Международные территории открытого моря

Правовой режим открытого моря и Района

Под открытым морем понимаются все воды Мирового океана, которые находятся за внешней границей исключительных экономических зон. Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего положениями Конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Согласно Конвенции об открытом море 1958 года свобода открытого моря включает в себя:

1) свободу судоходства;

2) свободу рыболовства;

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

4) свободу летать над открытым морем.

Конвенция 1982 года расширила понятие свободы открытого моря, включив дополнительно:

5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

6) свободу научных исследований.

Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютный характер.

Свобода судоходства означает, что каждое государство независимо от того, имеет ли оно выход к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Основу правового режима судоходства в открытом море составляет принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права. Из него вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает.

Вмешиваться в плавание иностранного торгового судна в открытом море имеют право только военные корабли или другие суда и летательные аппараты, находящиеся на правительственной службе и уполномоченные для этих целей.

Кроме того, такое вмешательство ограничено строго определенными случаями:

1) на основании международного договора;

2) если судно занимается пиратством;

3) если судно занимается работорговлей;

4) если судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию;

5) если судно не имеет национальности;

6) если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и данный корабль;

7) при осуществлении права преследования.

Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.

Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Что касается возможности вмешательства на основании международного договора, то оно может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.

Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 года. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства флага и передачу компетентным властям.

К числу других международных договоров, допускающих вмешательство в открытом море, относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 года. Согласно ее положениям военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции. Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 года, могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна.

Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году — Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.

Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаи загрязнения или их угрозы любыми другими опасными веществами.

Вмешательство может осуществляться и на основании актов международных организаций, которые созданы и действуют на основании международных договоров.

Правовой режим Района.

Современные технологии позволяют добывать полезные ископаемые не только на континентальном шельфе, но и за его пределами на больших глубинах. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года регламентирует правовой режим морского дна, находящегося за пределами действия национальной юрисдикции, который в соответствии со статьей 1 называется Районом.

Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Эти ресурсы не подлежат отчуждению. Тем не менее полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены, но лишь в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и нормами, правилами и процедурами Органа.

Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления, признанных ООН.

Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, на недискриминационной основе.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами — как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю.

Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества.

Все государства — участники Конвенции 1982 года являются ipso facto членами Органа. Место пребывания Органа — Ямайка. Орган может создавать такие региональные центры или отделения, какие он считает необходимыми для осуществления своих функций. В качестве главных органов Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

Ассамблея состоит из всех членов Органа. Каждый член имеет в Ассамблее одного представителя. Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на специальные сессии, решение о созыве которых может быть принято Ассамблеей или которые могут быть созваны Генеральным секретарем по просьбе Совета или большинства членов Органа.

Большинство членов Ассамблеи составляют кворум. Каждый член Ассамблеи имеет один голос.

Совет состоит из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Совет осуществляет свои функции в месте пребывания Органа и проводит заседания так часто, как этого могут потребовать дела Органа, но не реже трех в год. Большинство членов Совета составляют кворум. Каждый член Совета имеет один голос.

Совет является исполнительным органом Органа. Совет обладает полномочиями устанавливать, какую конкретно политику должен проводить Орган по любому вопросу или проблеме, относящимся к компетенции Органа.

Персонал Органа состоит из таких квалифицированных научных, технических и других сотрудников, которые могут потребоваться для выполнения административных функций Органа.

Персонал назначается Генеральным секретарем. Порядок и условия назначения, вознаграждения и увольнения персонала устанавливаются в соответствии с нормами, правилами и процедурами Органа.

Предприятие является органом Органа, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в Районе.

Источник

Правовой режим открытого моря

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности:

  1. свободу судоходства;
  2. свободу рыболовства;
  3. свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  4. свободу полетов над открытым морем;
  5. свободу возведения искусственных установок и островов.

Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов означает, что каждое государство имеет право на возведение островов, установок, сооружений и их эксплуатацию в открытом море.

Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены и заменены новыми положениями.

Источник

Открытое море — это что? Определение и понятие в соответствии с международным правом

Беспокойное время великих географических открытий и колониальных захватов европейских держав востребовало необходимость появления новых правовых доктрин, которые стали бы служить серьезным обоснованием для решения спорных вопросов, возникших при столкновении интересов двух или более государств. Долгожданным ответом на нужды мореходства стали сформированные юридические принципы, из которых наиболее важным считается «открытое море». Эта концепция впервые была введена в XVII веке голландским ученым Гуго Гроцием (Гуго де Грооту). И как верно потом подметил И. В. Лукшин, в дальнейшем она приобрела всеобъемлющий характер и на ней доныне базируется свобода судоходства.

