- Разработка урока «Мировой океан и его части» план-конспект урока по географии (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Технологическая карта урока «Мировой океан и его части» план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Разработка урока «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс)
Мировой океан и его части
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoy_okean_i_ego_chasti_5_kl.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мировой океан и его части.
Дата проведения: 19 февраля 2019
Цель урока: Формирование представления о Мировом океане, его составных частях как непрерывном водном пространстве.
Задачи : Образовательные: Создать условия для изучения учащимися характеристики Мирового океана
Развивающие: развивать умение работы по картам, мыслительные операции: анализ, обобщение, вывод
Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, бережное отношение к водам Мирового океана.
Личностные: осознание ценностей географических знаний о Мировом океане, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные : умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе
Предметные: знать что такое Мировой океан и его размеры, доказательства о причинах движения воды в океанах, знать и объяснять существенные признаки понятий суша и мировой океан
Познавательные УУД — анализировать и сравнивать океаны, выявлять причины и следствия простых явлений в океанах.
Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную. Регулятивные УУД — принимать и формулировать учебную проблему: имеет ли границы Мировой океан
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах Средства обучения : физическая карта, контурные карты, презентация по теме урока Понятия и термины : мировой океан, море, залив, пролив, волна, течение.
Географическая номенклатура : Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, заливы, проливы, моря.
1. Организационный этап. 1.Приветствие, психологический настрой. Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне и своим товарищам, желаю вам плодотворной работы на уроке. Успехов вам и удач! Если будет трудно, мы вместе преодолеем преграды.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности .
Учитель: В своей книге «В мире безмолвия» французский океанолог Жак Ив Кусто пишет о том, что можно приспособить человека к подводной среде….
О морях, водных пространствах слагают стихи, поют песни, но согласитесь, знаем мы о морях и океанах только самое необходимое. А есть ведь ещё и много всего дополнительного, неважного, но не менее интересного.
3. Актуализация знаний.
В 1519-1522гг состоялась экспедиция на 5 кораблях. Слайд 1
— Кем был организован экспедиция, участниками были 234 человек, а вернулись только 18?
— Чей это портрет? Слайд 2
— Какое путешествие совершил Фернан Магеллан?
— Кто расскажет маршрут Ф.Магеллана .
Маршрут: от берегов Испании через Атлантический океан к Южной Америке через Магелланов пролив в Тихий океан. Через моря и острова Тихого океана вышли в Индийский океан, обогнули южная оконечность Африки через в Атлантический океан до Испании. Слайд 3
— Какие крупные водные пространства преодолела экспедиция? океаны) — Через какие географические водные объекты проходила экспедиция Магеллана кроме океанов? (Моря, проливы, заливы).
Таким образом, что мы будем изучать сегодня на уроке? Ответы учащихся.
т.е мировой океан: также моря, проливы, заливы – это части Мирового океана. Итак, тема нашего урока звучит? Мировой океан и его части.
Эпиграфом к уроку будут слова Жюль Верна «Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны». Слайд
Учащиеся записывают дату и тему урока.
Как вы считаете, какова цель нашего урока ? (изучить что такое мировой океан и каковы его размеры, изучить из каких частей состоит Мировой океан)
Проблемный вопрос нашего урока, имеет ли границы Мировой океан? на которой мы должны получить ответ в конце урока.
4. Изучение нового материала .
П лан урока. Слайд
- Мировой океан
- Вода в океане
- Океаны
- Моря, заливы и проливы
- Мировой океан – самый большой водоем нашей планеты. Он покрывает ¾ поверхности Земли. Площадь Земли составляет 510 млн кв.км, суша – 149 млн.кв.км.
— Чему равна площадь Мирового океана? Давайте высчитаем и найдем площадь Мирового океана .
Учащиеся: Площадь Мирового океана — 361 млн км, что составляет (71%).
Для сравнения: площадь нашей страны, а Россия – самая большая страна мира, равна 17,1 млн.км.
Я для сравнения посчитал во сколько раз площадь России меньше Мирового океана. У меня получилось в 21 раз. Я пришла к выводу, Мировой океан — это самый большой водоём планеты.
— Найдите, где находится мировой океан? Назовите океаны, покажите их на карте.
