Курсовая работа утопия томаса мора

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

курсовая работа Утопия Томаса Мора

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.13. Год: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Оглавление

Введение. 2
Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов 8
Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 12
Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества 19
Раздел IV. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 23
Заключение. 29
Список литературы. 34

Введение.

Актуальность темы исследования. Слово «топия» (от греч. topos) означало место. Приставка «у» могла происходить либо от греческого «уи», либо от «ои». В первом случае это эвтопия, во втором — утопия (место, которого нет). Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.
У истоков утопии стоит Платон, автор книг «Государство» , «Законы», диалогов «Тимей», «Критий». Иногда даже утверждают, что всю утопическую литературу можно рассматривать как гигантский комментарий к сочинению «Государство». Однако классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в XVI-XIX вв. и собственно давшим самый термин «утопия» была утопия Томаса Мора.
В книге Томаса Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существующих или по крайней мере описанных ранее: очевидно обращение к Платону и Лукиану, равно как и связь со средневековой литературой путешествий и с открытием американского контекста.
В книге автор предстает перед нами в качестве лица, добросовестно подготовившего рассказ путешественника родом из Португалии об обычаях, которые ему удалось увидеть в далекой, но реально существующей стране: по словам исследователя, государство Утопия «лучшее» из тех, которые ему известны, а поэтому ему не стоит труда рассказать о законах, по которым живут в Утопии. Однако он не берется отстаивать эти законы как наиболее совершенные, напротив, каждый волен открыто критиковать их; важно то, что мир узнает о существовании народа, обладающего древней культурой и большими познаниями, опыт которых может быть обсужден и осмыслен в Европе. Даже читателю, понимающему все буквально, Мор с первых же строк поясняет свою позицию — намерение ограничиться незначительной критикой. Ему нет необходимости высказывать развернутое суждение об обществе Утопии, ибо основная цель его труда — довести до сведения других то, что стало известно ему. Благодаря ложному уверению, книга о нем становится описанием явления, о закономерности которого нет смысла задумываться, ибо оно существует само по себе, а не в воображении автора. Такое добровольное принятие на себя роли скромного посредника-рассказчика было широко распространено среди авторов утопических сочинений.
«Утопии каждой эпохи, даже если они устремлены в будущее, или, напротив, ищут идеал в далеком прошлом, носят на себе отпечаток времени и места, в котором они возникли». 1 Даже используя традиционные литературные схемы и не выходя из круга все тех же вопросов, они не перестают свидетельствовать о ситуации, которая их породила. Тут нет ничего удивительного, ведь утопии — это ответы не только на вечные вопросы о человеке, но также на вопросы конкретных человеческих обществ. Ответы эти дают люди своей эпохи. Общество, которое изображают утопии, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретенный им мир во временном протяжении. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении. Поэтому в утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
Не стоит даже смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, потому что это та страна, на берега которой «всегда высаживается человечество», начинает осматриваться по сторонам но, увидев лучшую страну, «снова поднимает паруса» говорит Оскар Уайльд в своей статье «Душа человека при социализме» 2 . И эта фраза имеет множество подтверждений. Во все времена людям были интересны проекты идеальных государств, всегда стоял вопрос о поисках новой, лучшей жизни. Возможно ли существование общества идеального, безупречного по своей сущности? И если возможно, то как его построить? Каков должен быть государственный строй, социальная структура, экономический базис, какими должны быть взаимоотношения между гражданами такого государства? Платон, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Френсис Бэкон и многие другие искали ответ на этот вопрос. Однако никакого конкретного ответа не найдено до сих пор. Утопия, от греческого ?-. — «не место», «место, которого нет», такое название получило направление социально-политической мысли, берущее своё начало с «Государства» Платона. Однако, сам термин «утопия» появился намного позднее, чем труд Платона. Это искусственное название, обязанное своим происхождением Томасу Мору, а точнее его книге «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (далее «Утопия»). Именно анализу этого произведения и будет посвящена моя курсовая работа. Исследование утопий, в том числе и утопии Мора, на мой взгляд, является необходимым во все времена. С их помощью мы узнаем желания и представления людей разных эпох об идеальном государстве и совершенном обществе. Все эти проекты, по сути своей, не могут быть воплощены в жизнь, они обречены на провал уже в стадии зарождения. Однако, не менее интересно эти проекты анализировать, выявлять причины их написания, их смысловые особенности и их значение для современников и последователей.
