- Презентация по лексической теме «Обитатели морей и океанов» консультация (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек» учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Животный мир морей и океанов
Презентация по лексической теме «Обитатели морей и океанов»
консультация (старшая группа)
Рекомендации для домашних занятий
морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских иозёрных рыб.
плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.
глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskie_obitateli_-_kopiya_2.pdf | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С целью организации речевой среды дома предлагаю следующий материал по теме: «Обитатели морей и океанов».
Рекомендации для родителей.
Данный материал содержит примерное планирование по лексической теме «Животный мир морей и океанов» для детей с ОНР 6 — 7 лет.
Для старшего дошкольного возраста.
В презентации собраны фоторафии морских обитателей и краткие рассказы о них.
Презентация на тему: «Обитатели морей и океанов».
Активизировать познавательную деятельность:воспитывать желание больше узнать о морских обитателях,развивать любознательность детей.
Источник
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Взаимосвязь учителя — логопеда и воспитателей в старшей группе для детей с ТНР.
Материал разработан на 5 дней недели. В него включены задания на развитие лексико — грамматических категорий, на развитие общей и мелкой моторики, на зрительно — моторную координацию и логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь учителя — логопеда с воспитателями старшей группы для детей с ТНР | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 15»
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателей.
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
автор – составитель: Хлебникова Маргарита Ивановна
учитель – логопед первой квалификационной категории
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
Пять маленьких рыбок играли в реке, — сжимают и разжимают кулаки
Лежало большое бревно на песке, — соединяют сжатые кулаки
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» — показывают рыбку правой рукой
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». – показывают рыбку левой рукой
А третья сказала: «Мне хочется спать!» — показывают рыбку соединив 2 ладони
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. – показывают рыбку правой рукой
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! — показывают рыбку левой рукой
Плывите скорее, чтоб не проглотил». – показывают открытый рот – ладошками.
И/У « Морские рыбки»
рыбки резвятся — бегают врассыпную
в воде кружатся — кружатся
Весело ныряют, — приседают и встают
Пузыри пускают, — вращают руками, согнутыми в локтях
Друг дружку догоняют! – бегут друг за другом
Игра с массажным мячом «Футбол ежом»
Играть в футбол морским ежом — перекидывают мяч из одной руки в другую
Решили окунишки, — катают мяч вперед — назад
И скоро стали решетом — сжимают и разжимают мяч в правой ладошке
Их новые штанишки. — сжимают и разжимают мяч в левой ладошке
За эти милые дела — трут мячом по правой ладошке
Их дома трепка бы ждала. — трут мячом по левой ладошке
Но рыба добрая – игла — сжимают и разжимают мяч в правой ладошке
Зашить штанишки помогла. — сжимают и разжимают мяч в левой ладошке
Развитие межполушарного взаимодействия
«Рыбки — камни – водоросли» .
«рыбки» — ладошки на ребре
«камни» — ладошки в кулачках
«водоросли» — ладошки вверх – пальцы растопырены
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
словарь существительных: , щука, сом, карась, ерш, окунь, икра, мальки, чешуя, жабры, плавники , крючок, удочка, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, хвост, плавники, названия речных, морских и озёрных рыб.
Игры и упражнения:
«Назови ласково» с мячом
— сом -….. — щука -…. — медуза -… — плавник -…….
— пескарь -.. — карась -… — плотва -…. – хвост -…..
— звезда -…. — дельфин -… — мурена -…. – чешуя -…..
— черепаха -…. – осьминог-…. – краб -…. и т.д.
«Возьми картинку» картинки расположены на магнитной доске.
— возьми картинку в нижнем левом углу, кого ты взял
«У меня нет..» с картинками
Ребята по очереди выгладывают картинки и говорят: у меня нет…., но есть…
— 1 сом — 3….. — 1щука — 3…. — 1 медуза — 3…
-1 пескарь — 3.. – 1 карась — 3… — 1 плотва — 3…. –1 хвост — 3…..
— 1звезда — 3…. — 1дельфин- 3… — 1 мурена — 3…. – 1чешуйка — 3…..
— 1 черепаха — 3…. – 1осьминог- 3…. – 1 краб — 3 …. и т.д.
3. Развитие мелкой моторики.
«Нарисуй волны и раскрась»
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
словарь прилагательных: хитрая, большая, маленькая, осторожная, быстрая, ловкая, пугливая, голодная, короткий, длинный, рыбий, морской, речной, морской, хищные, рыбий, китовый.
Игры и упражнения:
«Какой, какая, какие?»
— обитатель моря – морской, а обитатели морей какие ? – морские
— рыба речная, а рыбы -….
— акула большая, а акулы -…
— плавник спинной, а плавники -…
— пескарь трусливый, а пескари-..
— щука голодная, а щуки-…
— щупальце длинное, а щупальца-… и т.д.
— акула большая, а карась — ….
— карп сытый, а щука -…
— краб пугливый, а дельфин-…
— хвост длинный, а плавник -….
— акула морская, а щука -…
— дельфин красивый, а акула-… и т.д.
«Он – они» с мячом
— морской лев — … морские львы
— морская змея — … и т.д.
2. Развитие зрительно – моторной координации
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
словарь глаголов: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, прятаться, ловить, плескаться, охотиться.
Игры и упражнения:
«Он делает – они делают»
— рыба плавает, а рыбы что делают? – плавают
— акула нападает, а акулы ….
— дельфин ныряет, а дельфины ….
