Мировой океан урок по фгос география

Разработка урока «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Мировой океан и его части

Скачать:

Вложение Размер
mirovoy_okean_i_ego_chasti_5_kl.docx 25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мировой океан и его части.

Дата проведения: 19 февраля 2019

Цель урока: Формирование представления о Мировом океане, его составных частях как непрерывном водном пространстве.

Задачи : Образовательные: Создать условия для изучения учащимися характеристики Мирового океана

Развивающие: развивать умение работы по картам, мыслительные операции: анализ, обобщение, вывод

Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, бережное отношение к водам Мирового океана.

Личностные: осознание ценностей географических знаний о Мировом океане, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные : умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе

Предметные: знать что такое Мировой океан и его размеры, доказательства о причинах движения воды в океанах, знать и объяснять существенные признаки понятий суша и мировой океан

Познавательные УУД — анализировать и сравнивать океаны, выявлять причины и следствия простых явлений в океанах.

Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную. Регулятивные УУД — принимать и формулировать учебную проблему: имеет ли границы Мировой океан

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах Средства обучения : физическая карта, контурные карты, презентация по теме урока Понятия и термины : мировой океан, море, залив, пролив, волна, течение.

Географическая номенклатура : Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, заливы, проливы, моря.

1. Организационный этап. 1.Приветствие, психологический настрой. Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне и своим товарищам, желаю вам плодотворной работы на уроке. Успехов вам и удач! Если будет трудно, мы вместе преодолеем преграды.

2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: В своей книге «В мире безмолвия» французский океанолог Жак Ив Кусто пишет о том, что можно приспособить человека к подводной среде….

О морях, водных пространствах слагают стихи, поют песни, но согласитесь, знаем мы о морях и океанах только самое необходимое. А есть ведь ещё и много всего дополнительного, неважного, но не менее интересного.

3. Актуализация знаний.

В 1519-1522гг состоялась экспедиция на 5 кораблях. Слайд 1

— Кем был организован экспедиция, участниками были 234 человек, а вернулись только 18?

— Чей это портрет? Слайд 2

— Какое путешествие совершил Фернан Магеллан?

— Кто расскажет маршрут Ф.Магеллана .

Маршрут: от берегов Испании через Атлантический океан к Южной Америке через Магелланов пролив в Тихий океан. Через моря и острова Тихого океана вышли в Индийский океан, обогнули южная оконечность Африки через в Атлантический океан до Испании. Слайд 3

— Какие крупные водные пространства преодолела экспедиция? океаны) — Через какие географические водные объекты проходила экспедиция Магеллана кроме океанов? (Моря, проливы, заливы).

Таким образом, что мы будем изучать сегодня на уроке? Ответы учащихся.

т.е мировой океан: также моря, проливы, заливы – это части Мирового океана. Итак, тема нашего урока звучит? Мировой океан и его части.

Эпиграфом к уроку будут слова Жюль Верна «Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны». Слайд

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока ? (изучить что такое мировой океан и каковы его размеры, изучить из каких частей состоит Мировой океан)

Проблемный вопрос нашего урока, имеет ли границы Мировой океан? на которой мы должны получить ответ в конце урока.

4. Изучение нового материала .

П лан урока. Слайд

  1. Мировой океан
  2. Вода в океане
  3. Океаны
  4. Моря, заливы и проливы
  1. Мировой океан – самый большой водоем нашей планеты. Он покрывает ¾ поверхности Земли. Площадь Земли составляет 510 млн кв.км, суша – 149 млн.кв.км.

— Чему равна площадь Мирового океана? Давайте высчитаем и найдем площадь Мирового океана .

Учащиеся: Площадь Мирового океана — 361 млн км, что составляет (71%).

Для сравнения: площадь нашей страны, а Россия – самая большая страна мира, равна 17,1 млн.км.

Я для сравнения посчитал во сколько раз площадь России меньше Мирового океана. У меня получилось в 21 раз. Я пришла к выводу, Мировой океан — это самый большой водоём планеты.

— Найдите, где находится мировой океан? Назовите океаны, покажите их на карте.

