Сочинение 9.3 “Что такое решительность?”
Текст для сочинения:
(1)Ледокол промышлял во льдах Белого моря. (2)Промышлял, то есть у него на борту было человек полтораста промышленников, и корабль лазал меж льдов по свободной воде, шёл туда, где залёг зверь. (3)Капитан был молодой, лет тридцати пяти мужчина. (4)Промышленники его любили за то, что ему сопутствовала удача. (5)3веря было много. (6)В десять лет раз, старики говорят, такая удача!
(7)А с запада потянул ветерок. (8)Капитан торопит ребят:
– Все на борт, снимаюсь!
(9)Двинул капитан судно вдоль кромки: узкой полосой шла, как река в ледяных берегах, свободная вода. (10)Капитан дал полный ход: надо уйти из этой щели, а ещё неизвестно, как там лёд впереди. (11)Часом бы раньше…(12)И стал капитан серьёзным. (13)Ходил по мостику. (14)Ходу, ходу ещё!
(15)Вон лёд прямо по носу. (16)Нет, это не поворот в канале, а затор. (17)А может, слабый лёд? (18)И капитан заметил, как помощник косым взглядом глянул на него. (19)Капитан дал команду «полный вперёд». (20)Пароход летел прямо в затор, сейчас, сейчас вонзится. (21)Пароход ударил лёд пологим форштевнем, выскочил, задрался нос, и сразу смолкли голоса под мостиком.
(22)Ледокол влез носом на лёд и встал. (23)Нет! (24)Стоп! (25)Назад!
(26)Снова заурчало в брюхе парохода. (27)Ледокол слез, скатился форштевнем, соскочил со льда и присел на минуту нос. (28)Лёд не поддался. (29)Капитан знал, что назад выхода нет и развернуться в узком канале нельзя.
(30)Он понял, что придётся дрейфовать на восток вместе со льдом в этом узком канале, в ледяной коробке. (31)И знал капитан, знал по карте, что там, справа, – камни. (32)И сейчас отлив, малая вода. (33)В полную приливную воду может над ними пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо.
(34)Капитан знал, что в узком канале он будет дрейфовать до самых камней, что если он брюхом упрётся в камни, то через минуту лёд слева подойдёт к борту вплотную, напрёт в борт и положит ледокол мачтами на воду, и тогда – конец. (35)3вать по радио на помощь? (36)Кто же пробьётся к нему, когда он, ледокол, не может выбиться? (37)И он знал, что вот скоро-скоро царапнет дном.
(38)Приказал держать полный пар. (39)Где камни? (40)И спиной чувствовал, что там, сзади него, под водой, подо льдом, стоят эти камни и ждут. (41)Сколько до них? (42)Нельзя знать, тут дело не в саженях. (43)Поглядел в астрономический справочник. (44)И без карандаша в уме считалось само до секунды: сейчас прилив только начался.
(45)На пароходе было тихо, и только слышно было под низом, как гудит мотор. (46)А ухо было всё внизу, там, у дна, где должны царапнуть камни. (47)Капитан перестал глядеть на часы и считать дюймы, а слушал.
(48)Вот! (49)Чиркнуло. (50)На пароходе спокойно, никто не слышал. (51)Камни теперь пойдут выше и выше… (52)Но бежит вода на помощь, оттуда, из океана, через горло Белого моря. (53)Поспеет ли?
(54)И пошатнуло ледокол. (55)Опять! (56)Покренился чуть… (57)Пронесло… (58)Опять! (59)Опять! (60)Капитан слышал только, как силится, скребётся он дном по каменьям. (61)Нет, прибывает, прибывает вода… (62)А в упор к борту стоит лёд.
(63)Но скрежет исчез. (64)Капитан взглянул на часы. (65)Если ещё пять минут не будет… (66)И не было!
(67)Капитан глянул на себя в зеркало. (68)Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет.
(69)Вышел на мостик. (70)Всходила красная луна. (71)А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые.
* Житков Борис Степанович (1882-1938) – русский и советский писатель, путешественник и исследователь.
Пример сочинения 9.3 “Что такое решительность?”
Решительность – способность человека самостоятельно принимать решения и реализовывать их. Она нужна человеку в экстремальных условиях, в трудных жизненных ситуациях. Докажу это примерами из текста Бориса Степановича Житкова и своего личного опыта.
В тексте решительность проявил капитан ледокола. Он видел опасность, которая грозила всему кораблю и большому количеству людей, но спокойно продолжал отдавать приказы, не паниковать, выжидать, пока прибудет вода. Благодаря хладнокровию капитана никто из промышленников и не понял, что произошло, а утром он “стал бриться и увидел, что виски у него седые”.