Понятие «открытое море»

Бескрайние просторы морей и океанов, которые берут начало за внешними рубежами территориальных вод и экономических районов, общепринято именуются «открытым морем». Несмотря на то что определенные участки этих водных просторов обладают разным правовым режимом, они наделены равным правовым статусом: данные территории не подчинены суверенитету ни одного государства. Высвобождение открытого моря из-под влияния суверенитета отдельной страны или группы государств являлось важной частью исторического процесса, которому сопутствовало признание права за каждым народом вольно пользоваться нейтральным пространством.

Таким образом, открытое море – это части моря (Мирового океана), которые находятся в общем использовании всех государств на основании их полного равенства. Эксплуатация открытого моря зиждется на утверждении общепринятого постулата, определяющего, что никакое государство не имеет права устанавливать свое правление на территориях открытого моря и воздушного пространства над ними.

Из истории

Формирование понятия «свобода моря» за пределами прибрежной зоны определяют к XV-XVIII векам, когда завязалась борьба двух феодальных держав поделивших морские просторы между собой – Испании и Португалии, с государствами, делавшими первые шаги капиталистического производства – Англией, Францией, позже и Голландией. В это время и были выработаны аргументации концепции свободы открытого моря. Самое глубокое обоснование этой идеи удалось дать голландскому деятелю и юристу Гуго де Грооту в брошюре «Свободное море» (1609 год). Позже швейцарскому ученому Э. Ваттель удалось развить учение голландского юриста в публикации «Право народов» (1758 год).

Утверждение принципа свободы открытого моря в международном праве – это следствие необходимости стран в экономических связях, поисков новых рынков сбыта и источников сырья. Окончательная ратификация данного положения произошла к концу XVIII столетия. Нейтральные страны, страдавшие в ходе боевых действий на морях и несшие серьезные экономические потери, выступили за обеспечение свободы судоходства. Их интересы нашли четкое обоснование в российской декларации 1780 года адресованной Франции, Англии и Мадриду. В ней правительство России, излагая основы свободы судоходства и торговли на морских просторах, объявило о праве нейтральных стран применять соответствующую защиту при нарушении этих основ.

В начале XIX века принцип свободы моря был признан почти всеми государствами. Надо отметить, что серьезное препятствие его глобальному утверждению учиняла Великобритания, нередко претендовавшая на полное господство в открытых водах.

Международно-правовые принципы

Правовое положение открытого моря в XX веке впервые было сформулировано на Женевской конференции 1958 года. Во 2 статье международного договора, заключенного по итогам встреч стран-участниц, было провозглашено, что в водах открытого моря все государства в равной степени обладают правом на свободу судоходства, полетов, рыболовства, на беспрепятственное извлечение природных ресурсов и прокладку маршрутов подводных кабелей связи и трубопроводов. Также было подчеркнуто, что никакое государство не может иметь какие-либо притязания на отдельные части открытого моря. Это изложение требовало проработки, поскольку государства никак не могли прийти к полному соглашению в вопросах правового положения некоторых частей открытого моря.

На конференции ООН по морскому праву 1982 года государствам удалось достичь согласия по ряду спорных вопросов, после чего был подписан Заключительный акт. В принятой Конвенции подчеркивалось, что свобода пользования открытого моря реализовывается только соответственно установленным нормам международного права. Само свободное пользование вытекает из положения разумного совмещения определенных видов деятельности государств, при которых они должны учитывать возможные интересы остальных участников в пользовании открытого моря.

В существующих реалиях принцип свободы открытого моря являет собой верное правовое обеспечение против попыток прибрежных государств расширить свой суверенитет на морские пространства за водворенные пределы территориальных вод.

Международный район морского дна

На Конвенции ООН по морскому праву 1982 года были также усмотрены положения относительно международного района морского дна, который в прошлом представлял собой составную часть открытого моря. Открывшиеся возможности эксплуатации дна привели к необходимости обсуждения вопроса о его особенной регламентации. Под термином «район» подразумевается дно морей и океанов, их недра за границами влияния национальной юрисдикции. Уставом ООН и другими нормами международного права было постановлено, что операции, проводимые в районе морского дна, не должны касаться правового статуса вод открытого моря над районом дна или воздушного пространства над ними.

