Мировой океан как обьект

Мировой океан как единый природный объект

Географическая характеристика Мирового океана

Морфометрические характеристики и деление Мирового океана

Мировой океан — непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава. По физическим и химическим свойствам и качественному химическому составу воды Мировой океан представляет собой единое целое, но по количественным показателям гидрологического и гидрохимического режима отличается большим разнообразием. Как часть гидросферы Мировой океан находится в непрерывном взаимодействии с атмосферой и земной корой, определяющими многие существенные его особенности.

Мировой океан представляет собой огромный аккумулятор солнечного тепла и влаги. Благодаря ему на Земле сглаживаются резкие колебания температуры и увлажняются отдалённые районы суши, что создаёт благоприятные условия для развития жизни. Из общей площади нашей планеты, равной примерно 510 млн. км2, на Мировой океан приходится 361 млн. км2, т. е. почти 71%. Суша и водная поверхность распределены на Земле неравномерно. 96,5% воды на Земле — соленая морская вода.

Подземные, поверхностные, атмосферные воды (в том числе соленые озера) составляют, 3,5% всех запасов воды на Земле. Пресные воды составляют всего 2,5% из общих запасов воды на Земле. Менее 1% мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком.

Несмотря на преобладание водной поверхности, общее количество воды на поверхности Земли не так уж велико по сравнению с размерами самой планеты. Объем Земли равен 1075,31 млрд. км 3 , а объем Мирового океана составляет примерно 1/800 объема Земли.

Преобладание воды определяет многие важнейшие особенности Земли как планеты — поглощение лучистого тепла от Солнца, климат, формы жизни, состав атмосферы.

Мировой океан как единый природный объект

Мировой океан — это единый природный объект, обладающий специфическими особенностями.

1. Он имеет огромную по площади поверхность и громадный объем вод. Это определяет значительное воздействие на Мировой океан внеземных факторов и тесную взаимосвязь его с атмосферой и литосферой (лито-камень). Через границы гидросфера-атмосфера и гидросфера-литосфера осуществляется планетарный обмен веществом и энергией.

2. Вода Мирового океана имеет соленость. В 1 кг морской воды в среднем содержится 35 г солей. Соленость океана определяет некоторые физические характеристики морской воды (электропроводность, диффузию, осмос), а в результате стратификации (слоистость), обусловленной температурой и соленостью, образуются поверхности разделов различных водных масс (фронты) и специфическая динамика вод с развитием турбулентности, внутренних волн, приливов.

3. Обладает постоянством солевого состава и небольшими изменениями плотности воды, вызванными тем, что в сравнении с общим объёмом вод Мирового океана объем пресных вод, поступающих в него, ничтожно мал (осадки составляют 411600 км 3 /год, речной сток 41000 км 3 /год, что соответствует среднему слою воды на поверхности океана 1,25 м). Постоянство солевого состава вод океана позволяет по содержанию в морской воде всего лишь одного химического элемента — хлора — определить общую соленость вод.

4. Замкнутость горизонтальной и вертикальной циркуляции вод связывает воедино воды океана. Именно движение вод служит основой единства природы океана. Это единство определяет непрерывность жизненной среды океана. В нем нет жестких границ, препятствующих расселению организмов, однако их распространение и расселение по тем или иным акваториям регулируются температурой, соленостью, содержанием биогенных элементов, освещенностью и глубиной. Наиболее значителен в океане по биомассе планктон — пассивно плавающие мелкие растительные и животные организмы.

5. В Мировом океане осуществляется глобальный механизм трансформации (преобразования) энергии и обмена веществ. Этот механизм поддерживается неравномерным нагревом вод. В целом, существование Мирового океана как глобального механизма состоит в поддержании собственной упорядоченности, которая проявляется в переходе вещества из одного цикла в другой, в его накоплении и дифференциации (разделение, расчленение, расслоение). В основе этой упорядоченности лежат циклические процессы, в которых происходит почти замкнутый круговорот массы и вещества. Именно перераспределение вещества, передача энергии из одного цикла в цикл другого масштаба и осуществляет эту упорядоченность.

