- § 4. Морские научные исследования в открытом море за пределами исключительных экономических зон и в международном районе морского дна
- Статья 246. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
- § 15. Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана
§ 4. Морские научные исследования в открытом море за пределами исключительных экономических зон и в международном районе морского дна
Нельзя не признать, однако, что эта точка зрения не была преобладающей среди делегатов Конференции. Из материалов еще I Женевской конференции по морскому праву следовало, что приведенный в ней перечень свобод открытого моря не является исчерпывающим.
Если большинство государств считало, что в международном праве давно сформировался принцип свободы научных исследований в открытом море и что он должен быть закреплен в разрабатываемой Конвенции как договорная норма, то определенная группа государств ратовала за максимальное ограничение его действия. Одним из средств, направленных на такое ограничение, было расширение в максимальной степени юрисдикции прибрежных государств в отношении морских научных исследований в исключительной экономической зоне. Другим таким средством стало предложение об установлении межправительственными организациями, например создаваемым Международным органом по морскому дну, полного контроля над морскими научными исследованиями.
Решительная защита принципа свободы научных исследований многими государствами позволила обосновать наличие и необходимость этого принципа, который и был включен наряду с другими в ст.
Имеются основания утверждать, что в ст. 87 Конвенции 1982 г. речь идет о более широком круге исследований, чем морские, которым посвящена часть XIII Конвенции, например об исследованиях, связанных с морской археологией, и других исследованиях, лишь косвенно связанных с морской средой или вообще непосредственно с ней не связанных.
Морские научные исследования представляют особенно большой интерес, когда они проводятся на дне Мирового океана, т. е. в наименее исследованном его районе. Представители доктрины, признававшие наличие принципа свободы научных исследований, традиционно распространяли его действие и на морское дно за пределами континентального шельфа. Отрицавшие же этот принцип применительно к открытому морю считали его неприменимым и к международному району морского дна (Району), ссылаясь, в частности, на его несовместимость с концепцией общего наследия человечества. Специальный режим деятельности государств в Районе предполагает, по их мнению, функционирование международного механизма, деятельность которого должна распространяться и на проведение морских научных исследований. По мнению представителей развивающихся государств, контроль над всей деятельностью в Районе неизбежно должен осуществлять, таким образом, Международный орган по морскому дну (Орган).
Позиция развивающихся стран по этому вопросу постепенно изменялась в связи с изменением подхода к вопросу о том, кто будет иметь право проводить морские научные исследования в Районе: исключительно Орган или Орган наряду с государствами.
Признание «параллельной» системы проведения морских научных исследований (т. е. как Органом, так и государствами) заставило развивающиеся страны согласиться с тем, что они не могут требовать больше, чем признания в определенной степени контроля Органа над научными исследованиями в Районе.
Доказывая нереалистичность предложения развивающихся стран о возможной передаче под контроль Органа всех своих научно- исследовательских судов и научного персонала, многие государства указывали на отрицательные последствия такого предложения — сокращение научных исследований на морском дне и, как следствие этого, сокращение разработки его ресурсов.
В различных частях неофициальных проектов Конвенции (например, в неофициальном едином тексте) содержались противоречивые положения по исследуемому вопросу — от признания свободы морских научных исследований до отрицания ее и установления контроля Органа над всеми морскими научными исследованиями. Притязания на такой контроль обосновывались в одном из проектов тем, что термин «деятельность в Районе» включает не только разведку и разработку природных ресурсов, но и научные исследования. Однако следующий по счету неофициальный проект уже не содержал таких положений. В итоге участники Конвенции пришли к выводу, что на морские научные исследования в Районе должен распространяться принцип свободы научных исследований в открытом море.
В ст. 87 Конвенции указано, что свобода научных исследований осуществляется с соблюдением части XIII «Морские научные исследования». Центральное место в этой части занимает ст. 256, в которой предусматривается, что «все государства, независимо от их географического положения, а также компетентные международные организации имеют право в соответствии с частью XI проводить морские научные исследования в Районе».
В ст. 143, содержащейся в части XI, подтверждается, что к морским научным исследованиям применимы общие положения, содержащиеся в части XIII. В то же время в ст. 143 подчеркивается, что морские научные исследования могут проводить как Орган (в отношении Района и его ресурсов), который может заключать контракты с этой целью, так и государства-участники.
При этом подчеркивается, что Орган содействует проведению морских научных исследований в Районе, поощряет их, а также координирует и распространяет результаты таких исследований, когда они становятся доступными.
Согласно п. 3 ст. 143 государства-участники, а не все государства и компетентные международные организации могут осуществ
лять морские научные исследования в Районе. Следует обратить внимание на то, что в ст. 143, кроме Органа, не упомянуты другие компетентные организации.
