Международные научные исследования море

§ 4. Морские научные исследования в открытом море за пределами исключительных экономических зон и в международном районе морского дна

Нельзя не признать, однако, что эта точка зрения не была пре­обладающей среди делегатов Конференции. Из материалов еще I Женевской конференции по морскому праву следовало, что при­веденный в ней перечень свобод открытого моря не является ис­черпывающим.

Если большинство государств считало, что в международном праве давно сформировался принцип свободы научных исследо­ваний в открытом море и что он должен быть закреплен в разраба­тываемой Конвенции как договорная норма, то определенная группа государств ратовала за максимальное ограничение его дей­ствия. Одним из средств, направленных на такое ограничение, было расширение в максимальной степени юрисдикции прибреж­ных государств в отношении морских научных исследований в ис­ключительной экономической зоне. Другим таким средством ста­ло предложение об установлении межправительственными орга­низациями, например создаваемым Международным органом по морскому дну, полного контроля над морскими научными иссле­дованиями.

Решительная защита принципа свободы научных исследова­ний многими государствами позволила обосновать наличие и не­обходимость этого принципа, который и был включен наряду с другими в ст.

Имеются основания утверждать, что в ст. 87 Конвенции 1982 г. речь идет о более широком круге исследований, чем морские, кото­рым посвящена часть XIII Конвенции, например об исследовани­ях, связанных с морской археологией, и других исследованиях, лишь косвенно связанных с морской средой или вообще непосред­ственно с ней не связанных.

Читайте также:  Gamma sirius 3 море

Морские научные исследования представляют особенно боль­шой интерес, когда они проводятся на дне Мирового океана, т. е. в наименее исследованном его районе. Представители док­трины, признававшие наличие принципа свободы научных иссле­дований, традиционно распространяли его действие и на морское дно за пределами континентального шельфа. Отрицавшие же этот принцип применительно к открытому морю считали его неприме­нимым и к международному району морского дна (Району), ссы­лаясь, в частности, на его несовместимость с концепцией общего наследия человечества. Специальный режим деятельности госу­дарств в Районе предполагает, по их мнению, функционирование международного механизма, деятельность которого должна рас­пространяться и на проведение морских научных исследований. По мнению представителей развивающихся государств, контроль над всей деятельностью в Районе неизбежно должен осуществ­лять, таким образом, Международный орган по морскому дну (Орган).

Позиция развивающихся стран по этому вопросу постепенно изменялась в связи с изменением подхода к вопросу о том, кто бу­дет иметь право проводить морские научные исследования в Рай­оне: исключительно Орган или Орган наряду с государствами.

Признание «параллельной» системы проведения морских науч­ных исследований (т. е. как Органом, так и государствами) заста­вило развивающиеся страны согласиться с тем, что они не могут требовать больше, чем признания в определенной степени контро­ля Органа над научными исследованиями в Районе.

Доказывая нереалистичность предложения развивающихся стран о возможной передаче под контроль Органа всех своих научно- исследовательских судов и научного персонала, многие государст­ва указывали на отрицательные последствия такого предложе­ния — сокращение научных исследований на морском дне и, как следствие этого, сокращение разработки его ресурсов.

В различных частях неофициальных проектов Конвенции (на­пример, в неофициальном едином тексте) содержались противоре­чивые положения по исследуемому вопросу — от признания свобо­ды морских научных исследований до отрицания ее и установления контроля Органа над всеми морскими научными исследованиями. Притязания на такой контроль обосновывались в одном из проек­тов тем, что термин «деятельность в Районе» включает не только разведку и разработку природных ресурсов, но и научные исследо­вания. Однако следующий по счету неофициальный проект уже не содержал таких положений. В итоге участники Конвенции пришли к выводу, что на морские научные исследования в Районе должен распространяться принцип свободы научных исследований в от­крытом море.

В ст. 87 Конвенции указано, что свобода научных исследований осуществляется с соблюдением части XIII «Морские научные ис­следования». Центральное место в этой части занимает ст. 256, в которой предусматривается, что «все государства, независимо от их географического положения, а также компетентные междуна­родные организации имеют право в соответствии с частью XI про­водить морские научные исследования в Районе».

