Мероприятия по предотвращению загрязнения морей судами

Требования по предотвращению загрязнения моря судов.

Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973г., измененная и дополненная протоколом 1978г. (сокращенно МАРПОЛ 73/78), вступила в силу в 1982 году.

Эта Конвенция установила жесткие стандарты на сброс с судов вредных веществ и действенный контроль выполнения этих стандартов, предусмотрена высокая мера ответственности за нарушения нормативных требований и оснащение судов необходимыми техническими средствами очистки, обезвреживания и утилизации образовавшихся на борту судна загрязнений.

Без необходимого оснащения техническими средствами суда не допускаются в порты и территориальные воды. Для контроля выполнения требований Конвенции МАРПОЛ 73/78 правительства Государств создали специальные органы в своих странах.

В настоящее время имеется около 20 Конвенций, соглашений и иных международных документов, регламентирующих общие и конкретные вопросы предотвращения загрязнения Мирового океана. Международные конвенции различают правила предотвращения загрязнения моря с судов в зависимости от местонахождения судна и его категории.

Установлено, что при невозможности сброса вредных веществ с соблюдением нормативных требований, такие вещества сохраняют на борту судна. Государства-участники Конвенции, помимо обязанностей предотвращения загрязнения с судов, должны обеспечить прием вредных веществ и их смесей в портах.

При ИМО создан специальный орган – Комитет защиты морской среды. Он координирует деятельность по предупреждению загрязнения с судов, содействует осуществлению положений МАРПОЛ 73/78, обеспечивает предоставление Государствами всей необходимой информации и пр. данных.

Согласно МАРПОЛ 73/78 Государствам предоставляется право проверки любого судна, заходящего в их воды или порты, для этих целей правительствами уполномочены специальные инспекторские органы. При инспектировании власти применяют только те соглашения, которые вступили в силу и стороной которых является государство. По окончании любого осмотра капитану вручается документ по установленной форме с результатами осмотра и принятых мерах.

Читайте также:  Мухорского залива малого моря

Согласно Марпол 73/78 вещества разделены по степени вредности на четыре группы: А – с чрезвычайно высокой; В – с высокой; С – со средней и D – с низкой. Нормативные требования по предотвращению загрязнения с судов приведены в табл. 5.2., основные требования к оснащению судов техническими средствами по предотвращению загрязнения моря — в таб.

Международная конвенция по предотвращению загрязнению моря с судовпредусматривает меры, направленные на предотвращение загрязнения моря, вызываемые как авариями судов, так и их повседневной эксплуатацией. Рассматривает вопросы загрязнения нефтью, вредными жидкими веществами, сточными водами, пищевыми отходами и мусором. Требования, которые необходимо знать и выполнять каждому члену экипажа.

В случае аварии действия экипажа судна должны быть направлены на ограничение разлива нефтепродуктов. При пробоине возле грузового танка необходимо принять меры к быстрейшей перекачке нефти из аварийного танка в свободные или не полностью заполненные, к заделыванию пробоин и перекрытию трубопроводов, связанных с аварийным танком.

Особого внимания требуют проведение грузовых операций на танкерах и бункеровка судов. К участию в грузовых операциях допускаются только члены экипажа, в совершенстве знающие расположение танков, грузовую и зачистную системы, обученные для проведения этих операций и прошедшие инструктаж пред началом работы. Во время грузовых операций и бункеровки вахтенная служба должна постоянно следить за состоянием швартовов, обеспечивать их надлежащее натяжение, не допускать чрезмерной подвижки судна у причала или бункеровщика, что может стать причиной разрыва шланга и разлива нефти или топлива.

До начала погрузки-выгрузки или бункеровки готовят впитывающий материал, совки и ведра на случай разлива нефти (топлива) на палубу, перекрывают и опломбируют все клапаны, сообщающие топливный трубопровод с забортным пространством. Под устройства, посредством которых шланги присоединяются к судовому трубопроводу, и под воздушные трубки топливных танков при бункеровки устанавливают поддоны и осушают их по мере надобности. Нефть и топливо, пролитые на палубу, следует немедленно собирать и сливать в специальные емкости, а палубу протирать ветошью или опилками.

Категорически запрещается смывать разлитые нефть и топливо за борт. На все время грузовых операций и бункеровки заглушают шпигаты, через которые пролитая на палубу нефть (топливо) может вытечь за борт. В случае появления нефти на поверхности забортной воды грузовые операции и бункеровку прекращают до устранения причин разлива. После окончания бункеровки, прежде чем отсоединить шланг, его осушают от топлива, закрывают клинкет на присоединительном патрубке. Шланг отсоединяют над поддоном, причем первым отдают крепление в нижней части фланца, а после отсоединения заглушают фланцы на шланге и присоединительном патрубке.