Таким, образом, Мировой океан — совокупность всех океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого
Парная работа . Пользуясь картами на форзаце учебника, помогая друг другу нанесите на контурные карты названия всех океанов.
В океане растворены почти все известные вещества на Земле. Но особенно много в этой воде поваренной соли. Именно она и придает ей соленый вкус. Поэтому вода в океане – соленая!
Океан никогда не бывает совершенно спокойным. Его воды находятся в постоянном движении. Это волны. Главная причина возникновения волн – ветер. Именно ветер вызывает волнение, гонит воду на поверхности океанов, образуя течения. Средняя высота волн – 3-7м, максимальная до 30м. Морские течения часто называют «реками без берегов».
Задание . По рис.54 определите, какие бывают морские течения? ( холодные и теплые)
— Приведите примеры теплых и холодных течений.
Эти потоки воды могут достигать тысячи км-в в ширину и многие тысячи км-в в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются.
Чаще всего Мировой океан делят на 4 океана. По мнению некоторых ученых, есть еще один океан, который омывает Антарктиду. Сегодня мы рассмотрим только 4 океана. А раздам вам таблицы, будете заполнять 3 колонку, используя текст учебника.
Источник
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Второй урок в теме «Гидросфера».Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_6_klasse_po_teme_mirovoy_okean_i_ego_chasti_v_usloviyakh_vvedeniya_fgos.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
ФИО педагога: Богданова Марина Владимировна
Название и автор учебника: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География (начальный курс)
Тема урока: Мировой океан и его части
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока : урок- беседа
Метод обучения: диалогический
Программно-технические средства на уроке: ПК (10 штук) с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.
Образовательные : создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).
Развивающие : способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);
интеллектуальных умений — развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные : воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
- Познавательные УУД — освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
- Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
- Регулятивные УУД — высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Источник
Технологическая карта урока «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Технологическая карта
урока географии
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ «Мировой океан и его части»
Тип урока_ изучение и первичное закрепление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мировой океан и его части | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
урока географии в 5-Б классе МБОУ лицея № 1 г. Усмани,
данного учителем географии Афанасьевой О.А..
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ «Мировой океан и его части»
Тип урока _ изучение и первичное закрепление
Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы,
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Основные понятия : океан, море, залив, пролив, течения.
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент
Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
Приветственное слово учителя:
-Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже.
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Постановка учебной цели.
— Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ).
Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)
Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах)
Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов)
Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги)
Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский)
В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)
Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан) Вспомните, что такое гидросфера? Что является основной частью гидросферы?
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.
Диалог с учителем.
Работают с информацией , представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 ) -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)
-Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части» . И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд2)
Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3)
1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.
2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга??
3. Из каких частей состоит Мировой океан?
4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.
5. Почему вода в океане солёная.
Ответить на главный вопрос:
Имеет ли границы Мировой океан?
-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд3).
Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾ планеты — это вода361 млн. км.2 -Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4)
-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?
Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы).
-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.
В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан)( слайд 4)
-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
-Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.
-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.
-Сколько океанов на планете? (4, 5)
-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.
Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. (слайд5) -Молодцы! Все с заданием справились.
Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.
– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.
-Итак, ребята, сколько всего океанов-4,
Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?
-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения)
— А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька и солона (Море)( слайд5)
-Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны)
А что является причиной волн? (ветер).
А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.
-Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.
-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое — Филлипинское более 10 тыс .м)
-Отметили это море в контурных картах
-Ребята подготовили опережающее задание(сообщения Саргассовом море).
-Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
-Наше путешествие продолжается. — Куда же мы движемся дальше?
-Для этого вновь загадка .
Он ведёт из моря в море
Не широк — всего верста
И в нём как в школьном коридоре,
И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)
Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив — узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ (слайд16)
Найдите на карте проливы.
Определите, что они разделяют и что соединяют?
Что вы можете рассказать о нём?
Нанесите на карту. (слайд17, 18)
1группа- Гибралтарский пролив
2 группа- пролив Дрейка
3 группа- Беренгов пролив
4 группа- Магелланов пролив
-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.
Он у моря — как язык
Он берега лизать привык,
И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд7)
Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.
Сравните с определением в учебнике.
Самый крупный залив — Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).
Источник