- Море, как образ вселенной в произведениях М. Чюрлёниса
- М.Чюрленис. СИМФОНИЯ МОРЯ (фрагмент)
- Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Море -«. и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое»
- Морской пейзаж в музыке
- Две симфонические поэмы о море
- Жанровые контрасты
Море, как образ вселенной в произведениях М. Чюрлёниса
В искусстве Чюрлёниса море – как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал – играет особую роль. Именно эта часть планеты отражает настроение природы. Взглянув на море, мы можем получить умиротворение или ощутить гнев высших природных сил. Думаю, Чюрленис понимал, что море – есть сердце Земли, – в мистическом, символическом и человеческом смыслах. Сегодня послушаем его симфоническую поэму «Море» и посмотрим цикл из картин «Соната моря». (Послушать можно в нажем телеграм-канале – https://teleg.run/classmus/350 )
Живописный цикл «Соната моря» состоит из трех частей. Его названия соответствуют музыкальному ритму – «Аллегро», «Анданте» и «Финал». По одному названию можно понять, что художник синтезирует живопись и музыку. Так в картине «Аллегро» волны ритмически накатывают на побережье, указывая на столкновение стихий воды и земли. В музыке тоже в первой части всегда проявляется основная тема конфликта, которая особенно сильно «бьет» в финале, и указывает слушателю на разрешение или фатальность коллизии. Музыкальную драматургию выдерживает и живописный цикл «Соната моря». Это, в каком-то смысле, тоже музыкальное произведение.
Особенно хочется остановиться на второй картине «Анданте». Именно эту работу хорошо «озвучивает» симфоническая поэма «Море» , написанная Чюрленисом в темпе с одноименным названием. Вообще «Море» для Чюрлениса – это пространство в котором возникает и заканчивается жизнь. Музыкальный сюжет можно интерпретировать как морское состояние (спокойствие, шторм), но я бы сказал, что это история зарождения жизни, или вернее – весь цикл бытия, от появления на свет до смерти. Хотя, уверен, для Чюрлениса не было смерти в том виде, в каком мы привыкли ее видеть – это просто очередное пространство, например, – морское дно, где виден потопленный город, живущий своей жизнью. Ведь не зря там в окнах горит свет, что можно интерпретировать как отсутствие смерти. Центром композиции является рука, возносящая корабль со дна на морскую гладь. Душа, словно этот кораблик, которому предстоит проплыть свой путь в морской плоскости, стремясь к свету за горизонтом.
Симфоническая поэма, конечно, осмысливает путь человеческой души. Поэтому автор помещает ее в иное пространство – в свой мир красок и символов. Здесь есть печаль о безвозмездно ушедшем, что смыло морскими волнами, и о вечном, – к чему стремится душа. Думаю, что цикл этих картин поможет понять философский замысел художника, и понять тайну финала – это торжество света, достижение высшей цели или все-таки море, как пространство, смывает все корабли, оставляя в недосягаемости тот свет к которому они стремятся?
Источник
М.Чюрленис. СИМФОНИЯ МОРЯ (фрагмент)
Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
Чюрленис «Море», симфоническая поэма, БСО имени П. И. Чайковского Дирижер — Гинтарас Ринкявичюс Подробнее
Ноктюрн Микалоюса Чюрлёниса и его картины! Подробнее
«Гимн Солнцу». М.К. Чюрленис Подробнее
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н.А.Римский-Корсаков Подробнее
Симфония преКрасного моря. (Композиция: Romantic Collection — Симфония моря Исполнитель: V.A.) Подробнее
Симфония моря🎼🎵🎶Музыка для души Подробнее
STANISLAV 182000 — Sonata of the Sea/ Соната моря (композиция собственного сочинения) Подробнее
«В ЛЕСУ». М.К. ЧЮРЛЕНИС Подробнее
4.»Разговор ветра с морем» дир. А.Дашунин. Волгоград, 6.XI.11 Подробнее
Симфония солнца и моря Подробнее
Урок музыки 5 класс «М Чюрленис» Подробнее
ЧЮРЛЁНИС — МУЗЫКА ЖИВОПИСИ (Čiurlionis — MUSIC PAINTING) Подробнее
Чюрленис Мир как большая симфония.wmv Подробнее
Дебюсси. «Море». Академический симфонический оркестр филармонии Подробнее
Музыка моря — Океан-море синее — Римский-Корсаков Подробнее
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1578)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (302)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (57)
- Органная (41)
- Композиторы (1519)
- Музыкальные жанры и формы (731)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (382)
- Певцы (363)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (249)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (206)
- Музыкальная культура народов мира (165)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (113)
- Музыкальный словарь (104)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Море -«. и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое»
Четверг, 24 Сентября 2015 г. 10:33 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора 24 сентября -Всемирный день моря.
Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”
Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.
Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.
Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.
Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках.
В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.
Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.
Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко», насыщены превосходно созданными картинами моря.
Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.
Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.
Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.
Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.
Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн
картины художника Владимира Фёдорова
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Композиторы Опера Музыка и литература |
Метки: Римский -Корсаков Н Петров А тема моря в музыке симфоническая поэма Дебюсси природа и музыка Чюрлёнис
Процитировано 12 раз
Понравилось: 17 пользователям
Источник
Морской пейзаж в музыке
Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.
Две симфонические поэмы о море
Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.
Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.
К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях
Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.
М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”
Жанровые контрасты
Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.
Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя
А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.
А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»
Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.
Источник