Международно правовая охрана морской среды черного моря

Охрана морской среды

Существование жизни на Земле всецело зависит от здорового состояния морей и океанов, которые покрывают более 70% поверхности планеты. Они выполняют фундаментальные экологические функции и одновременно служат источником средств к существованию и рабочих мест для сотен миллионов людей во всем мире.

В течение последних десятилетий вопросы защиты и сохранения морской среды вызывают все большую озабоченность международного сообщества. Был достигнут существенный прогресс в области контроля традиционных источников загрязнения морской среды (например, сбросов отходов и захоронений) и сокращения объема уровня наиболее опасных загрязняющих веществ (например, свинца, ртути и нефти). Тем не менее большинство выявленных в прошлом проблем до сих пор не решены, а новые угрозы (например, чрезмерная эксплуатация возобновляемых ресурсов; глобальное потепление; изменение среды обитания и сокращение биологического разнообразия; распространение организмов, перевозимых с балластными водами; бесконтрольное развитие прибрежных районов; разведение рыбы и развитие аквакультуры, гидрологические изменения и туризм) оказывают на экологическое состояние морской среды еще более сильное негативное воздействие.

Загрязнение морской среды.

В статье 1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (далее – ЮНКЛОС) «загрязнение морской среды» определяется как:

привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.

Данное положение требует краткого пояснения. Во-первых, это открытое определение, включающее все источники загрязнения морской среды как существующие, так и те, которые могут появиться в будущем. Во-вторых, оно распространяется на вещества или энергию, которые «могут привести» к пагубным последствиям. То есть потенциально опасное воздействие на морскую среду также может стать объектом регулирования. В-третьих, ссылка на «живые ресурсы и жизнь в море» четко указывает, что «морская среда» также включает морские живые организмы. Следовательно, защита морской среды также подразумевает защиту всех морских видов.

Читайте также:  Набережная пляж сады морей

Международно-правовая охрана морской среды.

Международно-правовая система охраны морской среды основана на двух отдельных, но взаимозависимых и взаимодополняющих сводах правовых норм:

  1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года совместно с документами, принятыми по итогам работы нескольких крупных международных конференций, которые устанавливают общие принципы и нормы глобального применения; и
  2. специализированные нормы, стандарты, рекомендуемые практики и процедуры, направленные на реализацию общих принципов и правил.

Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г.

Ставшая «концептуальным краеугольным камнем современного международного экологического права» Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, (Стокгольм, 1972 г.) и ее итоговый документ Декларация по проблемам окружающей человека среды, провозгласили принципы и рекомендации, имеющие прямое отношение к охране морской среды. Принцип 7 Декларации предусматривает, что:

государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей.

Возможно даже большее значение имеет принцип 21, признающий за государствами «суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды» , одновременно налагая на них ответственность «за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции» .

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

В 1982 году после почти десятилетних переговоров была принята Конвенция по морскому праву с целью создания «правового режима для морей и океанов» , который способствовал бы «справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов и изучению, защите и сохранению морской среды» . Составители и подписанты Конвенции оценивали ее как самый всеобъемлющий экологический договор своего времени. С момента вступления в действие 16 ноября 1994 года природоохранные положения, установленные Конвенцией, получили практически всеобщее признание и, следовательно, могут рассматриваться в качестве норм обычного международного права.

В связи с межсекторальным характером, положения, относящиеся к охране морской среды, в ЮНКЛОС находятся в разных разделах (например, в Части V и VII – сохранение живых ресурсов в исключительной экономической зоне и открытом море или в Части XI – защита морской среды в Районе). Вместе с тем, в Конвенции также имеется Часть XII, полностью посвященная защите и сохранению морской среды, в которой определяется общая структура руководящих принципов и обязанностей государств в данной области.

Статья 192 ЮНКЛОС закрепляет всеобъемлющий характер данной системы, устанавливая общее и безоговорочное обязательство государств «защищать и сохранять морскую среду». «Морская среда» означает весь Мировой океан, без разграничения на морские пространства на находящиеся в пределах и за пределами действия национальной юрисдикции.

Статья 193 ЮНКЛОС подтверждает принцип, что « государства имеют суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы в соответствии со своей политикой в области окружающей среды и в соответствии с их обязанностью защищать и сохранять морскую среду» . Однако обязательство охранять морскую среду имеет приоритет над суверенным правом государств эксплуатировать свои природные ресурсы.

Содержание этого обязательства разъясняется в статье 194, которая требует, чтобы государства в соответствии со своими возможностями принимали все меры для предотвращения, сокращения и ограничения загрязнения морской среды из любого источника, с использованием для этой цели наилучших практических средств, имеющихся в их распоряжении. Они также должны принимать все необходимые меры для защиты и сохранения «редких или уязвимых экосистем, а также естественной среды видов рыб и других форм морских организмов, запасы которых истощены, подвергаются угрозе или опасности» .

