Маршрут по белому морю
Это был наш второй поход по Белому морю, такому домашнему, считай, подмосковному. Мы решили, что эпидемия и кризис — не повод отказываться от летнего похода, колыбели волн, диких северных ягод, необъятного неба. Covid-2019, конечно же, повлиял и на нашу вылазку — из всей команды сумели пойти только мы с Инной. Смею заверить, наш маленький экипаж «флот не опозорил».
Мы были на воде 17 дней (с 28 июля по 12 августа включительно). Из них всего один день мы не гребли, пережидая ураганный ветер и дождь. И ещё один день мы позволили себе отдохнуть в хорошую походу, совершив лишь радиалку к выброшенному бурей судну. За оставшиеся 15 дней на байдарке «Щука-3» мы прошли примерно 240 км. Т.е. в среднем проходили в день 16 км. (Эту цифру можно закладывать для планирования спокойных морских походов на байдарках) Любя «себя хороших», мы четыре раз в день устраивали горячее питание с костром. И всё-таки я похудел почти на 4 кг. В этом походе я, кажется, суммарно за день не устал ни разу. На переходах против сильного ветра — да, было тяжеловато. Но такие переходы не занимали весь день.
Одной лодкой, без команды, мы с Инной впервые выбрались в 2018 по Лене в Якутии. А теперь вот попробовали одинокими и по морю. Убедились, что можно и так, хотя командой веселее, чуть легче и безопаснее. Впрочем, на своем пути в море мы встетили лишь таких же одиночек, как и мы. Развеселые группы в Карелии в основном спускаются по рекам в коммерческих, организованных проектах.
Байдарка Щука-3 (от разрабочика и производителя Михаила Чернецкого, кстати, звал я его в этот поход, но не сложилось, а я, между прочим, испытал забавный парус для «Щуки»).
Старенькие надувные спас-жилеты. Мы их надевали только когда штормило в открытом море или когда дождило.
Палатка Normal-мини-2.
Двойные коврики на каждого — классическая пенка + короткая легкая надувнушка Forclaz Air Structure 700 ultra compact Short 360 гр.
Котелок, чайник, таганок, сковорода. Складная пила садовая FISKARS Xtract SW — удобный инструмент.
Ни какого неопрена. Сплавная обувь на босу ногу. Ноги не зябли, разве что, когда набирали в лодку уж очень много воды.
Ни каких ружей, топоров, охотничьих ножей. Медведи тут мирные.
Ни каких навигаторов — только распечатанная карта Яндекса. Это вполне хватило. Чуть заплутали только раз в районе «Внутреннего» моря, и то потому, что я распечатал слишком общую двухкилометровку на этот участок.
В этом походе я провёл испытания быстро устанавливаемого безмачтового паруса (на базе декатлоновского тента — на фото покажу).
Республика Карелия. Запад Белого моря. Это — наиболее удобный участок для байдарок т.е. много островов и много точек схода и заброски.
Туда: поездом N 286 до Беломорска. 26 июля отправление 23:09. Дальше на такси до магазина за продуктами и потом до удобного места у моря за 300 руб.
Обратно: от Гридино (где закончен поход) на Шевро-Ниве до станции Энгозеро
далее 13 августа поездом, отправление 02:02 от Энгозеро до Москвы
Тут два нюанса:
1. В Гридино не работает мобильная связь — только таксофон, который работает на стене сельсовета и то не всегда. Поэтому удобно договориться заранее, например, с Сергеем на Шевро-Ниве. +7921 013-5359. Он живет не в этой деревне, но он самый безотказный и с надежной техникой. Кстати, у него можно и рыбки заказать с собой обратно.
2. Без билета на поезд нынче не сажают, а купить его там просто негде. Логика РЖД понятна, долой наличку — так меньше украдут. А бабушки? Бабушки для РЖД — это пыль под ногами. Поэтому билет нужно покупать через интернет на станции со своего смартфона или заранее.