МАРПОЛ – 73/78 и Наставление по предотвращению загрязнения моря с судов четко регламентируют условия слива за борт нефтесодержащих смесей в различных районах. Перед входом судна в зону, в которой запрещен сброс нефтесодержащих смесей и других вредных жидких веществ, все запорные устройства, через которые эти вещества сбрасываются за борт, надо опломбировать и закрепить на них таблички с предупреждающим текстом. Снимать пломбу разрешается только после выхода судна за пределы зоны.

За струей сливаемых с танкера чистого баланса и нефтесодержащих смесей в процессе мойки танков с промежуточным проточным отстоем сбрасываемой воды ведут постоянное наблюдение. При обнаружении на поверхности воды следов нефти слив немедленно прекращают.

Сточные воды, степень очистки и обеззараживания которых не отвечает требованиям МАРПОЛ – 73/78, собирают в специальные цистерны. Запорную арматуру трубопроводов, используемых для их сброса, пломбируют.

Пластмассовые изделия, любые синтетические материалы, промасленную и загрязненную ветошь запрещается сбрасывать повсеместно. Запрещен также сброс любого мусора в особых районах, каковыми являются Балтийское, Черное, Средиземное, Красное моря и Персидский залив.

Вне особых районах запрещается сбрасывать в море:

обладающий плавучестью сепарационный, обшивочный, и упаковочный материал – на расстоянии более 25 миль от берега;

изделия из бумаги, ветошь, металл, стекло, бутылки, черепки и другие подобные отходы – на расстоянии более 12миль от берега, а те же отходы измельченные или размолотые – на расстоянии более 3миль от берега.

Мусор, разрешенный к сбросу в море, рекомендуется спрессовать в кипы, утяжелить каждую кипу для создания отрицательной плавучести и сбрасывать на указанных расстояниях от берега на глубокой воде (глубина не менее 50 м). Пищевые отходы неизмельченные и неразмолотые разрешается сбрасывать в море, в том числе и в особых районах, на расстоянии более 12 миль от берега, а измельченные и размолотые до образования частиц, проходящих через грохот с отверстиями размером не более 25мм, — на таком же расстоянии в особых районах и на расстоянии более 3 миль от берега вне их пределов. Категорически запрещается хранить пищевые отходы более 2 суток и смешивать их с бытовыми отходами.

Для сбора мусора различных категорий на судах устанавливают три отчетливо маркированные емкости для изделий из пластика, для пищевых отходов и для другого мусора, разрешенного к сбросу в море. Сухой мусор часто сжигают в инсинераторах. Однако судовые инсинераторы загрязняют атмосферу, поэтому использование их для сжигания мусора в портах должно быть ограничено.

С целью защиты моря от нефти и веществ, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря, прибрежные районы морей, омывающих нашу страну, шириной 2 морские мили от береговой черты в сторону моря объявлены районами водопользования, а водный район шириной 12 морских миль от берега – территориальными водами. Сброс с судов любых нефтесодержащих смесей, сточных вод и мусора во внутренних водах нашей страны, в районах водопользования и районах, имеющих рыбохозяйственное значение, категорически запрещен, а в пределах территориальных вод ограничен жесткими условиями.

=Вахтенный матрос (стр.100), Морская практика для матроса (стр.81)=

Источник

Предотвращение загрязнения моря

Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.

МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:

вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам,морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;

сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;

нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо,нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;

нефтесодержащие продукты – смесь с любым содержанием нефти.

Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate).

Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью

Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Сведения о формате сообщения для конкретного государства содержатся в Admiralty List of Radio Signals, Vol. 1, а общая форма помещена в МАРПОЛ-73/78.

Если судно находится в порту, то обо всех случаях загрязнения моря нефтью должны быть немедленно извещены портовые власти и предприняты все действия,препятствующие распространению нефти.

Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.

С приходом судна в порт бункеровки капитан должен получить от портовых властей или агента сведения о действующем в данном порту порядке передачи сообщений о разливах нефти и номерах контактных телефонов для связи при разливах, о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств, занимающихся устранением разлива нефти.

В случае разлива нефти необходимо:

немедленно прекратить нефтяные операции;

объявить общесудовую тревогу;

начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;

проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива (если топливо попало за борт);

при попадании нефти за борт – вызвать нефтесборщик;

предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.

Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.

Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти», одобренный Регистром или другими компетентными органами.

Выброс и разлив нефтепродуктов

Предотвращение загрязнения моря мусором

Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78. Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.

Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:

25 миль — для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упа- ковочных материалов;

12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги,ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;

3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега.

К таким районам относятся:

Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское,Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря;

Персидский, Мексиканский заливы;

районы Антарктики, расположенные к югу от 600 южной широты.

Согласно МАРПОЛ-73/78 (п. 3 правила 9 Приложения V) на каждом судне должен быть надлежащим образом оформленный Журнал операций с мусором (Garbage record book).
Ответственность за надлежащее заполнение и своевременное внесение записей в Журнал возложена на старшего помощника капитана.

За 24 часа до прихода судна в порт капитан обязан направить в адрес портовых властей страны захода информацию о наличии мусора на борту согласно установленной форме.

Источник

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ

Морской транспорт является одним из источников хронического загрязнения морской среды и повышенной угрозы разливов нефти, которые могут нанести непоправимый вред легко уязвимой природе.

Экологическая опасность морского транспорта складывается из двух составляющих — эксплуатационной и аварийной. Очень трудно сказать, какие из них наиболее опасны для окружающей среды. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации судов, портов и судоремонтных предприятий, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах.

При аварийных разливах происходят залповые сбросы большого количества загрязнителей, но они ограничены районом аварии и прилегающими территориями. При аварийном сбросе наблюдается массовая гибель обитателей моря, а при эксплуатационных загрязнениях происходит хроническое отравление всего моря.

5.6.1. Назовите основные выбросы в воздух и в море с танкера при эксплуатации?

Эксплуатационные загрязнения с судов. К основным эксплуатационным судовым загрязнителям относятся нефтесодержащие и сточные воды, мусор и выбросы в атмосферу. Транспортные суда, совершающие международные рейсы, оборудованы емкостями для сбора загрязненных вод и контейнерами для сбора мусора и/или установками для очистки воды от нефти, для обработки сточных вод и инсинераторами для сжигания мусора. Количество судовых отходов зависит от дедвейта и типа судна, его возраста, качества обслуживания и количества членов экипажа

. Количество отходов сепарации нефтяных топлив зависит от типа используемого топлива и ориентировочно может быть оценено как 1,5-2,0% ежедневного расхода топлива при работе на тяжелом топливе и около 0,5 % при работе на среднем вязком топливе. При этом остатки в топливных танках могут достигать 7 % от количества находящегося в нем тяжелого топлива. Количество льяльных вод, образующихся на транспортном судне, зависит от мощности двигателя, его технического состояния, возраста судна и квалификации персонала и оценивается 1-10 куб. м/день, а для судов каботажного плавания — 0,1-3 куб. м/день. На танкерах для перевозки сырой нефти, не имеющих танков изолированного балласта, может образовываться до 25% дедвейта грязного балласта за рейс. Количество сточных вод оценивается равным 100 л/человека в день, бытового мусора — 1,5-3,5 кг/человека в день, эксплуатационного мусора (отложения с двигателей, старая краска, ветошь и т.д.) — 10-15 кг/день. Мусор, возникающий при обработке груза, оценивается для судов с генеральными грузами — 1 т на 200 т груза, для контейнеровозов 1 т на 25000 т груза и судов — навалочников — 1 т на 10000 т груза. Если на борту судна имеются инсинераторы, то часть нефтеостатков и мусора, в том числе и пищевые отходы, сжигаются на борту судна, а негорючие отходы и шламы, накопившиеся после обработки сточных вод, сдаются на береговые приемные сооружения в портах. Источниками загрязнения атмосферы с судов являются выбросы из энергетических установок окислов серы и азота, углерода, озоноразрушающих веществ. Эти выбросы нормированы в Приложении VI к МАРПОЛ 73/78.Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов вошли в силу 19 мая 2005 года.На морских судах эксплуатирующихся в Балтийском море, запрещается использование топлива с содержанием серы более 1,5 %, а эксплуатирующихся на других морских бассейнах – с содержанием серы более 4,5 %. При использовании топлив с большим содержанием серы на судах должны находиться в исправном состоянии установки для очистки выхлопных газов. На судах запрещается использование и выброс в атмосферу озоноразрушающих и парниковых газов, ограничения на выброс которых подпадают под действие международных соглашений, стороной которых является Российская Федерация.

5.6.2.Каковы последствия загрязнения нефтью с судов?