В Разделе 5 подробно рассматриваются меры по охране морской среды от шести видов источников загрязнения:

  1. загрязнение из находящихся на суше источников (ст. 207);
  2. загрязнение, вызываемое деятельностью на морском дне (ст. 208);
  3. загрязнение, вызываемое деятельностью в районе (ст. 209);
  4. загрязнение, вызываемое захоронением (ст. 210);
  5. загрязнение с судов (ст. 211);
  6. загрязнение из атмосферы или через нее (ст. 212).

Кроме того, государства подчиняются ряду процессуальных обязательств: уведомление о неминуемом или нанесенном ущербе (ст. 198); разработка планов действий в случае чрезвычайной ситуации (ст. 199); сотрудничество в научных исследованиях (ст. 200-201) и техническая помощь развивающимся странам (ст. 202); мониторинг рисков или последствий загрязнения (ст. 204) и публикация результатов этих мониторинговых мероприятий (ст. 205). Статья 206 требует от государств «в той мере, в какой это практически осуществимо» провести оценку потенциальных последствий намечаемой под их юрисдикцией или контролем деятельности, способной «вызвать существенное загрязнение морской среды или привести к значительным и вредным изменениям в ней» . Наконец, статья 235 налагает на государства ответственность за возмещение всего ущерба, причиненного загрязнением морской среды.

Повестка дня на XXI век 1992 года.

Одной из ключевых задач Конференции ООН по окружающей среде и развитию, известной как «Саммит Земли», (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) было принятие программы всемирного сотрудничества направленной на достижение двух целей – высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Основными соглашениями, достигнутыми на «Саммите Земли» являются: обязательные договоры – Конвенцию о биологическом разнообразии и Рамочная конвенция ООН об изменении климата, а также необязательные – Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию и Повестка дня на XXI век.

Общие принципы, воплощенные в Рио-де-Жанейрской декларации, вводятся в действие посредством подробных положений, конкретных рекомендаций и руководящих принципов, изложенных в 40 главах Повестки дня на XXI век.

Глава 17 Повестки дня на XXI век «Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов» стала основой для будущего развития международного морского экологического права. Повестка дня в дополнение применения новых «комплексных по своему содержанию и упреждающе превентивных по направленности» подходов к защите и сохранению морской среды, настоятельно рекомендует государствам проводить экологическую экспертизу всех потенциально опасных видов деятельности, применять «чистые» технологии и внедрять на практике принцип «платит загрязнитель» (ст. 17.22).

Государствам также рекомендуется принять меры по борьбе с деградацией (не только загрязнением) морской среды от наземной деятельности (ст. 17.24-29) и провести оценку необходимости дополнительных мер по контролю за деятельностью на море, такой как судоходство, сброс отходов, и деятельностью морских нефтяных и газовых платформ и портов (ст. 17.30-34). Кроме того, особое внимание уделяется мониторингу, отчетности, а также финансовой и технической помощи (ст.17.35-37, 17.41-42).

Специализированные международно-правовые акты в области охраны морской среды.

В различных статьях ЮНКЛОС оговаривается требование установить «глобальные и региональные нормы, стандарты и рекомендуемые практику и процедуры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем» загрязнения морей и океанов. Компетентными международными организациями были разработаны специализированные технические руководства и нормативные акты, направленные на повышение эффективности мер защиты и сохранению морской среды.

Следующий список не является исчерпывающим, а просто иллюстрирует разнообразие источников международного морского экологического права.

  • Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года;
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года и Протокол к ней 1996 года;
  • Международная конвенция по предотвращении загрязнения с судов 1973 года с Протоколом 1978 года и Протоколом 1997 года и шесть технических приложений к ней;
  • Кодекс ведения ответственного рыболовства 1995 года;
  • Гонконгская международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов 2009 года;
  • Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов 2012 года.

Одним из самых значительных достижений в области охраны морской среды является программа «Региональные моря» в рамках Программы ООН по окружающей среде, инициированной Стокгольмской конференцией 1972 года. Результатом работы данной программы стало создание широкой сети региональных соглашений по защите морской среды, например:

  • Барселонская конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 года и соответствующие протоколы с поправками;
  • Конвенция об охране морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 года;
  • Бухарестская Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Хельсинкская конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года.

Источник

Водное право

Защита морской среды в международном праве

В Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву дано определение понятия «загрязнение морской среды». Это прямое или косвенное привнесение человеком веществ и энергии в морскую среду, приводящее или могущее привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для правомерной деятельности в море, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха. При этом различаются следующие источники загрязнения: с суши, с судов, из (или через) атмосферу, в силу захоронения, из-за деятельности на морском дне.

В качестве охраны морской среды международное право предусматривает меры предотвращения вреда, его уменьшения, восстановления по возможности нарушенного состояния, а также наказание виновных.

