, ледоколы и крейсеры. Ставились минные заграждения.
Фауна и флора
В Карском море водятся 54 вида рыб, промысловое значение имеют ряпушка, корюшка, омуль, навага, нельма, сайда. Рыбные промыслы осуществляются исключительно в устьях рек, бухтах и заливах. Встречается большое количество ластоногих: морские зайцы, нерпы, белухи (заходят летом), моржи.
Встречается пять видов китов: горбатый, финвал, малый, синий и сейвал. Изредка сюда заплывают касатки и гренландские киты. Единственный вид акулы – полярная.
Водятся белые медведи и песцы, которые могут довольно далеко отходить от побережья. На островах находятся многочисленные гнездовья птиц, больше всего здесь кайр и гагарок. Флора представлена по большей части донным водорослями и зоопланктоном.
Значение моря
Через Карское море идет Северный морской путь. По своим характеристикам, море является самым сложным из всех арктических морей. Здесь практически всегда есть лед, много мелководных участков, нет якорных стоянок, недостаточная изученность течений, а также большое количество пасмурных дней – все это неблагоприятные факторы для судоходства.
У полуострова Ямал были разведаны большие шельфовые месторождения газового конденсата и природного газа. Их планируют начать осваивать в 2025 году. Общий запас газа оценивается более чем в два триллиона кубических метров.
Туризм
Понятное дело, любителей пляжного отдыха на побережье Карского моря не встретишь, однако туристы здесь все-таки есть. По большей части это жители соседних регионов или просто любители Арктики. Есть и организованные туры, например, из Воркуты.
В целом же, туристический потенциал у этого района России достаточно низкий. Эти места заинтересуют только любителей природы Севера.
Видео:
Источник
Русанов и парадокс Карского моря
Карское море, острова Голомяный и Домашний, архипелаг Седова, Северная Земля. Автор фото Никита Кузнецов, GeoPhoto.ru
История исчезновения и последующего поиска экспедиции Владимира Русанова, набрав критическую массу неверных представлений и ложных гипотез, незаметно сошла на нет и, в звенящей тищине (когда уже нечего сказать), растворилась во времени и пространстве, лишив обескураженных капитанов главного исследовательского ресурса – мечты и надежды. На фоне прерванного поиска девиз «бороться и искать, найти не сдаваться» если сегодня и произносится, то с нотками фальши и двусмысленности.
«В этом большом и сложном предприятии, лучше ничего не делать, чем делать наполовину, так как вызванная полумерами неудача легко может дискредитировать всё дело». * Такова позиция нашего героя, раз и навсегда определённая им самим и нам, идущим по его следам, действовать иначе не получится.
Вернуться к теме экспедиции, бесследно исчезнувшей в ледяном море, автора статьи побудил один аспект, лишь вскользь упомянутый в материале «Ледовитоокеанская мечта Русанова», но на самом деле сыгравший ключевую роль в ходе исторических событий – и, значит, требующий более пристального внимания.
Новая Земля — «Утро творения»
Академик К.М. Бэр, посетивший в 1837 году Новую Землю, взглянув на пейзажи Маточкиного Шара, заметил:
В последний день августа 1912 года «Геркулес» подошёл к Новой Земле – исходному рубежу, за пределами которого находилась неизвестность. Русанову нужно было только осмотреться (услышать мнение местных жителей о ледовой обстановке) и оставить сообщение.
К этому времени решение проложить высокоширотный маршрут было принято, и экипаж «Геркулеса» изготовился исполнить задуманное. Для этого Владимиру Александровичу понадобилось положить на чашу весов всё, что у него было: свой опыт, знания, интуицию, мотивацию и. аргумент, который «остался за кадром», ускользнул от пристального взгляда его биографов, но определённо был ключевым.
Невидимый до поры аргумент был связан с необычным свойством Карского моря, которое называлось и трактовалось по-разному, но являлось производным одного и того же природного процесса Новой Земли. Назовём его – полярный парадокс (условно, чтобы не путаться в терминах).
Именно «парадокс» Карского моря, как универсальный инструмент, решил использовать Русанов, чтобы открыть для России, окно возможностей – Северный морской путь.
Полярный парадокс Карского моря
«Полярный парадокс» заключался в невероятном природном эффекте: чем севернее суда пересекали Карское море, тем разреженнее и слабее был лёд. Более того, этот феномен имел конкретные географические координаты и наглядно и ярко определялся следующим контрастом: если в навигационный период (июль — сентябрь) южные проливы Новой Земли (Югорский шар и Карское ворота) заблокированы льдом, то в районе северной оконечности архипелага их гарантированно нет. Причём – чем сплочённее льды и продолжительнее их напор в проливах, тем твёрже уверенность в открытом море на севере. Не осталась незамеченной и периодичность этого феномена: два-три раза в десять лет [1].
Дело, как выяснилось позже, в направлении, силе и продолжительности ветров, безраздельно господствующих на просторах Арктики. Ветровой режим над Карским морем имеет довольно чётко выраженный муссонный (устойчивый) характер: зимой преобладающий воздушный поток направлен с суши на море, то есть с юга на север, а летом с моря на материк – с севера на юг. В аномальные годы, когда возникает эффект «парадокса», вектор ветров несколько смещается и значения (сила и продолжительность) усиливаются. В течение нескольких месяцев преимущество начинают получать ветра восточных румбов, вследствие чего ледовый ландшафт моря начинает резко меняться.
