Мандри
Географія, природа, світ навколо нас.
Географія, природа, світ навколо нас.
Лінія зміни дат та її значення
Відомо, що в 1522 році завершилась подорож експедиції Ф.Магеллана навколо світу. Рухаючись в одному напрямку на захід, учасники експедиції повернулись в той самий порт Іспанії, звідки вирушили 20 вересня 1519 року. Однак з п’яти суден, які вміщували 280 членів експедиції, вдалось повернутись лише одній «Вікторії», на борту якої залишилося 18 знесилених тривалим плаванням моряків. Ціною таких величезних втрат було доведено кулястість Землі.
Крім цього визначного відкриття стало відомо, що мандруючи вздовж паралелей, можна відчути зміни в тривалості часу, що і відбулось з екіпажем «Вікторії». Ретельно відмічаючи в судовому журналі кожен день і всі християнські свята, члени екіпажу були дуже здивовані, коли підійшли до берегів островів Святого Іакова і дізнались від португальців, що насправді був четверг, а в моряків на судні була середа.
Після подорожі навколо світу було розроблено систему годинних поясів та введено поняття лінії зміни дат, щоб уникнути парадоксу зміни тривалості часу, який виникає в результаті добового обертання Землі.
Міжнародна лінія зміни дат
Міжнародна лінія зміни дат – це умовна лінія, що проходить по 180° меридіану, огинаючи прилеглі острови, які входять до країн, що їх перетинає цей меридіан, та через Берингову протоку.
Рухаючись постійно на захід за Сонцем, як це відбувалось з іспанцями, можна заощадити 24 години. Тому, перетинаючи лінію зміни дат, додають одну добу, або повертаються на один день назад. Це насамперед стосується морських суден, або літаків, які здійснюють рейси в межах 180° меридіана. Простішими словами, якщо перетинати лінію зміни дат рухаючись із заходу на схід, потрапляють у вчорашній день, тобто один день віднімають. Коли ж перетинати лінію зміни дат, рухаючись у західному напрямку, потрапляють у завтрашній день і одну добу необхідно додати.
Ось чому експедиція Магеллана втратила добу. Адже вони просто не додали її під час своєї подорожі.
Коментувати Скасувати відповідь
Щоб відправити коментар вам необхідно авторизуватись.
Источник
Линия перемены дат. Где рождается новый день
Рассмотрим пример с помощью глобуса мира, где изображены государства с их границами.
Предположим, мы вылетели на самолёте из Соединенных Штатов Америки в Японию в воскресенье, и летим над Тихим океаном.
Как только мы достигаем этой линии перемены даты, то внезапно оказываемся в понедельнике.
Если Вы достигаете этой линии в 14 часов дня по местному времени в воскресенье, то дата мгновенно изменяется на 14 часов дня понедельника.
Точно так же, возвращаясь обратно Вы достигаете этой линии, скажем, в 11 утра в пятницу, то внезапно становится 11 утра четверга.
Как это всё происходит и почему мы должны получить или потерять целый день — 24 часа — в одном месте?
Причина проста: каждые сутки на Земле имеют две границы.
Одна из них — это полночь (полночная граница).
Она не является фиксированной на Земле и движется на запад, так как Земля вращается вокруг своей собственной оси в восточном направлении.
Вообразите, что Вы летите на ракете со скоростью тысячи километров в секунду в полдень, когда светло и светит солнце, и двигаясь непосредственно на север к Северному полюсу не останавливаясь там, пролетаете его, и тогда бы Вы оказались на противоположной стороне Земли, которая в это время находится в темноте, здесь сейчас полночь.
То есть, пересекли бы некую линию — границу дня и ночи на Земле и оказались бы в другой дате дня (но в какой, пока не понятно).
Тоже самое будет, если мы будем очень быстро лететь на своей ракете не через Северный полюс, а через какой-нибудь меридиан Земли на другую сторону планеты.
Любой из этих меридианов мог бы стать линией, где меняется дата.
