Натали – «Ветер с моря дул». 1997 год
Происхождение песни «Ветер с моря дул» не знает никто. Натали пела ее еще в детском лагере, в котором отдыхала летом каждый год. Откуда она знает песню, точно не помнит, возможно, просто где-то услышала в детстве, а может, сочинил кто-то из ребят лагеря. Песенка очень легкая запоминающаяся.
Позже после выхода первого альбома уже знаменитой певицы Натали, она вместе со своим продюсером решала записать песенку детства и включить ее в следующий альбом. На обложке сборника указали, что автор песни «Ветер с моря дул» неизвестен. Как стало понятно позже, сделали это зря.
После того, как песня стала хитом и звучала практически на каждом углу, начали появляться псевдо авторы и заявлять свои права. Каждый день объявлялся новым «автор», таких, по меньшей мере, было около 18 человек. Для прекращения попыток людей присвоить себе авторство, авторами были написаны Малышев и Сокольская.
Розенбаум в интервью журналистам обмолвился, что песню Натали «Ветер с моря дул» пели во дворах еще в 1972 году.
Вокруг песни еще длительное время шли разбирательства кто же истинный автор. Малышев был утвержден юридически, так как у него ранее была записана похожая песня, которую исполнял Юрий Петлюра. Он утверждал, что его песню просто переделали под Натали.
У Сокольской была своя история, в которой именно она написала песню много лет назад. Через частное агентство защиты авторских прав ей удалось получить права автора.
На авторство претендовал композитор Краюшкин, утверждавший, что написал ее в десятилетнем возрасте. Сократов Сергей говорил, что написал ее во время службы в армии. Таких историй было очень много, но доказать авторство больше никому не удалось.
Известность Натали после спетой песни «Ветер с моря дул» молниеносно взлетела. К певице появилось повышенное внимание со стороны прессы и коллег по сцене. Был момент, когда Натали уже не могла ее исполнять, настолько она ей надоела. На концертах приходилось петь ее по нескольку раз.
Клип, снятый на композицию «Ветер с моря дул» был третий в работе певицы. Его снимали в 1997 году осенью. В клипе пригласили сняться музыкантов из «Нэнси». Андрей Костенко снялся в главной клипа роли вместе с Натали.
Критика была обидной. Кто-то называл песню дешевой попсой, а кто-то вовсе абсурдом. Ее насмешливо называли «сморедулом». Как бы ни глумились критики песня «Ветер с моря дул» стала бесспорным хитом 90-х. Другие артисты хорошо отзывались о хите.
В 1998 году на композицию написали пародию с нецензурными выражениями. Ее исполнила группа «Красная плесень».
Источник
Натали – «Ветер с моря дул». 1997 год
Происхождение песни «Ветер с моря дул» не знает никто. Натали пела ее еще в детском лагере, в котором отдыхала летом каждый год. Откуда она знает песню, точно не помнит, возможно, просто где-то услышала в детстве, а может, сочинил кто-то из ребят лагеря. Песенка очень легкая запоминающаяся.
Позже после выхода первого альбома уже знаменитой певицы Натали, она вместе со своим продюсером решала записать песенку детства и включить ее в следующий альбом. На обложке сборника указали, что автор песни «Ветер с моря дул» неизвестен. Как стало понятно позже, сделали это зря.
После того, как песня стала хитом и звучала практически на каждом углу, начали появляться псевдо авторы и заявлять свои права. Каждый день объявлялся новым «автор», таких, по меньшей мере, было около 18 человек. Для прекращения попыток людей присвоить себе авторство, авторами были написаны Малышев и Сокольская.
Розенбаум в интервью журналистам обмолвился, что песню Натали «Ветер с моря дул» пели во дворах еще в 1972 году.
Вокруг песни еще длительное время шли разбирательства кто же истинный автор. Малышев был утвержден юридически, так как у него ранее была записана похожая песня, которую исполнял Юрий Петлюра. Он утверждал, что его песню просто переделали под Натали.
У Сокольской была своя история, в которой именно она написала песню много лет назад. Через частное агентство защиты авторских прав ей удалось получить права автора.
На авторство претендовал композитор Краюшкин, утверждавший, что написал ее в десятилетнем возрасте. Сократов Сергей говорил, что написал ее во время службы в армии. Таких историй было очень много, но доказать авторство больше никому не удалось.