В российской юридической литературе справедливо подчеркивалось, что в ст. 143 выделяется право Органа на проведение морских научных исследований лишь в отношении Района и его ресурсов (а не в Районе вообще), что соответствует его функциям.
В результате принятия ст. 143 было отвергнуто предложение некоторых государств о координации Органом программ научных исследований в Районе; на самом деле он лишь координирует, распространяет результаты таких исследований. Государства-участники содействуют сотрудничеству в проведении морских научных исследований в Районе путем: а) участия в международных программах; б) обеспечения разработки программ через посредство Органа и других компетентных организаций на благо развивающихся государств; в) эффективного распространения результатов исследований и анализов, когда они становятся доступными.
Содержание ст. 143 свидетельствует о достаточно активной роли Органа в осуществлении международных программ по сотрудничеству, в проведении морских научных исследований в Районе, не исключая возможности организации такого сотрудничества через посредство других международных организаций.
Во избежание возможных споров целесообразно разработать критерии отграничения морских научных исследований, осуществляемых на основе принципа свободы научных исследований, от деятельности по разведке ресурсов дна, осуществляемой по разрешению Органа.
Источник
Статья 246. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
Морские научные исследования в исключительной
экономической зоне и на континентальном шельфе
1. Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.
2. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства.
3. Прибрежные государства при обычных обстоятельствах дают свое согласие на осуществление другими государствами или компетентными международными организациями морских научно-исследовательских проектов в своей исключительной экономической зоне или на своем континентальном шельфе в соответствии с настоящей Конвенцией исключительно в мирных целях и для расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества. С этой целью прибрежные государства устанавливают нормы и процедуры, обеспечивающие, чтобы не было неоправданных задержек или отказов в таком согласии.
4. Для целей применения пункта 3 обычные обстоятельства могут существовать, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между прибрежным государством и государством, проводящим исследования.
5. Прибрежные государства могут, однако, по своему усмотрению отказать в согласии на осуществление другим государством или компетентной международной организацией в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства морского научно-исследовательского проекта, если этот проект:
a) имеет непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов как живых, так и неживых;
b) включает бурение на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду;
c) включает строительство, эксплуатацию или использование таких искусственных островов, установок и сооружений, которые упоминаются в статьях 60 и 80;
d) содержит информацию, предоставленную на основании статьи 248, в отношении характера и целей проекта, которая является неточной, или если проводящие исследование государство или компетентная международная организация имеют невыполненные обязательства перед прибрежным государством, вытекающие из ранее осуществленного исследовательского проекта.
6. Несмотря на положения пункта 5, прибрежные государства не могут по своему усмотрению отказать в согласии в соответствии с подпунктом «a» этого пункта в отношении морских научно-исследовательских проектов, которые должны осуществляться в соответствии с положениями настоящей Части на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, вне тех установленных районов, которые прибрежные государства в любое время могут официально объявить районами, где ведутся или будут вестись после разумного периода времени сосредоточенные в этих районах операции по разработке или детальной разведке. Прибрежные государства дают разумные уведомления о таких районах, которые они могут объявить, а также о любых изменениях в отношении этих районов, но не обязаны давать детальное описание проводимых в них операций.
7. Положения пункта 6 не наносят ущерба правам прибрежных государств на континентальный шельф, как они установлены в статье 77.
8. Деятельность по морским научным исследованиям, о которой говорится в настоящей статье, не создает неоправданных помех для деятельности, проводимой прибрежными государствами в осуществление их суверенных прав и юрисдикции, предусмотренных в настоящей Конвенции.
Источник
§ 15. Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана
Понятие морских научных исследований. Под морскими научными исследованиями понимается любая, не противоречащая общепризнанным принципам международного права научная деятельность в море, целью которой является получение новых научных данных, обнаружение ранее неизвестных фактов или открытие законов природы, расширение объема человеческих знаний о мире вне зависимости от того, в каких областях они в дальнейшем могут быть применены1.
По содержанию морские научные исследования подразделяются на два вида: фундаментальные (океанографические) и ресурсные.
Все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств.
В соответствии со ст.
Высоцкий А. Ф. Правовые проблемы свободы научных исследований в Мировом океане. Киев, 1974. С. 86.
Глава ХУЛ. Международное морское право
а) морские научные исследования проводятся в мирных целях;
б) морские научные исследования проводятся надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с положениями Конвенции 1982 г.;
в) морские научные исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования моря, совместимым с конвенцией, и должным образом уважаются при осуществлении таких видов использования;
г) морские научные исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к делу правил, принятых в соответствии с Конвенцией 1982 г., включая положения о защите и сохранении морской среды.
Государства и компетентные международные организации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения морских научных исследований в морской среде и в объединении усилий ученых при изучении существа явлений и процессов, происходящих в морской среде, и взаимосвязи между ними.
Государства и компетентные международные организации, проводящие научные исследования, должны содействовать распространению научных данных и информации, передаче полученных в результате морских научных исследований знаний, в особенности развивающимся странам.
