Лоцманы книжных морей все вопросы

Лоцманы книжных морей все вопросы

Автор: Невзорова Ольга Николаевна

Организация: МОАУ СОШ №8

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Бузулук

Ведущий :В школьных и детских библиотеках России есть удивительная традиция – в дни весенних школьных каникул проводить замечательный праздник – Неделя детской книги! Главные герои этой недели – читатели и книга. Впервые праздник «Именины Книжки детской « прошел в Колонном зале Дома Союзов в далеком военном 1943 году. Идея праздника родилась у детского писателя Льва Кассиля. Центр Москвы. Кремль. Колонный зал. Знаменитое здание еще в военной маскировке. К нему шли дети фронтовиков, плохо одетые и обутые, худые, коротко в остриженные. У дверей в зал их встречал высокий военный в морской офицерской форме с орденом на груди. Это и был Лев Кассиль. Ребят ждала встреча с писателями; с. Маршаком и К. Чуковский, А.Барто, Б. Полевым, С. Михалковым (некоторые специально приехали с фронта). Первый праздник Книги проходил в Москве и длился один день, но на следующий год его стали проводить во всех городах и селах нашей страны , и длился он неделю. С того памятного дня стало доброй традицией начинать весенние каникулы открытием Недели детской и юношеской книги. В этом году Неделя детской книги отмечается 76 раз, но праздник несколько не состарилась, а молодеет вместе с новыми книгами для детей.

И мы сегодня отправляемся в удивительное литературное приключение…

1 станция

В гостях у Николая Носова

Имя известного детского писателя широко известно не только в России, но и за рубежом. Его произведения переведены на немецкий, английский, японский, корейский и другие язык мира. Николай Носов рос любознательным мальчиком, увлекался шахматами, фотографией. После окончания школы поступил в Московский институт кинематографии, закончил его стал создавать мультипликационные фильмы. Но любовь к литературе не покидала его все годы. Николай Носов пытается писать для взрослых, но у него нечего не выходит. А вот когда у него родился сын и папа стал для своего мальчика сочинять истории про детей, вот тогда к писателю пришло признание и популярность.

Читайте также:  С моря это союз

Мы взяли слова из произведений Николая Носова и написали их на карточках. Команды выстраиваются в шеренгу по команде ведущего, тот кто стоит первый в шеренге поворачивается к однокласснику и объясняет, что у него написано на карточке, как только прозвучит правильный ответ игрок идет в конец шеренги. Во время объяснения нельзя использовать однокоренные слова.

Заплатка, огурец, авоська, трамвай, калоша, панама, замазка, консервы, мусор, скука, ручьи, книга, инкубатор, курятник, страница, фитилек, неделя, коробка, градусник, цифры, дежурный.

(Если игрок затрудняется назвать слово, то карточка убирается, а игрок встает в конец шеренги)

2 станция Книжка в кино или «Папа у Васи силен в математике…..»

Родился Виктор Юзефович Драгунский 1 декабря 1913 года в городе Нью-Йорк , но жизнь у родителей в США не удалась и семья вернулась в Россию. Детство Виктора сложилось нелегкое: спустя 4 года после возвращения на родину умирает его отец от страшной болезни-тиф. Из за тяжёлого материального положения Драгунский очень рано начинает работать. Кем он только не работает слесарем, лодочником, актером. Уже 17 лет он поступает в «Литературно-театральные мастерские» где учится актерскому ремеслу . В это же время Виктор развивает себя в жанре писательства: пишет фельетоны, рассказы, придумывает сценки и монологи.

Но литературная жизнь была прервана внезапно начавшейся Великой Отечественной войной, и Виктору пришлось оставить писательство и вступить в ополчение. Из-за астмы он не мог отправиться на фронт с действующей армией. После Великой Отечественной Войны Драгунский снова взялся за любимое дело, начав публиковать юмористические произведения для детей «Денискины рассказы». Сборники приобрели невероятный успех и выпускались огромными тиражами. По мотивам рассказов выходят фильмы, на стихи Виктора издают песни

И сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в викторине. Вы просматриваете фрагменты фильмов по мотивам книг Виктора Драгунского, и говорите название книги.