— рак пятится назад, а раки…
— карась прячется, а караси….
— щука охотится, а щуки….
— осьминог всплывает, а осьминоги….
— лещ плещется, а лещи…. и т.д.
«Что умеют делать …»
— рыба может плавать, нырять, прятаться, всплывать и т.д.
2. Развитие логического мышления.
— ерш – сом – акула
— дельфин – кит – щука
— акула – скат – дельфинчик
3. Развитие мелкой моторики
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
Игры и упражнения:
«Сколько рыб мы увидали..»
Мы видали много рыб –
не одного окуня, а …..много окуней
не одну щуку, а …
не одного карася, а …
не одного дельфина, а ….
не одного кальмара, а…..
не одну акулу, а….
не одну медузу, а… и т.д
— сом -….. — щуки -…. — медуза -…
— пескарь -.. — карась -… — плотва -….
— дельфины-… — мурена -…. – чешуя -…..
— черепаха -…. – осьминог-…. – крабы -….
— плавник -……. – хвост -….. — звезды -…. и т.д.
«У рыбы – у рыбки»
— у рыбы хвост, а у рыбки хвостик
— у рыбы зубы, а у рыбки..
— у рыбы плавники, а у рыбки…
— у рыбы глаза, а у рыбки..
— у рыбы рот, а у рыбки…
— у рыбы брюхо, а у рыбки…
— у рыбы спина, а у рыбки…
«Поймай словечко» хлопать на слова, относящиеся к обитателям в воды.
— рыбы – кошки – слон – карась – щука – водоросли – река – собака – лес – дельфин – дерево – трава – акула – осьминог – море – цветы – жираф – черепаха – кит – медуза и.т.д
3. Развитие зрительного восприятия
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
1. Игры и упражнения:
— карась уплывает, а щука догоняет
— краб прячется, а осьминог…
— камбала лежит, а медуза …
— кит погружается, а дельфин…
— щука плывет вправо, а карась….
— плывущий дельфин, что делает? – плывет
— охотившаяся акула -… и т.д.
«Зачем?» составление предложений с союзом – чтобы-
— зачем акуле острые зубы? – чтобы было легче охотиться.
— зачем крабу клешни -….
— зачем осьминогу щупальца -…
— зачем медузе щупальца -…
— зачем морскому ежу колючки -… и т.д.
2. Развитие произносительных навыков.
АН – АН – АН — глубокий океан
НА – НА – НА – обитатели морского дна
ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде
НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю
ТА – ТА – ТА — под водою красота
ОГИ – ОГИ – ОГИ — большие осьминоги
АК – АК – АК — проползает рак
ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты
ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины
УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула
УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы
АБА – АБА – АБА – я увидел краба
НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня
3. Развитие связной речи.
Рассказывание и ответы на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Лексическая тема: Животный мир морей и океанов.
Данный материал содержит примерное планирование по лексической теме «Животный мир морей и океанов» для детей с ОНР 6 — 7 лет.
Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком.
Данный тематическо-календарный план предназначен для работы с детьми. В плане представлены беседы, презентации, развлечения, чтение художественной литературы. .
Комплексно -тематическое планирование с учетом работы с детьми нарушением речи.
Консультация для родителей. Занимаемся по лексической теме «Животные морей и океанов".
Источник
Животный мир морей и океанов
морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских и озёрных рыб.
плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.
глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
Цель: развивать общие речевые навыки.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала . —
— На рыбалке я была.
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак?
— Нет, ушёл хитрец,
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, словообразование; учить подбору родственных слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
кит, китовый, кот, китёнок;
дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;
рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;
море, морской, моряк, марка, приморский;
Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.
Скат, водоросли, акула, морской конёк. —Лишнее слово «водоросли», потому что оно называет растение, а все остальные слова — названия морских животных.
Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Один скат, два ската, три ската. десять скатов.
Слова: кит, акула, медуза и т. п.
Затем воспитатель усложняет задание, предложив детям считать, кого нет.
Нет одной акулы, нет двух акул.
Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».
Я встретил одного кита, я встретил двух китов.
Игра «Составь слово из слогов».
Цели : развивать слуховое внимание , совершенствовать навык слогового синтеза.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались только слоги. Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.
Игра «Какие буквы спрятались?»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «за», совершенствовать навык чтения, закреплять навыки звукового анализа и синтеза,
активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопрос «Какие буквы спрятались?» Ребёнок называет буквы, которые спрятались за морскими
животными, отвечая при этом полным предложением.
Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).
Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, котор ое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).
Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.
Затем воспитатель просит детей угадать, какое слово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.
В конце игры воспитатель просит детей нарисовать животных, названия которых они прочитали, и составить их звуковые схемы (под нарисованными картинками).
Игра « Отгадай , какое слово задумано »
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление, учить определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры . Перед детьми карточки с изображениями морских животных. Воспитатель называет первый и последний звук в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.
Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме.
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки, описывая морское животное по опорной схеме.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я.
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье.
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы, в речке!
(пер. И. Токмаковой)
Что ты мечешься, рыбка, по дну,
Словно что- нибудь там потеряла?
— Я здесь ночью с луною ныряла,
А к утру Потеряла луну!
(пер. В. Приходько )
Тексты для пересказа
Морской конёк живёт у берега среди морской травы.
Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад- вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?
Как маскируется морской конёк?
В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.
Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска.
Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
Текст для пересказа
В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идёт в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.
Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.
Источник