Лексическая тема животные морей

Презентация по лексической теме «Обитатели морей и океанов»
консультация (старшая группа)

Рекомендации для домашних занятий

морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских иозёрных рыб.

плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.

глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.

Скачать:

Вложение Размер
morskie_obitateli_-_kopiya_2.pdf 2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С целью организации речевой среды дома предлагаю следующий материал по теме: «Обитатели морей и океанов».

Рекомендации для родителей.

Данный материал содержит примерное планирование по лексической теме «Животный мир морей и океанов» для детей с ОНР 6 — 7 лет.

Для старшего дошкольного возраста.

В презентации собраны фоторафии морских обитателей и краткие рассказы о них.

Презентация на тему: «Обитатели морей и океанов».

Активизировать познавательную деятельность:воспитывать желание больше узнать о морских обитателях,развивать любознательность детей.

Источник

Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Взаимосвязь учителя — логопеда и воспитателей в старшей группе для детей с ТНР.

Материал разработан на 5 дней недели. В него включены задания на развитие лексико — грамматических категорий, на развитие общей и мелкой моторики, на зрительно — моторную координацию и логическое мышление.

Скачать:

Вложение Размер
Взаимосвязь учителя — логопеда с воспитателями старшей группы для детей с ТНР 341.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 15»

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателей.

старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

автор – составитель: Хлебникова Маргарита Ивановна

учитель – логопед первой квалификационной категории

Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»

Пять маленьких рыбок играли в реке, — сжимают и разжимают кулаки

Лежало большое бревно на песке, — соединяют сжатые кулаки

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» — показывают рыбку правой рукой

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». – показывают рыбку левой рукой

А третья сказала: «Мне хочется спать!» — показывают рыбку соединив 2 ладони

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. – показывают рыбку правой рукой

А пятая крикнула: «Здесь крокодил! — показывают рыбку левой рукой

Плывите скорее, чтоб не проглотил». – показывают открытый рот – ладошками.

И/У « Морские рыбки»

рыбки резвятся — бегают врассыпную
в воде кружатся — кружатся
Весело ныряют, — приседают и встают
Пузыри пускают, — вращают руками, согнутыми в локтях
Друг дружку догоняют! – бегут друг за другом

Игра с массажным мячом «Футбол ежом»

Играть в футбол морским ежом — перекидывают мяч из одной руки в другую

Решили окунишки, — катают мяч вперед — назад

И скоро стали решетом — сжимают и разжимают мяч в правой ладошке

Их новые штанишки. — сжимают и разжимают мяч в левой ладошке

За эти милые дела — трут мячом по правой ладошке

Их дома трепка бы ждала. — трут мячом по левой ладошке

Но рыба добрая – игла — сжимают и разжимают мяч в правой ладошке

Зашить штанишки помогла. — сжимают и разжимают мяч в левой ладошке

Развитие межполушарного взаимодействия

«Рыбки — камни – водоросли» .

«рыбки» — ладошки на ребре

«камни» — ладошки в кулачках

«водоросли» — ладошки вверх – пальцы растопырены

Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»

словарь существительных: , щука, сом, карась, ерш, окунь, икра, мальки, чешуя, жабры, плавники , крючок, удочка, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, хвост, плавники, названия речных, морских и озёрных рыб.

Игры и упражнения:

«Назови ласково» с мячом

— сом -….. — щука -…. — медуза -… — плавник -…….

— пескарь -.. — карась -… — плотва -…. – хвост -…..

— звезда -…. — дельфин -… — мурена -…. – чешуя -…..

— черепаха -…. – осьминог-…. – краб -…. и т.д.

«Возьми картинку» картинки расположены на магнитной доске.

— возьми картинку в нижнем левом углу, кого ты взял

«У меня нет..» с картинками

Ребята по очереди выгладывают картинки и говорят: у меня нет…., но есть…

— 1 сом — 3….. — 1щука — 3…. — 1 медуза — 3…

-1 пескарь — 3.. – 1 карась — 3… — 1 плотва — 3…. –1 хвост — 3…..

— 1звезда — 3…. — 1дельфин- 3… — 1 мурена — 3…. – 1чешуйка — 3…..

— 1 черепаха — 3…. – 1осьминог- 3…. – 1 краб — 3 …. и т.д.

3. Развитие мелкой моторики.

«Нарисуй волны и раскрась»

Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»

словарь прилагательных: хитрая, большая, маленькая, осторожная, быстрая, ловкая, пугливая, голодная, короткий, длинный, рыбий, морской, речной, морской, хищные, рыбий, китовый.

Игры и упражнения:

«Какой, какая, какие?»

— обитатель моря – морской, а обитатели морей какие ? – морские

— рыба речная, а рыбы -….

— акула большая, а акулы -…

— плавник спинной, а плавники -…

— пескарь трусливый, а пескари-..

— щука голодная, а щуки-…

— щупальце длинное, а щупальца-… и т.д.

— акула большая, а карась — ….

— карп сытый, а щука -…

— краб пугливый, а дельфин-…

— хвост длинный, а плавник -….

— акула морская, а щука -…

— дельфин красивый, а акула-… и т.д.

«Он – они» с мячом

— морской лев — … морские львы

— морская змея — … и т.д.

2. Развитие зрительно – моторной координации

Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»

словарь глаголов: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, прятаться, ловить, плескаться, охотиться.

Игры и упражнения:

«Он делает – они делают»

— рыба плавает, а рыбы что делают? – плавают

— акула нападает, а акулы ….

— дельфин ныряет, а дельфины ….

— рак пятится назад, а раки…

— карась прячется, а караси….