( На обсуждение 2 минуты)

3 станция Литературные герои в кубе

2018 – 2019 учебный год богат на юбилейные даты в литературной жизни нашей страны. Это и 110 лет Николаю Носову, 105 лет Виктору Драгунскому,

250 лет Ивану Крылову, 140 лет Павлу Бажову

С творчеством писателей — юбиляров вы познакомитесь на наших станциях, а мы вам предлагаем поучаствовать в небольшой викторине:

— Как звали сына Виктора Драгунского, и это имя он дал своему главному герою? (Денис

— как зовут главного героя цветочного города, он пока не определился с выбором своего жизненного пути. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические ситуации. (Незнайка)

— Как звали внучку Коковани в сказах Павла Бажов «Серебренное копытце» (Даренка)

— Какому герою принадлежат слова в басне «Крылова»

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!(«Стрекоза»)

Мы предлагаем поиграть в кубике их кубиков составить изображение Незнайки, Дениса Кораблева, Стрекозы

4 станция «Кто много читает, тот много знает»

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели. Иван Андреевич Крылов родился Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеева не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили глубокой нищете. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху дался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Мы взяли некоторые слова из басен Ивана Крылов, разбили их на буквы и предлагаем вам поиграть с нами.

Мы лишаем игроков возможности видеть. Даем каждому игроку в руки по букве. Задача команды, услышав вопрос и составить слово передавая друг другу буквы. После правильного ответа звучит новый вопрос и меняются одна или две буквы.

Их носят Тани, Наташи, Пети и Сережи на носу (очки)

Зверек живет под землей (крот)

Втыкают свечи в (торт)

Хорошо пробежать по утру по (росе)

Дает детям полезное молоко (коза)

Девочки заплетают (косу)

(Время игры 6 мин.)

5 станция Литературные бродилки по творчеству детских писателей

Мы продолжаем рассказ о писателях — юбилярах. В марте исполняется 125 лет со дня рождения Виталия Бианки. Виталий Валентинович появился на свет в 1894 году в Санкт-Петербурге. В детские годы он часто бродил по лесу и с особой охотой слушал рассказы опытных охотников. Он старался вникнуть во многие тайны природы. Своим главным учителем Бианки считал отца, так как именно он научил его все природные явления записывать в блокнот. Проучившись в гимназии, Виталий Валентинович поступает в Петроградский университет на отделение естественных наук. В 1922 году читатели знакомятся с первым произведением Бианки «Путешествие красноголового воробья». Далее следовал сборник рассказов «Чей нос лучше?». Писатель в своих лесных былях отвечал детям на многие интересующие их вопросы. Вскоре Виталий Валентинович выпускает «Лесную газету» для детей постарше, где на основе опубликованных работ стремился научить детей наблюдать самостоятельно. Если внимательно вчитываться в его произведения, то можно заметить, что его героями выступают не только животные и птицы, но и их друзья-ребята

Мы вам ребята предлагаем посмотреть на слайд и написать номера книг не принадлежащих перу Виталия Бианки.

Мы вам ребята предлагаем посмотреть на слайд и написать номера книг не принадлежащих перу Павла Бажова.

Мы вам ребята предлагаем посмотреть на слайд и написать номера книг не принадлежащих перу Виктора Скребицкого.

Мы вам ребята предлагаем посмотреть на слайд и написать номера книг не принадлежащих перу Николая Носова.

Мы вам ребята предлагаем посмотреть на слайд и написать номера книг не принадлежащих перу Ивана Крылова.

(Время на обсуждение 2 мин.)

6 станция Угадаем – поиграем

Эта зимняя забава знакома каждому. Игра была популярна в России как сто лет назад, так и сегодня. Всё, что вам нужно, — это снег, хорошее настроение и весёлая компания.
Вы можете назвать произведения, в которых повествуется о детских забавах?

Игра в снежки упоминается в рассказе Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы»:
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!».

А еще о забавах говорится
В повести Бориса Житкова «С Новым годом!»:
Мы с Сережкою вмиг, как сговорившись, за снежки, а тут и околоточный на крыльцо выставился. Я в Сережку снежком, он отбежал, стал против скамейки. Я бац еще раз, да в спину скамейки.

И мы сейчас вам предлагаем вам поиграть в снежки и заработать для своей команды дополнительные очки.

Ребята занятия на нашей станции закончились просим вас пройти на следующую станцию

(Считаете количество снежком и заносите данные в бюллетень)

7 станция

Один за всех и все за одного

Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Последний конкурс «Конкурс капитанов». Приглашаем капитана, капитан приглашает напарника из членов команды. Напарник должен помочь капитану отгадать литературного героя, описывая его внешность, манеры, автора, название произведения.

Подведение итогов , награждение победителей и участников.