В ст. 143, содержащейся в части XI, подтверждается, что к мор­ским научным исследованиям применимы общие положения, со­держащиеся в части XIII. В то же время в ст. 143 подчеркивается, что морские научные исследования могут проводить как Орган (в отношении Района и его ресурсов), который может заключать контракты с этой целью, так и государства-участники.

При этом подчеркивается, что Орган содействует проведе­нию морских научных исследований в Районе, поощряет их, а так­же координирует и распространяет результаты таких исследова­ний, когда они становятся доступными.

Согласно п. 3 ст. 143 государства-участники, а не все государст­ва и компетентные международные организации могут осуществ­

лять морские научные исследования в Районе. Следует обратить внимание на то, что в ст. 143, кроме Органа, не упомянуты другие компетентные организации.

В российской юридической литературе справедливо подчерки­валось, что в ст. 143 выделяется право Органа на проведение морских научных исследований лишь в отношении Района и его ресурсов (а не в Районе вообще), что соответствует его функциям.

В результате принятия ст. 143 было отвергнуто предложение не­которых государств о координации Органом программ научных исследований в Районе; на самом деле он лишь координирует, рас­пространяет результаты таких исследований. Государства-участ­ники содействуют сотрудничеству в проведении морских научных исследований в Районе путем: а) участия в международных про­граммах; б) обеспечения разработки программ через посредство Органа и других компетентных организаций на благо развиваю­щихся государств; в) эффективного распространения результатов исследований и анализов, когда они становятся доступными.

Содержание ст. 143 свидетельствует о достаточно активной ро­ли Органа в осуществлении международных программ по сотруд­ничеству, в проведении морских научных исследований в Районе, не исключая возможности организации такого сотрудничества че­рез посредство других международных организаций.

Во избежание возможных споров целесообразно разработать критерии отграничения морских научных исследований, осущест­вляемых на основе принципа свободы научных исследований, от деятельности по разведке ресурсов дна, осуществляемой по разре­шению Органа.

Источник

Статья 246. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе

Морские научные исследования в исключительной

экономической зоне и на континентальном шельфе

1. Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.

2. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства.

3. Прибрежные государства при обычных обстоятельствах дают свое согласие на осуществление другими государствами или компетентными международными организациями морских научно-исследовательских проектов в своей исключительной экономической зоне или на своем континентальном шельфе в соответствии с настоящей Конвенцией исключительно в мирных целях и для расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества. С этой целью прибрежные государства устанавливают нормы и процедуры, обеспечивающие, чтобы не было неоправданных задержек или отказов в таком согласии.

4. Для целей применения пункта 3 обычные обстоятельства могут существовать, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между прибрежным государством и государством, проводящим исследования.

5. Прибрежные государства могут, однако, по своему усмотрению отказать в согласии на осуществление другим государством или компетентной международной организацией в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства морского научно-исследовательского проекта, если этот проект:

a) имеет непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов как живых, так и неживых;

b) включает бурение на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду;

c) включает строительство, эксплуатацию или использование таких искусственных островов, установок и сооружений, которые упоминаются в статьях 60 и 80;

d) содержит информацию, предоставленную на основании статьи 248, в отношении характера и целей проекта, которая является неточной, или если проводящие исследование государство или компетентная международная организация имеют невыполненные обязательства перед прибрежным государством, вытекающие из ранее осуществленного исследовательского проекта.

6. Несмотря на положения пункта 5, прибрежные государства не могут по своему усмотрению отказать в согласии в соответствии с подпунктом «a» этого пункта в отношении морских научно-исследовательских проектов, которые должны осуществляться в соответствии с положениями настоящей Части на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, вне тех установленных районов, которые прибрежные государства в любое время могут официально объявить районами, где ведутся или будут вестись после разумного периода времени сосредоточенные в этих районах операции по разработке или детальной разведке. Прибрежные государства дают разумные уведомления о таких районах, которые они могут объявить, а также о любых изменениях в отношении этих районов, но не обязаны давать детальное описание проводимых в них операций.