В настоящее время в международно-правовой практике сложились следующие основные способы защиты морских вод от загрязнения:

  • полный запрет перевозить по морю то или иное опасное вещество;
  • принятие стандартов сброса загрязняющих веществ в море;
  • принятие технологических стандартов конструкции и оборудования судов, грузовых и бункерных операций;
  • выдача специального разрешения на сброс вещества в море.

Почти 50% нефти перевозится морем, растет танкерный флот, а вместе с ним — и число инцидентов и катастроф со все большими масштабами загрязнения нефтью. Ежегодно как результат аварий в морские воды поступает около 6 млн. тонн нефтяных углеводородов. Эта тревожная тенденция была особенно ощутима в 70-е гг. XX в. Но помимо аварийного есть также эксплуатационное загрязнение, возникающее в процессе нормального функционирования судов. Международные конвенции по морскому праву предусматривают установление в зонах интенсивного судоходства режимов морских защищенных районов и особо уязвимых морских районов. В границах этих районов осуществляются организационно-технические мероприятия по снижению рисков и опасностей инцидентов и аварий с судами.

Международные конвенции по защите моря от загрязнения нефтью и другими вредными веществами заключаются с 1954 г., во многих из них участвует Россия. В 1969 г. была принята Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Конвенция предусматривает систему обязательного страхования перевозки нефтепродуктов. Во исполнение данной Конвенции в 1971 г. была заключена Международная конвенция о создании международного (страхового) фонда для компенсации ущерба от загрязнения моря нефтью (далее — Фонд).

Фонд — единственная в мире межправительственная организация, выплачивающая компенсацию пострадавшим от загрязнения. Фонд обслуживает также судовладельцев, поскольку они несут гражданскую ответственность за разливы нефти с принадлежащих им судов.

В 90-е гг. XX в. приведенные конвенции были существенно переработаны. Россия участвует в новых международных конвенциях:

  • о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1992 г.;
  • о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения моря нефтью 1992 г.

В 1996 г. была принята Международная конвенция об ответственности и компенсации за нанесенный ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ. Согласно Конвенции, ответственность за нанесение ущерба распределяется между собственниками судна и получателями опасных и вредных веществ, перевозимых на судне в качестве груза. Конвенция предусматривает создание Международного фонда по опасным и вредным веществам, который компенсирует ущерб потерпевшим в счет суммы, которую им обязан выплатить судовладелец. Положения Конвенции развивают принципы, заложенные в международных договоренностях 1969,1971 гг.

Россия — участница данной Конвенции, но пока этот полезный акт международного права не вступил в силу.

Международно-правовая защита моря осуществляется также посредством региональных конвенций, в частности, последующим морям: Средиземному (1976 г.), Северному (1983 г.), Красному (1982 г.), Карибскому (1983 г.), Северо-Восточной Атлантике (1992 г.).

Международные конвенции по морскому праву предусматривают установление в зонах интенсивного судоходства специальных защитных районов. В границах этих районов осуществляются организационно-технические мероприятия по снижению рисков инцидентов и аварий с судами.

В Конвенции ООН поморскому праву 1982 г. (п. 6 ст. 211) предусматривается создание в исключительных экономических зонах государств морских охранных (защитных) районов, режим которых обязателен для иностранных судов. Но для этого Международная морская организация (далее — ИМО) должна признать, что данный район не удается защитить обычными природоохранными правилами (стандартами). Лишь на основе заключения ИМО прибрежное государство может принять в отношении данного района законы и правила для предотвращения, сокращения или взятия под контроль загрязнения, связанного с судоходством.

Границы этого района четко определяются и публикуются. На основе указанных положений конвенции 1982 г. ИМО издала Руководство по определению и назначению особо уязвимых районов (2001 г.). В настоящее время существует Западноевропейский особо уязвимый морской район в Северном море, куда входят внутренние воды Дании, Германии, Нидерландов. В нем запрещается плавание танкеров с одинарным корпусом. Еще один такой особо уязвимый район образован у берегов Австралии — это Большой барьерный риф.

Кроме того, Конвенция МАРПОЛ 73/78 предусматривает создание особых районов, в которых требуется принятие специальных обязательных мер по предотвращению загрязнения моря нефтью, ядовитыми и жидкими веществами, иными сбросами. К числу особых районов относятся Балтийское и Черное моря.

Россия, будучи участницей обеих конвенций, имеет возможность пользоваться заложенными в них способами защиты. В случае повышения уровня загрязнения в какой-либо части исключительной экономической зоны российская сторона может добиться при положительном заключении ИМО установления там морского охранного защитного района. В пределах границ России возможно установление особо уязвимых районов с особым защитным режимом.

В этих случаях Россия на основе признанных международных норм может принимать свои законы и правила, в которых будет предусматриваться защитный режим для четко ограниченных участков территориального моря.

Источник

Оцените статью