«Утопия» Мора не является исключением. Её много изучали и изучают по сей день, выделяя религиозные, этические, правовые, политические аспекты, рассуждая о преемственности Мора по отношению к своим предшественникам, выявляя новаторство его взгляда на идеальное государство, говоря о влиянии его труда на творчество его последователей. Интерес к «Утопии» подогревается также интересом к её автору, как к неординарному человеку, несостоявшемуся священнику, опальному государственному деятелю, пострадавшему за свои религиозные взгляды. Томас Мор осознавал все недостатки государственного строя Англии, однако, его проницательность отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий. Находясь в самом центре идейной и политической борьбы своего времени, он отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он принадлежал.
Научная разработанность темы. При исследовании было использовано множество видов источников, литературы. К ним относятся первоисточники ( произведения Томаса Мора), учебная литература, монографии исследователей жизни и деятельности Мора. Среди первоисточников автор работы обращается к переведённому Мором диалогу Лукиана «Тираноубийца» и к собственному произведению Мора «История Ричарда III» 3 . Но особое внимание автор уделяет роману «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» («Утопия»), как произведению, раскрывающему наиболее полно утопические политико-правовые взгляды Томаса Мора. Чтобы понять историческое значение учения Мора, автор обращается к монографии И.Н Осиновского, в которой жизнь и деятельность Мора рассматривается многогранно, со всех сторон, даётся оценка и объяснение его идей и концепций сквозь призму времени написания «Утопии».
В качестве вспомогательной учебной и справочной литературы использована антология зарубежной литературы Чаликовой 4 , книга «Утопический роман» из серии библиотеки всемирной литературы, книга В.Д. Бакулова «Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике, Александра Горфункеля «Философия эпохи Возрождения», «История западной философии» Бертана Рассела, «Литературная утопия от Мора до Хаксли» Шадурского. Так же автор использовал учебники для ВУЗов ( История политических и правовых учений Нерсесянца, Западная философия от истоков до наших дней Д. Антисери и Ж. Реале, История политических и правовых учений под редакцией Лейста). Стоит заметить, что временной диапазон издания того или иного произведения достаточно велик – в списке используемой литературы можно найти произведения 1990-х годов, источники советских времён, и источники, выпущенные после 2000 года. Таким образом, подобный подбор литературы позволит автору провести стоящее перед ним исследование наиболее полно и тщательно.
Объект исследования – произведения Томаса Мора, в которых отражены его политико – правовые взгляды.
Предмет исследования – исследование процесса формирования политико-правовых взглядов и выявление их особенностей, заключающихся в характере исследуемой эпохи, во влиянии предшественников на взгляды Томаса Мора. С одной стороны – прогрессивность политической мысли и ряд передовых идей, выдвинутых Мором, с другой – их утопичный характер, т.к. время не подготовило необходимых условий для успешного воплощения в жизнь его идей.
Цель исследования – охарактеризовать политико-правовое учение Томаса Мора в контексте анализа эпохи и основных идей его предшественников. Поставленная цель обуславливает решение следующих исследовательских задач:
— выявить, как повлияли исторические условия Англии на формирование политико-правовых взглядов Мора;
— проследить эволюцию взаимоотношений Мора и политической власти, оказавших влияние на формирование основных его идей;
— определить специфику идей Томаса Мора, изложенных в ранних произведениях;
— охарактеризовать взгляды Мора на идеальное государственное устройство и идеальный общественный строй на основе анализа произведения «Утопии»;
— исследовать религиозные воззрения Томаса Мора, провести сравнительный анализ его идей с историческим положением института церкви в Англии того времени;
— определить историческое значение идей и произведений Томаса Мора.