Известность Натали после спетой песни «Ветер с моря дул» молниеносно взлетела. К певице появилось повышенное внимание со стороны прессы и коллег по сцене. Был момент, когда Натали уже не могла ее исполнять, настолько она ей надоела. На концертах приходилось петь ее по нескольку раз.
Клип, снятый на композицию «Ветер с моря дул» был третий в работе певицы. Его снимали в 1997 году осенью. В клипе пригласили сняться музыкантов из «Нэнси». Андрей Костенко снялся в главной клипа роли вместе с Натали.
Критика была обидной. Кто-то называл песню дешевой попсой, а кто-то вовсе абсурдом. Ее насмешливо называли «сморедулом». Как бы ни глумились критики песня «Ветер с моря дул» стала бесспорным хитом 90-х. Другие артисты хорошо отзывались о хите.
В 1998 году на композицию написали пародию с нецензурными выражениями. Ее исполнила группа «Красная плесень».
Источник
Ветер с моря дул
Ветер с моря дул | |||
Исполнитель | |||
---|---|---|---|
Трек-лист альбома «Ветер с моря» | |||
|
Фрагмент песни | |
Помощь по воспроизведению |
«Ветер с моря дул…» — песня Натали из альбома «Ветер с моря»; первая в плей-листе альбома.
Журнал «Афиша» включил «Ветер с моря дул» в число 99 самых ярких и запомнившихся русских поп-хитов 1991—2011 годов [1] .
Песня превратила Натали в одну из самых популярных певиц страны [2] .
Содержание
История записи
По признанию певицы, «дворово-народные песенки на трех аккордах» нравились ей с детства. Каждое лето, начиная с 11 лет, будущая певица отдыхала в пионерском лагере «Им. Зои Космодемьянской», где осваивала игру на гитаре, разучивала бардовские и авторские песни, выступала на сцене лагеря. Тогда же она познакомилась с песней «Ветер с моря дул» [3] . По признанию Натали, эту песню она исполняла с 13 лет: «…То ли ребята в пионерлагере её на гитаре играли, то ли я во дворе её услышала. Выступала с ней в родном Дзержинске на каких-то концертах местного значения и людям говорила: „Вы эту песню сразу запомните, её выучить вообще мгновенно можно! Там каждая строчка два раза повторяется“» [1] .
Спустя некоторое время после выхода первого альбома Натали, «Русалочка», певица начала работать с композитором Александром Шульгиным. По словам самой исполнительницы, именно с ним они приняли решение записать «Ветер с моря дул» [1] . По версии же тогдашнего продюсера Натали, Валерия Иванова, это он сделал выбор в пользу «Ветра…», найдя его в «блоке песен из пионерского детства», показанного ему певицей [4] . На обложке альбома было указано: «Автор неизвестен» [1] .
Авторство
«Каждый «автор» утверждает, что песню написал именно он и никто другой. Все указывают один и тот же год создания — 1973, причём одни в это время еще пешком под стол ходили, а другие уже были женаты и служили в армии. Некоторые варианты даже отдалённо не напоминают мой текст… Все 13 псевдоавторов пишут мне, звонят, присылают вырезки из газет со статьями про себя. Каждый хвастается, что в его багаже таких хитов еще пруд пруди, но ни один мне еще эти хиты не показал»
Продюсер Валерий Иванов, как и сама Натали, впоследствии называл ошибочным решение написать «Автор неизвестен» на обложке альбома. Уже в скором времени после того, как песня получила известность, объявился первый претендент на авторство. «Я уже сейчас не помню, кто именно, — рассказывала Натали, — потому что вслед за ним появляются ещё 17 человек, и каждый считает, что это его произведение» [1] . «Компания „Арс“ подала в суд, — вспоминал Иванов, — РАО было вынуждено временно приостановить выплату авторских процентов. Сначала мы вписали одного автора — Юрия Малышева, потом ещё Елену Сокольскую» [6] .
По словам Натали, Александр Розенбаум говорил ей, что исполнял эту песню ещё в 1972 году [1] . В интервью «Комсомольской правде» Розенбаум высказывался аналогичным образом: «То, что поёт сейчас подружка по имени Натали — „Ветер с моря дул“ — было спето в начале 60-х, во дворах» [7] .
