- игры по теме»Вода и рыбы» консультация (старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- рекомендации родителям по лексической теме» Подводное царство (морские, речные и аквариумные » методическая разработка (подготовительная группа)
- Сегодня, когда детские сады закрыты, дети вынуждены целыми днями оставаться дома. В жизни ребенка важную роль играет взаимодействие со сверстниками – детский сад, игры во дворе, дни рождения друзей и т. д. Но во время карантина родители должны держать их в изоляции – ради их же здоровья. Как же развлечь ребенка в ситуации, когда вы не можете помочь ему гулять на улице и общаться с друзьями? Предлагаем Вам провести выходные дни с пользой.Рекомендуем Вам образовательные видеоуроки, игры, которые помогут Вам интересно и доступно рассказать вашему ребенку о сказочном мире подводного царства
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Уважаемые родители (законные представители)!
- Сегодня, когда детские сады закрыты, дети вынуждены целыми днями оставаться дома. В жизни ребенка важную роль играет взаимодействие со сверстниками – детский сад, игры во дворе, дни рождения друзей и т. д. Но во время карантина родители должны держать их в изоляции – ради их же здоровья. Как же развлечь ребенка в ситуации, когда вы не можете помочь ему гулять на улице и общаться с друзьями? Предлагаем Вам провести выходные дни с пользой
- Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫ картотека (старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры по теме»Вода и рыбы»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Лексико-грамматические игры, пальчиковые игры для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_ryby_a.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебница вода, рыбы. Старший возраст
- существительные: чешуя, плавники, хвост, глаза, рот, жабры, тело, животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, мурена, дельфин, скат, меч – рыба, рыба – пила, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, линь, карп, ерш. Чебак, плотва, судак, берег, горизонт, пляж, отдых, рыбак. Рыбалка, ,
- прилагательные (словосочетания): подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный, Соленая – пресная, теплая – холодная, мягкая – жесткая, мутная – прозрачная.
- глаголы: обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать, разводить, кормить, ухаживать, ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
- Наречия: глубоко, далеко, высоко, быстро, медленно.
Д / и «Скажи наоборот»
Обогащение словаря словами – антонимами.
Морская вода теплая, а в колодце – холодная
Морская вода жесткая, а колодезная — мягкая
Морская вода мутная, а колодезная – прозрачная.
Д / и «Назови ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе
Карась – карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом, гуппи, )
Д / и «Запомни — повтори»
формирование обобщающих понятий
Ерш, сом, пескарь – это речные рыбы
Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы
Карп, карась, плотва – это озерные рыбы
Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.
Д / и «Кто спрятался на картинке»
Развивать зрительное внимание. Отвечать полным ответом.
— Согласование числительного с существительными. (Один зеркальный карп , два…, три…, четыре…., пять… Одна большая щука, две …, три…, четыре…, пять…)
Д/и « Где живут рыбы?»
Словообразование- относительные прилагательные .
В реке живут какие рыбы? -… (Речные)
В пресной воде живут какие рыбы? -…(Пресноводные)
В озере? -…. ( Озерные) ; В море? — ….( Морские);
В океане?-………. (Океанические);
В аквариуме ? –……… (Аквариумные )
Д / и «Вопросы – ответы»
— Усвоение притяжательных прилагательных .
Чья голова? – это рыбья голова.
Чьи жабры? – это рыбьи жабры.
Чье туловище? – это рыбье туловище.
Чья чешуя? – это акулья чешуя.
Чьи икринки? – это рыбьи икринки.
Д / и «На морском (речном) дне» .
Употребление в речи предлогов. На игровом поле, (можно использовать разнос или таз с различным бросовым материалом) представляющем морское дно, закреплены изображения морских обитателей. Дети располагают морских обитателей и составляют предложения.
Краб(рак) заполз под корягу.
Акула выплыла из-за рифа. Щука выплыла из- за камня.
Медуза плывет под скатом. Чебак плавает подо льдом.
Д / и «Рыбы – великаны»
Формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами.
Пескарь – пескарище, окунь – окунище , ерш – ершище, акула – акулища, рыба – рыбыще.
