Мировой океан является природным объектом международного сотрудничества который

Экология природных ресурсов

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Гармонизация международных экологических отношений – один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнанно, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств.

Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран.

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относят землю, воды, недра, диких животных и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природной среды – это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Читайте также:  Чукотка омывается водами двух океанов

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос — достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов.

Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50-70-м гг. нашего столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейшей международный объект охраны окружающей среды — атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.

Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70—90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Источник

Международное право. Особенная часть

Морская среда как объект международно-правовой охраны

Морская среда объектом международно-правовой охраны в международном праве окружающей среды стала одной из первых. Природный потенциал Мирового океана служит важнейшим источником продовольственных и энергетических ресурсов, не только находящихся в сфере юрисдикции прибрежных государств, но и являющихся общим достоянием человечества. В морской среде обитает 4/5 всех живых существ земного шара: 180 тыс. видов животных и 20 тыс. видов растений. В океанической воде содержится 90% всего животного белка. Вопросы защиты Мирового океана являются открытыми в деятельности международных организаций. Например, в октябре 2008 г. в Монако под эгидой ЮНЕСКО прошел симпозиум под названием «Океан в мире с высоким содержанием CO 2 » с участием 250 ученых из 32 стран мира, которые обсудили проблему окисления океана и последствия этого процесса в связи с попаданием в морскую воду диоксида углерода (CO 2 ), а также определили приоритетные направления научных исследований в этой области.

Проблема освоения Мирового океана была включена в «Повестку дня на XXI век» как одно из основных направлений развития цивилизации, где изложена программа действий для обеспечения устойчивого развития океанов, прибрежных территорий и морей с помощью программных областей. Имеются в виду шаги по комплексному рациональному использованию и развитию прибрежных и морских районов (включая исключительные экономические зоны), охране морской среды, использованию и сохранению морских живых ресурсов открытого моря и морских вод под национальной юрисдикцией, укреплению международного (включая региональное) сотрудничества и координации.

На Всемирном форуме по устойчивому развитию в 2002 г. в Йоханнесбурге отмечалось, что океаны, моря, прибрежные территории и острова образуют неотъемлемый компонент земной экосистемы и имеют первостепенное значение для всемирной продовольственной безопасности, устойчивого экономического процветания и социального развития на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. В Йоханнесбурге также была принята рекомендация обеспечить к 2010 г. повсеместное введение экосистемного подхода к управлению прибрежными и океаническими районами на национальном уровне, включая содействие прибрежным государствам в разработке морской политики и механизмов комплексного управления прибрежными районами.

Ключевые проблемы освоения Мирового океана обсуждались также на Саммите по океанической политике (Португалия, 2005 г.) и Глобальной конференции по океанам, прибрежным зонам и островам (Франция, 2006 г.).

Основные документы, регламентирующие деятельность государств в Мировом океане, были разработаны и разрабатываются в рамках международных организаций системы ООН (Программа по окружающей среде, Программа развития). Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Комиссии по глобальному соуправлению. Независимой всемирной комиссии по океанам, в рамках открытого процесса неофициальных консультаций ООН по вопросам Мирового океана и международного морского права.

Нормы по охране морской среды содержатся:

  • в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);
  • в специальных соглашениях.

Конвенция ООН по морскому праву содержит ч. XII «Защита и сохранение морской среды». Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду (ст. 192) и в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно обязаны принимать все меры, которые необходимы для предотвращения.

сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этих целей практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и должны стремиться согласовывать свою политику в этом отношении (ст. 194).

Среди специальных соглашений следует выделить:

  • Лондонскую конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (ОЙЛПОЛ-54). Депозитарием Конвенции стала Международная морская организация (ИМО). Главная цель Конвенции — защита морей и океанов от загрязнения нефтью и установление «запретных зон» для любого сброса на 50 миль от близлежащей земли. Конвенция ОЙЛ ПОЛ-54 с поправками 1969 и 1971 г. практически установила главные требования по предотвращению загрязнения моря нефтью, за исключением ответственности в случае аварий танкеров с разливом нефти.

В 1967 г. был учрежден Юридический комитет, по инициативе которого были созваны две международные конференции (Брюссель, 1969 и 1971), принявшие три международные конвенции:

  • Конвенцию о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью;
  • Конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;
  • Конвенцию об учреждении Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения.