В жизни, когда мы говорим о решительности, сразу вспоминаются герои Великой Отечественной войны. Каждый из них сумел принять быстрое решение в опасной ситуации, многим из них это стоило жизни. Александр Матросов – пример патриотизма, решительности, готовности к самопожертвованию. Он закрыл свои телом амбразуру немецкого дзота, тем самым дал возможность бойцам своего взвода совершить атаку.
Таким образом, решительность – замечательное качество человека, которое проявляется в быстром принятии решения в какой-либо сложной ситуации.
Источник
Сочинение ОГЭ 9.3. Решительность. В каких ситуациях человеку нужна решительность? По Житкову.
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Житкова «Ледокол промышлял во льдах Белого моря. «
Как вы понимаете значение слова РЕШИТЕЛЬНОСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В каких ситуациях человеку нужна решительность?»
Решительность – это способность принять решение в ответственный момент. Безусловно, решительность связана с ответственностью. Очень часто от решительности одного человека, от его способности сделать правильный выбор, зависит судьба многих. Поэтому я считаю, что решительность особенно необходима человеку в сложных жизненных ситуациях, когда человек ответственен на жизни других людей.
Примером человека, который проявил решительность является герой предложенного для анализа текста. Как капитан корабля он не имел права на слабость, поскольку на его борту было около полутораста промышленников. Когда ледокол попал в затор, капитан оказался перед выбором, сложность которого проявляется в тексте в виде его размышлений, пронизанных сомнением (в предложениях 14-23, 34-44). Его решительность спасла ледокол от столкновения, а утром он обнаружил, что «виски у него седые».
Другим примером проявления решительности в чрезвычайных обстоятельствах может служить герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Молодой красавец Данко вызвался вывести свой народ из отравленного леса. Однако путь был труден, люди гибли по дороге. А когда лес погрузился во мрак, народ захотел убить Данко. Именно тогда герой проявил решительность и вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить путь. Он не мог поступить иначе, ведь он взял ответственность, потому просто обязан был принять такое решение. Эта замечательная легенда доказывает, что решительность особенно нужна человеку в тяжелой жизненной ситуации, когда он взял на себя ответственность за других.
Таким образом, можно сделать вывод, решительность — особое качество человека, которое позволяет ему принимать непростые решения. Порой решительность одного спасает многих.
Источник
Вариант №19
Сочинения к варианту №19 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
(1)Ледокол промышлял во льдах Белого моря. (2)Промышлял, то есть у него на борту было человек полтораста промышленников, и корабль лазал меж льдов по свободной воде, шёл туда, где залёг зверь. (З)Капитан был молодой, лет тридцати пяти мужчина. (4)Промышленники его любили за то, что ему сопутствовала удача. (5)3веря было много. (6)В десять лет раз, старики говорят, такая удача!
(7)А с запада потянул ветерок. (8)Капитан торопит ребят:
— Все на борт, снимаюсь!
(9)Двинул капитан судно вдоль кромки: узкой полосой шла, как река в ледяных берегах, свободная вода. (Ю)Капитан дал полный ход: надо уйти из этой щели, а ещё неизвестно, как там лёд впереди. (11)Часом бы раньше.
(12)И стал капитан серьёзным. (13)Ходил по мостику. (14)Ходу, ходу ещё!
(15) Вон лёд прямо по носу. (16)Нет, это не поворот в канале, а затор. (17)А может, слабый лёд? (18)И капитан заметил, как помощник косым взглядом глянул на него. (19)Капитан дал команду «полный вперёд». (20)Пароход летел прямо в затор, сейчас, сейчас вонзится. (21)Пароход ударил лёд пологим форштевнем , выскочил, задрался нос, и сразу смолкли голоса под мостиком.
(22) Ледокол влез носом на лёд и встал. (23)Нет! (24)Стоп! (25)Назад!
(26)Снова заурчало в брюхе парохода. (27)Ледокол слез, скатился форштевнем, соскочил со льда и присел на минуту нос. (28)Лёд не поддался. (29)Капитан знал, что назад выхода нет и развернуться в узком канале нельзя.
(ЗО)Он понял, что придётся дрейфовать на восток вместе со льдом в этом узком канале, в ледяной коробке. (31)И знал капитан, знал по карте, что там, справа, — камни. (32)И сейчас отлив, малая вода. (33)В полную приливную воду может над ними пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо.