«Объясни пословицы, поговорки»
Развитие связной речи.
Чувствовать себя как рыба в воде – ( (разг.) Совершенно свободно, вполне естественно, просто и непринуждённо (чувствовать себя где-либо) ).
Молчит, как рыба в воде ; (Не проронить ни одного слова. «Знаю, что согласен со мною, а чего же молчишь, как рыба?» (В. Бритвин ).
Бьется, как рыба об лед . (Долго и безрезультатно стремиться что-то изменить. «Терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед » (И. Тургенев).
Д / и «Четвертый лишний»
Совершенствовать умение классифицировать, развивать внимание.
- вариант: дифференциация- морские – озерные (скумбрия, ставрида, камбала, щука .);
озерные – аквариумные (окунь, чебак, рипус, гуппи)
морские – аквариумные.( неон, рыба- мечь, акула, скат)
- вариант: назови лишний предмет объясни свой выбор, используя слова «потому что»
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
. Совершенствование связной речи . Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, как источнику получения информации в интересной форме.
Упражнение – «Почему в народе так говорят?»
Развивать интерес к пословицам, мышление.
Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
Зорьку прозеваешь – рыбку не поймаешь.
Сильна птица крыльями, а рыба – плавниками..
Где чайки, там и рыба.
Активизация глагольного словаря. К слову «Рыба»
— разводить, кормить, ухаживать, ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
«Подбери родственные слова»
Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи родственные слова, выделяя корень (рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбья, рыбачок);
Пальчиковая гимнастика «Налим»
Развитие мелкой моторики.
Жил да был один налим
имитируют движение плывущих рыбок
Два ерша дружили с ним
показать два пальчика
Прилетали к ним три утки
положить одну руку на другую и выполнять махи кистями рук
По четыре раза в сутки
показать четыре пальчика
И учили их считать
загибают пальчики начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять.
Подбери схемы к словам.
Развивать умение выполнять звуковой анализ слов.
АКУЛА КИТ ОКУНЬ
Составитель: учитель – логопед Шубина А. И.
Список использованной литературы.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – М.: АСТ*Астрель, 2006.
- Реент Н.А. Система комплексныхт занятий в подготовительной группе – Волгоград, «Учитель», 2011.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 4), «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
- Тырышкина О. В. Индивидуальные логопедические занятия (старший дошкольный возраст). Волгоград, «Учитель», 2012.
- Нищева Н.В Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство «Детство — Пресс»
- Галямова Л.Н., Субботина И.С. Коррекционные часы (тематические) для детей дошкольного возраста. Благовещенск, 2010.
Составитель: учитель – логопед Шубина А. И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА «ВОДА+Я=друзья» КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел.
итоговое комплексное занятие по теме «Вода».
Программное содержание:1. Формировать представление об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни;2. Расширять и уточнять словарь по теме;3.
Дидактические игры с использованием ИКТ для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект НОД к программе «Разговор о здоровье.Начало.".
Дидактические игры помогут с пользой провести время дома.
Создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с водой.
Источник
рекомендации родителям по лексической теме» Подводное царство (морские, речные и аквариумные »
методическая разработка (подготовительная группа)
Сегодня, когда детские сады закрыты, дети вынуждены целыми днями оставаться дома. В жизни ребенка важную роль играет взаимодействие со сверстниками – детский сад, игры во дворе, дни рождения друзей и т. д. Но во время карантина родители должны держать их в изоляции – ради их же здоровья. Как же развлечь ребенка в ситуации, когда вы не можете помочь ему гулять на улице и общаться с друзьями? Предлагаем Вам провести выходные дни с пользой.Рекомендуем Вам образовательные видеоуроки, игры, которые помогут Вам интересно и доступно рассказать вашему ребенку о сказочном мире подводного царства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации родителям как интересно и доступно рассказать детям о подводном царстве | 45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители (законные представители)!
