Машкин синее море краткий пересказ

Геннадий Машкин — Синее море, белый пароход

Геннадий Машкин — Синее море, белый пароход краткое содержание

Повесть о дружбе русских и японских детей, встретившихся вскоре после Великой Отечественной войны на Южном Сахалине.

Лейтмотив произведения – сближение двух народов в трудное послевоенное время, которое писатель показал на уровне житейских взаимоотношений японской семьи и русских переселенцев.

Синее море, белый пароход — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

СИНЕЕ МОРЕ, БЕЛЫЙ ПАРОХОД

– Пешком до театра военных действий нам не добраться, – сказал я ребятам в тот день, когда наши войска уже штурмовали Южный Сахалин.

– Главное – из города вырваться, – произнес Скулопендра, и кончики его рыжих волос вспыхнули в бруске дневного света. Из квадратной бойницы в стенке пещеры бил этот пучок.

– Может, уведем коляску отца? – посоветовал Борька.

– На инвалидной тарахтелке застрянешь в первой луже, – возразил Скулопендра.

– Над-до еще раз н-написать т-твоему отцу, – сказал Лесик, размахивая в полутьме пещеры белыми руками. – Он п-привезет «мерседес».

– И так должен привезти, – отозвался я. – Губную гармошку прислал? Прислал.

Трофейную эту гармошку мы получили в посылке. Что стоило отцу привезти с собой какой-нибудь «мерседес»? Отец как раз демобилизовался и скоро должен был приехать домой из Германии. Об этом он написал в письме, которое вложил в посылку с гармошкой. В ответ я ему написал, чтобы он постарался привезти мне легковушку, какой-нибудь завалящий «мерседес». Она нам с ребятами очень бы пригодилась.

– Жалко гармошку, – сказал Борька и затилинькал на балалайке грустный вальс «Над волнами». – Был бы оркестрик… Я – на балалайке, ты – на гармошке, Скулопендра – на свистульке, Лесик пел бы…

Да, гармошку нам с мамой пришлось отнести на базар и обменять на галеты. Размоченные в молоке галеты любит мой больной брат Юрик. Иначе бы я не отдал гармошку маме. Отец прислал ее нам с Юриком.

– Мы на фронте раздобудем целый духовой оркестр! – выпалил Скулопендра. – Я буду играть на самой здоровой трубе. – Он приставил ко рту кулак и надул щеки: – Бум-туру-рум…

– Перестаньте! – оборвал я их. – Надо думать о главном…

– М-мне отец с-снился вч-чера, – тихо сказал Лесик.

Мы наклонили головы. Отец Лесика погиб в битве с японцами на озере Хасан. И мы собирались мстить за него так же, как за моего деда, партизана. Дед такой бравый на фотографии, что висит у нас на стене. Усы вверх подкручены. И на эфесе сабли рука с крупными костяшками пальцев. Японцы сожгли деда в топке паровоза в двадцатом году. Я читал об этом в книжке про партизан Дальнего Востока. Было так… Вначале оккупанты делали вид, что борются за мир и поддержание порядка в Хабаровске и на всем Дальнем Востоке. Но когда партизаны накостыляли по шее колчаковцам и выперли их из Хабаровска, японцы оскалили зубы. Они решили утопить советскую власть в партизанской крови. И вот генерал Сиродзу написал в хабаровской тогдашней газете, что японские войска покидают город.

Я наизусть помню две строчки из его брехни: «Жалко покидать население Дальнего Востока, с которым мы познакомились так близко, так кровно, питая к нему самую теплую дружбу. Желаем полного успеха в строительстве и сохранении мира и порядка».

А утром японцы ударили из пушек по городу.

Бабушка рассказывала, как отступали партизаны. Дед забежал домой проститься, и это сгубило его. Он не догнал свой отряд, который залег в тайге за пеньками. Японцы ранили деда в ногу и схватили его. А потом раненого деда японцы кинули в раскаленные глубины паровозной топки… У бабушки в узелке на дне сундучка хранится шлак из топки того паровоза… Я не могу спокойно глядеть на дверцу горящей печи. У меня начинают зябнуть плечи, когда я вижу красные колосники…

– Оркестром не отомстишь, – сказал я и стукнул кулаком по столу.