Читайте также:  Последнее море чингисхана какое море

Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов

Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли. Некоторые авторы, однако, склонны относить появление утопически- социалистических идей к более ранним периодам истории, вплоть до глубокой древности, полагая, что любые проекты и даже просто смутные мечты о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где нет частной собственности, где все являются тружениками, следует считать утопически-социалистическими. Н.Е. Застенкер называет такие идеи, существовавшие в странах Древнего Востока, античных Греции и Риме и у других народов, «проблесками социалистической мысли», обнаруживаемыми им даже в древнегреческой легенде о «золотом веке» (общинно родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности).
Напротив, А.И. Володин и Штекли выдвинули точку зрения, что возникновение утопического социализма нужно датировать более поздней, чем времена Томаса Мора, эпохой. Первый из них связал появление нового направления общественно-политической мысли с условиями буржуазных революций XVII-XVIII вв., отнеся к самым ранним представителям утопического социализма Д. Уинстенли и Г. Бабефа. Из них он исключил Томаса Мора, Кампанеллу и даже предреволюционных французских мыслителей XVIII века – Ж. Мелье и Морелли, которых он характеризует как авторов «литературных утопий» 5 , составляющих только историю утопического социализма и являющихся, по его мнению, отличным от него «типом социального утопизма» 6 . А.Э. Штекли отодвинул создание утопического социализма на еще более поздний период, считая, что первыми его сторонниками можно назвать лишь К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, то есть великих утопистов-социалистов начала XIX в. По отношению к Т. Мору и Т. Кампанелле А.Э. Штекли предложил применять термин «утопически-коммунистические гуманисты» 7 . В обоих случаях понятие о тех идейно-политических течениях, к которым отнесен Т. Мор, страдает неопределенностью. Термины «литературная утопия» и «социальный утопизм» не раскрывают нам их содержания. Что касается определения «утопически-коммунистический гуманизм», то, будучи правильным для показа разных политических течений в среде широкого по своему содержанию движению гуманизма XVI и более поздних веков, оно никак не может использоваться для противопоставления его утопическому социализму, так как гуманизм и социализм соотносимые, а не противоположные понятия. Попытка разграничить утопический социализм и утопический коммунизм была бы более правильна и, во всяком случае, вполне логична, но вопрос о таком разграничении после специальной научной дискуссии остался неразрешенным и, главным образом, в силу существующей традиции в ряде случаев рассматривать эти понятия в качестве синонимов. «Научные споры о времени возникновения утопического социализма неразрывно связаны с определением его главных черт, внутренних этапов развития, выявлением общего и особенного в учениях каждого из представителей.» 8 Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих идей, их анализ и сопоставление. Утопически-социалистическими и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям. Древние течения политической мысли, которые содержали идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли быть отнесены к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в его появлении не должна сбрасываться со счета.
Так, например, утопии Томаса Мора и первых социалистов предвосхищены уже последователями Зенона. Как ученик киников, Зенон отстаивал принцип космополитизма. Все разнообразие законов и систем правления ничего не значило в его глазах перед фактом единства человеческого рода. Он требовал от греков, чтобы они смотрели на всех людей «как на своих сограждан». Этот проект универсального Космополиса, развитый в XX веке Гербертом Уэллсом, был новым явлением в античной мысли. Он родился в эпоху мировых держав и подготовил почву для идей, легших в основу Римской империи. Сторонясь политики, Зенон, однако, задумывался над проблемами социального устройства. Наилучшей формой правления он считал естественный союз свободных граждан, которые подобны стаду, «пасущемуся на общих пастбищах, согласно общему закону». 9 Это было как бы мечтой о возвращении к первобытным временам «золотого века».
Социальные идеи стоиков нашли свое отражение в фантастическом романе сирийца Ямбула, жившего в III веке до н.э. 10 Ямбул рассказывал, как после долгих приключений оказался на неведомом острове за Африкой, где нашел племя блаженных людей. Они свободны от нужды и болезней, и жизнь их длится сто двадцать лет (после чего островитяне добровольно принимают смерть). У них нет центральной власти, люди трудятся сообща и друг для друга, причем занятия их постоянно меняются; каждый владеет множеством профессий.
Так же, не следует забывать, что у истоков утопии стоит Платон как автор диалогов Государство, Политик, Тимей, Критий. Самый важный диалог Платона «Государство» состоит в общем из трех частей. В первой части (до конца книги пятой) обсуждается вопрос о построении идеального государства; это самая ранняя из утопий. Граждане по Платону разделены на три класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. В первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству. Основной проблемой является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения законодателя. Культура должна быть предназначена для превращения людей в благородных, воспитание должно, прежде всего развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин и детей. «Все эти женщины должны быть общими всем этим мужчинам, ни одна не должна — жить честно ни с одним» 11 .Основная мысль состоит в том, чтобы свести к минимуму частнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия, стоящие на пути к господству духа общественности, так же как и обеспечить молчаливое согласие с отсутствием частной собственности.
В отличие от древних мыслителей у Мора мы находим не только идею общественной собственности и всеобщей обязательности труда, но и принцип коллективного труда и коллективного производства, требования общественного распределения продуктов труда. Ему принадлежит первая постановка вопроса о ликвидации противоположностей между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Он выдвинул задачу дать иные, чем в современном ему мире, функции государственной власти, не отказываясь, подобно защитникам первобытнообщинного строя, от самого ее существования, но предлагая новые формы и принципы ее организации.