Источник

Библиографическая игра «Лоцманы книжных полей»
учебно-методический материал (6 класс)

Библиографическая игра «Лоцманы книжных полей»

Скачать:

Вложение Размер
lotsmany_knizhnyh_morey.ppt 2.89 МБ
igra_lotsmany_knizhnyh_morey.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Лоцманы книжных морей»

Этапы библиографической игры Книжный дом – библиотека Детская энциклопедия (конкурс капитанов) История книги Отраслевые словари Большая Российская Энциклопедия

Книжный дом — библиотека 1) Что такое библиотека? 2) Что такое абонемент библиотеки? 3) Что такое читальный зал библиотеки? Как им пользоваться? 4) Перед вами книга. Расскажите о ее основных элементах. Из чего она состоит? 5) Какие сведения мы найдем на титульном листе книги? 6) Что такое аннотация? 7) Что еще, кроме аннотации, расскажет нам о содержании книги? 8) Какие каталоги есть в библиотеке? 9) Назовите самую большую универсальную энциклопедию? 10) Какие виды справочной литературы вы знаете?

Детская энциклопедия Конкурс капитанов Игра-поиск Игра-поиск Универсальные

История книги 1. ЧТО ТАКОЕ ПАПИРУС? 2. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЮДИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ПИСЬМА? 3. КТО ПЕРВЫМ ИЗОБРЁЛ БУМАГУ? 4. ЧТО ТАКОЕ КЛИНОПИСЬ? 5. НАЗОВИТЕ САМУЮ БОЛЬШУЮ БИБЛИОТЕКУ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 6. КАК НАЗЫВАЛИ БИБЛИОТЕКИ НА РУСИ?

Большая Российская Энциклопедия КТО ТАКОЙ БАТАЛОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ? ЧТО ТАКОЕ ИНОСКАЗАНИЕ? ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХОЗАБОРНИК? ГДЕ НАХОДИТСЯ КЛАЙПЕДА?

Большое спасибо за урок!

Папирус – это травянистое растение и изготавливающийся из него в древности и в раннем средневековье писчий материал, а также рукописи на этом материале

В древности люди использовали для письма глиняные таблички, кору деревьев, шелк, пергамент

Первыми на земле изобрели в Китае, китайцы долгое время хранили в секрете процесс изготовление бумаги. Изобретатель бумаги Цай — Лунь

Клинопись – это способ письма путем выдавливания на глине комбинаций клиновидных черточек, применявшийся в передней Азии

Самая большая библиотека Древнего Египта – Александрийская библиотека

Библиотеку на Руси называли книжная палата, книгохранилище, книжная казна, книжная клеть

Детская энциклопедия Сколько населения проживает на планете Земля? Сколько языков в мире?

Отраслевые словари Что такое санный спорт? Что такое автоматическая память? Гимназия? Алгоритм?

Санный спорт – один из самых молодых олимпийских видом зимнего спорта. Он был впервые включен в программу зимних Олимпийских игр (1964) в Инсбруке (энциклопедический словарь юного спортсмена).

Автоматическая память – это способ выделения необходимой для размещения данных памяти, при котором она выделяется непосредственно перед входом в блок и освобождается при выходе из него (толковый словарь по информатике).

Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение в некоторых зарубежных странах и в дореволюционной России (словарь иностранных слов).

Алгоритм – точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату (энциклопедический словарь юного математика).

Баталов Николай Петрович – российский актер застольного театра РСФСР. В историю театра вошел его Фигаро («Безумный день или Женитьбы Фигаро»), сыгранный живо, темпераментно, с подлинным комедийным блеском и легкостью.

Иносказание , в литературе косвенный способ выражения и обозначения. Иносказание позволяет расширить изобразительные возможности произведения благодаря использованию тропов и фигур речи, ассоциаций, аллюзий.

Воздухозаборник , механическое устройство в виде системы сообщающихся с атмосферой труб или воздушных каналов, в которые под давлением скоростного напора поступает воздух; предназначен для подвода необходимого количества воздуха и поддержания устойчивой работы двигателя и различного оборудования.

Клайпеда, город на Западе Литвы, административный центр Клайпедского уезда. Население 183,4 тыс. человек (2009; третий по численности населения город страны). Расположен на р. Данге (Дане).

Предварительный просмотр:

Библиографическая игра для учащихся 6 класса «Лоцманы книжных морей»

Тема урока: Урок-игра «Лоцманы книжных морей» — одна из форм воспитания информационной культуры.

Цели: Сформировать у учащихся навыки ориентирования в справочной литературе, стимулировать интерес к самостоятельной работе с различными видами справочной литературы. Повторение ранее изученного материала и закрепление полученных знаний. Проверить как сформированы у учащихся навыки ориентирования в справочной литературе; стимулировать интерес к самостоятельной работе с различными видами справочной литературы.