– Тогда завтра надо выходить, – сказал Скулопендра, шоркнув носом. – Придется пёхом…

– Может, еще немного подождем, ребята? – пошел я на попятный. – Должен отец вот-вот подъехать.

– Надо рискнуть, – заявил Скулопендра. – Будем-будем ждать этот «мерседес», а войне и конец!

– Н-на наш век х-хватит, – пробормотал Лесик. Глаз его блеснул, как кончик штыка.

– А вдруг войны больше вообще не будет? – сказал Борька и заиграл на своей балалайке «Светит месяц».

– Ну да… – недоверчиво протянул Лесик.

– Все может быть, – решил Скулопендра и подвинул мне тряпицу с нашим оружием, – потому и надо спешить.

– Завтра утром, в девять ноль-ноль, быть здесь как штык, – объявил тогда я и еще раз перебрал наше оружие: патрон от крупнокалиберного пулемета, самопал с свинцовой рукояткой, новенькие рогатки, для которых мы изрезали противогаз, и две самострельные ракеты, изготовленные Лесиком. Небогато, конечно, однако на первый случай есть. Я завернул все снова в тряпицу и встал.

– Сайонара, – попрощался я по-японски.

– С-смерть яп-понским самураям!

Уже два года мы занимались в школьном кружке японского языка. И в штаб-пещере я ввел порядок – как можно больше говорить по-японски: партизаны должны знать язык врага. Но ребята ленились.

Раздвигая заросли паслена, я дошел до нашего огорода и поднялся по меже к дому. Я хотел уже заскочить в сенцы, но остановился. Калитка с улицы была распахнута. Она криво качалась на брезентовых петлях. Что такое? Мама за калитку всегда нас ругала. Оставь открытой – заберется коза в огород и таких бед натворит…

Я закинул веревочную петлю калитки на кол и вошел в дом.

Посреди комнаты сидел на венском стуле человек в кителе под цвет табака и таких же брюках с напуском на сапоги «джимми». Китель на груди его обтягивали ордена и медали. На погонах – широкая серебряная полоска. Это отец сидел передо мной, старший сержант.

У него была сморщена правая щека, будто ему больно улыбаться. Стальные зубы сжимали трофейную сигарету в правом углу рта. У отца курчавились синеватые волосы. Бугры его глаз были до половины прикрыты веками, словно отец очень устал и ему хочется спать. Я сразу отметил про себя, что мы с отцом не очень-то друг на друга похожи. Я на деда похож и маму. Лицо у меня круглое, волосы прямые, цвета сосновой коры. И только носы у нас с отцом оказались одинаковые – острые, с горбиком.

– Ну, сынок, подойди ко мне, – сказал отец голосом, похожим на скрип новых сапог. У военных, я замечал, такие голоса.

У меня засвербило в носу. Наконец-то «мерседес». Но где он. Может, стоит на станции, на платформе?

У мамы горел блин на сковородке. Бабушка сидела рядом с отцом на табуретке и выспрашивала его насчет погоды в Германии. На ее коленях ёрзал Юрик. Он доставал рукой, похожей на росток картошки, медаль «За отвагу». Никто не догадывался спросить отца, что он привез с фронта.

– Папка, за что тебе дали такие красивые? – Юрик забренчал медалями. Он картавил, и вместо «красивые» получалось «класивые».

– За отвагу, сынок, – ответил отец и погладил его по головке. Пальцы у отца были темные, с глубокими бороздками в суставах.

Источник

Машкин «Синее море, белый пароход» краткое содержание, где читать?

Действие повести происходит в первый послевоенный год. Вернувшийся с войны отец главного героя Герки увозит его и всю семью на Сахалин, к морю, начинать новую жизнь.

Как известно, южная часть полуострова в течение сорока лет (с 1905 по 1945) входила в состав Японии. Герои повести приезжают на Сахалин в то время, когда японцы еще только собирались покинуть остров.

Так случилось, что дед главного героя был убит японцами во время советско-японских пограничных конфликтов и Герка рос с мыслью вырасти и отомстить японцам за его смерть.

Так случилось, что, попав на Сахалин, мальчик спас тонущую японскую девочку Сумико и подружился с ней.

