Мировой океан проблемы глобализации

Проблемы Мирового океана

Под Мировым океаном принято понимать непрерывную водную оболочки планеты, которая окружает материки и острова, и имеет общий солевой состав.

Общая площадь Мирового океана составляет 361,3 млн. кв. км, т.е., он занимает 71% поверхности Земли.

Делится на океаны, внутри которых выделяют моря, заливы и проливы. Разделение на океаны – Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый – предложила в 1845 году специальная комиссия Лондонского географического общества. Потом деление пересмотрели, оставив только четыре океана, от которых зависит жизнь более 100 млн. человек, живущих на побережье.

Человечество использует ресурсы Мирового океана тысячи лет. В ХХ-XXI веке этот процесс стал более интенсивным и бездумным, что грозит серьезными проблемами для жителей планеты.

Экологическая проблема

Постоянное развитие цивилизации привело к загрязнению Мирового океана. Серьезное ухудшение наступило в 1950-х годах, когда лидирующие места в промышленности заняли химическая и нефтеперерабатывающая сферы.

Загрязнение Мирового океана происходит несколькими путями:

  1. Физическое. В воду постоянно попадает разный мусор, самый опасный из которых пластик, поскольку он практически не разлагается. По водной поверхности дрейфуют миллионы тонн пластиковых отходов. Только 20% подобного мусора попали с кораблей, а 80% – с суши. В результате загрязнения страдают сотни виды морских птиц и животных.
  2. Биологическое. В воды Мирового океана попадают разные бактерии и микроорганизмы, органические отходы, что нарушает хрупкий экологический баланс.
  3. Химическое. Промышленные предприятия скидывают в воду химикаты, тяжелые металлы, отходы химического производства. Они попадают в сточные воды, а затем и в океан. Первоочередную опасность составляют ртуть и пестициды. Много химии попадает в воды Мирового океана из канализации, куда люди смывают синтетические вещества и средства.
  4. Нефтяное. Это источник загрязнения № 1. Нефть попадает в воду, когда происходят техногенные катастрофы, крушения танкеров, бурения скважин. Морской транспорт также сбрасывает в океаны огромное количество нефтепродуктов. Разливы нефти вызывают гибель животных, рыб, птиц, препятствуют привычному теплообмену между слоями воды.
  5. Тепловое. Воду, которую отрабатывают электростанции, сбрасывают в моря, реки и другие источники, имеющие связь с океаном. В результате чего происходит местное повышение температуры, что опасно для многих животных, не переносящих высокие температурные показатели. Кроме того, начинают активно размножаться некоторые виды водорослей, вызывающие цветение воды.
  6. Радиоактивное. Эксперты установили, что Мировой океан давно стал кладбищем хранения радиоактивных отходов.
Читайте также:  Международное право океана это

Пути решения экологических проблем

В разных странах мира принимаются специальные экологические законы, регламентирующие сброс веществ в воду. В частности, во Франции устанавливают на фабриках и заводах точки забора и сброса воды. По инициативе ООН и многочисленных институций, которые занимаются экологическими вопросами, побережье Мирового океана регулируют вертолеты, следящие за сбросами. Нарушителей штрафуют, а также привлекают к уголовной ответственности.

Кроме того, регулярно проводится чистка воды от пластика и другого мусора. В этот процесс включились эко-активисты и общественные организации, помогающие ООН и правительствам стран мира выполнять нормы и требования Конвенции ООН по морскому праву (1982), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Международной конвенции об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (1971 и 1974) и многих других.

В рамках Морской программы WWF создаются национальные парки, выделяются особо охраняемые природные зоны, развиваются программы не истощительного использования ресурсов Мирового океана.

Правовая проблема

Мировой океан с XVII века находился под действием доктрины свободы морей, которая ограничивала права и юрисдикцию в отношении океана до полоски моря возле побережья того или иного государства. Другая часть океана была свободной и не принадлежала ни одной из стран.

В середине ХХ века доктрину пересмотрели, поскольку страны стали заявлять претензии на морские ресурсы. Другие причины:

  • Выросла обеспокоенность относительно рыбных запасов в прибрежных водах, где работали рыболовецкие суда.
  • Угроза загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров.
  • Загрязнение прибрежных зон и морской флоры и фауны.
  • Желание военно-морских сил сохранить присутствие на поверхностных водах и под ними.

Правовой статус Мирового океана регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву, которая и решила ряд возникших проблем. Так, были установлены права на свободную навигацию, границы территориального моря – 12 миль от берега, исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега, правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.

Документ определил создание Международного органа по морскому дну, механизмы решения конфликтов и появление Комиссии по границам континентального шельфа.

Отдельными конвенциями регулируется правовой режим морей и океанов, трансграничные рыбные запасы, в том числе мигрирующих рыб, создание специализированных организаций для мониторинга ситуации в Мировом океане и решении конфликтов.

Отдельное внимание уделяется защите морей и океанов, чем занимается Программа ООН по окружающей среде. Главная цель – способствовать безопасному экологическому использованию морских ресурсов.

Данная организация создала Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате деятельности, которая осуществляется на суше. Это глобальный межправительственный механизм, который призван заниматься проблемами и вопросами наземных, пресноводных, морских и прибрежных экосистем.

Проблемами судоходства занимается Международная морская организация, призванная сократить вредные выбросы в атмосферу и парниковые газы, которые идут от морских судов.

Глобальной проблемой Мирового океана в последние несколько десятилетий стало пиратство, развивающееся у берегов Сомали и Гвинейском заливе. Пираты подрывают морскую безопасность, угрожают морским перевозкам и людям. Также они вносят существенный сбой в торговлю, навигацию, вызывают повышенные финансовые затраты судовладельцев, выплаты страховых сборов и расходов на безопасность.

Пираты мешают доставлять гуманитарную помощь в пострадавшие районы. ООН, Международная морская организация и Управление ООН по наркотикам и преступности разрабатывают программы, направленные на борьбу с транснациональной организованной безопасностью в Африке и пиратством в Гвинейском заливе и в районе Африканского Рога.

Экономическая проблема

Мировой океан используется для добычи нефти и газа, которые находятся в морских глубинах. Размеры добычи постоянно возрастает, что угрожает экосистеме, приводит к загрязнению глубинных и прибрежных вод. Из-за этого жители прибрежных зон теряют доступ к еде и чистой воде. Кроме того, нарушается система добычи ресурсов, на которых основывается экономика многих стран.

Мировой океан дает до 90% рыбы и других морских продуктов, добывающихся в шельфовых районах. Первое место по улову занимает Китай, на втором месте находятся Чили, Япония, США, Россия. Увеличивать размеры добыч нельзя, поскольку это подорвет биологические ресурсы океана.

Многие страны осваивают глубоководную добычу нефти и газа, что приводит к удорожанию нефтепродуктов. Из-за нарушения баланса флоры и фауны некоторые государства отказываются от подобной деятельности, замораживая или совсем останавливая работы на шельфе или на дне морей и океанов.

При добыче других полезных ископаемых – кальция, магния, солей натрия, йода, брома, калия – происходит загрязнение вод тяжелыми металлами, изменение солености и температуры в океане.

Ученые научились добывать из вод Мирового океана ценные металлы, руды редких металлов и веществ. Это постепенно меняет структуру экономики стран мира. Одни государства быстро богатеют, а другие вынуждены искать средства, чтобы покупать нужные ресурсы. Подобные ситуации ведут к конфликтам, которые приводят к войнам и террористическим актам.

Мировой океан выступает главной транспортной артерией, обеспечивающей торгово-экономические связи и 60% мирового товарооборота. Появление разных видов морского транспорта привело к возникновению большого разрыва между районами производства и потребления, увеличению зависимости экономически развитых стран от регулярных поставок сырья и топлива.

Демографическая проблема

Загрязнение вод Мирового океана и постоянно растущее число жителей планеты увеличивает нагрузку на моря и океаны. Страны, занимающиеся добычей рыбы, морских животных и деликатесов, вынуждены наращивать обороты добычи. Правительство Китая, Перу, США, Японии, России, входящих в ТОП государств по добыче рыбы, поднимают закупочные цены для поставщиков, становясь монополистами.