Было согласовано со всеми странами мира поместить эту линию перемены дат на 180-ый меридиан и не только потому, что этот меридиан противоположен Гринвичскому меридиану, а и потому, что этот меридиан проходит по середине Тихого океана, где наименьшее количество континентальной земли (ведь некоторые страны на своей территории устанавливают своё время в часовых поясах).
Однако, линия иногда уходит в стороны к востоку и к западу от 180 меридиана.
Это сделано для того, чтобы избежать раскола дня через единые политические государства (или, части его), например, Алеутские острова, которые являются частью Аляски (США). Это удобнее смотреть, используя глобус мира.
Поэтому мы нуждаемся в фиксируемой границе дат на Земле. Фиксированная линия и будет линией перемены дат.
Когда полночь находится вдоль линии перемены дат (на картинке — это когда красная линия достигает отметки 24:00/0:00), на всей Земле устанавливается единый день.
Так как Земля вращается — это заставляет полночь двигаться на запад Земли от линии перемены дат, и «раскручивается» новый день, например — среда.
Когда полуночная граница достигает Гринвича (24:00/0:00), а красная линия перемены дат достигает отметки 12:00 (полудня), половина Земли к западу от Гринвича до линии перемены даты находится все ещё во вторнике, в то время как другая половина находится уже в среде.
Поскольку Земля вращается, вторник продолжает уменьшаться на планете Земля, в то время как среда продолжает расширяться и, когда полночь достигнет линии перемены дат — на всей Земле наступит среда.
Как только линия перемены дат пройдёт полночную отметку (24:00/0:00), рождается четверг, и с этого момента среда начинает «сжиматься», а четверг «расширяться».
И так далее, далее и далее.
Самое интересное то, что календарный день в какой-то момент может существовать на Земле не 24 часа, а 48 часов!
Можете Вы теперь ответить, почему это так получается?
Зная теперь об этом, и изучив всё это с помощью глобуса, Вы теперь всё это можете осмыслить.
При помощи глобуса, это очень легко понять.
Источник:
Линия перемены дат
Источник
Линия перемены дат. Перелёт с Камчатки на Аляску через Тихий океан
К часовым поясам мы привыкли относиться сугубо практически — они важны в путешествиях и дальних поездках. Забыв о часовом поясе, можно опоздать на рейс и просто «потеряться во времени». Отсчёт часовых поясов ведётся от Гринвича — условной нулевой линии в «плюс» (к востоку) и в «минус» (к западу). Но, так как Земля круглая, существует место, где часовые пояса сходятся, где встречаются «сегодня» и «завтра». Это место называется «Линия перемены дат» и проходит она через Тихий океан.
Пересечь её можно, воспользовавшись авиарейсом «Петропавловск-Камчатский — Анкоридж» авиакомпании «Якутия». Так как ты летишь не как обычно, через Европу, а «в обратную сторону», то в США ты прилетаешь как бы в уже прожитый день. Когда летишь обратно, на Камчатку, «возвращаешься» в будущее.
1. 11-го июля в 5 утра рейсом авиакомпании «Якутия» я прилетел из Новосибирска в Якутск. Начались самые длинные сутки в моей жизни. Через 5 часов пересадка на рейс до Петропавловска-Камчатского и оттуда уже на Аляску.
2. Полёты до Анкориджа выполняются каждую неделю по понедельникам, но только до 29 августа. Такая привязка к лету связана с погодой — июль и август на Камчатке и Аляске идеальны для туристов.
4. Плавный взлёт из Якутска.
6. Воздушный флот авиакомпании «Якутия» состоит из 15 бортов. На рейсе до Анкориджа летают 4 комфортабельных Boeing 737-800. Это единственный воздушный маршрут, соединяющий Дальний Восток России с бывшей русской территорией, а теперь американском штатом — Аляской.
На Камчатке низкая облачность, но во время крена при посадочном курсе виден вулкан.
7. Вообще рядом с Петропавловском-Камчатским есть два действующих вулкана — Корякская и Авачинская сопки.
8. Самолёт производит посадку в Петропавловске-Камчатском на берегу Авачинской бухты Тихого океана. Это самый восточный город всего северного полушария с населением больше 100 тысяч человек.
