Диагностика коммуникативных способностей педагога
методическая разработка по теме
Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагогов.Различного рода нарушения в общении обучающихся и педагогов подавляют творческий саморазвивающий потенциал обучающегося, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряженные аффективные состояния педагогов.
Поэтому столь необходимо проводить диагностику коммуникативных способностей педагогов, чтобы затем вовремя провести коррекцию. В программе представлено две методики, которые очень емко отражают все стороны общения между педагогом и обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ocenke_kommunikativ_sposobn.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика коммуникативных способностей учителя
Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагогов. оно выступает как фундаментальное условие связывания всех членов педагогического сообщества и вместе с тем как способ их развития.
Различного рода нарушения в общении обучающихся и педагогов подавляют творческий саморазвивающий потенциал обучающегося, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряженные аффективные состояния педагогов.
Содержание труда педагога является содействие психическому развитию обучающегося, а главным «инструментом» выступает психологическое взаимодействие с обучающимся, педагогическое общение. Педагогическое общение — это гармоничное сочетание вербального и невербального поведения равноправных партнеров, понимающих, принимающих и уважающих друг друга. Педагог должен быть внимателен к поведению обучающихся, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное – за внешними проявлениями поведения и состояния обучающегося «видеть» его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности обучающихся. Целью эмпатического отношения является выявление эмоциональной окраски высказываний говорящего, их значения для других, определение его системы ценностей. Научиться эмпатически относится к людям достаточно сложно: требуется большая внутренняя работа по осознанию себя, переосмыслению своего поведения. Однако эмпатия весьма эффективна в межличностном общении. Она делает общение комфортным.
В состоянии комфортного общения две личности – педагог и обучающийся – начинают образовывать некое творческое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения учеников к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей.
Таким образом, искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон голоса в тех или иных школьных ситуациях; каким способом организует самостоятельную работу обучающихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он создает креативную атмосферу на уроке; как использует свое воображение, интуицию и т.д.
Основными функциями педагогического общения являются:
- информационная;
- социально-перцептивная;
- самопрезентативная;
- интерактивная;
- аффективная.
На этой основе разработана методическая программа, направленная на диагностику уровня развития коммуникативных способностей педагога.
оценки коммуникативных способностей педагога.
- Методика оценки коммуникативных способностей педагога (Л.М. Митина)
Методика направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя. Методика может применяться одномоментно, так и для выявления динамики развития способностей учителя к общению (дважды в год)
Оценивающий показатели способностей педагога присутствует на уроке и , используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.
Методика оценки коммуникативных способностей учителя
Цель: выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей педагога
Характеристика вербального и невербального поведения
Источник
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
Методическая программа
оценки коммуникативных способностей педагога.
1. Методика оценки коммуникативных способностей педагога (Л.М. Митина)
Методика направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя. Методика может применяться одномоментно, так и для выявления динамики развития способностей учителя к общению (дважды в год)
Оценивающий показатели способностей педагога присутствует на уроке и , используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.
Методика оценки коммуникативных способностей учителя
Цель: выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей педагога
Характеристика вербального и невербального поведения
Итого
По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики. Десять полученных характеристик могут быть визуализированы в виде графика, где по оси абсцисс отложены порядковые номера основных характеристик коммуникативных способностей, а по оси ординат — показатели уровней развития коммуникативных способностей. При многократном исследовании коммуникативных способностей педагога индивидуальные графики, полученные в разное время, сравниваются между собой и выявляется динамика развития способностей педагога.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) педагогом на уроке педагогических способностей (компетентностей). Она может применяться одномоментно, так и для выявления уровня динамики развития (дважды в год). Изменение показателей (индикаторов) анализируемых данной методикой дает либо прирост значений (возрастание уровня владения компетентностью), либо уменьшение значений показателей (снижение уровня владения компетентностью).
Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ:
1. Получение учителем информации о запросах обучающегося и его продвижении в обучении; демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального письменного);
2. Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ;
3. Общение, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке;
4. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения;
5. Поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы;
6. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения обучающихся.
Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя
Правила работы с методикой:
За каждое фиксируемое действие, обозначенное во втором столбике (А, Б, В, Г) – ставится 1 балл. Затем подсчитывается средний балл по каждой компетенции. Например, компетенция 2 имеет 3 составляющих, следовательно сумму полученных баллов нужно разделить на 3.
Источник
Методика оценки работы учителя — МОРУ
Печатается по:Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие для практических психологов. Кемерово, 1996. С. 25—34.
Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) учителем на уроке педагогических способностей (компетентностей). Она может применяться как для оценки уровня владения учителем педагогическими компетентностями на момент обследования, одномоментно, так и для выявления динамики этого уровня во времени. Во втором случае методика применяется для обследования конкретного учителя не менее двух раз, например, в начале учебной четверти и в конце, в начале учебного года и в конце. Изменение показателей (индикаторов), анализируемых данной методикой, даст наблюдателю прирост значений (возрастание уровня владения компетентностью) либо уменьшение значений показателей (снижение уровня владения компетентностью).
Как правило, методика используется психологом-исследователем или школьным психологом, но не самим учителем. Оценивающий показатели компетентностей присутствует на уроке и, используя специальный бланк методики (бланк № 2), фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие индикаторов компетентностей (ставит «+» или «–» напротив каждого индикатора). Для повышения объективности оценивания фиксировать проявления педагогических компетентностей конкретным учителем целесообразно одновременно двумя наблюдателями. Затем данные, полученные разными наблюдателями, сопоставляются и выводится результирующая «картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями.
Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ:
I. Получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении — 4 индикатора (показателя).
II. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменно, и устно, объяснения учебного материала (вербального и письменного) — 12 индикаторов.
III. Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения —12 индикаторов.
IV. Общение, взаимодействие учителя с учениками на уроке — 16 индикаторов.
V. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения — 16 индикаторов.
VI. Поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы — 16 индикаторов.
VII. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников — 14 индикаторов.
Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя. Для этой цели в методике имеется специальный ключ вычисления минимального уровня (бланк № 3). Такой минимально необходимый для учителя уровень владения педагогическими компетентностями получен разработчиками методики на большом статистическом материале, и его валидность и надежность не вызывают сомнений. На рисунке 3 представлен график, на котором кривая отражает максимально необходимый для учителя уровень владения педагогическими компетентностями (способностями). На графике по оси абсцисс отложены порядковые номера компетентностей, а по оси ординат — показатели процентной выраженности в деятельности учителя педагогических компетентностей. На том же рисунке представлены также графики, отражающие уровни профессиональной компетентности учителей с разным стажем работы в школе и студентов педвузов.
Формула расчета процентного выражения педагогических компетентностей и процедура оценки работы учителя с помощью данной методики (МОРУ):
а) Количество индикаторов каждой компетентности (способности) принимается за 100%.
б) Количество индикаторов в каждой компетентности, полученных при обследовании конкретного учителя, со знаком «+», принимается за «X».
в) Строится пропорция и вычисляется значение «Х» для каждой компетентности отдельно. Предположим, учитель получил 10 индикаторов со знаком «+». Общее количество индикаторов для данной компетентности равно 16, следовательно, вычисление процентного выражения этой компетентности будет иметь следующий вид:
Методика МОРУ
Фамилия, инициалы _________ дата _____________
Предмет _______________________________ школа ______________ класс ____________
1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении | 1. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧЕНИКА НА УРОКЕ: а) контролируются отдельные слабые (сильные) учащиеся; б) требуется ответ от конкретных учащихся для оценивания; в) учащиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга; г) ищут причины трудностей и непонимания в работе учащихся. |
2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала | 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ПИСЬМЕННОГО ОБЪЯСНЕНИЯ: а) записи для учащихся четкие; б) прочтение записей правильное; в) техника языка правильная; г) использование языка правильное. 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ: а) дикция способствует пониманию речи учителя; б) подача материала (объем/скорость) нормальная; в) устная речь правильная; г) произношение правильное. 4. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТОМ: а) демонстрация материала (информация) точна, своевременна; б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны; в) содержание материала предъявляется в логической последовательности; г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала. |
3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения | 5. УДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ РУТИННЫМ ЗАДАЧАМ: а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала; б) исходные указания по плану урока ясные, полные; в) учебные пособия и средства обучения легко доступны для учащихся; г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя. 6. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ УРОКА: а) обучение начинается с началом урока; б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке; в) нет нежелательных отступлений на уроке; г) обучение продолжается до конца урока. 7. СОЗДАНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ОБУЧЕНИЮ: а) классная комната приведена в порядок, чиста; б) учебная активность совместима с окружающими условиями; в) стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения); г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для учащихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете. |