Источник

§ 5. Мировой океан как объект международно-правовой охраны

Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспече­нии Земли. Океан — это «легкие» Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточие огромных богатств полезных ископаемых.

В целях охраны Мирового океана принят целый ряд многосторонних и региональных соглашений.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 192) обязывает госу­дарства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны при­нимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятель­ность под их юрисдикцией или контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Эти меры относят­ся ко всем источникам загрязнения морской среды. Они, например, включают меры, направленные на уменьшение в максимально возмож­ной степени: а) выброса токсичных, вредных или ядовитых вешеств из находящихся на суше источников, из атмосферы или через нее, путем захоронения; б) загрязнения с судов (в частности, меры по предотвраще­нию аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению без­опасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непредна­меренных сбросов и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования экипажей и эксплуатации судов); в) за­грязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разра­ботке природных ресурсов морского дна и его недр (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности работ на море и по регламентации проекти­рования, конструкции, оборудования, комплектования персонала и экс­плуатации таких установок или устройств); г) загрязнения от других ус­тановок и устройств, эксплуатируемых в морской среде (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море).

Государства обязаны переносить ущерб или опасность загрязне­ния из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой.

§ 5. Мировой океан как объект международно-правовой охраны

водов и водоотводяших сооружений, принимая во внимание согласован­ные в международном порядке нормы, стандарты и рекомендуемые практику и процедуры.

Эта Конвенция обязывает государства принимать законы и правила для предотвращения загрязнения, вызываемого деятельностью на мор­ском дне, захоронением твердых веществ, загрязнения с судов и из атмо­сферы. Причем национальные законы и правила должны быть не менее эффективными, чем глобальные нормы и стандарты.

Государства флага судна и государства порта обязаны обеспечить вы­полнение национальных и международных правил по предотвращению загрязнения Мирового океана. На государства возлагается выполнение их международных обязательств по защите и сохранению морской сре­ды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей отно­сительно предотвращения загрязнения морской среды государства не до­пускают никакой дискриминации по форме или по существу против су­дов любого другого государства.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (с последующими поправками) содержит технико-юридические нормы для предотвращения загрязнения моря не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или об­разуются в процессе их эксплуатации.

Суда, подпадающие под действие этой Конвенции, обязаны иметь Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами с судов, а также Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке ядовитых жидких веществ наливом.

Судно, которое обязано иметь соответствующее свидетельство во время пребывания в портах или удаленных от берега терминалах, нахо­дящихся под юрисдикцией какой-либо стороны Конвенции, подлежит инспектированию уполномоченными должностными лицами.

Согласно ст. 11 Конвенции государства-участники обязуются на­правлять в ИМО тексты законов, приказов, декретов, правил и других актов, изданных ими по различным вопросам применения данной Кон­венции.

Конвенция запрещает сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для му­сора. Сброс в море перечисленных ниже видов мусора производится как можно дальше от ближайшего берега, но во всяком случае такой сброс запрещается, если расстояние от ближайшего берега составляет менее 25 миль — в случае сброса обладающих плавучестью репарационных, об­шивочных и упаковочных материалов и не менее 12 миль — в случае сброса пищевых отходов и прочего мусора.

В настоящее время наибольшее зло Мировому океану приносит за­грязнение его нефтью. Ежегодно из различных источников в морскую среду попадает 12—14 млн т нефти. Конвенция предусматривает: а) за­прет на сброс и загрязнение Мирового океана с любых судов, за исклю­

Глава XXI. Международное экологическое право

военных кораблей и судов, на государственной

некоммерческой службе; б) запрет на любой сброс в море нефти и нсф-теводяной смеси с судов (в Конвенции дан перечень всех известных вредных веществ); в) установление особых районов с жестким режимом, где сброс опасных веществ полностью и в категорической форме запре­щен (Балтийское, Черное, Средиземное и Красное моря, Персидский и Оманский заливы). Конвенция установила единые международные стандарты по предотвращению загрязнения моря всеми видами вредных веществ в результате эксплуатации судов и распространяет эти требова­ния не только на ее участников, но и на государства, не подписавшие ее. Это объясняется тем, что только при глобальном выполнении указанных в Конвенции стандартов можно полностью добиться предотвращения загрязнения Мирового океана.

Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, и Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.

Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения неф­тью 1992 г. обеспечивает компенсацию ущерба от загрязнения в той мере, в какой защита, предоставляемая по Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., является недостаточной. Общая сумма компенсации, выплачиваемой Фондом и на основе Конвенции 1992 г., не должна превышать 135 млн расчетных единиц.

В случае инцидента, вызвавшего загрязнение нефтью, необходимы быстрые и эффективные действия в целях уменьшения ущерба, который может быть причинен в результате такого инцидента.

§ 5. Мировой океан как объект международно-правовой охраны

ключена Международная конвенция по обеспечению готовности на слу­чай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Согласно ст. 3 Конвенции каждая сторона должна обеспечить, чтобы суда, имеющие право плавания под ее флагом, имели на борту судовой план чрезвычай­ных мер по борьбе с загрязнением нефтью. Государства обязуются при­нимать индивидуально или совместно все надлежащие меры в соответст­вии с положениями Конвенции 1990 г. и приложения к ней по обеспече­нию готовности на случай инцидента, вызвавшего загрязнение нефтью, и борьбе с ним.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. Одним из пагубных явлений, способствую­щим не только загрязнению, но и отравлению Мирового океана, являет­ся использование некоторыми странами (особенно СССР/Россией и США) его морского дна для захоронения радиоактивных отходов и от­работанного сырья химического производства. Это не только наносит невосполнимый ущерб животному и растительному миру океана, но и отравленные воды его становятся опасными для существования самого человека. Для предотвращения подобной преступной практики и была принята эта Конвенция.

Конвенция запрещает сброс в море отходов и других материалов с судов, самолетов, платформ и иных конструкций, потопление этих ма­териалов отдельно или вместе со средствами их транспортировки. Сброс возможен только в исключительных случаях: «для обеспечения безопас­ности человеческих жизней или судов, самолетов, платформ или при форсмажорных обстоятельствах», а также при получении предваритель­ного разрешения, выданного компетентными властями (в РФ — Мин­природы), на сброс менее опасных материалов.

В Конвенции дан перечень веществ, сброс которых полностью за­прещен. К таким веществам относятся, в частности, хлорорганические соединения, ртуть, кадмий и их соединения, устойчивые пластмассы, сырая и топливная нефть и ее смеси, радиоактивные отходы с высоким уровнем радиации, вещества, изготовленные для ведения биологической и химической войны.

Дополнением к вышеуказанным многосторонним (универсальным) конвенциям являются: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г.; Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенция об охране морской среды и прибрежных зон юго-восточной части Тихого океана 1981 г.; Региональная конвен­ция по охране морской среды Красного моря и Аденского залива 1982 г.; Конвенция об охране и освоении морской среды Большого Карибского района 1983 г.; Конвенция по охране морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г.

Охрана живых ресурсов Мирового океана. Несмотря на очевидный перелов практически всех морских биоресурсов, мировой улов рыбы и беспозвоночных продолжает увеличиваться довольно ощутимыми тем-

Подробнее см.: Киселев В. А. Международные соглашения по предотвраще­нию загрязнения морской среды. М., 1986.

2 Sands Ph. Op. cit. P. 296-308.

Глава XXI. Международное экологическое право

пами. В последние годы мировой улов составляет млн т. ФАО

рекомендует государствам ограничить промысел, с тем чтобы содейство­вать восстановлению запасов. В частности, в ближайшие годы потребу­ется принять меры в следующих областях: и) контроль за промысловым усилием и ликвидация избыточных промысловых мощностей; б) приня­тие решения по распределению ресурсов между пользователями; в) пре­доставление более эффективных прав пользователям; г) совершенствова­ние механизма принятия решений по использованию ресурсов; д) вне­дрение принципа предосторожного подхода к сохранению рыбных запасов и управлению ими.