Но глухая стена враждебности отделяла японцев, живших на Сахалине, от русских, приехавших сюда в качестве переселенцев: русских подселяли в дома к японцам, кроме того японцы смотрели русских как победителей и одновременно — как на завоевателей, это тоже мешало взаимному общению.

Семья Сумико, ее отец, брат и дядя, не смогли и не захотели подстраиваться под сложившиеся условия и однажды белый пароход, о котором так часто мечтал Герка и его брат Юрик, приходит и увозит японцев далеко-далеко.

Рассказ начинается с кошмарной сцены — шестиклассницу Таню Коданеву мальчишки под предводительством Валерки Приходнова затаскивают в мужской туалет и заставляют целоваться с Соловьевым.

А ведь вчера Таня провела с Валеркой и его дружком Саней весь вечер. Они катались с горки, барахтались в сугробах, ели в чужом подъезде квашеную капусту из бочки и прыгали с высоты второго этажа в сугроб. Было очень весело. Приходнов признался, что он специально спрятал рукавичку Тани, чтобы она задержалась и пошла с ним гулять.

Потом Валерка спросил, кто из мальчишек в классе ей нравится. Таня никогда не думала об этом и назвала Соловьева, просто потому что у него была приятная внешность. Приходнов тут же ушел. А Таня вернулась домой, где получила по щекам от матери, которая ее обыскалась и хотела уже звонить в милицию.

Таню и Соловьева спас звонок на урок. Девочка догнала Валерку и расцарапала ему лицо. Учительница поставила Приходнову двойку по поведению, но он отнесся к этому с полным безразличием. Его волновало совсем другое — по-прежнему ли Таня любит Соловьева? На этот вопрос обозленная девочка с вызовом ответила, что да, любит. А если он еще тронет ее или Соловьева, она выцарапает ему глаз.

Валерка пошел прочь, по его щекам катились злые слезы, хотя прежде он никогда не плакал.

Такой вот рассказ о первой школьной влюбленности, о неумении выразить свои чувства и понять чувства другого, о ревности, вызвавшей неадекватную реакцию.

Составим первым делом план пересказа русской народной сказки «Клад»

  1. Смерть жены крестьянина
  2. Бедность старика
  3. Никто не хочет помочь с похоронами
  4. Старик копает могилу
  5. Горшок с золотом
  6. Похороны и золотой попу
  7. Богатые поминки
  8. Поп узнает откуда у старика деньги
  9. Поп пугает старика и забирает горшок
  10. Поп становится козлом.

Теперь легко составить краткое содержание этой сказки, которое можно будет записать в читательский дневник, ведь основные события мы уже отразили в плане сказки:

  1. Умирает старуха и старик не может похоронить ее из-за бедности
  2. Старик сам роет могилу и находит клад
  3. Старик огранизует похороны и богатые поминки
  4. Попа одолевает жадность и он решает обмануть старика
  5. Поп наряжается в шкуру и притворяется чертом
  6. Поп получает деньги, но не может снять шкуру.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина.

В одном царстве существовала должность под названием — Прокурор. Для исполнения этой должности подходил лишь тот, у кого одно око было дреманное, а другое — недреманное. Стоит в семье появиться ребёнку с такими глазами, ему сразу-же предрекают быть Прокурором.

Задачей Прокурора была недреманным оком следить за всем. А дреманным оком, он и ввсе ничего не видел.

Как-то, появился такой парень и стал Прокурором. И пугались его взгляда разные взяточники, убийцы, клеветники и грабители.

Тогда решили они зайти со стороны дреманного ока и не попадаться глазу видящему.

И тогда, для Прокурора, всё стало правильным и честным.

Идёт Прокурор по улице и видит, как человека ограбили. Подходит, а разбойники притаились с дреманной стороны. Тогда Прокурор сердится на пострадавшего, что тот его его пустыми жалобами донимает и садит под арест.

Так-же получилось со взяточниками, и с расхитителями казённого добра.

Получалось, сто крикуны подрывали союзы и их сажали в тюрьмы, а Прокурор радовался своей работе, а когда попадёт в Сенат, то и слышать их не будет.

Женился Прокурор на такой-же женщине с недреманным оком и жил счастливо, пока не стал плохо слышать на оба уха.

Тогда, Прокурор пошёл устраиваться в Сенат, но его не взяли. Мода наглухих работников Сената уже прошла.