Таким, образом, Мировой океан — совокупность всех океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого

Парная работа . Пользуясь картами на форзаце учебника, помогая друг другу нанесите на контурные карты названия всех океанов.

В океане растворены почти все известные вещества на Земле. Но особенно много в этой воде поваренной соли. Именно она и придает ей соленый вкус. Поэтому вода в океане – соленая!

Океан никогда не бывает совершенно спокойным. Его воды находятся в постоянном движении. Это волны. Главная причина возникновения волн – ветер. Именно ветер вызывает волнение, гонит воду на поверхности океанов, образуя течения. Средняя высота волн – 3-7м, максимальная до 30м. Морские течения часто называют «реками без берегов».

Задание . По рис.54 определите, какие бывают морские течения? ( холодные и теплые)

— Приведите примеры теплых и холодных течений.

Эти потоки воды могут достигать тысячи км-в в ширину и многие тысячи км-в в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются.

Чаще всего Мировой океан делят на 4 океана. По мнению некоторых ученых, есть еще один океан, который омывает Антарктиду. Сегодня мы рассмотрим только 4 океана. А раздам вам таблицы, будете заполнять 3 колонку, используя текст учебника.

Источник

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Второй урок в теме «Гидросфера».Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала.

Скачать:

Вложение Размер
tekhnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_6_klasse_po_teme_mirovoy_okean_i_ego_chasti_v_usloviyakh_vvedeniya_fgos.doc 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

ФИО педагога: Богданова Марина Владимировна

Название и автор учебника: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География (начальный курс)

Тема урока: Мировой океан и его части

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока : урок- беседа

Метод обучения: диалогический

Программно-технические средства на уроке: ПК (10 штук) с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Образовательные : создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).

Развивающие : способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;

специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений — развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные : воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

  • Познавательные УУД — освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
  • Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
  • Регулятивные УУД — высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.

Источник

Технологическая карта урока «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Технологическая карта

урока географии

Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока_ изучение и первичное закрепление

Скачать:

Вложение Размер
мировой океан и его части 34.65 КБ

Предварительный просмотр:

урока географии в 5-Б классе МБОУ лицея № 1 г. Усмани,

данного учителем географии Афанасьевой О.А..

Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока _ изучение и первичное закрепление

Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы,
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия : океан, море, залив, пролив, течения.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент

Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

-Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Постановка учебной цели.

— Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ).

Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)

Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах)

Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов)

Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги)

Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский)

В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)

Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан) Вспомните, что такое гидросфера? Что является основной частью гидросферы?
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.

Диалог с учителем.

Работают с информацией , представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий

-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 ) -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)
-Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части» . И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд2)

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3)

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.

2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга??

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.

5. Почему вода в океане солёная.

Ответить на главный вопрос:

Имеет ли границы Мировой океан?

-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд3).

Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾ планеты — это вода361 млн. км.2 -Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4)
-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?

Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы).

-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.
В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан)( слайд 4)

-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
-Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.

-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.

-Сколько океанов на планете? (4, 5)
-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.

Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. (слайд5) -Молодцы! Все с заданием справились.

Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.

– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.

-Итак, ребята, сколько всего океанов-4,

Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?

-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения)

— А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька и солона (Море)( слайд5)

-Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны)
А что является причиной волн? (ветер).
А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.

-Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.

-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое — Филлипинское более 10 тыс .м)

-Отметили это море в контурных картах
-Ребята подготовили опережающее задание(сообщения Саргассовом море).

-Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

-Наше путешествие продолжается. — Куда же мы движемся дальше?

-Для этого вновь загадка .

Он ведёт из моря в море

Не широк — всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)

Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив — узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ (слайд16)

Найдите на карте проливы.

Определите, что они разделяют и что соединяют?

Что вы можете рассказать о нём?

Нанесите на карту. (слайд17, 18)

1группа- Гибралтарский пролив

2 группа- пролив Дрейка

3 группа- Беренгов пролив

4 группа- Магелланов пролив

-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.

Он у моря — как язык

Он берега лизать привык,

И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд7)

Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.
Сравните с определением в учебнике.
Самый крупный залив — Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).

Источник

Читайте также:  Моря бассейна тихого океана омывающие территорию россии
Оцените статью