-создание опасности для здоровья людей (при попадании вредных веществ на кожу человека, а также при вдыхании паров);

-причинение вреда живым ресурсам, морской флоре и фауне;

-нарушение природной привлекательности моря;

-создание помех другим видам правомерного использования моря, например, опреснению воды, рыболовству и т. п.

5.6.3. К каким последствиям приводит нефть в виде пленки на поверхности воды?

-гибель водоплавающих птиц от переохлаждения из-за потери водоотталкивающих свойств оперения;

-замедление размножения фитопланктона из-за уменьшения освещенности слоев воды;

-нарушение глобального процесса энерго и газообмена в Мировом океане .

5.6.4. Что относится к эксплуатационным разливам нефти?

— утечки из трубопроводов, шлангов и их соединений; — переполнение танков, цистерн при бункеровке или внутрисудовой перекачке топлива;

— нарушение герметичности корпуса, течь танка.

5.6.5. Какие аварии могут повлечь за собой разлив нефти?

— посадка на грунт;

— повреждения корпуса;

— взрывы и пожары;

В случае аварии капитан должен, прежде всего, обеспечить безопасность экипажа и предпринять действия, предотвращающие ухудшение ситуации.

Если авария связана с посадкой на мель, с пробоиной в корпусе или другими повреждениями конструкции, которые не позволяют на судне проверить остойчивость и прочность корпуса, необходимо связаться с берегом и передать туда исходные данные для расчёта.

Может оказаться, что необходимо полностью или частично передать груз нефти или запасы на другое судно. В издании Международной палаты судоходства / Международного морского форума нефтяных компаний (ICS/OCIMF) » Руководство по перекачке нефти с судна на судно» приведена последовательность операций для таких случаев. Один экземпляр этого «Руководства …» следует иметь на судне и капитан должен позаботиться о том, чтобы командный состав судна ознакомился с его содержанием.

5.6.5.1. Посадка на мель. Во избежание повреждения целых танков определить возможность изменения дифферента судна и его облегчения путём перегрузки части или всего груза на баржу или другое судно и обратиться за соответствующей помощью.

Если риск получить дополнительные повреждения при попытке сняться с мели больше, чем риск оставаться на мели до прибытия помощи, капитан должен попытаться предотвратить движение судна, используя следующие возможности:

Ø Приём балласта в пустые танки, если это возможно;

Ø Уменьшить продольные изгибающие нагрузки путём перемещения груза.

Особое внимание следует обратить на состояние остойчивости и прочности корпуса судна, при необходимости запросив помощь у компетентных организаций.

5.5.5.2. Пожар/Взрыв.Если на борту судна возник пожар, который может привести к взрыву или произошел взрыв, необходимо:

Ø Подать сигнал тревоги, привести в боевую готовность группу по борьбе с пожарами и действовать согласно плану борьбы с пожарами;

Ø Выяснить имеются ли человеческие жертвы;

Ø Определить размеры очага пожара и решить, какие методы борьбы с пожаром следует использовать;

Ø При необходимости запросить помощь со стороны;

Ø Попытаться определить возможность загрязнения моря в результате разлива нефти. Если выяснилось, что в результате пожара или взрыва вытекает нефть, необходимо незамедлительно поставить в известность заинтересованные инстанции;

Ø Предпринимая те или иные решения необходимо учитывать состояние погоды и её влияние на происходящее.

5.6.5.3. Столкновение.Если произошло столкновение, приведшее к разливу нефти или возможности такового, необходимо:

Ø Привести в готовность группу по борьбе с загрязнением нефтью;

Ø Осмотреть повреждённый участок и принять меры по предотвращению ухудшения ситуации;

Ø Для предотвращения дальнейшего вылива нефти следует перекрыть соответствующие трубопроводы и постараться понизить давление в танке, из которого выливается нефть путём перекачки её в другие танки;

Ø В случае необходимости запросить помощь и перекачать нефть на другое судно;

Ø Предпринимая те или иные действия необходимо учитывать аварийную остойчивость и общую продольную прочность судна.

5.6.6. Каковы действия членов экипажа при обнаружении разлива нефти?

При обнаружении разлива нефти, несущий вахту рядовой или другой член экипажа немедленно сообщает об этом вахтенному помощнику капитана.

Вахтенный помощник должен:

— объявить общесудовую тревогу;

— остановить грузовые или иные операции;

— доложить капитану и ст. помощнику капитана;

В обязанности капитана входит:

— общее руководство действиями экипажа;

— передача информации в соответствии с судовым планом чрезвычайных мер;

— просьба о помощи, насколько это необходимо.