9. На Камчатке происходит смена экипажа.
10. Вылет на Аляску поздно вечером и на борту все спят. Кроме меня. Я жду того самого момента пересечения границы часовых поясов.
11. Вот оно! Телефон у иллюминатора. На 172-й долготе мы пересекаем границу перемены дат.
12. Казалось бы, 11 июля должно было закончиться, и я должен видеть зарю нового дня — 12-го июля, но нет! Это заря уже прожитого дня — 11-го.
13. Настоящий День сурка, всё сначала. Потом, правда, природа возьмёт своё и мне придётся вернуть этот день вселенной, но это будет потом.
14. Пилоты, кстати ориентируются только на Гринвич (среднее солнечное время меридиана, проходящего через прежнее место расположения Гринвичской королевской обсерватории около Лондона), поэтому такие «прыжки» во времени просто не замечают.
15. 5 утра моего второго 11-го июля. Посадка на Аляске в международном аэропорту Анкориджа. В этот же день и в это же время я приземлялся в Якутске.
16. На Аляске действует собственный часовой пояс — Alaska Standard Time (AST). Время в Анкоридже на 1 час «отстаёт» от времени на Западном побережье, на 4 часа от Восточного, на 12 часов от Московского времени и на 17 часов от Якутского.
17. Аэропорт имени Теда Стивенса в Анкоридже (Ted Stevens Anchorage International Airport) — главный аэропорт Аляски и пятый в мире по объёму грузоперевозок. В год этим рейсом пользуется около 870 пассажиров, один борт — это около 170 человек. Направление хоть и не массовое, но пользуется стабильным спросом у российских и американских туристов, охотников, бизнесменов, а также транзитных пассажиров.
18. Анкоридж — крупнейший город на Аляске. 42% населения всего штата проживают в Анкоридже, только Нью-Йорк имеет больший процент жителей, проживающих в крупнейшем городе штата.
19. В отличие от любого другого города на Аляске Анкоридж никогда не был ни рыболовецким, ни горнодобывающим центром.
20. Своим возникновением город обязан стечению обстоятельств. Место, где находится современный Анкоридж, было выбрано для основания там железнодорожного центра. Этот центр за 9 лет построил Аляскинскую железную дорогу. Именно там 20 ноября 1920 года и был основан Анкоридж.
21. Аляска — не только самый крупный по площади штат США, но и самый богатый в плане туризма. Здесь располагается 23 национальных парка и заповедника. Это больше, чем в любом другом штате страны.
22. На Аляску можно не только прилететь, но и приплыть на круизном лайнере.
23. А путешествовать по самой Аляске любят на специальных туристических поездах. В таких составах есть специальные вагоны с верхним обзорным этажом.
24. Малую авиацию здесь иногда метафорично называют «кровеносной системой Аляски». Небольшие самолёты доставляют срочные грузы, перевозят людей, ищут пропавших без вести в труднодоступных районах. Всё потому что в горной стране с озёрами и густыми лесами невыгодно строить дороги.
25. На Аляске нетрудно получить удостоверение пилота и покупкой самолёта знакомых здесь не удивишь. Например, благодаря малой авиации можно посетить самую высокую точку Северной Америки — гору Денали.
26. Это самая высокая гора на Аляске и в Северной Америке. Когда я учился в школе, она называлась Мак-Кинли, в честь одного из американских президентов. 28 августа 2015 года гору переименовали в Денали.
27. Денали — историческое название горы. В переводе с языка индейцев Атабаски означает «Великий».
28. Самолёт приземляется на леднике на высоте 2000 метров над уровнем моря.
30. В 100 км от Анкориджа располагается национальный парк Кенай-Фьордс (Kenai Fjords National Park). Парк представляет собой уникальные ледники, снежные лавины, морские заливы, горные ущелья и айсберги. Общая площадь составляет 2833 кв.км.
31. Национальный парк Кенай-Фьордс существует с 1980 года и создан в целях защиты арктических территорий от негативного влияния человека.