Сегодня, когда детские сады закрыты, дети вынуждены целыми днями оставаться дома. В жизни ребенка важную роль играет взаимодействие со сверстниками – детский сад, игры во дворе, дни рождения друзей и т. д. Но во время карантина родители должны держать их в изоляции – ради их же здоровья. Как же развлечь ребенка в ситуации, когда вы не можете помочь ему гулять на улице и общаться с друзьями? Предлагаем Вам провести выходные дни с пользой
Задание 1 . Побеседуйте, пожалуйста, с детьми на тему: «Жители воды» «Кто такие рыбы?» , «Подводный мир».
— закрепить представления о среде морских обитателей, познакомить детей с различными видами рыб.
Задание 2.Поговорите с детьми на тему «Знаешь ли ты морских обитателей?», «Кто живет в аквариуме?», «Кто такие осьминоги?», «
Предлагаем Вам посмотреть мультимедийные представления
Рекомендуемые видеофильмы можете найти по ссылке: фильм «Морские обитатели» ( просмотр , просмотр , просмотр ), «Осьминоги»( просмотр ) ,
Задание 3/ Предлагаем поиграть в Речевые игры с детьми для формирования лексико-грамматических представлений и фонематического восприятия
Тема: Морские, речные, аквариумные обитатели
Дети должны усвоить: основные названия водных обитателей, части тела рыбы, среда обитания, чем питаются; рыбопродукты, морепродукты, рыболов, рыбозавод.
Словарь ребенка должен включать слова: рыба;
улитка, лягушка, морские рыбы, аквариумные рыбы.
морские животные; корм, пища; плавники, хвост,
голова, чешуя, жабры; плавать, ползать, ловить;
хищники.
Грамматический строй
1 «Четвертый лишний» (назови лишний предмет)
объясни свой выбор, используя слова «потому что» )
Акула, кит, дельфин, ерш .
Плавники, шерсть , чешуя, жабры.
Лужа , море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.
2. «Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы)
Карась — карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом)
3. «Великаны» (формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами)
Пескарь — пескарище
(Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
4. «Сосчитай улов» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один пескарь , три пескаря , пять пескарей
( Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
5. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У акулы голова — . акулья .
У щуки плавники — . У лягушки лапки — .
У рыбы глаза — . У черепахи панцирь — .
У кита хвост -. У дельфина глаза — .
6. «Вкуснятина» (что можно приготовить из рыбы и морепродуктов?)
Связная речь. Составьте, пожалуйста, вместе с детьми рассказ по схеме
Источник
Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫ
картотека (старшая, подготовительная группа)
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме «Рыбы» для старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_uprazhneniya_ryby.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ «Рыбы», «Морские обитатели»
Дети должны усвоить: основные названия водных обитателей, части тела рыбы, среда обитания, чем питаются; рыбопродукты, морепродукты, рыболов, рыбозавод.
морская звезда, медуза, морской конёк, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских и озёрных рыб.
плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.
глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
на суше мертва (рыба)
У родителей и деток
вся одежда из монеток (рыба)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кто живёт в этой стране? (рыбки)
В воде она живет,
нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка)
К нам из сказки приплыла,
там царицею была.
Это рыбка не простая
рыбка это. (золотая)
зубаста, а не лает? (щука)
кто же это …? (ерш)
Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)
На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
Стоит стеклянный водоём,
Много разных рыбок в нём –
Жёлтых, чёрных, красных,
И таких прекрасных…(аквариум)
Настоящий он циркач
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и фин:
Любит поиграть. (дельфин)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит
Так живет на свете. (кит)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый. (кит)
Эта рыба хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! грозит. Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок
Прыгает морской. (конек)
И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Ей не страшен зверь любой
Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.
Кто же это? (черепаха)
Может рыба-великан
Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит?
Житель океана . (кит)
Он огромный, толстокожий,
А по виду с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит
Так приветствует всех. (кит)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он. (скат)
У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная . (акула)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик . (рыба-еж)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской. (конек)
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)
Если это рыба – у нее … (улыба)
Если это рыбина – у неё … (улыбина).
Если эта рыбища – у нее … (улыбища).
Кто где живёт? Какие они?