Авторству первого юридически признанного автора песни, Юрия Малышева, принадлежала вышедшая несколькими годами ранее песня «Не судьба» из альбома «Малолетка» (1995) Юрия Барабаша (более известен как Петлюра). По утверждению поэта Юрия Малышева, эта песня — идентичная «Ветру…» по музыке, но со значительно иным текстом — была сочинена им для молодого певца в 1994 году: «Это изначально моя песня, а потом стали говорить: дворовая, подъездная. Продюсеры Натали просто внесли изменения в текст, чтобы пелось от лица девчонки, а не парня» [8] . Барабаш погиб в автокатастрофе в 1996 году, то есть, до того, как увидела свет композиция Натали [9] . По словам певицы и композитора Елены Сокольской, чьё авторство также было подтверждено юридически, изначально «Ветер с моря дул» была «семейной песенкой о собаке по кличке Бим» [10] . В интервью «АиФ» она излагала свою версию истории создания песни таким образом [11] :
«Песню я придумала ещё в детстве, играла на фортепиано и голосила с подружками. А в 11 лет поехала на зимние каникулы в лагерь и там спела её на концерте. Звукорежиссёру так понравилось, что он моё пение записал на магнитофон. Следующей зимой подружка написала, что моя песня „Ветер с моря дул“ звучит по радио. Кто её исполнял, я так и не узнала. Спустя много лет „Ветер…“ стала исполнять Натали. Я сразу же отправилась в Москву, но Российское авторское общество, где были зарегистрированы и другие мои песни, не выказало никакого интереса, и я обратилась в частное агентство авторских прав, где хитом активно занялись»
«Автографы» песни | |
---|---|
[www.nataclub.ru/p_pressa/legend1.jpg «Автограф», присланный певице Иваном Гудиным] | |
[www.kp.ru/f/4/image/59/34/143459.jpg «Автограф» Бориса Краюшкина] |
Ярославский композитор Борис Краюшкин рассказывал, что написал песню «Ветер с моря дул», когда ему было 10 лет, когда жил в городе Рыбачье Киргизской ССР, неподалёку от озера Иссык-Куль (именно оно, согласно Краюшкину, подразумевалось под «морем»): «Только ветер там дует не с моря, а в море. Часто такие шквалы уносили рыбаков. Поэтому я и написал слова — „ветер в море дул, нагонял беду“» [12] . По утверждению композитора, в конце 80-х годов он отдал кассету с песнями своего ансамбля начальнику поезда, на котором ехал в Москву: «Пока ехали, все время по поездному радио „крутились“ наши песни. Когда приехали в столицу, так кассету и не забрали» [12] .
Ещё один претендент на авторство хита, Сергей Сократов, утверждал, что написал песню в 1973 году, во время службы на флоте в Мурманске. В интервью газете «Живой Zвук» он сообщал, что после выхода «Ветра…» в исполнении Натали обращался в редакцию некоей газеты и даже готовил к публикации разоблачительную статью, которая, однако, так и не была напечатана. Узнав о том, что авторами песни себя называет целый ряд людей, Сократов, по его словам, «с удивлением обнаружил в этом списке своего бывшего сослуживца, парня, который вместе со мной эту песню пел на корабле в Мурманске» [5] .
Автором музыки к песне себя называл, среди прочих, донецкий милиционер Константин Куба. По версии мужчины, однажды знакомые принесли ему стихи, в которых каждые строчки повторялись друг за другом, и попросили написать на них музыку. «Спустя много лет я услышал по радио эту песню, которая стала очень популярной. Я до сих пор не знаю, как она попала к исполнительнице» — заявлял милиционер [13] .
Клип на песню «Ветер с моря дул» стал третьим в карьере Натали [14] . Съёмки состоялись осенью 1997 года. Режиссёром видео стал Игорь Зайцев, он же разработал сценарий клипа. В качестве кинопродюсера выступил Александр Горохов, оператора — Игорь Рукавишников [15] . В съёмках клипа приняли участие солисты группы «Нэнси» Анатолий Бондаренко и Андрей Костенко. По словам Натали, идея снять музыкантов в клипе пришла им с Костенко, когда они вместе ехали в поезде: «Разговорились, оказалось, что я похожа на его первую любовь, а он напоминает мне мальчика, которого я когда-то любила» [16] . Съёмочный процесс продолжался два дня: в первый день в одной из московских школ неподалёку от Мосфильма снимались «школьные» сцены клипа, во второй день — в одной из студий Останкино — всё остальное [15] .