  1. Образовательная – обобщение и систематизация ранее изученного материала, отработка навыков поиска информации в различных источниках.
  2. Воспитательная – формирование интереса к самостоятельной работе, чувства коллективизма, эстетического вкуса.
  3. Развивающая – развитие памяти, мышления, внимания, познавательных умений.

Форма урока – урок-игра.

Методы – словесные, наглядные, проблемно поисковые.

Средства – дидактический материал (карточки с вопросами, ИКТ)

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости.

Мы продолжаем внеклссные уроки, которые проводились у вас в 1, 2, 3, 4, 5 классах, на которых вы изучали правила обращения с книгой, структуру книги, знакомились со справочной литературой, с историей развития письменности, книги и библиотеки. Сегодня на уроке мы вспомним ранее изученный материал, повторим и обобщим его, т.е. проведём своеобразную контрольную работу. Но пройдёт она у нас с вами необычно, а в форме библиографической игры, которая называется «Лоцманы книжных морей» (слайд №1).

Для проведения игры, мы должны разбиться на 2 команды, каждая из которых должна занять свои места, придумать себе название и выбрать капитана команды (озвучить девиз). (2 мин.).

Каждая команда представляется.

Судить нашу сегодняшнюю игру будет авторитетное жюри: Скоробогатская Надежда Ивановна – председатель жюри, члены жюри – Карпухина Людмила Васильевна, Ким Татьяна Михайловна, Шмелёва Галина Михайловна. И гости из центральной районной библиотеки Лариса Борисовна, Вера Григорьевна.

Наша игра будет состоять из 5-ти этапов (2 слайд).

1 этап – Книжный дом библиотека

2 этап – Детская энциклопедия (конкурс капитанов)

3 этап – История книги

4 этап – Отраслевые словари

5 этап – Большая Российская Энциклопедия

I этап. И начинаем 1 этап игры – книжный дом библиотека: (слайд №3)

Вопросы на скорость. Отвечает та команда, члены которой первыми поднимут руку. Если ответ неправильный или неполный, то право ответа предоставляется другой команде. За правильный ответ – 1 балл, за дополнение – 0,5 балла.

  1. Что такое библиотека?
  2. Что такое абонемент библиотеки?
  3. Что такое читальный зал библиотеки? Как им пользоваться?
  4. Перед вами книга. Расскажите о ее основных элементах. Из чего она состоит? (каждой команде выдано по книге).
  5. Какие сведения мы найдем на титульном листе книги?
  6. Что такое аннотация?
  7. Что еще, кроме аннотации, расскажет нам о содержании книги?
  8. Какие каталоги есть в библиотеке?
  9. Назовите самую большую универсальную энциклопедию?
  10. Какие виды справочной литературы вы знаете?
  1. «Библио» — книга, «тека» — помещение, где хранят книги.
  2. Отдел библиотек, где выдают книги на дом.
  3. Отдел библиотеки, где книги не выдаются на дом, а читают в зале. Количество выдаваемых книг не ограничено.
  4. Обложка, переплет, книжный блок, форзац, титульный лист и т.д.
  5. Автор, название, выходные данные.
  6. Краткое изложение содержания книги.
  7. Предисловие, обращение к читателю, оформление.
  8. Алфавитный, систематический, электронный.
  9. Большая советская энциклопедия.
  10. Словари, справочники, энциклопедии.

Мы закончили первый этап игры. Теперь предоставим слово нашему жюри, чтобы узнать сколько баллов набрала каждая команда.

II этап. Переходим ко второму этапу – это конкурс для капитанов команд. И называется он «Детская энциклопедия». (слайд №4)

Капитанам команд дается по одному вопросу. Они начинают искать ответы в детской энциклопедии. Кто быстрее и правильно найдет ответ на вопрос получает 2 балла, второй- 1 балл.

  1. Сколько населения проживает на планете Земля? (энциклопедия для детей – география).
  2. Сколько языков в мире? (энциклопедия для детей – русский язык).

III этап. А пока наши капитаны работают, каждая команда набирает себе очки в третьем этапе игры – «История книги». (слайд №5)

За каждый правильный ответ команде на третьем этапе игры присуждается по 1 баллу.

  1. Что такое папирус?
  2. Какие материалы люди использовали для письма?
  3. Кто первым изобрел бумагу?
  4. Что такое клинопись?
  5. Назовите самую большую библиотеку Древнего Египта.
  6. Как называли библиотеки на Руси?