В реке живут рыбы — речные, пресноводные
Карась – карасик, краб-крабик… (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом).
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая?) – хитрая, …
Карась (какой) – маленький, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает?) – спит, …
Щука (что делает?) – охотится, …
(лягушка, медуза щука, улитка, осьминог, рак, кит, морж, акула, карась, черепаха)
Один рак, три рака, пять раков…
(кальмар, лягушка, медуза, щука, осьминог, акула, карась, черепаха, креветка, камбала).
У акулы голова — . акулья .
У щуки плавники — .
У лягушки лапки — .
У рыбы глаза — .
У черепахи панцирь — .
У кита хвост -.
У дельфина глаза — .
Акула, кит, дельфин, ерш .
Плавники, шерсть , чешуя, жабры.
Лужа , море, река, аквариум.
Акула, мурена, щука, меченосец.
Рыба – рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
Развитие умения находить близко звучащие слова (рифмы).
По морю плывет трехэтажный… (пароход).
Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
Большому судну не страшна… (океанская волна).
Что за звезды в глубине лежат на дне?
На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды).
(краб, лягушка, щука, сом, кит, рак…)
Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным предложением.
Педагог просит подобрать слова-действия к слову «рыба». Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)».
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как………………. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ……………….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ………………………рыбешка
Выплывает, корм ища,
Эх сорвался мой улов!,
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой……………………. рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день………………….. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась……………………… рыбалка
Активизация словаря по лексической теме. За каждое новое слово ребёнок получает фишку.
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая) – хитрая, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает) – спит, …
Карась (какой) – маленький, …
Щука (что делает) – охотится, …
Какое слово не подходит?
Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
Запомни и повтори
Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Окунь — … Ёрш — … Щука — … Сом — … Карась — …. Налим — …
Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.
Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.
Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище: пескарь — пескарище, окунь — окунище, ерш — ершище, карась — карасище, сом-сомище.
Согласование числительных с существительными, ответы полными предложениями.
Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.
Словообразование, согласование числительного с существительным.
Два кита – пять китов
Два краба – пять крабов
Два дельфина – пять дельфинов
Два осьминога- пять осьминогов
Две акулы- пять акул
Образование существительных множественного числа.
Морской лев- … морские львы
Злая акула-… злые акулы
Черный краб- … черные крабы
Серый дельфин — … серые дельфины
Морской конёк -… морские коньки
Морской ёж — … морские ежи
Прозрачная медуза- … прозрачные медузы
Назови самое короткое слово
Развитие слухового внимания.
Дельфин, сом, каракатица.
Ёрш, осьминог, акула.
Найди слова в море: вода, волна, рыба, водоросли, шторм, корабль, краб, дельфин, медуза.
Развитие слухового и зрительного внимания и памяти
Игра на внимание «Вода не вода»
Называются слова. Если то, что содержит воду (роса, радуга), -поднять две руки вверх, если предмет, имеющий отношение к воде, — одну руку. Если нет никакой связи с водой (ветер) -руки не поднимать.
Фотографы
Цель: развивать у детей способности быть внимательными к внешнему виду морских обитателей (рыба, кит, лягушка, улитка), стимулировать зрительную память, воображение.
Фотограф рассматривает объект, например, ребенка — «лягушку». Затем отворачивается и рассказывает о лягушке.
Развитие общей моторики
Игра «Море волнуется раз»
Гимнастика для глаз
Рыбки весело резвятся рисуют глазами волну
В чистой тепленькой воде вправо-влево
То сожмутся, разожмутся , частое морганье
То зароются в песке круговое движенье
Упражнение «Если б я поймал золотую рыбку, то я. »
Цель: учить детей анализировать свои поступки, состояния и формировать речевые высказывания по этому поводу.
Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла Снова «плывут».
В синем море краб идёт Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз, переплести (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).
Быстро лапками гребёт Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб гребёт лапками.
Тихо краб идёт по дну,
Ищет он себе еду. Краб идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону, затем в другую.