Если верить продюсеру Валерию Иванову, съёмка клипа на «Ветер с моря дул» обошлась в 17-18 тысяч долларов, а ротация на телеканалах — ещё в 3 или 4 раза дороже [4] .
Популярность
Выход песни «Ветер с моря дул» повлёк за собой всплеск популярности Натали. Певица рассказывала, что на «звёздных тусовках», где её прежде не замечали, к ней стали относиться лучше [17] . «В какой-то момент перестала понимать, нравится мне эта песня или нет, — делилась певица ещё в 2000 году. — Она мне даёт главное — единение со зрителями… Пусть песня откровенно попсовенькая, но в ней столько честности, искренности, столько чувств, которые меня волновали саму в 13-15 лет» [16] . Натали стала ассоциироваться с популярной композицией настолько, что её, по признанию самой исполнительницы, называли «Натали Ветерсморядулова» [18] .
В феврале 2013 года, незадолго до выхода своего нового хита «О Боже, какой мужчина!», Натали признавалась в одном из интервью [19] :
«Я уже смирилась с тем, что работаю исполнительницей этой песни. Хотя, конечно, в своё время она мне стала наскучивать. Бывало, что её просили раза по четыре за концерт! И, конечно, наступил момент, когда песня до смерти мне надоела. А потом неожиданно открылось второе, а затем — и третье дыхание. И сейчас я пою её будто бы по-новому, вкладывая в неё новые чувства и эмоции. В общем, ветер с моря всегда свежий!»
Критика
Юрий Аксюта в интервью сайту Slon.ru привёл «Ветер с моря дул» как пример «..оголтелой, дешёвой, одноразовой попсы, за три копейки» [20] , а литературный критик Александр Гаврилов назвал текст песни «абсурдным и идиотическим „сморедулом“» [21] . Музыкальный журналист Отар Кушанашвили с иронией замечал, что хит Натали «свёл в могилу не одного эстета» [22] . Сама певица рассказывала, что накануне одного из выступлений к ней подошёл Юрий Антонов и шлёпнул по коленке со словами: «Что ж ты, Наташка, фигню такую поёшь?!» [23] ; другие же звёзды, такие как Вика Цыганова и Игорь Николаев, напротив, с одобрением отзывались о композиции [17] .
Влияние
Нецензурную пародию на песню сделала рок-группа «Красная плесень». Песня начиналась со слов: «Ветер в ж**у дул, ветер в ж**у дул, // Мне живот надул, мне живот надул…», и вошла в альбом «Бульбец „Титанику“» (1998) [24] .
Напишите отзыв о статье «Ветер с моря дул»
Примечания
- ↑ 123456Дементьева Е. [www.afisha.ru/article/russian-pop/page57/ История поп-музыки от Ветлицкой до Елки 1991-2011: Натали «Ветер с моря дул» (1998)] (рус.) // Афиша : журнал. — 2011-12-28.
- ↑Гуру Кен. [www.guruken.ru/guruken/stars/ Куда уходят звёзды? Жизнь поп-звезд 90-х] (рус.) . [www.guruken.ru/ Официальный сайт Гуру Кена] (28 ноября 2006).
- ↑ [nataliru.ru/biografiya.html Биография на официальном сайте певицы Натали] (рус.) . [nataliru.ru/ nataliru.ru] (2014).
- ↑ 12Сорокин Д. [sobesednik.ru/showbiz/20130424-prodyuser-pevitsy-natali-rasskazal-pravdu-o-ee-predatelstve Продюсер певицы Натали рассказал правду о её предательстве] (рус.) . [sobesednik.ru/ sobesednik.ru] (24 апреля 2013).
- ↑ 12 [www.nataclub.ru/pressa_stat_01.shtml#04 Авторские права на песню «Ветер с моря дул»] (рус.) . По материалам газеты «Живой Zвук». [www.nataclub.ru/ nataclub.ru].
- ↑Мурга Н. [www.eg.ru/daily/stars/40854/ Как певица Натали своего продюсера кинула] (рус.) // Экспресс-газета : газета. — 2013-11-09. — № 45 (978) .
- ↑Грачёва Н. [www.kp.ru/daily/22632/7448/ Александр Розенбаум: Я играл рок, когда Гребенщиков еще ходил пешком под стол] (рус.) . [www.kp.ru/ kp.ru] (13 сентября 2001).