Ответы на вопросы третьего этапа:

  1. Папирус – это травянистое растение и изготавливающийся из него в древности и в раннем средневековье писчий материал, а также рукописи на этом материале.
  2. В древности люди использовали для письма глиняные таблички, кору деревьев, шелк, пергамент.
  3. Первыми на земле бумагу изобрели в Китае, китайцы долгое время хранили в секрете процесс изготовление бумаги.
  4. Клинопись – это способ письма путем выдавливания на глине комбинаций клиновидных черточек, применявшийся в передней Азии.
  5. Самая большая библиотека Древнего Египта – это Александрийская библиотека. Древние ученые насчитывали в ней от 100 тыс. до 700 тыс. томов. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших основу этой библиотеки, имелись книги на восточных языках. При библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг.
  6. Библиотеку на Руси называли книжная палата, книгохранилище, книжная казна, книжная клеть.

Наши капитаны справились с заданием второго этапа, а наши участники ответили на все вопросы второго этапа.

А сейчас узнаем ответы наших капитанов, как они справились с заданием. (2 мин.).

По окончанию второго и третьего этапов передаем слово нашему жюри, для определения количества баллов каждой команде.

IV этап . А теперь начинаем 4-й этап игры — Отраслевые словари (слайд №6)

(команда разделяется на 2 группы и по 1 человеку выбирают вопросы и нужные словари).

В этом конкурсе каждой команде выдаются вопросы по работе со словарями. У вас на столах лежат разнообразные словари – это и отраслевые словари, и словари иностранных слов, и толковые словари и другие словари. Команда, которая быстро и правильно найдет ответы на вопросы и укажет правильное название словаря получает 2 балла, вторая команда 1 балл.

  1. Что такое санный спорт? (энциклопедический словарь юного спортсмена).
  2. Что такое автоматическая память? (толковый словарь по информатике).
  3. Что такое гимназия? (словарь иностранных слов).
  4. Что такое алгоритм? (энциклопедический словарь юного математика).

Ответы на вопросы:

  1. Санный спорт – один из самых молодых олимпийских видов зимнего спорта. Он был впервые включен в программу зимних Олимпийских игр (1964) в Инсбруке.
  2. Автоматическая память – это способ выделения необходимой для размещения данных памяти, при котором она выделяется непосредственно перед входом в блок и освобождается при выходе из него.
  3. Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение в некоторых зарубежных странах и в дореволюционной России.
  4. Алгоритм – точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату.

Закончился 4 этап нашего конкурса. Команды поработали хорошо, и теперь мы узнаем наши баллы за 4 этап. Предоставляем слово нашему жюри.

  1. Этап. Большая Российская Энциклопедия (слайд №7)

На этом этапе задействована вся команда. Каждой команде выдается по два вопроса из Большой Российской Энциклопедии. Какая команда быстро и правильно найдет ответы, то ей присуждается 4 балла, последней команде за правильный ответ 3 балла.

  1. Кто такое Баталов Николай Петрович?
  2. Что такое иносказание?
  3. Что такое воздухозаборник?
  4. Где находится Клайпеда?

Ответы на вопросы:

  1. Баталов Николай Петрович – российский актер застольного театра РСФСР. В историю театра вошел его Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), сыгранный живо, темпераментно, с подлинным комедийным блеском и легкостью.
  2. Иносказание, в литературе косвенный способ выражения и обозначения. Иносказание позволяет расширить изобразительные возможности произведения благодаря использованию тропов и фигур речи, ассоциаций, аллюзий.
  3. Воздухозаборник, механическое устройство в виде системы сообщающихся с атмосферой труб или воздушных каналов, в которые под давлением скоростного напора поступает воздух; предназначен для подвода необходимого количества воздуха и поддержания устойчивой работы двигателя и различного оборудования.
  4. Клайпеда, город на западе Литвы, административный центр Клайпедского уезда. Население 183, 4 тыс. человек (2009; третий по численности населения город страны). Расположен на р. Данге (Дане).

И вот закончился наш последний этап игры. Сейчас мы предоставим слово нашему уважаемому жюри. И узнаем, кто же победил в нашей игре.

Вручение грамот и поощрительные слова проигравшей команде.

«Мы поздравляем команду, которая была лучшей сегодня. И вручаем грамоту. Проигравшей команде мы желаем не отчаиваться и заходить чаще в библиотеку, для обогащения своих знаний. И следующий раз вы обязательно выиграете.» (слайд № 8)

Молодцы ребята. Сегодня вы все хорошо поработали. Скажем все вместе спасибо нашему жюри. И до скорой встречи на других библиотечных уроках. До свидания!

Источник

Оцените статью