— щука охотится, а щуки….

— осьминог всплывает, а осьминоги….

— лещ плещется, а лещи…. и т.д.

«Что умеют делать …»

— рыба может плавать, нырять, прятаться, всплывать и т.д.

2. Развитие логического мышления.

— ерш – сом – акула

— дельфин – кит – щука

— акула – скат – дельфинчик

3. Развитие мелкой моторики

Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»

Игры и упражнения:

«Сколько рыб мы увидали..»

Мы видали много рыб –
не одного окуня, а …..много окуней
не одну щуку, а …
не одного карася, а …

не одного дельфина, а ….

не одного кальмара, а…..

не одну акулу, а….

не одну медузу, а… и т.д

— сом -….. — щуки -…. — медуза -…

— пескарь -.. — карась -… — плотва -….

— дельфины-… — мурена -…. – чешуя -…..

— черепаха -…. – осьминог-…. – крабы -….

— плавник -……. – хвост -….. — звезды -…. и т.д.

«У рыбы – у рыбки»

— у рыбы хвост, а у рыбки хвостик

— у рыбы зубы, а у рыбки..

— у рыбы плавники, а у рыбки…

— у рыбы глаза, а у рыбки..

— у рыбы рот, а у рыбки…

— у рыбы брюхо, а у рыбки…

— у рыбы спина, а у рыбки…

«Поймай словечко» хлопать на слова, относящиеся к обитателям в воды.

— рыбы – кошки – слон – карась – щука – водоросли – река – собака – лес – дельфин – дерево – трава – акула – осьминог – море – цветы – жираф – черепаха – кит – медуза и.т.д

3. Развитие зрительного восприятия

Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»

1. Игры и упражнения:

— карась уплывает, а щука догоняет

— краб прячется, а осьминог…

— камбала лежит, а медуза …

— кит погружается, а дельфин…

— щука плывет вправо, а карась….

— плывущий дельфин, что делает? – плывет

— охотившаяся акула -… и т.д.

«Зачем?» составление предложений с союзом – чтобы-

— зачем акуле острые зубы? – чтобы было легче охотиться.

— зачем крабу клешни -….

— зачем осьминогу щупальца -…

— зачем медузе щупальца -…

— зачем морскому ежу колючки -… и т.д.

2. Развитие произносительных навыков.

АН – АН – АН — глубокий океан

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА — под водою красота

ОГИ – ОГИ – ОГИ — большие осьминоги

АК – АК – АК — проползает рак

ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты

ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины

УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула

УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы

АБА – АБА – АБА – я увидел краба

НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня

3. Развитие связной речи.

Рассказывание и ответы на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Лексическая тема: Животный мир морей и океанов.

Данный материал содержит примерное планирование по лексической теме «Животный мир морей и океанов» для детей с ОНР 6 — 7 лет.

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком.

Данный тематическо-календарный план предназначен для работы с детьми. В плане представлены беседы, презентации, развлечения, чтение художественной литературы. .

Комплексно -тематическое планирование с учетом работы с детьми нарушением речи.

Консультация для родителей. Занимаемся по лексической теме «Животные морей и океанов&quot.

Источник

Животный мир морей и океанов

морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских и озёрных рыб.

плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.

глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.

Цель: развивать общие речевые навыки.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала . —

— На рыбалке я была.

Дядю Петю — чудака.

— Где же твой рыбак?

— Нет, ушёл хитрец,

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, словообразование; учить подбору родственных слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский;

Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.

Скат, водоросли, акула, морской конёк. —Лишнее слово «водоросли», потому что оно называет растение, а все остальные слова — названия морских животных.

Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.

Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.

Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Один скат, два ската, три ската. десять скатов.

Слова: кит, акула, медуза и т. п.

Затем воспитатель усложняет задание, предложив детям считать, кого нет.

Нет одной акулы, нет двух акул.

Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».

Я встретил одного кита, я встретил двух китов.

Игра «Составь слово из слогов».

Цели : развивать слуховое внимание , совершенствовать навык слогового синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались только слоги. Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Игра «Какие буквы спрятались?»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «за», совершенствовать навык чтения, закреплять навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопрос «Какие буквы спрятались?» Ребёнок называет буквы, которые спрятались за морскими

животными, отвечая при этом полным предложением.

Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).

Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, котор ое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).

Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.

Затем воспитатель просит детей угадать, какое слово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.

В конце игры воспитатель просит детей нарисовать животных, названия которых они прочитали, и составить их звуковые схемы (под нарисованными картинками).

Игра « Отгадай , какое слово задумано »

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление, учить определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры . Перед детьми карточки с изображениями морских животных. Воспитатель называет первый и последний звук в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки, описывая морское животное по опорной схеме.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Я семь недель ловил форель,

Не мог ее поймать я.

Я весь промок, и весь продрог,

И все порвал я платье.

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы, в речке!

(пер. И. Токмаковой)

Что ты мечешься, рыбка, по дну,

Словно что- нибудь там потеряла?

— Я здесь ночью с луною ныряла,

А к утру Потеряла луну!

(пер. В. Приходько )

Тексты для пересказа

Морской конёк живёт у берега среди морской травы.

Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад- вперёд, вместе с прибоем.

Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

Где живёт морской конёк?

За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?

Как маскируется морской конёк?

В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.

Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска.

Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.

О какой рыбе говорится в рассказе?

Как выглядит камбала?

Почему врагам трудно найти камбалу?

Какой опыт провели с камбалой?

Текст для пересказа

В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идёт в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.

Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.

Источник

Читайте также:  Король печка ференц мора
Оцените статью