- ↑Никитин Р. Легенды русского шансона. — М .: Нота-Р, 2002. — С. 85. — 219 с. — ISBN 5-85929-074-8.
- ↑ [www.nataclub.ru/pressa_stat_01.shtml#02 Кумиры тинэйджеров блеснули во всей красе] (рус.) . Газета «Числа», 21 апреля 1998. [www.nataclub.ru/ nataclub.ru].
- ↑Пряников Р. [yar.kp.ru/daily/24411/585160/ Автор песни «Ветер с моря дул» стала победителем выставки в Совете Федерации] (рус.) . [www.kp.ru/ kp.ru] (15 декабря 2009).
- ↑Терещенко Ю. [www.yar.aif.ru/culture/persona/937272 Композитор Елена Сокольская: «Талантам на эстраду не пробиться»] (рус.) . [www.yar.aif.ru/ aif.ru] (2 октября 2013).
- ↑ 12 [www.kp.ru/daily/24166/379311/ Столичные исполнители украли ярославский пух и ветер?] (рус.) . [www.kp.ru/ kp.ru] (19 сентября 2008).
- ↑ [www.62.ua/news/120669 Донецкий милиционер является автором музыки всенародно известного хита] (рус.) . [www.62.ua/ 62.ua] (24 февраля 2012).
- ↑ [www.nataclub.ru/albums.shtml Дискография Натали на сайте официального фан-клуба певицы] (рус.) . [www.nataclub.ru/ nataclub.ru].
- ↑ 12 [www.nataclub.ru/clip.shtml Видеография Натали на сайте официального фан-клуба певицы] (рус.) . [www.nataclub.ru/ nataclub.ru].
- ↑ 12 [www.nataclub.ru/pressa_stat_02.shtml#03 «Ветер с моря» принёс Натали] (рус.) . Газета «МК-Бульвар», 9 сентября 2000. [www.nataclub.ru/ nataclub.ru].
- ↑ 12 [www.nataclub.ru/pressa_stat_09.shtml#04 Натали: «Бандиты мне денег не давали. Мне дал денег вице-мэр»] (рус.) . Газета «Собеседник», № 18 (1998). [www.nataclub.ru/ nataclub.ru].
- ↑ [www.dni.ru/showbiz/2014/4/4/268484.html Натали: Мне пришлось скрывать свой брак] (рус.) . [www.dni.ru/ Дни.ру] (4 апреля 2014).
- ↑Зверева Н. [www.chel.aif.ru/society/persona/179936 Натали, певица, композитор: «Ветер с моря всегда свежий!»] (рус.) . [www.chel.aif.ru/ aif.ru] (26 февраля 2013).
- ↑Ростова Н. [slon.ru/russia/mnogie_sovremennye_artisty_do_sih_por_vspominayut-588542.xhtml Юрий Аксюта: «Многие современные артисты до сих пор вспоминают, что слову «формат» обучились у меня»] (рус.) . Slon.ru (6 мая 2011).
- ↑ [tvkultura.ru/article/show/article_id/8624 Александр Гаврилов: «Поэзия на телевидении — сложный жанр»] (рус.) . [tvkultura.ru/ Официальный сайт] телеканала «Культура» (13 октября 2011).
- ↑Кушанашвили О. [sobesednik.ru/showbiz/20130723-otar-kushanashvili-bilan-boitsya-zhenitsya-nasmotrevshis-na-okruzhayushchii-fars Билан боится жениться, насмотревшись на окружающий фарс!] (рус.) . [sobesednik.ru/ sobesednik.ru] (23 июля 2013).
- ↑Сачкова Д. Натали: «Пока от моей песни одни расходы» (рус.) // СтарХит : журнал. — 2013-07-01. — № 26 (293) . — С. 20 . — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1995-8056&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4. EK*&debug=false 1995-8056].
- ↑ [www.plesen.net/alb/17.htm#3 Страница альбома «Бульбец „Титанику“» и тексты песен на официальном сайте группы «Красная плесень»] (рус.) . [www.plesen.net/ plesen.net].
Отрывок, характеризующий Ветер с моря дул
Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.
Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег’т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г’ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг’и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг’а не возьмем, они у нас из под носа выг’вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег’ала – сейчас вег’нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог’ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.
Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг’идет, не пг’идет Долохов, надо бг’ать. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг’ами. И по выстг’елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
– Он! он и есть!
– Эка шельма, – сказал Денисов.
– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Источник