- Кто открыл Тихий океан и в каком году?
- Кто открыл Тихий океан
- Экспедиция Магеллана и «Тихое море»
- Гипотеза Хейердала о заселении Океании
- Противоположное мнение
- Кто открыл Тихий океан. История открытия. Название
- Открытие Тихого океана
- Как Россия рвалась к Тихому океану
- Как Россия рвалась к Тихому океану Владивосток – восточный форпост государства
- КСТАТИ
Кто открыл Тихий океан и в каком году?
Тихий океан — крупнейший на Земле, занимает треть площади поверхности нашей планеты. Его размеры больше всей суши — материков и островов, вместе взятых. Не зря его часто называют Великим океаном. Странным кажется то, что открыт он был только в 16 веке, а до тех пор о его существовании даже не подозревали.
Кто открыл Тихий океан
Открытие нового океана связывают с именем испанского конкистадора Васко Нуньес де Бальбоа. Осенью 1512 года Бальбоа, бывший тогда губернатором испанской колонии Дарьен, отправился на запад от побережья Атлантического океана в сопровождении 192 человек, вооруженных копьями и алебардами, со сворой собак. Им удалось пересечь перешеек, соединяющий Северную Америку с Южной, преодолев труднопроходимые леса, тропические болота и скалистые хребты.
Но вот с вершины очередного хребта они увидели бескрайнее водное пространство. Войдя по грудь в воду, Бальбоа объявил новое море владением испанского короля. Оно стало называться Южным морем, так как лежало к югу от перешейка. Это название сохранялось за ним почти до конца 18 века.
Итак, вроде бы ясно, кто открыл Тихий океан. В 1513 году европейцы впервые увидели его и нарекли Южным морем. Но это не значит, что они стали сразу осваивать побережье и совершать по нему плавания.
Экспедиция Магеллана и «Тихое море»
Кто открыл Тихий океан для европейских мореплавателей? Этим мы обязаны организатору первого кругосветного плавания Фернану Магеллану. Именно его корабли в ноябре 1520 года впервые оказались в неизвестном океане и пересекли его. И как раз Магеллан дал ему название El Mare Pacifico — Тихое море.
Для современного человека, наслышанного о штормах, бушующих в Тихом океане, о волнах размером с десятиэтажный дом, о тропических тайфунах, его название звучит несколько странно. Но Магеллану во время его экспедиции просто повезло с погодой. После того как с большими затруднениями корабли прошли узким и извилистым проливом, названным впоследствии именем Магеллана, они оказались перед обширным водным пространством, до тех пор не знакомым европейцам. Сначала судна шли под ровным попутным ветром. А потом очутились в зоне почти полного безветрия.
Но все же океан был пройден. А 21 апреля 1521 года сам Магеллан погиб, ввязавшись в междоусобицу местных племен. Путь домой пришлось возглавить его товарищу Себастьяну Элькано.
Итак, Магеллан со своими спутниками — тот, кто открыл Тихий океан и дал водоему нынешнее название.
Гипотеза Хейердала о заселении Океании
На это счет существуют разные мнения. Знаменитый норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал считал, что заселение островов происходило с востока, с Южной Америки. Он утверждал, что индейцы могли преодолевать тысячи миль по океану, пользуясь морскими течениями и попутными ветрами. Сам Хейердал доказал возможность таких путешествий в 1947 году, переплыв Тихий океан на бальсовом плоту «Кон-Тики», сделанном по образцу индейских плотов.
Противоположное мнение
Француз Эрик Бишоп придерживался другой точки зрения. Он считал, что не индейцы плавали к островам, а жители Полинезии совершали путешествия к берегам Южной Америки. При этом они и сейчас остаются искусными мореходами, да это и неудивительно. Обойтись без длительных путешествий, живя на отдаленных друг от друга клочках земли в Великом океане, было просто невозможно. И язык местных жителей содержит столько морских терминов, как ни один другой в мире. Именно полинезийцы, по мнению Бишопа, заселили впоследствии острова у западного побережья Тихого океана.
В настоящее время большинство ученых считает, что освоение обитаемой ныне суши в Тихом океане шло от восточных берегов Азии на запад. И китайские джонки могли быть первыми не только в открытии островов в океане, но и в открытии Америки задолго до Колумба.
Для россиян же Тихий океан открыли казаки Ивана Москвитина, достигшие побережья Охотского моря в 1639 году.