1) южные новоземельские проливы плотно блокированы льдом;
2) расположенный на севере Северо-Карский ледяной массив надвинут на юго-западную часть моря, в район, где ещё недавно (весной) находился Новоземельский массив, который в конце лета полностью исчезает или существенно сокращается – в пределах 10-20% от первоначального;
3) одновременно происходит «отрыв» Северо-Карского массива по линии о. Визе – о. Ушакова – архипелаг Седова и дрейф массива в юго-западном направлении;
4) севернее от указанной линии островов лёд неподвижен (его сдерживают острова и айсберги, сидящие на мелководье), но даже если барьер и пропускает в море «языки» прорвавшегося мелкобитого льда, то их тут же подхватывает северо-восточный ветер и сносит в сторону от широтной линии (полоса в пределах 77° — 79° с.ш.); [2]
5) широкая, свободная ото льда полоса простирается от мыса Желания до западных берегов Северной Земли – льду просто неоткуда взяться.
Классическое проявление «парадокса» можно проследить на примере навигации 1932 года, когда ледокольные пароходы «Русанов» и «Сибиряков» (с учёными на борту), войдя в Карское море через пролив Маточкин Шар (имелась информация о блокировании южных проливов льдом), обнаружили на севере Карского моря чистую воду («русановский» вариант 1912 года). Николай Урванцев, находившийся в это время на острове Домашнем (архипелаг Седова), отметил:
Вот и весь секрет. До открытия Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана (1913 г.) Северной Земли и советскими гидрографами (30-е годы XX века) широкого и длинного мелководья с окаймляющими его на севере островами Визе и Ушакова не было известно, что Карское море лучше всех арктических морей защищено от непосредственного воздействия океанских вод и льдов: с юга его ограничивает берег материка, а с остальных трёх сторон — запада, востока и севера — море ограничивается островами. Эти острова и особенность карских течений не позволяют льдам из смежного северного района заходить сюда, но они почти не мешают местным льдам уходить отсюда на север. В этом одна из своеобразных особенностей природы Карского моря [3].
Здесь мы сталкиваемся с законами природы: последовательными переходами от одного явления к другому, от другого к третьему – и так до бесконечности. Мир бесконечных причинно-следственных цепочек, работающих по «принципу домино».
Именно «полярным парадоксом» (интерпретируя его как следствие воздействия Гольфстрима) воспользовался Русанов, увидев в нём возможность преодоления неприступного барьера, многие века сдерживавшего экономическое и политическое развитие страны.
В 1912 году о происходящих природных коллизиях экипаж шхуны не знал, они продолжали надеяться на благополучный исход, резонно полагая, что их предводитель не ошибся – они помогут ему реализовать мечту, а себе добудут славу (которая, как известно, длится вечно, в отличие от быстротечной жизни).
Гольфстрим как отвлекающий фактор
В то историческое время объяснить такое расположение льдов, их динамику и возникающие то и дело пространства открытой воды на севере и востоке от Новой земли можно было только воздействием Гольфстрима. Так и случилось: ошибочная констатация, то есть закрепление за Гольфстримом роли, ему не принадлежащей, привело к тому, что явление «парадокса» ушло в тень и не было замечено (не удостоилось отдельного внимания).
На самом деле Гольфстрим (Нордкапская ветвь) по отношению к морской акватории интересующего нас района «скорее мёртв, чем жив» и влияния почти никакого не оказывает, а вот выявленные в первой половине прошлого века тёплые ветви Шпицбергеновского течения действительно проявляются в Карском море (в районе глубоководных желобов) удивительным образом – на мелководье, как на трамплине, они поднимаются из глубины на поверхность.
Даже беглый экскурс в историю, позволят проследить, на протяжении какого времени и в каких ситуациях был отмечен этот эффект. Первые элементы всплывают в отчётах экспедиции В. Баренца, зазимовавшего (1596 — 97 гг.) вместе с командой на северо-восточном берегу Новой Земли, в Ледяной гавани. Осенью и зимой, несколько раз кряду, лёд на море взламывало, и иногда в течение многих дней голландцы наблюдали море совершенно свободным ото льда. В конце апреля лёд в море «снова исчез», и Баренц начал готовиться в обратный путь, который благополучно завершился, благодаря русским промышленникам, повстречавшимся им на берегах Новой Земли. Эти данные позволили учёным понять, что не всё так просто в ледяном королевстве (Арктике).
Одно из первых упоминаний о возможности мореплавания вокруг северного острова архипелага отображены в записке М.С. Сидорова на имя енисейского губернатора (1859 год):
В 60-70-е годы XIX века печать Поморья продолжала активно поддерживать «открытия» морского пути в Сибирь. Корреспондент «Архангельских биржевых ведомостей» (12.04.1869 года) доказывал, что «новые научные исследования подтверждают существование свободного пути через Северный океан в Сибирь и Берингов пролив». Но его надо искать по течению Гольфстрима, к северу от Новой Земли. Для этого «довольно иметь» два-три парохода «обыкновенно крепкого строения» и направить их в район к северу от Новой Земли, свободный ото льдов.