32. Обитатели парка — полярные медведи, тюлени, моржи, киты, прибрежная зона богата экзотической морской флорой.
33. Основных природных достопримечательностей в парке три — это Исчезающий Ледник, Ледяное поле Хардинга и побережье.
34. Здесь можно своими глазами увидеть, как от айсбергов откалываются и падают в море громадные ледяные глыбы.
35. Падающий лёд открывает вырезанные ледниками глубокие долины. Они, заполняясь водой, образуют уникальные по красоте фьорды, имеющие большую протяжённость и довольно крутые склоны.
37. Ежегодно национальный парк Кенай-Фьордс посещают более 200 000 туристов, предпочитающих ледниковые круизы по дикой природе.
38. Горнолыжный курорт Alyeska Ski Resort в 45 километрах от Анкориджа.
39. Река Юкон. Она часто фигурировала в рассказах Джека Лондона про Золотую лихорадку на Аляске.
40. Город Ном (Nome) был основан в 1888 году как посёлок золотодобытчиков. Этот город «полюбили» кинематографисты. Здесь происходит действие фильма «Четвёртый вид» с Милой Йовович в главной роли. В фильме рассказывается о случаях похищения людей инопланетянами. А эпидемия дифтерии 1925 года в Номе стала основой сюжета полнометражного мультфильма «Балто».
41. Конечно, я не упустил возможность осуществить ещё одну свою мечту — посетил Берингов пролив, где соединяется Северный Ледовитый и Тихий океаны.
42. До России отсюда всего 85 км — примерно как от Шереметьево до Домодедово.
43. На переднем плане можно увидеть мыс принца Уэльского, самую западную материковую точку США, на заднем — мыс Дежнёва, самую восточную точку России. Между ними видно два острова. Тот, что поменьше — это Малый Диомид (США), тот, что побольше — остров Ратманова (Россия). Между этими островами всего 4 км, но находятся они в разных днях.
44. Здесь находится город Уэйлс (Wales). Он расположен в самой западной точке американского материка на оконечности полуострова Сьюард, в 1001 км от Анкориджа. По данным 2010 года население города составляло 145 человек.
45. Скелет кита во дворе жилого дома.
46. Очень сильное и атмосферное место!
47. Помимо самой западной точки, я посетил самый северный город Северной Америки — Бароу (Barrow). В этом небольшом городке вечная мерзлота и в июльский день здесь -2⁰С и ветер 30 м/с — такой «курорт».
48. Сам мыс Барроу находится на расстоянии 14 км от одноимённого города. По такой погоде идти пешком достаточно скучно и прохладно, поэтому я вызвал такси. И какого же было моё удивление, когда за мной приехал самый настоящий таец! Человек прожил большую часть жизни в стране, где температура редко падает ниже 20⁰С, и переехал в самый северный город США. Зачем он это сделал, мне так и не удалось выяснить.
49. Это 71-я широта. Вид на Северный Ледовитый океан. Место, где сливаются Чукотское море и Бофорта.
50. Начинается самый короткий день в моей жизни — 18 июля. Пришло время отдавать долги вселенной Получается, из Анкориджа я вылетел в 7:30 утра 18 июля, а прилетел в Якутск в 8:15 утра, но уже 19 июля. День 18 июля пришлось отдать.
51. Рейс R3-510. Курс 15. Отрыв.
52. Билет из Петропавловска-Камчатского до Анкориджа и обратно стоит $850, из Анкориджа в Петропавловск-Камчатский и обратно — $1080.
53. На обратном рейсе в Россию мои попутчики, в основном, американские рыбаки. Для них рыбалка в диких местах Камчатки — это экзотика.
54. Обслуживание на борту на европейском уровне. Питание непривычно для русского пассажира.
55. На обратном пути летим мимо основных вулканов Камчатки.
56. Пассажиры в восторге от зрелища прилипают к иллюминаторам.
57. Возвращаемся в Якутск — путешествие во времени окончено.
58. Летайте как можно чаще, это дарит незабываемые ощущения!
Источник