Источник
Кто открыл Тихий океан. История открытия. Название
Открытие Тихого океана
Кто открыл Тихий океан?
Первым европейцем, открывшим Тихий океан, и увидавшем его с суши, с высоты Панамского перешейка, был губернатор испанской колонии Васко Нуньес де Бальбоа (1475–1519 гг.) Испанский конкистадор, представитель худородного дворянства, Нуньес де Бальбоа в поисках богатой южной приморской страны (Перу) был первым из европейцев кто пересек Панамский перешеек в его самом узком месте и 29 сентября 1513 года вышел (с отрядом из 27 человек) к Тихому океану.
Это водное пространство, лежащее к югу от перешейка, Бальбоа назвал Южным морем и провозгласил владением испанской короны (не зная того, что перед ним раскинулся величайший из океанов на планете).
Почему Тихий океан назвали Тихим?
Первый европейский мореплаватель проплывший по водной глади океана – Фернан Магеллан (около 1480–1521 гг.)
1520 год, 28 ноября – в открытый океан вышел Магеллан. Он смог пересечь океан от Огненной Земли до Филиппинских островов за 3 месяца и 20 дней. И назвал океан так за то, что за все это время следования экспедиция ни разу не попала в шторм.
История открытия тихого океана
1513 год, осень – отряд испанских конкистадоров руководимых Васко Нуньеса де Бальбоа пробирался через густые заросли, держа путь через тропический лес Центральной Америки на запад. Жара была изнуряющей. Пот ручьями стекал по телам, чем вызывал нестерпимый зуд под одеждой, прикрытой панцирями. Идти без них конкистадоры не решались, потому как индейские стрелы не знали промаха. Большие собаки, которыми испанцы травили жителей встречающихся деревень, еле тащились, высунув язык. Куда же так стремились завоеватели?
Чтобы разузнать, где у индейцев спрятано золото, солдаты подвергали пленных жестоким пыткам. И кто-то не смог выдержать, рассказал, что на юго-западе раскинулась богатейшая страна, с горных вершин которой видно Большое море. Там есть много желтого металла, который зачем-то очень нужен чужестранцам. Местные жители не очень то его ценили. Золото мягкое и годилось как правило на украшения. Нож и наконечник из обсидиана и кремния был куда лучше.
К золоту, к богатству, которое мерещились во снах, пробирались остатки большого отряда конкистадоров, набранных из колонистов новых земель. Бальбоа был настоящий бандит: бессмысленно жестокий, жадный до наживы, он не боялся ничего, если впереди маячил призрак золота.
Тяжелым был путь испанцев. Густой лес и высокие горные цепи вставали на их пути. Голод и желтая лихорадка сопутствовали отряду, вырывая одного за другим ее участников. Индейцы, неуловимые, как лесные тени, подстерегали конкистадоров, и те или умирали от отравленных ядом стрел, или исчезали без крика и навсегда. Пропавших ни кто не искал.
Честолюбие, авантюризм, полное отсутствие щепетильности в выборе средств для достижения цели были присущи этому человеку…
Сентябрь подходил к концу, когда, взобравшись на вершину одной из гор, экспедиция увидела впереди бескрайнюю равнину голубой воды. Это и было Южное море — Великий, или Тихий, океан.
На берег бухты испанцы вышли 29 сентября и в честь святого Мигеля (Михаила) назвали ее Сан-Мигель. Так она называется и сегодня. Во время начавшегося прилива, Бальбоа надел роскошный камзол, взял в руки кастильское знамя и, войдя в воду, торжественно начал читать грамоту, составленную специально по этому поводу нотариусом: «…вступаю во владение для кастильской короны… этими южными морями, землями, берегами, гаванями и островами, со всем, что в них содержится…»
С берегов Дарьенского залива, где были расположены основанные конкистадорами населенные пункты, Бальбоа снарядил судно в Испанию с известием о великом открытии. К нему он предусмотрительно приложил груду золота и 200 удивительных жемчужин — пятую королевскую часть награбленного богатства. Он все верно рассчитал. В ответ из Испании к нему пришли милостивые грамоты и новые отряды «безработных» дворян, которые мечтали приобщиться к невероятным богатствам Золотой Кастилии, как называли эти земли в те времена. Так был впервые открыт европейцами Тихий океан. Не в плавании с борта судна, а с земли, с берега.