Читайте также:  Рыбы азовского моря судак

Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения.

Основатель утопического социализма Томас Мор (1478 – 1535 гг.) открыл эпоху Возрождения в Англии, завершённую творчеством Шекспира и Бэкона и хронологически почти совпавшую с правлением Тюдоров, от коронации Генриха VII 12 ( 1485 г.) до смерти королевы Елизаветы 13 ( 1603 г.). Он был зачинателем новой английской прозы.
С конца XV века феодальная Англия постепенно преобразуется в классическую страну первоначального накопления. Во времена правления Генриха VII растут поборы и подати, идёт конфискация имущества непокорных феодалов. Начинаются «огораживания»: крестьяне сгоняются с земли во имя торжества промышленного развития. Машинная техника способствует производству всё новых и новых товаров. Обогащение беспощадно, здесь хороши любые средства, законные и незаконные, и Англия стонет от злоупотреблений. Приход к власти Генриха VIII 14 ( 1509 г. ) поначалу оживляет надежды на восстановление справедливости. Новый король провозглашает всеобщую амнистию. Объявляет себя гуманистом, покровительствует учёным, поощряет рост мануфактур. Но социальные контрасты при нём лишь усиливаются: с одной стороны, невиданная роскошь, власть и богатство имущих, с другой – нищие бывшие крестьяне и ремесленники, отчаявшиеся, преследуемые неумолимым законом, рабочие руки которых никому не нужны. Это было время того самого Генриха VIII, который, сбросив маску человеколюбия, оказался вероломным и жестоким деспотом; он отправил на эшафот многие тысячи людей низшего и высшего знания. Но это было время и Томаса Мора, в глухой тьме произвола предвидевшего новую справедливость.
Трудно представить себе более противоречивую, контрастную судьбу, чем его судьба. Выходец из семьи потомственных юристов, Томас Мор сделал невиданную политическую карьеру от члена парламента до лорда-канцлера Англии ( 1529 г. ). Он сторонник монархической власти, и он же дерзко препятствует королям в их противозаконных действиях, защищая права и привилегии граждан-ремесленников. С ним советуется Генрих VIII , он даёт Мору ряд важнейших дипломатических поручений. Заключение мира между Англией и Францией, с одной стороны, с Испанией – с другой ( 1539 г. ) на выгоднейших условиях – это, например, несомненная заслуга Мора. И тот же Генрих VIII обвиняет его в государственной измене и осуждает на мучительную казнь. Не в «Утопии» тут дело и не во взглядах учёного-гуманиста. «Утопия» в те времена представляется королевской власти безобидной сказкой. Нет, Мор осмелился противодействовать Реформации, он сохранил верность папе и отказался принести присягу королю как главе новой англиканской церкви. Почему же? Ведь он был веротерпимым и свободомыслящим человеком. Но он опасался, что реформация внесёт смуту в народ. Вот почему он старался воспрепятствовать не только новой волне огораживаний, но и секуляризации церковных и монастырских земель. Этого королевская власть ему простить не смогла.
Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. — это время напряженных духовных исканий. Еще студентом он сблизился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов — Уильямом Гроцином 15 , Томасом Линакром 16 и Джоном Колетом 17 . С этим кружком был тесно связан и Эразм 18 , который стал одним из ближайших и любимейших друзей Мора. Под руководством своих друзей — оксфордских гуманистов Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов церкви — Иеронима и Августина. Уже покинув университет и переехав в Лондон, Мор рьяно принялся за греческий язык, которому его обучали Гроцин и Линакр. Это дало ему возможность познакомиться с произведениями великих античных философов, историков, писателей: Платона, Аристотеля, Плутарха, Лукиана. Читая древних авторов, Мор вместе