Обязанности старшего помощника капитана:

— общее руководство операцией по ликвидации и уменьшению последствий от разлива нефти;

— ответственность за прекращение разлива, работу насосов, устройств, систем;

— информирование капитана о развитии ситуации.

В обязанности старшего механика входит:

— ответственность по бункеровочным операциям;

— ответственность по всем операциям в машинном отделении;

— ответственность за техническое состояние судовых технических средств, устройств, систем;

— информирование капитана о развитии ситуации.

Члены экипажа, входящие в аварийную постоянную группу по борьбе с разливом нефти, действуют в соответствии с расписанием по тревогам и выполняют указания командиров.

Ограничения по сбросу в море нефти, не распространяются наслучаи сброса в целях: — спасения человеческой жизни на море и,

— обеспечение безопасности любого судна,

— в результате повреждения судна или его оборудования, а также при условии, что после получения повреждения или обнаружения сброса были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такого сброса.

Во всех случаях капитан обязан организовать борьбу за живучесть судна в соответствии с действующим Наставлением по борьбе за живучесть судна, СУБ судна и Руководства Администрации и одновременно принимая все возможные и целесообразные меры к предотвращению или уменьшению сброса нефти в море.

Первоочередными мерами, направленными на предотвращение или уменьшение сброса нефти в море, являются:

1) перекачка нефти из аварийного танка (цистерны) в свободные или не полностью заполненные танки (цистерны);

2) заделка пробоин;

3) перекрытие трубопроводов, связанных с поврежденным танком (цистерной);

4) перекачка нефти на другое судно.

5.6.7. Какое оборудование и материалы для борьбы с разливами нефти должны иметь нефтеналивные суда?

— сорбенты; салфетки; искробезопасные ручные совки, лопаты и ведра;

— емкости для хранения собранных отходов; химпрепараты для очистки палубы;

— спецодежда; искробезопасный (воздушный) насос со шлангами;

— боновые заграждения; заглушки для шпигатов.

Оборудование для устранения разливов нефти (топлива) должно быть маркировано двумя красными полосами (нарисованными или с использованием красных лент) и храниться в подходящем помещении, которое соответствующим образом обозначено для информации об его содержании.

Оборудование для устранений разливов нефти не должно использоваться для других целей. Инвентарный список оборудования и устройств должен быть представлен на внутренней переборке помещения для хранения. При проведении грузовых операций и бункеровки оборудование и снабжение должно быть готово к немедленному использованию.

5.6.8. Каковы основные принципы предотвращения загрязнения в соответствии с требованием MARPOL 73\78?

— сбор и хранение отходов; переработка отходов, например, очистка нефтяных эмульсий путем отстаивания, сепарации, фильтрования;

-уничтожение отходов путем сброса согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78;

-сжигание в инсенераторах; и сдача отходов или продуктов их переработки в портах.

5.6.9. Каковы условия, при которых допускается сброс нефти, нефтесодержащих смесей?

Запрещается любой сброс нефти, нефтесодержащей смеси с судов, за исключением случаев, когда соблюдаются одновременно все следующие условия:

●танкер находится вне пределов особого района;

●танкер находится на расстоянии более 50 миль от ближайшего берега;

●танкер находится в пути;

●мгновенная интенсивность сброса нефти не превышает 30л на милю;

● общее количество сброшенной в море нефти не превышает для существующих танкеров 1/15000, а для новых 1/30000 общего количества груза, частью которого является остаток;

на танкере находится в действии система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти (САЗРИУС) и имеется отстойный танк.САЗРИУС должен быть оснащен самопишущим устройством для непрерывной регистрации сброса в литрах на морскую милю и общего сброшенного количества либо содержания нефти и интенсивности сброса. Запись должна содержать дату и время сброса и храниться на судне три года. Мгновенная интенсивность сброса нефти — интенсивность сброса нефти в литрах в час в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент.

5.6.10. Каковы условия сброса льяльных вод МКО?

Вне пределов особого района:

— судно находится в пути;

— содержание нефти в стоке без его разбавления не превышает 15х10 -6 объемных долей;

— на судне находится в действии фильтрующее оборудование (для судов валовой вместимостью от 400 до 10000 регистровых тонн) и фильтрующее оборудование, оснащенное устройством сигнализации и автоматического прекращения сброса – САЗРИУС, для судов 10000 регистровых тонн и более.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 9509 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью