Мировой океан реки 6 класс

«Мировой океан и его части» 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Проект открытого урока «Мировой океан и его части» 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
proekt_uroka_geografii_v_6_klasse.doc 112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по географии в 6 классе

Игонина Надежда Анатольевна

учитель географии МОУ СОШ №2

г. Красный Кут Саратовская область

Тема урока «Мировой океан и его части».

Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Образовательные : формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.

Развивающие : продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом, ПК, интерактивной доской. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Воспитательные : воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, мобильный компьютерный класс, проектор, интерактивное наглядное пособие по географии «Карта океанов», презентация учащихся «Океаны планеты Земля»; жетоны –красные, синие и желтые (по 20 шт)

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Оценивание знаний учащихся.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

I. Организационный этап.

( Слайд 1 . Иллюстрация океана)

1.Приветствие, психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

— Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.

2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.

-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта, оценочная карта на урок.

II. Актуализация знаний.

— Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.

— У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе.

— Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу). Прикрепляю понятие “Гидросфера” на доску.

1. Индивидуальная работа на ПК . Задание «Мозаика».(2 учащихся собирают картинку на ПК и отвечают на поставленный вопрос: а)Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?(гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу). б)Почему океан соленый, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная?(С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворенные в ней вещества остаются)

2. Групповая работа:

1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»

2 -ая группа письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера” .( ученики получают бланк с тестовыми заданиями)

А)Работа со схемой «Состав гидросферы»

-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)

-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?

-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное движение воды –Мировой круговорот воды)

1. Водная оболочка Земли:

2. Пресными водами гидросферы являются:

  1. Воды Мирового океана.
  2. Внутренние воды суши.

3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:

  1. Круговороту воды в природе.
  2. Выветриванию.
  3. Океаническим течениям.
  4. Приливным явлениям.
  5. Землетрясениям.

4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

  1. Только в жидком.
  2. В жидком и твёрдом.

5. К водам суши относятся:

  1. Реки, озёра.
  2. Реки, озёра, моря, ледники.
  3. Реки, озёра, болота, ледники.

6. Вода гидросферы может находиться:

  1. Только в жидком состоянии.
  2. В жидком, твёрдом состоянии.
  3. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

7. Поставщиком пресной воды на суше является:

По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на интер. Доску. Слайд 2).

Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан

Критерии оценок: 7 правильных ответов – «5»;

3. Проверка выполнения задания «Мозаика»

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

  1. Изучение нового материала.

-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах ? (Слайды №3 -12).Фоном звучит шум моря

-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)

-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)

-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? («Мировой океан и его части») (Слайд №14)

— Вы правы. Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Звучит шум моря. Учитель читает эпиграф к уроку:

«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны».

Жюль Верн ( Слайд 15)

— Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы — Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 18-19), найдите, где находится Мировой океан? (Его нет)

-Да, Мировой океан — это совокупность всех океанов . (Слайд 16)

(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)

-Найдите в учебнике на стр.132 определение Мирового океана (дети читают определение).

— Какова площадь земного шара? (510 млн.кв.км.)

— На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) (Слайд 17)

-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.

Океаны и их границы.

— Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый — Южный океан).

— Океаны – самые крупные части Мирового океана.

— Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Океан»).

— Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. Слайд 18 (Учитель по карте показывает границы океанов.)

-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира (Слайд 18) .

— Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст и таблицу 6 в учебнике(с.132) составьте описание океанов по плану (Слайд 19) . (План проецируется на интер. доску и лежит на каждой парте)

Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.

1. Какое место занимает по площади?

2. С какими другими океанами связан?

с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку

4. Какова максимальная глубина?

Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием Слайда 20, настенной карты. (Один ученик от группы дает характеристику океана)

Северный Ледовитый океан

с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

с Тихим и Атлантическим

с Тихим и Атлантическим

Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северную Америку, Евразию

— Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут Дорошок Алина и Никушина Ангелина. Давайте их послушаем. (Ребята дают характеристику каждому из океанов, делают выводы). Презентация 1

— Итак, давайте нанесем названия океанов на контурные карты — стр. 10-11.(Один ученик работает на интер. доске: распределяет названия океанов по их местоположению).

Проверяем выполнение задания на интер. карте.

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

Моря. -Определите, о какой части океана идет речь . (Слайд 21)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)

-Найдите в учебнике на стр.133 определение моря. (дети читают определение).

(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.) (Слайд 22)

-Запишите в тетрадь определение моря.

— Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Море»).

— Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.

— Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы. (Слайд 22)

1 группа : Черное море 2 группа: Берингово море

Балтийское море Аравийское море

— Найдите их на карте атласа с.18-19. Попробуйте определить в чем их отличие (разное местоположение)

— По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).

— Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)

— Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово (Слайд 23) – его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).

На интер. карте красными флажками обозначены самые крупные моря. Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое).

— Давайте нанесем на контурные карты — стр. 10-11: Черное море, Берингово море , Балтийское море, Аравийское море. ( Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия морей).

Проверяем выполнение задания на интер. карте.

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

Физминутка: сидя на стуле, дети разминают мышцы ног, туловища и рук;

Физминутка для глаз. Презентация 2

Заливы. -Определите, о какой части океана идет речь . (Слайд 24)

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (Залив)

— Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.

— Найдите в учебнике на стр.134 определение залива (дети читают определение).

(Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана)

-Запишите в тетрадь определения залива.

— Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Залив»).

— Сейчас найдите на карте атласа с.18-19 самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы.) (Слайд 25)

— Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического).

-Найдите еще 2 залива. Частью какого океана они являются.

— Давайте нанесем на контурные карты — стр. 10-11: заливы ( Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия заливов)

Проверяем выполнение задания на интер. карте.

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

Проливы. -Определите, о какой части океана идет речь . (Слайд 26)

Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)

— Найдите в учебнике на стр.134 определение пролива(дети читают определение).

(Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана)

-Запишите в тетрадь определения пролива.

— Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Пролив»).

— Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.

-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.

— Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.

— Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.

-Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют)

— Давайте нанесем на контурные карты — стр. 10-11: проливы ( Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия проливов.)

Проверяем выполнение задания на интер. карте.

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

— Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана?( сушу) — Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км. Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уроке.

1. Задание «Номенклатура». Работа в парах на ПК.

-А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?

На мониторах ПК вам представлена карта мира. Нажмите кнопку старт, отвечайте на вопрос и курсором указывайте на карте необходимый географический объект. По окончанию работы вам автоматически выставляется оценка.

Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

V. Оценивание знаний учащихся.

— Ребята сосчитайте общее количество баллов, полученных сегодня за урок. Переведите их в оценку: Слайд 28

Критерии оценок за урок: 85-95 баллов – «5»

менее 45 баллов – «2»

-Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?

Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

— На ваших партах находятся кружки разного цвета, отражающие ваше настроение с урока: красный – хорошее, синий – нехорошее, желтый — удовлетворительное. Выберите флажок, отражающий ваше настроение. (Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности)

VII. Домашнее задание:

1.Изучить материал параграфа 34 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте. (Всем учащимся)

2. Задание на выбор: а)Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока».

б)Подготовить проект «Разноцветные моря».

Оценочный лист_________________________к уроку географии по теме

Источник

Читайте также:  Открытие тихого океана васко нуньесом де бальбоа
Оцените статью