Нагрузка на прибрежную зону возрастает и из-за того, что все больше людей перемещается к воде. Многие мечтают жить возле океанов и морей, что ведет к урбанизации прибрежных районов. Вследствие чего происходит перемещение многих промышленных ресурсов, изменение существующей инфраструктуры и сферы услуг.

Под значительным давлением оказались старинные города, которые каждый год принимают миллионы туристов, путешествующих на круизных лайнерах. Ученые уже доказали, что это наносит вред памятникам архитектуры и истории, мировым достопримечательностям. Выгоду получают только туристические компании и фирмы, вкладывающие деньги в развитие курортной инфраструктуры. При этом развивается портовая инфраструктура за счет привлечения инвестиций. С одной стороны, это выгодно, ведь создаются новые рабочие места, реализуются многочисленные проекты, растет количество инвесторов. С другой стороны, наблюдается деформация производства, промышленности, жилой инфраструктуры, транспортных магистралей, ресурсов.

Оборонные проблемы

Воды Мирового океана используются как площадки для размещения военно-морских баз, подводных и надводных судов с ядерными боезапасами. Китай, США, Россия и другие государства, входящие в ядерный клуб, не собираются отказываться от подобного размещения оружия и ресурсов, ведь так они получают максимальную мобильность с географической и стратегической точки зрения.

Владеть портами и базами на архипелагах, островах, прибрежных зонах выгодно, поскольку это позволяет ведущим странам мира получать доступ к ресурсам и сырью.

Итак, к основным проблемам Мирового океана относятся экологические, демографические, правовые, оборонные, экономические аспекты. Все они носят глобальный характер и связаны с деятельностью человека.

Источник

Глобальные проблемы Мирового океана и пути их решения

Вода необходима для существования жизни, а потому невозможно переоценить важность Мирового океана для биосферы Земли. Водные просторы занимают порядка 74% поверхности планеты, и в них обитает значительная часть животного мира. Однако экологи нередко говорят о глобальных проблемах, связанных с Мировым океаном. В чем их суть и насколько они серьезны?

Истощение биологических ресурсов

Воды Мирового океана всегда являлись одним из основных источников пищи для народов, живущих рядом с побережьем. Из-за стремительного роста населения Земли, а также повышения уровня жизни и продовольственных стандартов добыча морепродуктов и рыбы также растет. Однако ресурсы Мирового океана небеспредельны. Биомасса просто не успевает воспроизводиться столь быстро, чтобы компенсировать потери, связанные с ловлей рыбы человеком. В результате некоторые виды либо уже истреблены, либо близки к этому.

Больше всего морепродуктов добывают в Тихом океане. Ежегодно вылавливается более 110 млн тонн рыбы. При этом важно понимать, что, собирая морепродукты, человек не только напрямую забирает биомассу из океана, но и лишает оставшихся в воде живых существ пропитания. В результате может нарушиться баланс в экосистемах, который существовал тысячи лет. Вымирание одних видов может спровоцировать чрезмерный рост популяции других видов, что часто приводит к непредсказуемым последствиям.

В результате истощения биологических ресурсов Мирового океана человечество и само в скором времени может столкнуться с нехваткой продовольствия. Прогнозируется, что при нынешних темпах рыболовства уже к 2048 г. рыбаки столкнутся с десятикратным сокращением добычи.

Загрязнение Мирового океана

В связи с истощением запасов углеводородов (нефти, газа) и других ресурсов на суше промышленные компании организуют их добычу на шельфе и в глубинах Мирового океана. Однако любая техногенная деятельность связана с риском аварий. В XXI веке уже произошло несколько крупных катастроф, связанных с разливом нефти. Так, в 2010 г. из-за взрыва на платформе компании Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в океан попало порядка 5 млн галлонов нефти. Образовавшееся нефтяное пятно заняло площадь в 75 тыс. кв. км.

Однако даже нефть, добытая на суше, может загрязнять океан. Ведь значительная часть перевозок углеводородов осуществляется морским путем, с помощью танкеров. Некоторые из них могут перевозить за раз сотни тысяч тонн нефти. Каждый раз авария на таком гиганте оборачивается экологической катастрофой.

