Международно правовой режим северного ледовитого океана

Международно-правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Северный морской путь

Арктика – северная полярная область земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью под 66033 северной широты (Северным полярным кругом), включая материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями.

На все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространяется суверенитет государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном (РФ, Норвегии, Дании, Канады, США).

Специальные внутригосударственные НА, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций, приняты только Канадой и СССР (открытые и могущие быть открытыми земли и острова к северу от побережья материка вплоть до Северного полюса присоединены к числу территорий, входящих в состав государств).

Секторная теория – властные полномочия приарктических стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса (теория не получила закрепления в национальном законодательстве, законодательные акты Канады и СССР касаются только расположенных в этих регионах сухопутных образований (материковых и островных)).

Юридический статус морских пространств Арктики определяется принципами и нормами общего МП, относящимися к Мировому океану в целом (закреплены в Женевских конвенциях по морскому праву 1982 (особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982)).

Суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться только на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран (внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая и исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна, ряд существующих проливов (перекрываемых территориальным морем или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций)).

Статус исторических вод устанавливается в отношении некоторых регионов (морские заливы, ширина которых превышает двойную ширину территориального моря, установленную Конвенцией 1982 (24 морские мили) – Белое море, Черская, Печерская, Байдарацкая губы, Обь-Енисейский залив, находившиеся под контролем России с давних времен; прибрежные пространства северной и северо-западной частей побережья Норвегии отнесены к ее внутренним морским водам; канадские морские внутренние воды).

Правомерность установления статус исторических вод в Арктике (Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 и Конвенция ООН по морскому праву 1982 – при установлении в отдельных случаях исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы конкретного района, реальность и значение которых доказаны их длительным существованием).

Особые права приполярных государств по управлению судоходством в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года (имеют право принимать меры по обеспечению издаваемых ими недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов).

Правовой режим некоторых проливов Северного Ледовитого океана (установлен режим внутренних морских вод в отношении проливов – расположенных в прибрежной зоне Норвегии и в районе прохождения Индерлее (исторический судоходный путь); в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход (Канада); возможно плавание иностранных судов через эти проливы).

Российские проливы не подпадают под действие Конвенции 1982 о транзитном или свободном проходе (не являются проливами, используемыми для международного судоходства; в большинстве случаев перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем РФ и являются территориальными или историческими) (разрешительный порядок иностранного судоходства).

Северный морской путь (национальная транспортная коммуникация РФ; его положение в части прохождения по внутренним морским водам, территориальному морю и исключительной экономической зоне аналогично норвежской магистрали Индерлее – проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера и всей страны; его использование исключительно судами под российским флагом не вызвало отрицательной реакции других государств (может расцениваться как молчаливое признание приоритетных прав РФ на него)).

Особенность Северного морского пути (не имеет единой и фиксированной трассы – может перемещаться на значительные расстояния в широтном направлении, но в значительной части располагается в пределах исключительной экономической зоны , в территориальном море либо во внутренних водах РФ).

Администрация Северного морского пути (АСМП) (решает вопросы, связанные с судоходством по нему, в том числе регулирования доступа на его трассы иностранных судов, установления рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определения и реализации мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания).

Правовые основы режима судоходного использования Северного морского пути (Правила плавания по трассам Северного морского пути 1990 (утверждены постановлением Совета Министров СССР); недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран с условием предварительной подачи уведомления и заявки в АСМП, информирующей заявителя о возможности проводки и требующих учета обстоятельствах).

Условия доступа на Северный морской путь (соответствие судна специальным технико-эксплуатационным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды).

Источник

Международно-правовой статус Арктики. Досье

Арктика — северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь — около 27 млн кв. км (некоторые ученые ограничивают Арктику с юга Северным полярным кругом, в этом случае ее площадь составляет 21 млн кв. км). С Арктикой «граничат» пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств — 38 700 км (максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия — 22 600 км). Еще три государства — Исландия, Швеция и Финляндия — не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя приарктическими государствами.

Недра Арктики

По данным Геологической службы США, подо льдами Арктики залегает около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов: 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн кубометров природного газа (30% мировых неразведанных запасов), 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов). При этом 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% на сухопутной территории арктических государств в пределах Северного полярного круга.

Статус Арктики

Международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует. Правовой статус Арктики регулируется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.

В 1909 г. Канада стала первой страной, заявившей свои претензии на территории между Северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 г. Канада приняла специальный закон, закрепивший ее право на арктический сектор. На следующий год Советский Союз объявил своей всю территорию от Северного полюса до материковой части СССР. Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется в том числе и на арктические районы. Таким образом, к середине 1920-х гг. Арктика была фактически поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией.

Вопрос о границе арктического шельфа

В 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территория государства включает лишь шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Статья 76 конвенции автоматически устанавливает границы шельфа в 200 морских миль, однако предоставляет государству право претендовать на шельф, простирающийся за эту границу. Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган — Комиссию ООН по границам континентального шельфа (создана в 1997 г.). Прежде чем подать заявку на расширение шельфа, государство должно урегулировать спорные вопросы с другими заинтересованными странами.