Жил да был один налим
Жил да был один налим Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь
Прилетали к ним три утки
По 4 раза в сутки Руки сложены накрест, взмахи ладонями
И учили их считать: Разжимать и сжимать кулачки
1, 2, 3, 4, 5 Загибать пальчики, начиная с большого.
Черепашка в пруд ползёт,
Домик на себе везёт.
Ты быстрей, быстрей ползи,
Домик весело вези.
Подушечками пальцев и нижней стороной ладони прикасаться к столу, образуя полушария. Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперёд весь «домик» черепашки
Волны
Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это море.
Чайки
Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте, опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
Бинокль
Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.
Пароход
Поставьте слегка скругленные ладони на ребра. Прижмите их к поверхности стола. Кончик указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите это труба парохода.
Посмотрите, пароход
По волнам плывет вперед.
Дельфин
Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.
А рядом вижу чьи-то спины:
Плывут в волнах ко мне. дельфины
Подзорная труба
Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу
Влево, вправо, за корму.
Пальмы
Поднимите кисти рук вверх, пальцы раздвиньте веером это «листья». Соедините предплечья обеих рук получится ствол пальмы.
Смотрит, смотрит капитан.
Что это там?
Там на берегу деревья.
Деревья необычные.
К южному солнцу привычные. (Пальмы)
Кит
«Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?»
Вытяните руки вперед, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.
Через море — океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает? (Кит)
Ловкая рыбка—лучший пловец (кто быстрее доплывет до берега).
Цель: поддерживать интерес к играм с элементами эстафеты, развивать наблюдательность, выдержку, упражнять в быстрых движениях.
Рыбак и рыбки
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, развивать быструю двигательную реакцию.
Все дети-«рыбки» плавают в реке (бегают), минуя преграды (камушки, кочки). Рыбак старается с завязанными глазами поймать рыбку, назвать пойманного. Если ошибся, дети кричат: «Лягушку поймал!».
Цель: учить детей представлять
образы данных персонажей, стараться как можно лучше, выразительнее передать их, бегать легко и ритмично (выбирается «щука», остальные—»рыбки»). По сигналу «щука» дети разбегаются, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой).
«Щука»:
Стой, плотва и караси! И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду! На охоту я иду.
Цель: способствовать развитию двигательной активности у детей.
Ход игры: выбираем из детей одного водящего — он будет китом. Кит стоит в стороне. Остальные дети выполняют движения согласно стихотворению.
Тихо, спокойно было на море,
Рыбки различные плавают вволю,
То закружатся они на песке,
То соревнуются в чистой воде!
И вот сейчас, в прекрасный миг,
Выплывает грозный кит!
Выбегает »кит» и ловит рыбок, а те, в свою очередь, убегают на стулья.
Рыбаки и рыбки
Все участники игры делятся на две группы. Одна группа это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:
Что вы делаете?
Невод.
Что вы будете ловить?
Рыбу.
Какую?
Щуку.
Ловите!
«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».
Море волнуется
Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
— Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.
Водяной
Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука — это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:
Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку —
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!
После слова «Гори!» все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.
Существуют и другие варианты правил:
После слова «Гори!» водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным».
Удочка
Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.
Двигательно-творческие задания «Морской берег»
Цель: учить детей быстро и четко выполнять физкультурные задания.
«Идем по берегу моря» (колонна по одному).
«Песок нагрелся, печет пятки» (на носках).
«Острые камушки» (на пятках).
«Волны шипят» (волнообразные движения руками вверх-вниз, стоя на коленях).
«Дует сильный ветер» (продолжительный выдох через рот).
«Идем домой по следам, оставленным на песке» (широким, мелким шагом).
Рыбки резвятся,
В воде кружатся,
Весело ныряют,
Пузыри пускают,
Друг дружку догоняют!
Пять маленьких рыбок
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко. (Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Убегают)
Море
— Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
— Что нам чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперед)
— Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вверх),
— Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
— Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (ходьба на месте)
— Ищем ракушки в песке, (наклон вперед)
— И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулак)
— Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по тематике.
Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.
Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме «Мамин праздник".
Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по лексической теме «Осень».
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме «Насекомые» для старшего дошкольного возраста.
Источник