Другие корабли, не перевозящие нефть, также загрязняют океан. Во-первых, все они используют топливо и горюче-смазочные материалы. Во-вторых, если корабль потонул, то его почти никогда не поднимают. Он остается на дне, крайне медленно разлагаясь и отравляя воду вокруг себя. Особую опасность представляют затонувшие судна с атомным реактором, в первую очередь военные подводные лодки.

Часто океаны используют как кладбище для опасных отходов. Так, на дне Балтийского моря было после Второй Мировой войны было захоронено почти 50 тыс. тонн боеприпасов с боевыми химическими отравляющими веществами. Коррозия постепенно разъедает их, и яды попадают в Балтику, отравляя всё живое на дне этого водоема.

Также в воду могут попадать и радиоактивные отходы. В результате аварии на АЭС Фукусиме в Тихий океан в течение нескольких лет выбрасываются тысячи тонн радиоактивной воды. Однако наибольшую опасность для мирового океана представляют обычные бытовые отходы, например, пластиковые бутылки и пакеты. Они не разлагаются в воде и образуют огромные мусорные пятна. Крупнейшее из них расположено в Тихом океане. Оно занимает площадь примерно в 1,5 млн кв. км и содержит более 100 млн тонн мусора. Примечательно, что больше 80% этого мусора попало в океан не с бортов кораблей, а с суши.

Потепление и закисление океана

Глобальное изменение климата оказывает влияние и на Мировой океан. Он поглощает почти 90% избыточной энергии, связанной с глобальным потеплением. Повышение температуры океана сказывается на живых существах, обитающих в нем. В частности, увеличивается активность аэробных бактерий.

Глобальное потепление также связано и с ростом концентрации углекислого газа в атмосфере. Он растворяется в водах мирового океана, увеличивая его кислотность. С 1890 г. средняя кислотность мирового океан выросла на 30%. Из-за этого организмы, например улитки, испытывают проблемы с образованием своего панциря. Катастрофическими темпами гибнут коралловые рифы. Хищные рыбы теряют привычную чувствительность к запаху. В результате происходит разрушение морских экосистем.

Пути решения проблем

Для восстановления численности морских животных необходимо ужесточение экологического законодательства. При этом бороться следует не только с самими браконьерами, но и с потребителями их продукции. Так, можно было бы запретить ресторанам продавать блюда из тех видов рыбы и морепродуктов, которые находятся под угрозой исчезновения.

Есть смысл устанавливать специальные квоты в разных регионах мира по добыче рыбы. Их цель – не допустить вылова морепродуктов в объеме, превышающем способности океана к восстановлению биомассы.

Ещё один путь решения проблемы – это создание рыболовных ферм. На этих предприятиях рыбу выращивают в искусственных водоемах. При этом предприниматель поддерживает оптимальную численность рыбы, а также может выбирать для разведения наиболее ценные виды морских животных.

Для предотвращения загрязнения Мирового океана следует внедрять новые, экологические технологии добычи ресурсов. Так, на платформе «Приразломная» в Арктике реализована технология «нулевого выброса», при которой все отходы доставляются на берег, а попутный газ сжигается для получения энергии на платформе.

Чтобы избежать загрязнения океанов промышленным и бытовым мусором, необходимо развивать технологии его переработки. Это позволит сократить площадь свалок и на суше. Также следует повышать экологические стандарты, касающихся сточных вод, и ужесточать наказание для предприятий, их нарушающих.

Едва ли возможно сократить количество кораблей, плавающих по Мировому океану, ведь экономика планеты продолжает расти. Однако договора об ограничении вооружений уменьшить количество военных судов, в том числе и с ядерной энергетической установкой. Также эффективной мерой может быть строительство подводных трубопроводов для транспортировки углеводородов, позволяющих избежать использования танкеров.

Наконец, для решения проблем Мирового океана надо более тщательно исследовать его. По мнению некоторых ученых, мы сегодня знаем о дне океана меньше, чем о Луне. Инвестиции в океанологию помогут лучше понять процессы, протекающие в гидросфере планеты.

Источник

Оцените статью