Между приарктическими государствами существуют некоторые расхождения относительно арктического шельфа в Северном Ледовитом океане. Они связаны с применением различными государствами разных принципов проведения разграничительных линий по дну океана — равной удаленности, секторального, по границам континентального шельфа. Так, в настоящее время Россия, Дания и Канада выдвигают аргументы на принадлежность хребта Ломоносова. США не являются участником Конвенции по морскому праву.

В 2001 г. Россия первой направила в комиссию представление о внешних границах шельфа, где указывается, что хребты Менделеева и Ломоносова, располагающиеся на океанском глубоководье, являются неотъемлемой частью евразийской континентальной платформы, то есть продолжением России (также в заявке шла речь об участке в Охотском море). В 2002 г. комиссия пришла к выводу, что представленные данные недостаточны для классификации указанных в заявке участков в качестве российского континентального шельфа, в связи с чем возникла необходимость представить дополнительное обоснование. В марте 2014 г. комиссия удовлетворила требование России по расширению 200-мильной экономической зоны за счет участка континентального шельфа в Охотском море площадью примерно 50 тыс. кв км. Эксперты расценивают этот факт как шаг к признанию российских прав на хребты Ломоносова и Менделеева, по которым Россия готовит новую заявку.

Дания (участник Конвенции с 2004 г.) выдвигает гипотезу, согласно которой хребет Ломоносова — это затонувшая часть Гренландии, которая является датской территорией. Датские власти готовят заявку на хребет Ломоносова. В целом Дания претендует на территорию более 1 млн кв. км. Страна подала в комиссию четыре заявки по спорным участкам шельфа вокруг Фарерских островов и Гренландии (в апреле 2009 г., в декабре 2010 г., в июне 2012 г. и в ноябре 2013 г.). Если заявка от 2013 г. будет удовлетворена, Дания получит 62 тыс. кв. км к северо-востоку от Гренландии.

Канада, присоединившаяся к Конвенции в 2003 г., считает, что хребет Ломоносова начинается с американского материка. 6 декабря 2013 г. Канада, подав заявку на расширение шельфа в Атлантическом океане, одновременно уведомила комиссию, что позднее представит заявку с притязаниями на часть морского дна за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в Северном Ледовитом океане. 9 августа 2014 г. Канада направила два ледокола в шестинедельную экспедицию в район хребта Ломоносова с целью сбора научных данных в поддержку будущей заявки.

В апреле 2009 г. комиссия одобрила заявку Норвегии (подана в декабре 2006 г.) на увеличение своей исключительной экономической зоны на 235 тыс. кв. км в отдельных районах Северного Ледовитого океана, Норвежского и Баренцева морей. Предел норвежского шельфа достиг 84 град 43 мин северной широты, эта точка находится примерно в 600 км от Северного полюса (первое подобное решение комиссии для арктического региона).

Международное взаимодействие в Арктике

В настоящее время основной дискуссионной платформой для международного взаимодействия в Арктике является созданный в 1996 г. Арктический совет — межправительственная организация, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов (постоянные члены — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция; в апреле 2014 г. Канада отказалась от участия в некоторых заседаниях совета в Москве из-за позиции РФ по Украине). В 2012 г. под эгидой совета стартовал проект «Арктический плавучий университет», в раках которого организуются международные научные экспедиции в Арктику (в 2014 г. состоялись две экспедиции). В 2011 и 2013 гг. в рамках совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтью.

Помимо документов Арктического совета, приарктические страны приняли Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике (1993), программу по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (1996; в 2003 г. к документу присоединилась Великобритания), Илулиссатскую декларацию о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права (2008).

Приарктические государства сотрудничают и вне рамок Арктического совета. Так, с 1993 г. делегации из России, Канады, США, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также представители ЕС принимают участие в конференциях парламентариев Арктического региона; с 2005 г. проводится ежегодная Конференция по проблемам судоходства в Арктике (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, ФРГ, Канада, США); в 2008 и 2010 гг. состоялись встречи «Арктической пятерки» (главы МИД РФ, Канады, США, Дании и Норвегии). В апреле 2012 г. на канадской авиабазе Goose Bay прошла первая встреча министров обороны и начальников генштабов, в которой приняли участие представители Канады, США, России, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии (Россию представлял начальник генштаба генерал армии Николай Макаров). Были обсуждены, в частности, вопросы проведения поисково-спасательных операций в Арктике.

Высказывания первых лиц по Арктике

В феврале 2014 г. госсекретарь США Джон Керри заявил, что в госдепартаменте скоро появится специальный представитель по Арктике, который будет отвечать за продвижение интересов страны в регионе. По его словам, «Арктика имеет огромное геополитическое, экономическое, экологическое значение, имеет отношение к национальной безопасности США».

В августе 2014 г. глава МИД Канады Джон Бэрд высказал озабоченность милитаризацией в Арктике и заявил о намерении защищать суверенитет Канады в регионе.

В ответ на это последовало заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что «Арктику нужно оставить за скобками военной риторики, регион не должен стать ареной противостояния».

29 августа президент РФ Владимир Путин во время общения с участниками Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» заявил, что Россия должна больше внимания уделять укреплению позиций в Арктике, поскольку этот регион представляет сосредоточение интересов страны во многих сферах. Также Путин высказался за возрождение в Арктике военной и спасательной инфраструктуры с целью обеспечения безопасности торговых путей, прохождения конвоев и судов.

Источник

Читайте также:  Западное побережье сша омывается океаном
Оцените статью