4. Общение, взаимо- действие учителя с учениками | 8. ОБЪЯСНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ УРОКА: а) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; б) общение адекватно, ошибок в общении мало; в) используемые примеры иллюстрируют содержание; г) основные, наиболее трудные моменты материала выделены. 9. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРИ НЕПОНИМАНИИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ: а) определение областей непонимания материала и повторное объяснение; б) стремление к устранению непонимания материала; в) использование различных слов, примеров; г) разъяснения даются индивидуально, для небольших групп учащихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей. 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАКЦИЙ, ВОПРОСОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА УЧИТЕЛЕМ: а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся; б) выясняются учащиеся, желающие дать пояснения (или нет); в) реакции и идеи учащихся принимаются с благодарностью; г) идеи учащихся разрабатываются (используются) на уроке. 11. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИМСЯ ОБ ИХ ПРОГРЕССЕ: а) ожидания относительно результатов учащимся сообщаются сразу же; б) особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы; в) особая обратная связь предоставляется учащимся при адекватном выполнении учебной работы; г) учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются). |
5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения | 12. ПРИЕМЛЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; б) один из методов используется приемлемо; в) два или больше методов используются приемлемо; г) каждый метод используется приемлемо. 13. АДАПТАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ К УЧАЩИМСЯ: а) обучение соответствует особенностям учащихся; б) все учащиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности; в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей; г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы. 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ: а) средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; б) средства обучения используются без каких-либо трудностей; в) учебные материалы соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; г) учебные материалы используются без отвлечения внимания учащихся и соответственно целям урока. 15. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: а) урок начинается со стимулирующего введения; б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом; в) учебные активности следуют в логическом порядке; г) урок заканчивается логично. |
6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке | 16. ПЕРЕДАЧА ЛИЧНОГО ЭНТУЗИАЗМА: а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики; б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций; в) энтузиазм передается энергичной позой; г) энтузиазм передается жестами. 17. СТИМУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ: а) формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; б) используются интересные, необычные аспекты темы; в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора; г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся. 18. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ДРУЖЕЛЮБИЯ: а) приятный тон голоса, зрительный контакт; б) имена учащихся используются в теплой дружеской манере; в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; г) теплота, дружелюбие демонстрируются путем сидения, стояния рядом с учащимися. 19. ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫРАБОТКЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ: а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; б) учитель ведет себя с учащимися учтиво, вежливо, уважительно; в) персонализированное поощрение за хорошую работу; г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе. |
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников | 20. ПОДДЕРЖАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УРОК: а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя; б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся; в) поощрение участия учащихся в работе; г) 85% или больше времени учащиеся проводят за решением разного вида задач. 21. РУКОВОДСТВО УЧАЩИМИСЯ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ В УЧЕБНУЮ РАБОТУ: а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу; б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу; в) использование средств поддержания внимания этих учащихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения. 22. СОБЛЮДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОЖИДАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ИХ ПОВЕДЕНИЯ: а) ожидания относительно поведения ясны учащимся; б) поддержание постоянных ожиданий относительно поведения учащихся; в) учащимся предоставляется вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения. 23. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: а) управление поведением класса во время урока; б) учащиеся редко нарушают течение урока; в) учащиеся, нарушающие течение урока, сталкиваются с быстрой реакцией учителя (остаются без внимания); г) учащиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (остаются без внимания). |
Ключ для вычисления минимально необходимого для учителя владения
педагогическими компетентностями (способностями) по методике МОРУ
Наименование педагогических компетентностей | Номера индикаторов каждой педагогической компетентности | Полное (слева) и минимально необходимое (справа) количество индикаторов по каждой компетентности |
1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении | а, б, в, г — а + 1 Итого: 4 2 | |
2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала | а, б, в, г — все четыре а, б, в, г — все четыре а, б, в, г — а, б, г Итого: 12 11 | |
3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения | а, б, в, г — а, б, в а, б, в, г — а, г + 1 а, б, в, г — любые три Итого: 12 9 | |
4. Общение, взаимодействие учителя с учениками | а, б, в, г — а + 2 а, б, в, г — б + 1 а, б, в, г — а, б а, б, в, г — а, б + 1 Итого: 16 10 | |
5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения | а, б, в, г — а, б + 1 а, б, в, г — а, в + 1 а, б, в, г — а, в а, б, в, г — а, в + 1 Итого: 16 11 | |
6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке | а, б, в, г — а, б + 1 а, б, в, г — а, в + 1 а, б, в, г — а + 2 а, б, в, г — а + 1 Итого: 16 11 | |
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников | а, б, в, г — г + 2 а, б, в, г — в + 2 а, б, в, г — а + 2 а, б, в, г — а, в, г Итого: 14 12 |
Методика оценки коммуникативных способностей учителя
(автор Л.М.Митина)
Печатается по: Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие для практических психологов. Кемерово, 1996. С. 21—24.