со своими друзьями и наставниками размышлял о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой, более разумной и справедливой. Вот что волновало Мора и его друзей. Ответ на все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество. Так думали. Мор, Эразм и их друзья — оксфордские гуманисты. «Однако сила гуманистов была не столько в их глубоком знании древних языков и античных авторов, сколько в ясном понимании пороков современного общества и государства, в их непримиримости к суевериям, невежеству лжеученых схоластов, сословному чванству власть имущих, в искреннем стремлении путем просвещения и нравственного воспитания народа и правителей добиться справдливого и разумного переустройства общества.» 19 Эти лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, латинских стихах Томаса Мора и особенно в его «Утопии». Интерес гуманистов к древним языкам и античному наследию отражал определенную систему взглядов, был выражением их метода познания общественных явлений.
Первым делом следует остановиться на том, что из английских гуманистов Мор был первым, кто перевел с греческого и опубликовал по-латыни произведения Лукиана. Он лично перевёл четыре диалога («Киник», Менипп», «Любитель лжи», «Тираноубийца»). Вместе с Эразмом Роттердамским Мор опубликовали свои оригинальные ответы-декламации на «Тираноубийцу», каждый из которых был намного пространнее самого произведения Лукиана. Столь пристальное внимание обоих гуманистов к «Тираноубийце» вряд ли случайно, учитывая их интерес к проблеме совершенного политического устройства, отразившийся в ряде последующих произведений. «Кроме обычных упражнений в латинском красноречии в ответах Мора и Эразма проявилась специфическая особенность гуманизма — внимание к проблеме совершенного устройства общества.» 20 Характер возражений Мора и Эразма на «Тираноубийцу» имеет важное значение для понимания антитиранической направленности складывавшейся гуманистической концепции начала XVI в. Конечно, рассуждения Мора и Эразма по поводу «Тираноубийцы» нельзя рассматривать как памфлет против тирании. Тем не менее мы вправе предположить некую связь между размышлениями гуманистов о сопротивлении дурным правителям и насущными политическими проблемами времени, обусловленными историческим процессом возникновения в Европе абсолютных монархий. Отчетливо выраженная антитираническая направленность этой самой ранней совместной публикации Мора и Эразма позволяет выявить идейные истоки политической доктрины гуманистов начала XVI в.
Ведя напряженную деловую жизнь лондонского адвоката, Мор не прекращал своих литературных занятий. В 1510 г. в качестве юриста Мор назначается одним из помощников шерифа Лондона. В этот период Мор уже был известен среди ученых своими переводами Лукиана. В 1510 г. был опубликован также его перевод с латыни на английский биографии Пико делла Мирандолы 21 вместе с его письмами и этическими наставлениями «12 мечей духовной битвы». Мор считал итальянского гуманиста образцом истинной христианской любви и благочестия, достойным всяческого подражания. Наследие Пико воспринималось им в русле духовных исканий Колета и Эразма, призывавших осуществить на практике заветы Христа и тем самым обновить церковь и преобразовать общество на началах справедливости и благочестия.
Впрочем, гуманиста волновали не только проблемы этики, но и политики, в частности вопрос о наилучшем устройстве государства. Мор ставит политическую и этическую проблему – проблему тирании и моральной ответственности государя перед подданными. Осуждая злодея и тирана Ричарда III, Мор тонко анализирует политические приемы, использовавшиеся этим государем в борьбе за власть, а также характерные для того времени методы управления подданными, сочетавшие политический произвол с демагогией и лицемерной апелляцией к религии и морали. Мор не только осуждал тиранию Ричарда с точки зрения гуманистической морали, но и глубоко осмысливал систему управления в условиях королевского деспотизма. Затронутый автором «Истории Ричарда» круг этических и политических проблем обнаруживает внутреннюю связь с темой «Утопии», создававшейся примерно в тот же период. Указанные вопросы этики и политики, в частности о наилучшем политическом устройстве, рассматриваются Мором как в «Утопии», так и в ряде латинских стихотворений, написанных в эти годы. Среди них — латинская поэма Мора на коронацию Генриха VIII, стихи о добром и злом правителе, о народе, дарующем власть правителям, а также о преимуществах коллективной формы правления перед единоличной — сената перед монархией — и т. д.
Поэма Мора на коронацию Генриха VIII — это не просто праздничный панегирик, написанный ради торжественного случая; это, по существу, гуманистическая политическая программа, противопоставляющая просвещенную монархию деспотизму. Поэма отражала политические идеалы как самого Мора, так и его друзей-гуманистов, видевших в образованном Генрихе VIII будущего покровителя ученых и возможного сторонника гуманистической реформы общества. В этом смысле Генрих VIII был для Мора неким антиподом предшествующему государю, допускавшему налоговый произвол, террор и беззакония в политике. В том, что Генрих VIII якобы решил прекратить произвол и добровольно отказался от «власти без границ» 22 , которая нравилась его отцу, Мор видит особую заслугу молодого короля, ибо, «как и должно, отцу родину он предпочел» 23 , т. е. благо и процветание страны поставил выше своих сыновних чувств. Итак, гуманистическая направленность произведения Мора очевидна. Его поэма — это целая программа деятельности просвещенного монарха, который заботится о благе народа, о мире в королевстве, не терпит произвола, защищает законы и не стремится к «власти без границ», т. е., по существу, руководствуется гуманистической философией.
Должность помощника шерифа Лондона способствовала еще более тесному контакту Мора с влиятельными купеческими кругами Сити. В 1515 г. ему была поручена ответственная миссия оратора от Сити при встрече нового венецианского посла. В мае того же года, по предложению лондонских купцов, Мор был включен в состав королевского посольства во Фландрию. История этого посольства впоследствии была описана самим Мором в первой книге «Утопии».
Мор превосходно справился с миссией купеческого посредника и дипломата. Во время поездки состоялось знакомство Мора с выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Между Мором и Эгидием завязалась тесная дружба, отразившаяся в их переписке, а главное увековеченная в «Утопии». Тогда же вдали от родины Мор и начинает работу над «Утопией», главным произведением в своей жизни, увековечившим его имя и давшим начало такому направлению политической мысли, как утопический социализм. Этому роману Томаса Мора и будет посвящена основная часть работы, так как он занимает центральное место в его творчестве и наиболее полно раскрывает картину его политических и правовых взглядов.
«Мор заметил однажды, что, предаваясь различным семейным и общественным обязанностям, он не оставлял ничего «себе, то есть литературе». 24 Суть своего таланта, своего призвания он видел именно в писательском труде. И хотя литературное наследие Мора не столь уж велико, влияние его было огромным. Миниатюрные комедии, сатиры, эпиграммы. Стихотворения, названия которых примечательны – «О жажде власти», «Воля народа даёт короны и отнимает их». Но истинную, не меркнущую в веках славу принесла Томасу Мору «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».
Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего весьма критическое описание современной Англии.

Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества

Страшную картину бедствий, обрушившихся на английских крестьян в связи с огораживаниями, обезлюдение деревень и толпы нищих, бредущих по дорогам страны, Мор рисует в первой книге, «. С тех пор как один обжора, ненасытная и жестокая язва отечества, уничтожает межи полей, окружает единым забором несколько тысяч акров», крестьяне-арендаторы, «опутанные обманом» или «подавленные насилием» 25 , оказываются выброшенными вон. Несчастным людям некуда деться, им негде искать средства к жизни — «никто ведь не нанимает их труд, хотя они самым пламенным образом предлагают его». Там, где некогда трудилась целая деревня хлебопашцев, теперь достаточно и одного пастуха. Что же остается этим обездоленным людям, «как не воровать и попадать на виселицу. или скитаться и нищенствовать?» 26
Рассказ Мора об огораживаниях — это страстный обличительный документ, направленный не только против огораживателей-лордов, но и против всего феодально-абсолютистского государства, которое выступило на защиту интересов лордов-огораживателей и обрушило на несчастных и ограбленных крестьян и разорившихся ремесленников жестокие «кровавые законы» против бродяг, нищих и воров. Собеседник Мора — Гитлодей, проживший в Англии несколько месяцев, был просто поражен неслыханной жестокостью «кровавых» законов. По этим законам бродяг предписывалось сечь «до тех пор, пока кровь не заструится по телу», а за самую мелкую кражу полагалась смертная казнь. Во времена Мора, при Генрихе VII, ежегодно вешали в среднем до 2 тысяч человек, а при Генрихе VIII, как сообщают исторические хроники XVI в., было повешено 72 тысячи бродяг и нищих.
«Вышвырните эти губительные язвы, постановите, чтобы разрушители ферм и деревень или восстановили их, или уступили желающим восстановить и строить. Обуздайте скупки, производимые богачами, их своеволие. Кормите меньше дармоедов. Верните земледелие, возобновите обработку шерсти, да станет она почетным делом! Пусть с пользой занимается им эта праздная толпа: те, кого до сих пор бедность делала ворами или же кто является теперь бродягами. Если вы не уврачуете этих бедствий, то напрасно станете хвастаться вашим испытанным в наказаниях воровства правосудием, скорее с виду внушительным, чем справедливым и полезным» 27 — писал Мор.
Величайшей заслугой Мора было то, что он не ограничился простым описанием народных бедствий, а решился поставить более глубокий вопрос: в чем причина негодности существующего общественного строя европейских государств? Почему так происходит, что трудящиеся — «люди скромные и простые», приносящие своим повседневным трудом «больше пользы обществу, чем себе лично», — постоянно бедствуют, — «а хищные и бесчестные паразиты, живущие трудом простых людей, процветают? И так ведь не только в Англии, но и в других государствах Европы! По мнению Мора, нельзя назвать справедливым общество, которое «не выказывает ни малейшей заботы о земледельцах, угольщиках, поденщиках, ломовых извозчиках и рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества» 28
Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п. Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами. Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, — говорит Гитлодей, — что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность. » 29
Нужно отметить одну весьма существенную особенность точки зрения Мора на королевскую власть. Осуждая тиранию государей и противопоставляя тирану свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею о якобы божественном происхождении королевской власти и развивал мысль о зависимости этой власти от воли народа. На этом основании Мор ставил вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что «народ своей волей дает и отнимает власть». Любой, принявший власть над многими людьми, — должник перед теми, кто вверил ему правленье.
Устами своего собеседника Гитлодея Мор дал исчерпывающий ответ на вопрос о том, в чем главная причина бедствий народа: в частной собственности. В обществе, «где. есть частная собственность, где все мерят на деньги. вряд ли когда-нибудь возможно правильное и успешное течение государственных дел. » Признать общество, где господствует частная собственность, справедливым и правильным, по мнению Мора, значит «считать правильным, что все лучшее достается самым дурным. когда остальные решительно бедствуют» 30
И сегодня, спустя более 450 лет после выхода «Утопии», вызывает изумление и восхищение гениальная проницательность Мора, который еще на заре капитализма сумел глубоко постичь эксплуататорскую сущность государства в классовом обществе: «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах» 31
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Оцените статью