- Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану
- Элегия «Море» история создания
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского
- Основная мысль произведения
- Жанр и размер
- Литературное направление
- Композиция
- Характеристика героев
- Проблемы
- Темы элегии «Море»
- Тема любви
- Тема борьбы
- Тема одиночества
- Художественные средства
- Заключение
- Итоговое сочинение
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- ОТВЕТЫ на вопросы по всем предметам
- Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)
- История создания
- Жанр и размер
- Направление
- Композиция
- Герои и их характеристика
- Художественные средства
Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану
Развернутый анализ стихотворения «Море» Жуковского включает изучение художественных средств, сюжета и композиции произведения.
Исследование стихотворения помогает определить идею, своеобразие и способы воплощения замысла автора. Анализ, выполненный по плану, окажет помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Элегия «Море» история создания
Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.
Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.
Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.
Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.
Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.
История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.
Анализ стихотворения В. А. Жуковского
Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.
Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.
Краткое содержание плана для анализа «Моря»:
- общая информация о произведении,
- идея текста,
- жанр произведения, звуковая организация стиха,
- выявление литературного направления,
- особенности построения лирического произведения,
- характер лирического героя,
- основная проблематика,
- темы,
- средства художественной выразительности.
Основная мысль произведения
Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.
Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.
Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.
И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.
Жанр и размер
Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».
Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».
Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.
Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.
Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.
В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.
Литературное направление
Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.
В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.
Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.
Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.
А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.
Композиция
Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:
- чистая лазурная гладь,
- в непогоду,
- по окончании бури.
Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.
Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.
Характеристика героев
Героями стихотворения можно назвать:
- море – главная героиня,
- небо, воплощающее лирического героя.
Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.
Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.
Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.
Проблемы
В произведении поднимаются свойственные романтизму проблемы:
- независимость и порабощение,
- покой и бурное движение.
Жуковский дает им оригинальную трактовку, одушевляя окружающий мир и явления природы.
Темы элегии «Море»
Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.
Тема любви
Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.
Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.
Тема борьбы
Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.
Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.
Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.
Тема одиночества
Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Художественные средства
Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:
- эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы,
- аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой,
- метафоры – это символические образы,
- прием рефрена поддерживает ритм,
- риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование,
- тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.
Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.
Заключение
В «Море» Жуковский выступил новатором, указавшим путь последователям романтизма. Значение стихотворения неоценимо для русского романтизма. Высокую оценку стихотворение получило у признанного гения А. С. Пушкина.
К водным стихиям обращаются Лермонтов и Тютчев. Вслед за Жуковским поэты наделяют окружающую природу душой, очеловечивают явления природы.
Источник
Итоговое сочинение
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс 🙂
Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 24.03.2020
Море обладает поразительной, удивительной силой над человеком: оно манит, притягивает к себе, заставляет задуматься над вечными проблемами, зовет навстречу увлекательным приключениями. Недаром сторонники романтизма часто используют в своих произведениях образ этой бушующей водной стихии. Василий Андреевич Жуковский стал одним из первых русских писателей, который сравнил мятущуюся человеческую душу с морем, столь прекрасным в своем безграничном разнообразии.
История создания
Василий Андреевич написал свое знаменитое произведение «Море» в 1822 году, на самом пике своего творчества. Оставив позади некогда любимый им сентиментализм, поэт начал развивать романтическое направление. Наиболее удачной его работой стало стихотворение «Море», ставшее образцом русского романтизма.
Знаменитую элегию Жуковский посвятил Марии Протасовой, своей близкой родственнице, к которой питал нежные чувства. Мать Марии приходилась двоюродной сестрой поэту, и потому была категорически против брака дочери и кузена. Невозможность соединить судьбу с любимой женщиной Жуковский переживал очень тяжело, и душевные муки нашли свое отражение в творчестве классика.
Жанр и размер
Стихотворение Жуковского «Море» написано в жанре элегия, который был наиболее популярным в тот период, в котором жил и творил поэт. В буквальном переводе слово «элегия» означает «жалоба», и это точно отражает особенности жанра: лиризм, склонность к философским размышлениям, беспричинную тоску. Всеми этими характерными признаками обладает стихотворение «Море».
Жанр «элегия» подразумевает также и средний по объему размер произведений, который позволяет сформировать развернутое высказывание. А особую напевность, мелодичность стихотворению придает трехсложный размер.
Произведение «Море» примечательно тем, что Жуковский при его написании остановил свой выбор на белом стихе. Это указывает на отсутствие рифмы при сохранении определенного ритма и размера стихотворения. Элегия написана четырехстопным амфибрахием, который придает ей невыразимую чувственность, нежность, пронизывает все произведение поэтической грустью.
Направление
Элегия наиболее полно и точно раскрывает суть романтизма. Именно этот жанр оказался максимально близок для Василия Андреевича, который благодаря ему смог выразить свои чувства, эмоции, переживания. Свою первую элегию Жуковский написал еще в 1802 году – это было стихотворение «Сельское кладбище». Мастерски выполненный перевод произведения Грея позволил сентименталистам считать Жуковского своим преемником, однако уже тогда в лирике поэта чувствовались мотивы сопротивления, которые были присущи романтизму.