Поскольку все принятые конвенции касались вопросов, связанных только с загрязнением нефтью, то в 1973 г. по инициативе Ассамблеи ИМО была созвана Международная конференция, принявшая Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73), распространяющуюся на все виды судов. С принятием в 1978 г. Протокола к МАРПОЛ-73 практически закончилось формирование основного документа по предотвращению загрязнения моря, который получил название МАРПОЛ 73/78 (Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней).

На Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1 ноября 1974 г. была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

Совместные действия государств по борьбе с последствиями загрязнения нефтью координируются согласно Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

Захоронению в море экологически вредных веществ посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

Среди региональных соглашений следует выделить:

  • Конвенцию о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. и Протоколы к ней — охватывают как источники загрязнения с суши, так и с воздушного пространства, судов и морских буровых платформ. В Приложениях к Конвенции и Протоколах содержится широкий перечень веществ и материалов, сброс которых запрещен или ограничен и поставлен под контроль причерноморских государств. Меры по защите, сохранению и восстановлению среды Черного моря также предусмотрены Экологической программой по Черному морю (BSEP) 1993 г., Министерской декларацией по защите Черного моря 1993 г.;
  • Хельсинкские конвенции по защите морской среды (района) Балтийского моря 1974 г. и 1992 г. Конвенциями установлен запрет загрязнения моря с суши и создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Ее основная задача — разработка совместных мер по защите морской среды Балтики от всех видов загрязнений, а также обеспечение безопасной навигации в регионе. В 2007 г. странами — членами ХЕЛКОМ был принят План действий по Балтийскому морю (ПДБМ).

В ХЕЛКОМ входят все девять стран, расположенных на берегах Балтийского моря, а также Евросоюз. Попеременно каждые два года в ХЕЛКОМ председательствует один из ее членов. Россия возглавляет ХЕЛКОМ с 1 июля 2008 г. по 30 июня 2010 г.;

  • Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. (вступила в силу в августе 2006 г.). Она является международно-правовой базой регионального сотрудничества на Каспии в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Цель Конвенции — защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов. На второй сессии Конференции сторон Конвенции с 10 по 12 ноября 2008 г. в Тегеране (Иран) принята стратегическая программа действий сторон Конвенции. Участники обсудили вопросы сохранения биоразнообразия, оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также вопросы защиты Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности, сотрудничества в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, и другие вопросы;
  • Конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.;
  • Кувейтскую региональную конвенцию о сотрудничестве в области защиты морской природной среды от загрязнения 1978 г.;
  • Конвенцию о сотрудничестве в области защиты и развития морской и береговой природной среды в Западном и Центрально-Африканском регионах 1981 г.;
  • Конвенцию о защите морской природной среды и береговых районов юго-восточной части Тихого океана 1981 г.;
  • Региональную конвенцию о сохранении природной среды Красного моря и Аденского залива 1982 г.;
  • Конвенцию о защите и развитии морской природной среды Карибского бассейна 1983 г.;
  • Конвенцию о защите, использовании и развитии морской и береговой природной среды Восточно-Африканского региона 1985 г.;
  • Конвенцию о защите природных ресурсов и природной среды в южной части Тихого океана 1986 г.;
  • Конвенцию о предотвращении загрязнения морей путем сброса отходов с судов и самолетов 1972 г.;
  • Парижскую конвенцию о предотвращении загрязнения морей из наземных источников 1974 г.;
  • Боннское соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г.;
  • Парижский меморандум о задачах государственной портовой инспекции в выполнении соглашений по безопасности на море и защите морской природной среды, а также по охране природы и рыболовству 1982 г.;
  • Парижскую конвенцию о защите морской природной среды в Северо-Восточной Атлантике 1992 г. и др.

Особую роль играют нормы в сфере международно-правовой охраны морской среды от загрязнения радиоактивными отходами. Такие нормы содержатся в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколе 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г. и других документах. Женевская конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты. В Приложении I к Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г. определены категории отходов, сброс которых запрещен (отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем, которые компетентная в данной области международная организация определяет с точки зрения здравоохранения как недопустимые для сброса в море), в Приложении II — сброс которых требует особой предосторожности (все остальные радиоактивные отходы). Конвенция не регулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспортируемых в качестве грузов.

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.. Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

Источник

Оцените статью