В заключение следует отметить, что дон Бальбоа все же получил по заслугам. Когда монарх начал осыпать его милостями, новый наместник Золотой Кастилии на всякий случай велел арестовать конкистадора и отрубить ему голову. Благо причин для смертного приговора долго искать не приходилось.
Фернан Магеллан
Честолюбивый Фернан серьезно увлекся мореплаванием. В стремлении оказаться подальше от дворцовых интриг…
А вот первое знакомство с Тихим океаном с борта корабля принадлежит Фернану Магеллану (Магальяншу), — бедному португальскому дворянину, который отправился к берегам страны Святого Креста, как называли Южную Америку в те времена, для поиска водного прохода из Атлантики в Южное море. Проход этот необходим был испанцам, чтобы западным путем можно было добираться до Пряных островов. Такое называние дали купцы Молуккским островам. Задачу Магеллан смог выполнить. Однако, вмешавшись в междоусобицу на Филиппинах, погиб. Островитяне закидали его копьями и изрубили тесаками.
Лишь одно судно из пяти, отплывших от испанских берегов, возвратилось в родной порт, обойдя весь земной шар. Привел его капитан Хуан Себастьян Элькано.
Наследие
На тихоокеанском побережье Панамы поставили памятник Васко Нуньесу де Бальбоа, его именем назвали основную денежную единицу этой страны. А Магеллан стал… проливом.
Трехнедельная экспедиция отряда Бальбоа к западной оконечности Южной Америки, и кругосветное путешествие команды Магеллана имели грандиозные последствия, изменилось мировоззрение европейцев, были перекроены карты.
Многие из средневековых иллюзий были развеяны – к примеру, о том, что южнее берегов Америки лежит еще один материк, таинственная terra incognita.
Нет земли – есть море, точней океан. Кроме этого опытным путем удалось доказать, что Земля в действительности круглая, как предполагали еще в античные времена.
Интересные факты
Следует отметить что, когда Бальбоа в 1510 г. уговаривал первых испанских колонистов отправится с ним в глубь материка, среди последних находился прославившийся со временем Франсиско Писарро. Тогда Писарро не захотел идти с будущим первооткрывателем Тихого океана. Звездный час Писарро настанет 20-ю годами позже. В 1532 г. он завоюет Перу, …империю инков…, и станет обладателем невиданного количества золота.
Источник
Как Россия рвалась к Тихому океану
Как Россия рвалась к Тихому океану Владивосток – восточный форпост государства
Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Замостьянов Арсений
Владивосток – город далёкий, но нашенский. Примерно так говорил Владимир Ильич Ленин. Впрочем, в его время этот форпост России был уже гораздо ближе к Москве и Петербургу. Благодаря Великому Сибирскому пути.
Его строительство оказалось проектом не только железнодорожным. Регион превращался в житницу огромной страны, набирала силу его экономика. Вдоль трассы велась геологическая разведка полезных ископаемых неподалёку от будущей дороги. В результате были открыты анжеро-судженские, черемховские, сучанские угольные месторождения. В самый разгар строительства дороги расчищались и углублялись русла рек, начиналась судовая навигация, распахивались и засевались поля. В сёлах
и городах появились новые рабочие профессии – стрелочники, кочегары, путевые сторожа. Возникло немало торговых предприятий, отправлявших в западную часть материка продовольственные товары. И не только продовольственные.
Трассу нельзя было считать завершённой, пока на карте Российской империи не появилась Кругобайкальская железная дорога, благодаря которой путь до Владивостока избавился от паромов. КБЖД оказалась самым трудоёмким объектом конца XIX – XX века! Причём в Восточной Сибири строить магистрали оказалось гораздо труднее, чем в Западной. Разница – колоссальная.
В 1898-м по указу Николая II на берегах Байкала провели изыскательские работы, что позволило через несколько лет приступить к строительству восточного участка Кругобайкальской железной дороги, от Мысовой в сторону Култука. Железнодорожный путь по берегу Байкала возвели за два с небольшим года, управившись почти на год раньше изначально намеченного срока. Столь напряжённого труда история до того времени не знала: на пути «всего лишь» в 260 км пришлось построить 39 тоннелей общей протяжённостью в 7,3 км, 14 км подпорных стен, 47 предохранительных галерей, 445 металлических мостов, 15 каменных водопропускных труб, 6 сложных каменных мостов. И всё это удалось возвести, пробиваясь через каменистую почву, суровые Саянские горы, вопреки капризному климату и неумолимой мошкаре. Россия рвалась к Тихому океану.