(34)Капитан знал, что в узком канале он будет дрейфовать до самых камней, что если он брюхом упрётся в камни, то через минуту лёд слева подойдёт к борту вплотную, напрёт в борт и положит ледокол мачтами на воду, и тогда — конец. (35)3вать по радио на помощь? (Зб)Кто же пробьётся к нему, когда он, ледокол, не может выбиться? (37)И он знал, что вот скоро-скоро царапнет дном.
(38)Приказал держать полный пар. (39)Где камни? (40)И спиной чувствовал, что там, сзади него, под водой, подо льдом, стоят эти камни и ждут. (41)Сколько до них? (42)Нельзя знать, тут дело не в саженях. (43)Поглядел в астрономический справочник. (44)И без карандаша в уме считалось само до секунды: сейчас прилив только начался.
(45)На пароходе было тихо, и только слышно было под низом, как гудит мотор. (46)А ухо было всё внизу, там, у дна, где должны царапнуть камни. (47)Капитан перестал глядеть на часы и считать дюймы, а слушал.
(48)Вот! (49)Чиркнуло. (50)На пароходе спокойно, никто не слышал. (51)Камни теперь пойдут выше и выше. (52)Но бежит вода на помощь, оттуда, из океана, через горло Белого моря. (63)Поспеет ли?
(54)И пошатнуло ледокол. (55)Опять! (66)Покренился чуть. (57)Пронесло. (58)Опять! (59)Опять! (бО)Капитан слышал только, как силится, скребётся он дном по каменьям. (61)Нет, прибывает, прибывает вода. (62)А в упор к борту стоит лёд.
(63)Но скрежет исчез. (64)Капитан взглянул на часы. (бб)Если ещё пять минут не будет. (66)И не было!
(67)Капитан глянул на себя в зеркало. (68)Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет.
(69)Вышел на мостик. (70)Всходила красная луна. (71)А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые.
(По Б. С. Житкову*)
* Житков Борис Степанович (1882-1938) — русский и советский писатель, путешественник и исследователь.
Известный лингвист Ирина Борисовна Голуб считает: «Профессионализмы являются средством точного и лаконичного выражения мысли. В художественной литературе используются как средство речевой характеристики персонажей». Данное мнение я понимаю так: профессионализмы необходимы в тех случаях, когда главный герой художественного текста выполняет свои профессиональные обязанности и его мысли невозможно отразить без подобающих случаю слов.
В тексте Бориса Степановича Житкова главный герой – капитан ледокола. Чтобы точно и лаконично отразить происходящее, автор употребляет профессионализм: «Пароход ударил лёд пологим форштевнем…». Читателю, в принципе, не так уж и важно, чем ударил по льду корабль, но профессионализм коротко и объёмно рисует образ именно корабля-ледокола.
Критическая ситуация, в которой приходится действовать капитану ледокола, требует решительных действий. И в этом случае автор применяет профессионализмы, чтобы дать речевую характеристику персонажу: «Он понял, что придётся дрейфовать на восток вместе со льдом….И сейчас отлив, малая вода. В полную приливную воду может над ними пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо». Напряжённая мысль переполнена морскими терминами: дрейфовать, малая вода, полная вода, напорется, раскроит брюхо. Эти слова не являются общеупотребительными, но хорошо отражают ход размышлений главного героя – капитана корабля.
Итак, мы убеждаемся в справедливости слов известного лингвиста Голуб: профессионализмы помогают точно и лаконично создать образ художественного персонажа в процессе его, именно профессиональной, деятельности.
В финале текста Бориса Степановича Житкова отражена основная мысль произведения: капитан ледокола пережил сильнейшее в своей жизни потрясение.
Это был такой момент жизни, когда он и вся команда корабля находилась в опасности, и капитан всеми своими силами старался помочь кораблю пройти это страшное испытание. Кажется, он сам и был пароходом: «Где камни? И спиной чувствовал, что там, сзади него, под водой, подо льдом, стоят эти камни и ждут».
Подтверждение того, что внутреннее состояние главного героя неотделимо от парохода, находим и тут: «Опять! Опять! Капитан слышал
только, как силится, скребётся он дном по каменьям». Ведь в этом предложении не разобрать, кто силится и скребётся: корабль или сам капитан.
Опасность, угрожающая смертью корабля и всего экипажа, настолько потрясла капитана, что это отразилось на его физическом облике: «А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые». Это и есть финал текста.
Решительность – это способность в критической ситуации взять на себя ответственность и выбрать правильное решение. Она особенно нужна тогда, когда от человека зависит жизнь: своя или тех, кто рядом.