Методика направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. Она построена в соответствии с разработанной нами структурой педагогического общения, описанной в предыдущем параграфе. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя.
Методика может применяться как для оценки уровня развития коммуникативных способностей учителя на момент обследования, одномоментно, так и для выявления динамики развития способностей учителя к общению.
Оценивающий показатели способностей учителя присутствует на уроке и, используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.
Дата _______________ класс ________ предмет ___
Учитель (ф.и.о.) ______________________________
№ п/п | Характеристика вербального и невербального поведения учителя | Уровни | |||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | высший |
Речь (учитель говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся, пользуется юмором) | |||||
Голос (с помощью голосовых интонаций и модуляций учитель проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику) | |||||
Выразительные движения (учитель использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем учащимся и облегчения усвоения ими учебного материала — «помогающее поведение») | |||||
Движения в пространстве класса (в течение урока учитель передвигается по классу вправо и влево, вперед и назад, оказывается перед учениками, за их спиной, стоит или сидит рядом с учеником и т.д.) | |||||
Эмоции (проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает учителю «заражать» класс, вовлекать учеников в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового) | |||||
Воздействия (учитель изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации учащихся: оптическую, акустическую, кинестетическую) | |||||
Наблюдательность (учитель постоянно «видит и слышит» каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии учеников) | |||||
Форма поведения (учитель сочетает вербальную и невербальную формы поведения, старясь ограничивать вербальную, чтобы ученики могли больше говорить на уроке сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами) | |||||
Виды взаимодействия (учитель использует разные виды взаимодействия на уроке: учитель—класс: учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников; учитель—ученик: учитель объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; ученик—ученик: учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу учеников в малых группах; учитель—ученики: ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая помощь нужна) | |||||
Паузы (учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения, усталости) |
Примечания
По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей учителя. Десять полученных характеристик могут быть визуализированы в виде графика, где по оси абсцисс отложены порядковые номера основных характеристик коммуникативных способностей, а по оси ординат — показатели уровней развития коммуникативных способностей. В отличие от стандартизированных тестов, характеристики сравниваются внутри индивидуального графика, выявляются порядковые структуры поведенческих тенденций, какие характеристики доминируют, какие депревируются, какие требуют поддержки, какие коррекции и т.д.
При многократном исследовании коммуникативных способностей учителя индивидуальные графики, полученные в разное время, сравниваются между собой и выявляется динамика развития способностей учителя.
Матрица для построения графика уровня развития
коммуникативных способностей учителя
У VI
о с Уровни педагогического мастерства
н о
б
з с
и е II
|
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
порядковые номера характеристик вербального и невербального поведения
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов
учебной деятельности (целеполагание)
Печатается по: Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. Самара, 2004. С. 52—72.
Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности
(авторы Г.В.Репкина, Е.В.Заика)
Цель: оценка уровня сформированности целеполагания
Материал: качественное описание уровней целеполагания
Источник