В этом сказе Бажова идёт речь о приметной крутой горе, на гребне которой кончался городской выгон и начиналась казённая лесная дача. Сторожить проездные ворота, было доверено одинокому служилому инвалиду Василию, который попросил себе в помощь мальчонку.

Василий так долго жил в своей избушке, что гору тоже прозвали его именем и стали называть Васиной горой. Подручных мальчишек у деда Василия тоже перебывало много, не один десяток. И люди заметили, что все они впоследствии стали хорошими людьми, а на досуге любили рассказывать о том времени и чему они выучились у деда Василия.

Иной мальчонка спрашивает у деда, почему люди на вершине горы оглядываются, а потом ведут себя разному: один повеселеет, а другой становится как пришибленный, еле ноги волочит.

Тогда дед объясняет, что так гора силу людскую испытывает и человек понимает, что он стоит.

Эту гору и сейчас в пример приводят. Мол, война такая страшная была, а все трудности одолели, как и подъём в эту гору.

Этот фильм про то, что человек-звезда очень страдал «звёздной болезнью», был самовлюблённым, эгоистичным человеком. Но однажды, он со своей девушкой перелетал на отдых, курорт и их самолёт упал на безлюдный островок. Они выжили, только надо было что-то думать, чтобы выжить и дальше, ведь они без еды и без воды. И этот человек должен был срочно меняться, превращаться с крутого певца в обычного парня, который должен выжить в жёстких условиях, к тому же и нужно было защитить и накормить девушку, и слушать её мнение. Ему это было очень сложно, так как он «не от мира сего», но к концу фильма ему всё-таки удалось спуститься с небес на землю.

Это я рассказал своими словами потому-что смотрел его недавно. Кто захочет смотреть сам, то может с лёгкостью это сделать.

Источник

Краткое содержание «Белый пароход»

Повесть «Белый пароход» Айтматова была написана в 1970 году. Это одно из лучших произведений писателя, главным героем которого является простой семилетний мальчик. Не в силах смириться с окружающей его несправедливостью, он решает по-своему решить эту проблему.

Рекомендуем читать онлайн по главам краткое содержание «Белый пароход», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Мальчик – семилетний мальчик, добрый, умный, чуткий, воспитанием которого занимается дед.

Другие персонажи

Момун – дед мальчика, добрый, работящий и безотказный старик, лесник.

Бабка – новая жена Момуна, сварливая старуха.

Бекей – дочь Момуна, бездетная женщина, несчастная и забитая.

Орозкул – начальник кордона, властолюбивый, злой, жестокий мужчина, муж Бекей.

Семья лесников – Седахмат, его молодая жена Гульджамал и маленькая дочка.

Краткое содержание

Глава 1

На лесном кордоне жил дед и его семилетний внук – «единственный мальчишка на все три двора» . Он рос свободным ребенком: никто не занимался ни его воспитанием, ни обучением. С утра до ночи мальчик пропадал на улице, самостоятельно познавая окружающий мир. Он «жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали» , и даже не помышлял о том, какой может быть жизнь за пределами кордона.

Женщин здесь было три: бабка, дочь деда Бекей и Гульджамал – жена подсобного рабочего. Самой несчастной среди них была тетка Бекей, которую частенько поколачивал муж Орозкул за то, что у них не было детей.

Дед Момун по прозвищу Расторопный Момун отличался «неизменной приветливостью ко всем» , желанием помочь и сделать что-то хорошее. Однако «усердие его никем не ценилось» . Только он один и любил мальчика, остальным же он был безразличен.

Глава 2

Мальчик любил брать полевой бинокль, которым «премировали деда за долгую службу на кордоне» и взбираться на Караульную гору, с вершины которой хорошо просматривалось озеро Иссык-куль, поселок животноводов, скотные дворы, школа-четырехлетка, в которую мальчику предстояло пойти в первый класс.

Однако мальчик взбирался на гору не для того, чтобы полюбоваться окрестностями: он ожидал появления белого парохода, который пленял его воображение.

Мальчик «не помнил ни отца, ни матери» . После того, как родители разошлись, мать оставила его на попечение деда, а сама уехала в город. О своем отце мальчик знал только то, что он «был матросом на Иссык-Куле» . Он мечтал оказаться на белом теплоходе, чтобы рассказать отцу «про всю свою жизнь» .