После появления на свет этой магистрали регулярные поезда получили возможность следовать по рельсам из Западной Европы до самого Владивостока. По рельсам! Без утомительных паромов! Этот короткий участок пути не зря называли «золотой пряжкой стального пояса России». Да, именно золотой, ибо по стоимости бюджет строительства Кругобайкальской железной дороги не уступал сметам возведения всех остальных составных частей Великого Сибирского пути. И построили КБЖД на удивление вовремя – накануне эпохи войн и революций, когда на такой проект просто не хватило бы не только мирных лет, но и средств. Строили, конечно, с упрощениями – и пропускная способность дороги, как показали первые годы эксплуатации, была невелика. Но всё-таки это было чудо инженерной мысли и рабочей смекалки. Об этом писал ? и Сергей Витте – уже в глубокой отставке, когда ему не имело смысла дипломатничать.
Регулярное железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России – Владивостоком, Порт-Артуром и Дальним – установилось в начале июля 1903 года, став настоящей победой, праздником для всех железнодорожников! В тот момент, без сомнения, именно они ощущали себя главными людьми в государстве.
Настоящей изюминкой России стали транссибирские экспрессы, о которых восторженно писала мировая пресса. Составы, курсировавшие от Балтики до Тихого океана, состояли исключительно из вагонов I и II классов. В них можно было путешествовать с полным комфортом – на высшем уровне начала ХХ века. Рестораны с разнообразной кухней, горячая вода, изысканное постельное бельё. Стоило подобное удовольствие дорого, однако знатных путешественников и деловых людей сие не останавливало: всё равно получалось значительно дешевле, чем добираться на Дальний Восток другими видами транспорта. Об этом даже спорить не приходилось. После открытия Великого Сибирского пути на всём его протяжении поездка из Лондона до Шанхая оказалась в полтора раза быстрее и почти в два раза дешевле, нежели пароходом через Суэцкий канал или Канаду. А ещё – гораздо надёжнее.
Первопроходцы-строители Владивостока и помыслить не могли, что эта небольшая крепость превратится в красавец-город, из которого можно будет добраться до Москвы за считаные дни. Уже потом дорога эта повидала войны, испытала мощь бронепоездов. За железные магистрали сражались яростно, отчаянно. И после обретения мира, к середине двадцатых годов, она стала главным инструментом возрождения Сибири, её экономической мощи и благосостояния. Старые и новые города росли и отстраивались быстрее, чем прежде. Во всех самых ответственных делах Россия надеялась на сибиряков и посылала «в дальние края» тысячи молодых строителей, воинов-железнодорожников, инженеров. Страна шла вперёд вместе с Сибирью.
Объекты КБЖД давно стали музейной достопримечательностью. Последние поезда прошли по её рельсам 20 июня 1956 года. Многие ветераны железной дороги вспоминали тот день с грустью. Многострадальную ветку Иркутск – Порт Байкал затопили в связи со строительством Иркутской ГЭС – первой крупной сибирской гидроэлектростанции – другого уникального объекта уже другого времени. Ещё в 1949 году открылась новая дорога от Иркутска до Слюдянки. Участок от Слюдянки-1 до станции Мысовая, что в Бурятии, и поныне остаётся важным звеном Транссиба.В конце 1970-х «тупиковый» западный участок Кругобайкальской железной дороги получил статус историко-архитектурного памятника. Его изучают инженеры, им любуются туристы, любящие фотографироваться на фоне старых виадуков. Очень важно, что у нас есть такой музей под открытым небом. Проложены новые маршруты, новые пути – по долинам рек Иркут и Олха, от Иркутска до Слюдянки. И в наши дни железнодорожное путешествие из Москвы во Владивосток остаётся одним из символов России! Недаром о таких рейсах снято несколько ярких художественных фильмов – «Девушка с характером», «Поезд идёт на Восток».
Восточный форпост России, наше бесценное владение, наше достояние. Таков Владивосток – город, ставший близким для всей России благодаря железнодорожникам.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
КСТАТИ
КВЖД не вполне отвечала своему названию: путь пролегал не вокруг озера, а замыкал в полукольцо его западную часть. Строгая комиссия, несколько раз «под лупой» рассматривавшая участок Порт Байкал – Слюдянка, в конце концов нашла его «законченным и годным для передачи в правильную эксплуатацию». По этому – самому трудному – участку проехал лично министр путей сообщения Хилков.
Источник