Именно такая ситуация сложилась в рассказе Бориса Степановича Житкова. Когда корабль-ледокол оказался в ледяной западне, капитану парохода пришлось проявить решительность: «Приказал держать полный пар». После этого приказа оставалось только ждать и слушать: напорется ледокол на камни или нет. Всё закончилось хорошо, но капитан за это время успел поседеть, будто он сам, царапая животом о камни, вышел из западни ледяной коробки.
Решительность является следствием ответственности. Например, в повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский», главный герой не собирался становиться разбойником, но после гибели судебных чиновников в сгоревшем доме Владимир Дубровский решил взять своих людей и скрыться с ними в лесах. Так он хотел спасти своих крепостных, понимая, что им угрожает опасность.
Решительность присуща всем людям, способным думать не только о себе. Такие люди готовы в самые критические моменты принимать ответственные решения и выдерживать невероятные испытания. Человечество обязано своим существованием решительным людям.
Источник
Сочинение на тему: «Ледокол промышлял во льдах Белого моря..» (ВАРИАНТ 19)
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказыванияизвестного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Профессионализмы являются средством точного и лаконичного выражения мысли. В художественной литературе используются как средство речевой характеристики персонажей».
Для передачи обстановки, в которой происходит действие, и для речевой характеристики персонажей писатели используют разные лексические средства. К числу таких средств относится и использование профессиональной лексики.
Профессиональные слова помогают более зримо представить себе происходящее, а также дают понять, чем занимается герой произведения.
Впрочитанном мною рассказе Житкова говорится о ледоколе, который застрял во льдах. Автор использует различные слова, имеющие отношение к морскому делу.Например, в предложении 21 используется слово «форштевень». Оно означает «выступающее ребро на носу судна». Можно было, конечно, употребить это описательное выражение, но использование морского термина сразу дает нам понять обстоятельства происходящего.
В предложении 34 мы встречаем слово «дрейфовать».Это также термин,хотя и более распространенный. Это слово означает «отклоняться от курса, двигаться по направлению ветра или течения».Оба слова помогают нам понять, что речь идёт о профессионалах своего дела, а то, что они оказались в такой тяжёлой ситуации, — это не следствие их неумелости, а опасная случайность — неотъемлемая часть тяжелой профессии полярного моряка.
Таким образом, профессионализмы помогают автору не только точно и кратко выразить мысль, но и помогают дать характеристику героев.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Капитан глянул на себя в зеркало. Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет. Вышел на мостик. Всходила красная луна. А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые».
В рассказе Житкова, который я прочитал, говорится о волнующем эпизоде плавания ледокола.Молодой капитан принял очень тяжёлое решением.
Шла морская охота, добычи было очень много (или рыбаки задержались, задержав таким образом и корабль).Между тем поднялся ветер и требовалось двигаться как можно скорее, для того чтобы успеть проскользнуть среди льдов. Об этом говорится в предложениях 10 и 11. В двенадцатом предложении говорится о том, что капитан осознавал проблемуи старался выскользнуть из ледяной ловушки.¬¬¬Капитан принял неоднозначное решение. Он счел необходимым попытаться проскочить.
Это было очень рискованным шагом, несколько раз корабль был на грани крушения (предложения 54 — 62). Однако расчет капитана оказался верен. Но чего это ему стоило! В тридцать пять лет у него поседели виски от потрясения. А ведь никто не заметил его колебаний, его неуверенности. Я думаю, у капитана по-настоящему сильный характер и высокая способность брать на себя ответственные решения
9.3 Как вы понимаете значение слова РЕШИТЕЛЬНОСТЬ?
Решительность – это качество человека, помогающее ему принимать ответственные решения так, что никто даже не замечает его колебаний.
Трудно сказать однозначно, положительная это черта или нет. Часто решительность спасает положение, даже жизни людей. Нечто похожее произошло в тексте, который я прочитал. Капитан спас команду и судно от ледяной тюрьмы, которая могла привести к любым нежелательным последствиям. О том, как ему это было трудно, говорится в тексте: у капитана от нервного напряжения поседели виски.
Но в данном случае капитану требовалась не только решительность. Он проявил также высокий профессионализм и изумительное искусство точного расчета. А ведь будь на его месте бездарный капитан-неумеха, он погубил бы всех. То есть одной решительности мало, требуются еще знания, ум и умения.
В качестве примера могу привести мою одноклассницу, которая тоже отличается решительным характером. Раньше она часто из-за этого попадала в просак. Например, она бросалась помогать кому-нибудь выяснить отношения, не зная, в чем причина конфликта, и делала еще хуже. Теперь она, конечно, ведет себя осторожнее, но все равно бывает по-разному.
Решительность делается положительной чертой только в том случае, если она опирается на знания и рассуждение.
Источник