Район морского дна, как и открытое море, это общее достояние человечества, следовательно, все пространства дна и все его недра принадлежат всему человеческому обществу. Поэтому развивающиеся государства имеют полное право на часть дохода, зарабатываемого другими государствами при разработке минеральных ресурсов морского дна. Ни одна страна не может иметь притязания на суверенитет и осуществлять его в отношении какой-то отдельно взятой части района или его ресурсов, а также не имеет права присваивать какую бы то ни было его часть. Только уполномоченная межправительственная организация по морскому дну может заключать договора с государствами или определенными компаниями, желающими вести деятельность в данном районе, и она же обеспечивает контроль этой деятельности согласно заключенному договору.

Правовой статус корабля в открытом море

Свобода судоходства определяет, что любое государство, как находящееся в прибрежной зоне, так и не имеющее доступа к морю, обладает правом на то, чтобы корабли под его флагом курсировали в открытом море. Судно будет иметь национальность той страны, под флагом которой оно вправе плавать. Это значит, что каждый корабль, бороздящий воды открытого моря, должен иметь флаг страны его регистрации или международной организации. Условия и процедура предоставления флага кораблю и его права плавать под этим флагом не являются предметом международно-правового регулирования и имеют отношение к внутренней компетенции государства, где регистрируются надлежащими документами.

Предоставление флага не является формальным актом и в соответствии с международным правом налагает на государство определенную ответственность. В частности, подразумевается действующая реальная связь между государством и самим судном. Также в обязанностях государства осуществление технического, административного и социального контроля над судами, ходящими под его флагом. Судно лишается возможности искать защиту любого государства или международной организации в случае возникшей необходимости, если его плавание совершалось под разными флагами или вообще без флага.

Право на вмешательство

Если судно, занимающееся незаконной деятельностью, находится в открытом море, в этом случае Конвенциями 1958 и 1982 года предусмотрено вмешательство военных кораблей, которые имеют право в открытых водах подвергнуть осмотру судно с иностранным флагом, если есть основания предполагать, что оно практикует пиратство, работорговлю, несанкционированное радио- и телевещание или совершить остановку судна, осуществляя право преследования. Также вмешательство предусмотрено в ситуациях, когда у судна не поднят флаг или оно пользуется флагом не своей страны, или имеет национальность ту же, что и военный корабль, но при этом уклоняется от поднятия флага. Помимо этого, акт вмешательства допускается на основании установленных международных договоров.

Следует добавить, что корабли военного назначения и суда на государственной службе обладают в открытом море полной неприкосновенностью от правомочия какого-либо государства, исключая лишь государство флага.

Пиратство и вооруженный разбой

Пиратство в открытом море — это не канувший в Лету раздел истории, а проблема, которая в настоящее время довольно сильно волнует мировое сообщество, и все вопросы, связанные с ним и вооруженным разбоем на море, имеют особенную актуальность. Прежде всего, острота данной проблемы культивируется активной деятельностью пиратов в разных частях мира, но еще более ее усугубляет то, что пиратство стало сопряжено с такими противоправными деяниями, как международный терроризм, контрабанда оружия и наркотических средств, и другими опасными элементами.

Немалый вклад в борьбу с пиратской преступностью внесла Конвенция 1982 года, на которой было провозглашено, что воды открытого моря нейтральны и резервируются только для мирных целей. Она утвердила право военного корабля любого государства прерывать плавание судна, подозреваемого в разбойной деятельности. Военный корабль имеет полномочия задерживать пиратские суда и выполнять все операции, предусмотренные положениями данной Конвенции.

Заключение

Пространства открытого моря — это территории с международным режимом, находящиеся за пределами территориального моря, на которых не действует суверенитет какого-либо государства. Они определяются также как территории, принадлежащие всем. Эти пространства не могут подлежать национальному присваиванию, и доступны для исследования и эксплуатирования всеми государствами земли, согласно нормам международного права. Другими словами, это значит, что открытое море в современном мире доступно кораблю любого государства, который имеет полное право свободно двигаться по морским просторам, где никто не будет ему препятствовать, задерживать или подвергать преследованиям без правомерных на то оснований.

Источник

Читайте также:  Низменность около каспийского моря
Оцените статью