7. Положения пункта 6 не наносят ущерба правам прибрежных государств на континентальный шельф, как они установлены в статье 77.

8. Деятельность по морским научным исследованиям, о которой говорится в настоящей статье, не создает неоправданных помех для деятельности, проводимой прибрежными государствами в осуществление их суверенных прав и юрисдикции, предусмотренных в настоящей Конвенции.

Источник

§ 15. Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана

Понятие морских научных исследований. Под морскими научными исследованиями понимается любая, не противоречащая общепризнан­ным принципам международного права научная деятельность в море, целью которой является получение новых научных данных, обнаружение ранее неизвестных фактов или открытие законов природы, расширение объема человеческих знаний о мире вне зависимости от того, в каких об­ластях они в дальнейшем могут быть применены1.

По содержанию морские научные исследования подразделяются на два вида: фундаментальные (океанографические) и ресурсные.

Все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязан­ностей других государств.

В соответствии со ст.

Высоцкий А. Ф. Правовые проблемы свободы научных исследований в Миро­вом океане. Киев, 1974. С. 86.

Глава ХУЛ. Международное морское право

а) морские научные исследования проводятся в мир­ных целях;

б) морские научные исследования проводятся надлежащими науч­ными методами и средствами, совместимыми с положениями Конвен­ции 1982 г.;

в) морские научные исследования не должны создавать неоправ­данных помех другим правомерным видам использования моря, совмес­тимым с конвенцией, и должным образом уважаются при осуществле­нии таких видов использования;

г) морские научные исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к делу правил, принятых в соответствии с Конвенцией 1982 г., включая положения о защите и сохранении морской среды.

Государства и компетентные международные организации сотрудни­чают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения морских научных ис­следований в морской среде и в объединении усилий ученых при изуче­нии существа явлений и процессов, происходящих в морской среде, и взаимосвязи между ними.

Государства и компетентные международные организации, проводя­щие научные исследования, должны содействовать распространению на­учных данных и информации, передаче полученных в результате мор­ских научных исследований знаний, в особенности развивающимся странам.

Правовой режим проведения морских научных исследований. Порядок проведения исследований зависит от статуса морского пространства и особенностей национального законодательства.

Морские научные исследования в территориальном море. В соответст­вии со ст. 245 Конвенции 1982 г. прибрежные государства в осуществле­ние своего суверенитета имеют исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своем террито­риальном море. Морские исследования в них проводятся только с опре­деленно выраженного согласия прибрежного государства и на установ­ленных им условиях.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. исследовательская, изыскатель­ская и иная деятельность в территориальных и внутренних водах Рос­сийской Федерации регулируется специальным федеральным законом.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» гла­сит: морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море — это фундаментальные или прикладные иссле­дования и проводимые для этих исследований экспериментальные рабо­ты, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной тол­ще и атмосфере. Однако настоящее определение не распространяется на исследования водных биоресурсов и других природных ресурсов.

Морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море могут проводиться федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос­

§ 15. Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана 539

сийской Федерации, гражданами Российской Федерациии, российскими юридическими лицами в соответствии с ежегодным планом проведения морских научных исследований, составленным специально уполномо­ченным федеральным органом исполнительной власти по науке и техно­логиям.

Российские заявители, заинтересованные в проведении морских науч­ных исследований, подают запрос в специально уполномоченный феде­ральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследо­ваний.

Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юри­дические лица, международные организации, членом которых является Российская Федерация, могут проводить морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов.

Запрос на проведение морских научных исследований должен содер­жать информацию о характере и целях морских научных исследований; информацию о программе морских научных исследований, методах и средствах, которые будут использованы при проведении морских науч­ных исследований; географические координаты районов, в которых пла­нируется проведение исследований; предполагаемые даты первого при­бытия и окончательного ухода из района проведения исследований.

Аналогичные положения имеются и в законодательстве других стран. Однако отсутствие таких указаний в законодательстве не означа­ет, что прибрежное государство безразлично к данному вопросу. Запре­щение иностранным физическим и юридическим лицам вести научные исследования в территориальных водах давно стало общепризнанной обычной нормой международного права.

Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Прибрежное государство имеет право ре­гулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Такие исследования проводятся с согласия прибрежного госу­дарства.

При обычных обстоятельствах прибрежное государство обязано да­вать согласие на проведение другими государствами или компетентными международными организациями научных исследований в рамках вы­полнения научно-исследовательских проектов исключительно для мир­ных целей и расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества.

Прибрежное государство, однако, может по своему усмотрению от­казать в согласии на проведение другими государствами или междуна­родными организациями исследований в исключительной экономиче­ской зоне или на континентальном шельфе, если выполняемый проект: а) имеет непосредственное значение для разведки и разработки живых или неживых природных ресурсов; б) включает бурение на континен­

Глава XVII, Международное морское право

тальном шельфе, использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду; в) включает строительство, эксплуа­тацию или использование искусственных островов, установок и соору­жений; г) содержит неточную информацию о выполняемом проекте.

Государства и компетентные международные организации при про­ведении научных исследований обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать или быть представленным в морском научно-ис­следовательском проекте, особенно на борту исследовательских судов.

Прибрежное государство имеет право потребовать приостановления любой проводимой деятельности по морским научным исследованиям в пределах исключительной экономической зоны или континентального шельфа, если: а) исследовательская деятельность проводится не в соот­ветствии с представленной информацией; б) не выполняются положения о праве прибрежного государства непосредственно участвовать в процес­се научных исследовании и получать необходимые данные.

Порядок проведения научных исследований в исключительной эко­номической зоне Российской Федерации определен Федеральным зако­ном «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г. (с последующими изменениями).

Ресурсные или иные морские научные исследования могут прово­диться федеральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, а также иностранными государствами, иностранными гражданами, иностранны­ми юридическими лицами, уполномоченными иностранными государст­вами и компетентными международными организациями.

Российские заявители не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения ресурсных или морских научных исследований подают соот­ветствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномочен­ный орган исполнительной власти по науке и технологиям для включе­ния программы планируемых исследований в соответствующие ежегод­ные планы.

Иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предпола­гаемой даты начала проведения ресурсных или морских научных иссле­дований направляют по дипломатическим каналам соответствующий за­прос в специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.

Запрос на проведение ресурсных или морских научных исследова­ний должен содержать: программу планируемых ресурсных или морских научных исследований; информацию о характере и целях ресурсных или морских научных исследований; информацию о методах и следствиях, которые будут использованы при проведении ресурсных или морских научных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение ресурсных или морских научных исследований; наименование видов живых или неживых ресурсов, которые являются объектами ресурсных исследований; предполагаемую дату первого при-

бытия в район исследования; название учреждения, под руководством которого проводятся ресурсные или морские научные исследования; ин­формацию о возможном воздействии планируемых исследований на морскую среду, живые и неживые ресурсы.

В разрешении на проведение исследований может быть отказано в случаях, если морское научное исследование имеет непосредственное отношение к изучению или промыслу живых ресурсов.

Все данные, полученные в результате ресурсных или морских науч­ных исследований, после их обработки и анализа, в том числе оконча­тельные результаты и заключения после завершения исследований, зая­вители обязаны передать в государственные фонды данных Российской Федерации.

Иностранные заявители, проводившие ресурсные исследования, мо­гут опубликовать результаты таких исследований только с согласия Пра­вительства Российской Федерации, если иное не установлено междуна­родными договорами Российской Федерации.

Порядок проведения морских научных исследований на континенталь­ном шельфе Российской Федерации определен в главе V Федерального за­кона «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. с после­дующими изменениями. В основном этот порядок идентичен порядку, оп­ределенному Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г.

Морские научные исследования в открытом море и на морском дне за пределами континентального шельфа. В соответствии со ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. свобода научных исследований является одним из принципов свободы открытого моря. Иными словами, любое государство или компетентная международная организация вправе сво­бодно проводить морские научные исследования в водной толще за пре­делами исключительной экономической зоны1

Источник

Оцените статью