Правовой режим проведения морских научных исследований. Порядок проведения исследований зависит от статуса морского пространства и особенностей национального законодательства.
Морские научные исследования в территориальном море. В соответствии со ст. 245 Конвенции 1982 г. прибрежные государства в осуществление своего суверенитета имеют исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своем территориальном море. Морские исследования в них проводятся только с определенно выраженного согласия прибрежного государства и на установленных им условиях.
Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. исследовательская, изыскательская и иная деятельность в территориальных и внутренних водах Российской Федерации регулируется специальным федеральным законом.
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» гласит: морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море — это фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. Однако настоящее определение не распространяется на исследования водных биоресурсов и других природных ресурсов.
Морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море могут проводиться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос
§ 15. Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана 539
сийской Федерации, гражданами Российской Федерациии, российскими юридическими лицами в соответствии с ежегодным планом проведения морских научных исследований, составленным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям.
Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследований.
Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации, членом которых является Российская Федерация, могут проводить морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов.
Запрос на проведение морских научных исследований должен содержать информацию о характере и целях морских научных исследований; информацию о программе морских научных исследований, методах и средствах, которые будут использованы при проведении морских научных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение исследований; предполагаемые даты первого прибытия и окончательного ухода из района проведения исследований.
Аналогичные положения имеются и в законодательстве других стран. Однако отсутствие таких указаний в законодательстве не означает, что прибрежное государство безразлично к данному вопросу. Запрещение иностранным физическим и юридическим лицам вести научные исследования в территориальных водах давно стало общепризнанной обычной нормой международного права.
Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Прибрежное государство имеет право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Такие исследования проводятся с согласия прибрежного государства.
При обычных обстоятельствах прибрежное государство обязано давать согласие на проведение другими государствами или компетентными международными организациями научных исследований в рамках выполнения научно-исследовательских проектов исключительно для мирных целей и расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества.
Прибрежное государство, однако, может по своему усмотрению отказать в согласии на проведение другими государствами или международными организациями исследований в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, если выполняемый проект: а) имеет непосредственное значение для разведки и разработки живых или неживых природных ресурсов; б) включает бурение на континен
Глава XVII, Международное морское право
тальном шельфе, использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду; в) включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений; г) содержит неточную информацию о выполняемом проекте.
Государства и компетентные международные организации при проведении научных исследований обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать или быть представленным в морском научно-исследовательском проекте, особенно на борту исследовательских судов.
Прибрежное государство имеет право потребовать приостановления любой проводимой деятельности по морским научным исследованиям в пределах исключительной экономической зоны или континентального шельфа, если: а) исследовательская деятельность проводится не в соответствии с представленной информацией; б) не выполняются положения о праве прибрежного государства непосредственно участвовать в процессе научных исследовании и получать необходимые данные.
Порядок проведения научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации определен Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г. (с последующими изменениями).
Ресурсные или иные морские научные исследования могут проводиться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, а также иностранными государствами, иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами и компетентными международными организациями.
Российские заявители не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения ресурсных или морских научных исследований подают соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный орган исполнительной власти по науке и технологиям для включения программы планируемых исследований в соответствующие ежегодные планы.
Иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения ресурсных или морских научных исследований направляют по дипломатическим каналам соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.
Запрос на проведение ресурсных или морских научных исследований должен содержать: программу планируемых ресурсных или морских научных исследований; информацию о характере и целях ресурсных или морских научных исследований; информацию о методах и следствиях, которые будут использованы при проведении ресурсных или морских научных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение ресурсных или морских научных исследований; наименование видов живых или неживых ресурсов, которые являются объектами ресурсных исследований; предполагаемую дату первого при-
бытия в район исследования; название учреждения, под руководством которого проводятся ресурсные или морские научные исследования; информацию о возможном воздействии планируемых исследований на морскую среду, живые и неживые ресурсы.
В разрешении на проведение исследований может быть отказано в случаях, если морское научное исследование имеет непосредственное отношение к изучению или промыслу живых ресурсов.
Все данные, полученные в результате ресурсных или морских научных исследований, после их обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения исследований, заявители обязаны передать в государственные фонды данных Российской Федерации.
Иностранные заявители, проводившие ресурсные исследования, могут опубликовать результаты таких исследований только с согласия Правительства Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Порядок проведения морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации определен в главе V Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. с последующими изменениями. В основном этот порядок идентичен порядку, определенному Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г.
Морские научные исследования в открытом море и на морском дне за пределами континентального шельфа. В соответствии со ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. свобода научных исследований является одним из принципов свободы открытого моря. Иными словами, любое государство или компетентная международная организация вправе свободно проводить морские научные исследования в водной толще за пределами исключительной экономической зоны1
Источник