Видные учёные А.И. Воейков и К.М. Кропоткин в «Докладе комиссии по снаряжению экспедиции в Северные моря» писали: «Капитаны Карлсен и Иоганнесен утверждают, что у северной оконечности Новой Земли наблюдали сильное течение на Восток» (подразумевается, что море было свободно ото льда).
В 1871 году норвежский промышленник Мак на шхуне «Polarstjernen», подойдя к южным проливам Новой земли и убедившись, что они непроходимы из-за льда, направился на север и, обогнув мыс Желания, не встретив льда, продолжил плавание на восток. 1 сентября он спустился до широты 75° 25» , в долготе 82° 75» (против устья Енисея), где был встречен «замечательный тёплый слой воды, доходивший до +5°, +6° Ц». В 1878 году капитан Иоганнесен тем же маршрутом вошёл в Карское море и открыл остров Уединения (Ю. М. Шокальский » Мирской путь в Сибирь», стр. 24).
В докладе Л.Л. Брейтфуса (Морской путь на Дальний восток, 1904 год), который заслушивался на общем собрании Императорского Общества судоходства под председательством А.И. Вилькицкого, отмечается что маршрутом «вокруг м. Желания, с 1869 по 1904 годы, воспользовались более 25 экспедиций, норвежских и русских зверопромышленников» и что «главные препятствия судам, шедшим в Сибирь, встречались в южных Новоземельских проливах, которые нередко оказывались в навигационное время блокированными льдами, особенно во время северо-восточных ветров».
Достаточно, чтобы понять: вопрос об особенности Карского моря был предметом разговоров, дискуссий, докладов в самых разных местах и сообществах – в заснеженных зимовьях, в светлых залах Императорских обществ, на страницах газет и журналов, где и поморы, и мореходы, и учёные мужи ратовали об одном и том же – о скором открытии и освоении национальной магистрали: Северного морского пути.
Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло!
К началу XX века в России назрела необходимость в реализации Северного морского пути. В этом смысле «камнем преткновения» оставалась Новая Земля, которую русские открыли и освоили, но так и не смогли системно продвинуться на восток. Этому «поспособствовали» (в том числе) и учёные, которые на фоне героических попыток наших мореходов и землепроходцев неверно истолковали ситуацию, назвав Карское море «ледяным погребом». Такое определение прозвучало как приговор тем, кто зачастую на свой страх и риск, методом проб и ошибок прокладывал морской ледяной путь. Подытожил давний спор Ф.П. Литке высказавшийся в том смысле, что морское сообщение с устьями сибирских рек «принадлежит к числу вещей невозможных».
Результат не заставил себя долго ждать. В первой половине XIX века в этом море никто не плавал. Попытки наладить судоходство через Карское море к областям великих сибирских рек — Оби и Енисея — первое время заканчивались неудачами. Да и Баренцево море зачастую неприветливо встречало мореплавателей.
Русанов, который имел свойство не накапливать проблемы, а решать их, своими экспедициями по Новой Земле доказал, что дело (если оно стоящее) требует полной самоотдачи. Он жаждал переломить сложившуюся ситуацию одним поступком.
Судьбе было угодно, чтобы летом 1912 года в описываемом районе случился очередной природный сдвиг, и власть над ледовой обстановкой получил «полярный парадокс». Знал ли Русанов, что южные проливы и восточный берег Новой Земли загромождены льдом [4] — уже неважно: путь от северной оконечности Новой Земли до таинственных берегов Северной Земли был свободен.
У мыса Желания их экспедиционный «Геркулес» не сделал остановки, а уверенно рассекая форштевнем холодные волны, устремился на восток, на встречу с «белым безмолвием» Арктики. В прицеле их курса появился архипелаг, но об этом наши мореходы узнают лишь спустя несколько дней. Наступает трепещущий миг — «утро творения».
Автор: Юрий Веселянский – действительный член Русского Географического общества.
* цитата из статьи В. А. Русанова «Экономическое значение Северного Морского пути», Известия Архангельского общества изучения Севера, √15 — 16, 1911 год.
** Д. М. Пинхенсон » Проблемы Северного Морского пути», Т 2, стр. 63.
[1] «На три месяца освобождаются обыкновенно берега островов от плавучих льдов. Но и среди этих лет бывает — при северных и северо-восточных ветрах — вдруг надвинутся льды с севера или через проливы из Карского моря и опояшут горизонт, отсвечивая небо ледяным отблеском». Жидков Б. М. очерк «Новая Земля», 1903 год, стр. 4.
[2]. В 1935 году с парохода «Садко», находившегося к тому времени в Карском море у обнаруженного мелководья (на котором расположен остров Ушакова), очевидцы наблюдали такую картину: при северном ветре на юге – открытое море, а на севере льды были неподвижны: их сдерживали стоявшие на мели айсберги.
[3] В. Визе в своей книге «Моря Советской Арктики» особо отметил:
Источник