Совсем иначе заявил о себе Жуковский спустя 20 лет, написав элегию «Море». Ему удалось создать свой, ни на что более не похожий образ природной стихии, благодаря чему поэт был признан основоположником новой традиции в русской литературе. Элегия «Море» вдохновило многих отечественных классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева – на написание произведений, в которых звучала бы морская тематика. Особенно высоко ценил «Море» Александр Сергеевич Пушкин, который сам написал произведение с таким же названием.
Композиция
Композиционно произведение можно условно разделить на три части:
- В первой части элегии лирический герой вступает в диалог с морем, которое очаровывает его. Однако герой чувствует, что за внешним спокойствием и безмятежностью таится некая тайна.
- Во второй части поэт уделяет внимание описанию неистовой бури. Лирический герой полагает, что безупречная гармония неба и моря была нарушена внезапным появлением «темных туч».
- В заключительной части герой вновь любуется спокойной стихией, которая доверчиво приоткрыла ему свою тайну.
Примечательно, что на протяжении всего повествования море остается неизменно спокойным. Буря беснуется лишь в воображении автора. Однако именно такой маневр позволяет придать всему произведению особый динамизм.
Герои и их характеристика
Главным героем элегии Жуковского является, безусловно, море. Благодаря своему безусловному литературному таланту поэту удалось очеловечить море, придать ему психологические черты и качества, присущие человеку. Море в произведении Жуковского влюблено в небо, которое, отражаясь в зеркальной водной глади, дарит морю ощущение счастья и безмятежности. Однако эта идиллия может иногда нарушаться приходом грозных туч, скрывающих небо от моря. Некогда спокойная и безмятежная гладь, не видя неба, начинает волноваться, сопротивляться ненавистной мгле – так оно пытается вернуть былое счастье и умиротворение. Эта картина рисуется не в реальности, а в воображении лирического героя, которому удается раскрыть тайну моря. Благодаря этому он ощущает с ним особое родство. Чувствуется, что лирический герой также переживает личную трагедию, которая сближает его с волнующимся морем.
- Невозможность любви – центральная тема элегии. Таким образом Жуковский обнажил перед широкой публикой личную драму, поскольку произведение является во многом автобиографичным. Он был страстно влюблен в прекрасную Марию Протасову, но по веским причинам не мог связать с ней свою жизнь. В итоге, все, что оставалось влюбленному поэту – стать добрым другом для своей возлюбленной. Судьба Жуковского оказалась более печальной, нежели созданная им аллегория. Он наделил море многими своими личными чертами, благодаря чему водная стихия получилась очень живой и реальной, способной вызывать сопереживание.
- Тема борьбы – одна из главных в произведении. Его кульминацией является появление туч на небе и дальнейшее противостояние с морем. Однако одержанная победа не дарит морю заветного покоя: ожидание возвращения мглы заставляет его постоянно волноваться.
- Все произведение пронизано темой одиночества. Лирический герой, чувствуя себя одиноким человеком, не зря обращается к морю – в нем он видит родственную душу. Лирический герой хорошо понимает водную стихию, которая очень точно перекликается с его душевным состоянием.
Главная мысль произведения Василия Андреевича заключается в родстве природы и человека. Жуковский не скрывает своего восхищения природой, ее удивительной целостностью, гармоничностью, и призывает читателя брать на вооружение ее силу и красоту. На примере водной стихии поэт показывает, насколько важно бороться за свое счастье, не покоряться судьбе, и настойчиво идти к своей цели. Море отчаянно сражается с мглой, чтобы иметь возможность любоваться небесной лазурью. Да, оно уже никогда не будет спокойным и умиротворенным, но оно добилось своего, воссоединившись с небом.
Художественные средства
В своем произведении Василий Андреевич использует богатейшую палитру художественных средств, при помощи которых максимально полно и точно раскрывается образ моря.
Немаловажная роль в элегии отведена эпитетам. В самом начале произведения с их помощью поэт передает умиротворенное состояние водной стихии: «лазурное», безмолвное». Он оживляет море, наделяя его человеческими качествами: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». Напряжение кульминационной части элегии как нельзя лучше передают соответствующие глаголы: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Взволнованное состояние волн передает эпитет «испуганны», а противодействие двух сторон – туч и моря – выражается в эпитетах «враждебная» (мгла) и «темные» (тучи).
В заключительной части произведения точно подобранные эпитеты передают радость от встречи моря и неба: недаром «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».
В элегии Жуковского «Море» можно встретить и фигуры речи, среди которых наиболее выделяются речевые обороты, характерные для романтизма: «напряженная грудь», «сладостная жизнь». В первой части произведения встречается риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?». Привлекает к себе внимание и антитеза, которая выражается путем противопоставления двух сил(ясное небо – темные тучи).
Кульминационная часть недаром заканчивается многоточием. Автор словно обрывает повествование на самой драматичной ноте, чтобы вновь сделать акцент на царственном море, одержавшим победу в схватке со мглой.
Источник