. В настоящее время действует более 100 универсальных и региональ­ных договоров по охране живых морских ресурсов и регулированию ры-боловства1.

Конвенция ООН по морскому праву г. содержит основные принципы и механизмы сохранения живых ресурсов Мирового океана и управления ими. В соответствии со ст. 117 Конвенции все государства обязаны принимать такие меры или сотрудничать с другими государст­вами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря. Госу­дарства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря. Государства, граждане ко­торых ведут промысел разных живых ресурсов в одном и том же районе или одних и тех же живых ресурсов, вступают в переговоры в целях при­нятия мер, необходимых для сохранения этих живых ресурсов.

В случае, когда один и тот же запас или запасы ассоциированных ви­дов встречаются в исключительных экономических зонах двух или более прибрежных государств, государства должны стремиться прямо или че­рез соответствующие субрегиональные или региональные организации согласовать меры, необходимые для координации и обеспечения сохра­нения и увеличения таких запасов. Сохранение и рациональное исполь­зование многих конкретных видов рыб регламентируется Соглашением об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, 1995 г.

Для сохранения рыбных запасов государства обязаны принимать меры по обесценению их долгосрочной устойчивости. Такие меры осно­вываются на наиболее достоверных научных данных. Государства широ­ко применяют предосторожный подход к сохранению и управлению за­пасами и их использованию, с тем чтобы защитить морские живые ре­сурсы и сохранять морскую среду.

Соглашение 1995 г. предусматривает механизмы международного со­трудничества в интересах сохранения и управления рыбными запасами как в зонах национальной юрисдикции, так и в районах открытого моря. Таковыми являются непосредственные переговоры с целью заключения соответствующего договора, создание субрегиональных или региональ­ных международных организаций.

Подробнее см.: Burke W. Т. The New International Law of Fisheries. UNCLOS 1982 and Beyond. Oxford, 1994; Yturriaga J. Derecho del mar. Madrid, 1996.

§ 5. Мировой океан как объект международно-правовой охраны

Государства, не являющиеся членами региональной рыбохозяйст-венной организации и договоренности и не дающие своего согласия на применение мер по сохранению живых морских ресурсов, обязаны со­трудничать с другими государствами и международными рыболовными организациями в соответствии с Конвенцией 1982 г. и Соглашением 1995 г. в целях сохранения соответствующих трансграничных рыбных за­пасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими.

Помимо универсальных договоров государствами заключено более 100 региональных и двусторонних конвенций и соглашений по сохране­нию живых ресурсов и управлению ими, например: Конвенция о буду­щем многостороннем сотрудничестве по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана 1978 г., Конвенция об охране морских жи­вых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция об охране лосося в север­ной части Атлантического океана 1982 г. Эти и другие конвенции содер­жат перечень обязательств государств по сохранению живых морских ре­сурсов в соответствующей акватории Мирового океана1. В рамках международных рыболовных организаций ежегодно устанавливается оп­тимально допустимый улов, который распределяется между государства­ми. Конвенции предусматривают национальный и международный кон­троль за судами в целях обеспечения выполнения ими правил промысла.

Охрана международных водных систем (международных рек и между­народных озер). Большинство международных рек впадает в Мировой океан и соответственно воздействует на его среду, флору и фауну, по­этому охрана вод международных рек является составной частью про­блемы защиты вод Мирового океана. Недопущение загрязнения аквато­рии и сохранение живых ресурсов международных рек и озер — таковы главные направления природоохранительной деятельности прибрежных государств.

Решение указанных задач прибрежные государства осуществляют на основе региональных двусторонних соглашений и национальных зако­нов, которые занимают значительное место в правовой защите междуна­родных водных систем. В соглашениях, как правило, указано, что при­брежные государства должны принимать все разумные меры для умень­шения существующего загрязнения вод в международном водном бассейне до такой степени, чтобы ни акваториям бассейна другого госу­дарства, ни водам Мирового океана не наносился ущерб.

Виновное в загрязнении вод государство должно компенсировать нанесенный ущерб. Например, по Соглашению между правительствами СССР и ЧССР по вопросам водного хозяйства пограничных рек от 26 ноября 1968 г. оба государства стремятся сохранить чистоту погранич­ных вод, по возможности снижать в соответствии со своими хозяйствен­ными и техническими возможностями их загрязнение путем строитель­ства и реконструкции очистных сооружений; Европейское соглашение об ограничении применения некоторых детергентов в моющих и чистя­щих веществах от 16 сентября 1968 г. направлено против отравления вод химическими веществами и на соблюдение единства требований в на-

Бекяшев К. А. Морское рыболовное право. М., 2001. С. 226—275.

Глава XXI. Международное экологическое право

законодательстве по установлению контроля за загрязнени­ем водных систем.

В настоящее время действует более 100 договоров по охране между­народных рек от загрязнения, которые в основном содержат запрети­тельные нормы относительно сброса нефти, химических и органических веществ в речную среду. Например, Конвенция о защите Рейна от за­грязнения хлоридами 1976 г. предусматривает ежегодное сокращение сброса хлоридов в Рейн. Конвенция о защите Рейна от загрязнения хи­мическими веществами 1976 г. строго регламентирует сброс веществ в Рейн. Нормы сброса таких веществ определяются Международной ко­миссией по охране Рейна от загрязнения (ст. 2).

Согласно ст. 2 Конвенции по охране и использованию трансгранич­ных водотоков и международных озер 1992 г. государства-участники обязаны принимать все соответствующие меры для предотвращения, ог­раничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие. При осуществлении этих мер го­сударства руководствуются необходимостью принятия мер по предупре­ждению возможного трансграничного воздействия опасных веществ до установления причинно-следственной связи между опасными вещества­ми и возможным трансграничным воздействием. Расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, несет тот, кто допустил загрязнение. Согласно ст. 3 этой Конвенции для предотвращения, ограничения и сохранения трансграничного воздейст­вия стороны разрабатывают, утверждают и осуществляют соответствую­щие правовые, административные, экономические, финансовые и поли­тические меры.

21 мая 2003 г. в Киеве подписан Протокол о гражданской ответст­венности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воз­действием промышленных аварий на трансграничные воды. В соответст­вии со ст. 4 этого Протокола оператор несет ответственность за ущерб, причиненный в результате промышленной аварии. Под промышленной аварией понимается событие, произошедшее в результате выхода из-под контроля опасной деятельности: а) на предприятии, включая резервуары для опасных промышленных отходов, например, в процессе производст­ва, использования, хранения, обработки или удаления; б) при транспор­тировке в зоне проведения опасной деятельности; в) в ходе транспорти­ровки по трубопроводам за пределы объекта. Иски о компенсации не принимаются к рассмотрению, если они не были предъявлены в течение 15 лет с даты промышленной аварии.

Иски о компенсации в соответствии с Протоколом могут предъяв­ляться лишь в судах того государства, где: а) был нанесен ущерб; б) про­изошла промышленная авария; в) ответчик имеет обычное место жи­тельства.

Протокол устанавливает пределы ответственности и минимальные пределы финансового обеспечения нанесенного ущерба.

Для разрешения споров предусмотрено создание Арбитражного суда.

Нормы и правила по охране международных водных систем содер­жатся также в Европейской конвенции о защите пресной воды от загряз­нения 1969 г., Европейской конвенции о защите международных водото­ков от загрязнения 1974 г., Декларации о сотрудничестве придунайских

§ 6. Защита окружающей среды от радиоактивного заражения

государств по вопросам водного хозяйства реки Дунай, в особенности его вод от загрязнения 1985 г., Соглашении между Швецией и Францией о защите вод озера Ломан 1962 г. и др.

Источник

Читайте также:  Вдц океан перечень необходимых документов
Оцените статью