Смотрим на карту. От Москвы поездом на Север. Наш поход проходил в этом овале.
|
— Маршрут похода на картах в трех частях
| Пальцем по картам водим ЗДЕСЬ |
Персона / Должность | Обеспечение |
1. Николай — капитан, АдмиралЪ | байдарка Щука-3 «Флагман» палатка Normal-мини-2 |
2. Инна — НачПрод, матрос, Док | байдарка Щука-3 «Флагман» палатка Normal-мини-2 |
| Походный ДНЕВНИК |
— Как это было — ФОТО зарисовки
— Действующие лица — Наш предыдущий поход по Белому морю Источник Походы по Белому морю | Белое море — маршруты на каякахЛофотенские острова в северной Норвегии, таинственные берега и острова Белого моря, далекие озера и горы Кольского полуострова. У нас есть походы на каяках на любой выбор! При разработке маршрутов инструкторы руководствутся главным правилом – делать такие походы, куда бы самим хотелось ходить снова и снова. Совершенствуя маршруты каждый год и продумывая всё до мелочей. Поэтому представленные походы — это настоящие путешествия мечты. Приглашаем вас в походы по самым красивейшим местам на Земле! Маршруты проходят на морских каяках (быстроходных устойчивых пластиковых байдарках) с моторной лодкой сопровождения, которая перевозит вещи. Мы были первыми, кто предложил такой формат походов, и до сих пор наши предложения самые лучшие! Разгруженные каяки экономят силы участников, делая поход максимально комфортным и безопасным. Даже если вы никогда не сидели в каяке или байдарке, вы справитесь! Наши инструкторы научат вас технике водного туризма. Однако, чтобы чувствовать себя увереннее в походах по Белому морю и Лофотенам, советуем новичкам наш специально разработанный учебно-тренировочный маршрут по Ладожским шхерам на морских каяках. Вы сможете познакомиться с морскими каяками, нашим походами и стилем организации. Если вы никогда не ходили в водные походы, или вообще не были в походе, этот поход именно для вас! Здесь вас научат всему необходимому с самого нуля. Белое море находится на севере европейской части России. Принадлежит группе морей Северного Ледовитого океана. Белое море называют священным морем Севера. Уже в четырнадцатом столетии на его берегах жили поселения и именно сюда прибыло первое английское торговое судно, зашедшее в российский порт. Несмотря на холодный климат, в водах здесь обитает огромное количество видов рыб, включая атлантического лосося. На дне растёт множество водорослей, местами прозрачность воды более 10 метров! Около Кандалакши по берегам расположены большие горы, более чем на 600 метров возвышающиеся над морем. В основном они пологие, поросшие лесом и кустами, с лысыми макушками. Это северные горы, и этим всё сказано. Помимо каякинга, будем выходить на многочисленные острова и скалистые берега. Гулять, обедать, фотографироваться и ловить рыбу. А к вечеру у нас ещё останутся силы на песни у дружеского костра, созерцание северной природы и исследования морских берегов. И, конечно, будут делать всеми любимые туристические бани! Наши маршруты охватывают морские берега от Кандалакшского залива до Кемских шхер и Соловецких островов: 1. Терский берег Белого моря на морских каяках. 2. Белое Море на морских каяках, Великая Салма, о. Сидоров и Чупа
Источник Одиночный поход по Белому морю от деревни Кереть15 сентября 2019 г. в 18:01 Один раз приехав в эти края в водный поход желание посещать эти места не отпускало снова и снова. В этом районе Белого моря очень много островов, разнообразные пейзажи и локации, есть много возможностей проложить маршрут. В прошлый раз мы стартовали из Чупы, а в этом путешествии я намеряно выбрал точкой старта деревню Кереть. Отчасти от того, что мне не хотелось перегребать Чупскую губу длинна которой примерно 30 км, на что ушел бы целый день. С другой стороны, через деревню Кереть пролегает сплавной маршрут, и многие туристы после сплава по реке выходят в море. И еще мне хотелось посмотреть на саму историческую деревню. Также этот район был для меня итересен еще с точки зрения разведки как его можно совместить со сплавом по реке Кереть. Заброска и выброска в деревню КеретьОткровенно говоря дорога до деревни Кереть довольно плохая. Стартовать отсюда была не лучшая затея. От Чупы до Керети примерно 40 километров. Первые 32 км по сносной грунтовке. Но последние 8 км с момента отворотки — совсем плохие. И чем ближе к деревне — тем хуже. Я ехал на высокой легковушке, но местами приходилось держать скорость 5 км в час и меньше. От разворота назад меня останавливала только увереность в том, что проехать в принципе можно, о чем меня проинструктировал знакомый еще до поездки, иначе бы я не рискнул и повернул бы обратно. Местами пришлось преодолевать броды, местами скалистые уступы и камни. Но в конечном счете я добрался без поломок, ударов и застреваний. Хотя было немного страшно тут засесть. В самой деревне спуска для моей машины к воде не было, это возможно только для джипов. Поэтому мне пришлось довольно много и долго тащить все вещи и каяк к воде. Потратив уйму времени на дорогу и переноску вещей я сделал для себя вывод, такая заброска не очень то эффективна. Стартовать лучше от Чкаловский или от деревни Нижняя Пулонга. К этим населенным пунктам идет нормальная дорога. И грести от туда не так далеко, как от Чупы. По времени выйдет не сильно дольше чем с заброской до Керети. Как выяснилось позже, туристы которые сплавляются по реке Кереть, тоже редко выбрасываются непосредственно из деревни, они либо идут морем до Нижней Пулонги или заказывают катер до Чупы. Однако сама деревня Кереть, очень старая и сохранила несколько исторических домов и я рад что мне удалось ее увидеть. Условия и особенности путешествияЯ был здесь уже два раза и могу рассказать некоторые нюансы которые могут быть полезны другим путникам. Ближайшие острова к Чупской губе довольно оживлены. Тут много моторок, туристов и рыбаков, на острове Среднем расположена учебная база СПбГУ, на мысе Картеш — биологическая станция. Поэтому если вы как и я любите на природе держатся подальше от цивилизации и моторок надо угребать в первый день подальше, хотя бы километров на 15, хотя и тут много красивых мест и стоянок. Путешествие по морю связано с ограниченностью пресной воды. Но на самом деле ее везде много. Если вы не брезгаете добывать воду из луж, мелких заболоченных озер, ручьев и обязательно ее кипятить, то можно не брать значительных запасов воды с собой. Я же на всякий случай держал в лодке 4 литра воды, и пополнял ее запасы только из родников, поэтому на моем маршруте запасы я полполнил только в одном месте на третий день, источник я отметил на карте. В целом я старался держаться недалеко от берега, но пергребал пару заливов так, что между сушей было примерно 10 километров, с моим опытом я полагаю это безопасно. Но для новичков я бы рекомендовал избегать больших открытых участков и маршрут позволяет пройти его более безопасно. В случае восточного ветра с моря может придти большая но пологая волна, в море она не страшна, но у берегов может превращаться в сильный прибой и особенно надо быть аккуратным у скалистых участков. Мне с погодой повезло и волны не было. Также я рекомендую иметь с собой компас и GPS и избегать условий с ограниченой видимостью. Переходы стоянки и населенкаЧто касается стоянок здесь их очень много, на каждом острове и мысу есть отличные поляны. А после 15 км от русла реки Кереть туристы встречаются уже довольно редко. Не многие так далеко уграбают на байдарках и надувных катамаранах, в основном все кучкуются у группы островов на выходе Керети в море. Однако самые классные места на мой взгляд находяся как раз дальше в сторону Нильмогубы. В моем путешествии переходы были не большие — примерно по 20 километров в день. Но я много гулял по островам, фотографировал, снимал видео. Учитывая скорость моей лодки, я мог проходить в день по 30-40 километров даже при неблагоприятных погодных условиях. Населенных пунктов между Нижнией Пулонгой и Нильмогубой нет, однако рыбаков можно встретить везде. В одном месте в Красную губу приходит лесная автомобильная дорога. Также дорога есть к губе Кив. Интересные местаНаиболее интересные места я отметил на карте, это далеко не все точки и стоянки. Но по моему мнению самым интересным районом является губа Кив с большой группой мелких островов посредине и пляжем на острове Зайца. Также тихая стоянка на галечном берегу рядом с городой Шавруха — очень живописны. Пролив между островом Кемлудский и мысом Красный, являющимся входом в Красную губу — тоже шикарны. И скалистый пролив Оборина Салма от острова со стоянкой до самых последних островов с видом на открытое Белое море мне очень понравился. Источник |