Глава 3

Белый пароход был для мальчика словно сказка. Когда он исчезал из поля зрения, мальчишка с грустью возвращался домой, где злобный Орозкул избивал тетку Бекей и обзывал ее самыми последними словами, а любимый дед страдал, глядя на унижение дочери.

Воображение «живо рисовало мальчику картину справедливой кары» : он мечтал, как однажды они все вместе накинутся на Орозкула и бросят в реку. Но взрослые «не поступали так, как считал справедливым мальчик» – они постоянно прощали грубому и жестокому Орозкулу все его выходки.

Глава 4

Укладываясь спать, мальчик решил рассказать сказку своему новому портфелю, купленному в честь поступления в школу.

Эта история случилась в «давние-предавние времена» , когда разные народы находились в постоянной вражде. Было пролито немало крови, но «некому было примирить врагов» .

В день, когда киргизское племя хоронило своего старого вождя, на беззащитных людей напали враги. Жестокий хан перебил всех – «никто не успел убежать, никого не осталось в живых» . Лишь чудом удалось спастись двум детям – мальчику и девочке.

Узнав об этом, хан приказал Рябой Хромой Старухе отвести детей в тайгу и прикончить их. Старуха не смела ослушаться, и повела плачущих детей к воде, чтобы утопить. В этот миг перед ними появилась «олениха, матка маралья» . Она попросила старуху отдать ей детей.

Рогатая мать-олениха заботилась о них, а когда повзрослевшие мальчик и девочка стали мужем и женой, она помогала им с их детьми. Своего первенца они назвали в честь оленихи – Бугубаем. С тех пор прошло много лет, и их потомки возобновили охоту на прекрасных белых маралов, которых раньше так почитали.

Глава 5

С приходом осени мальчик начал заниматься в школе. Старик Момун каждое утро отвозил его верхом на коне, а затем скакал обратно, чтобы привезти из школы. Это очень раздражало Орозкула, который не уважал ни местную «карликовую школу» , ни учительницу, которая в ней преподавала.

Орозкул становился все более злым и раздражительным и вымещал свое недовольство жизнью не только на жене, но и на старике. Однажды он нарочно затеял ссору с Момуном и даже поднял на него руку.

Терпение Расторопного Момуна лопнуло только в тот миг, когда Орозкул не пустил его, чтобы забрать внука из школы. Разгневанный Орозкул выместил свою злобу на Бекей, которую сильно избил и выставил из дома, а Момуна уволил с кордона.

«Мальчик задохнулся от обиды за деда» и долго плакал на берегу реки. Неожиданно перед его глазами возникли маралы, возвращения которых они так долго ждали с дедом.

Глава 6

От сильных душевных переживаний мальчик заболел: его лихорадило, «то в жар, то в холод кидало» . Он слышал, как бабка давила на Момуна, чтобы тот извинился перед Орозкулом, от которого они все зависели. Она считала, что «если у человека отбирают жалованье, он уже не человек. Он никто» , и дед должен был переступить через себя, свою совесть, но задобрить зятя.

Мальчика все чаще мучили мысли: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?» . Он мечтал о справедливости, но уже понимал, что не всегда можно ее добиться.

Глава 7

На следующее утро мальчик был вынужден пропустить школу из-за плохого самочувствия. Он признался деду, что видел маралов.

Орозкул понял, как отомстить Момуну: он заставил старика пристрелить марала. Совершив черное дело, старик впервые в жизни сильно напился. Когда мальчик увидел, как Орозкул разделывал во дворе тушу, ему стало плохо. Он хотел стать рыбой и уплыть далеко от этих жестоких, бессердечных людей, которые издевались над самой природой.

Никем не замеченный, мальчик спустился к реке и уплыл рыбой. Он «прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая» …

Заключение

В своей книге Айтматов поведал печальную историю об одиночестве, несправедливости и человеческой жестокости. Внутренний протест мальчика против насилия не смог найти отклика в окружающих его людях, и он был вынужден покинуть этот равнодушный и жестокий мир.

После ознакомления с пересказом «Белый пароход» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Читайте также:  Израиль мертвое море когда лучше отдыхать
Оцените статью