- Рассечение моря
- Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
- Оглавление
- Евреи подходят к морю [↑]
- Рассечение моря [↑]
- Десять чудес у Ям Суф [↑]
- Десять казней, которые были наведены на египтян [↑]
- Что случилось с фараоном? [↑]
- Песня на море — Шират а-Ям [↑]
- Значение рассечения Красного моря [↑]
- Седьмой день Песаха
- Моше бен Амрам. Исход
- Про лошадей. Недельная глава Бэшалах
- Всевышнему «трудно»?
- Почему после рассечения реки Иордан евреи не воспели песнь Всевышнему, как они сделали после рассечения моря?!
- Мидраш рассказывает. Недельная глава Бешалах
- Природа чудес, скрытых в природе
- Сыр в мышеловке
- Золотой пляж. Пошаговка
- Природа и чудо
- Недельная глава Бешалах
- Избранные комментарии на главу Бешалах
- Почему евреи не воевали на море Суф
- Шаббат Шира
- Песнь на море. Книга Шмот 30
- Недельная глава Бешалах
- «Зачем кричишь ко Мне?»
- Смысл выражения «великая рука»
- Избранные комментарии к недельной главе Бешалах
- Бешалах. Б-г и евреи: история неразрывной связи
- Иудаизм и евреи
- Где и как евреи перешли Красное море
Рассечение моря
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в главе Бешалах второй книги Пятикнижия, книги Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Сзади их преследовали египтяне. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян.
Оглавление
Евреи подходят к морю [↑]
В книге Пятикнижия Шмот рассказывается, как евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью казнями, и подошли к морю. Когда они расположились лагерем, они увидели приближающуюся к ним армию египтян. В великом страхе евреи стали взывать к Б-гу и упрекать своего предводителя Моисея (Моше) за то, что он вывел их из Египта (Шмот, 14:10-12). Моше ответил им: «Не страшитесь. Станьте и зрите спасение, Г-сподом (ниспосланное), которое Он совершит вам сегодня; ибо, как видели вы египтян сегодня, более не увидите их вовеки. Г-сподь будет вести битву за васбудет вести битву за (для) вас. Ради вас, для вас. И подобно (этому) “ибо Господь ведет битву за них להם” [14, 25], и также “за Б-га ל — לא будете ли спорить” [Йов 13, 8], и также “и Который говорил לי обо мне (ради меня)” [В начале 24, 7], и также “вам ли бороться за баала לבעל” [Судьи 6, 31]., а вы — молчите» (Шмот, 14:13-14).
Мидраш так объясняет это место Торы: из слов Моше следует, что еврейский народ разделился на четыре группы. Представители колен Реувена, Шимона и Иссахара поддались панике и решили, что они скорее бросятся в море, чем будут противостоять египтянам. Моше успокаивал их: «Не бойтесь, будьте спокойны, и вы еще увидите, что Вс-вышний спасет вас!» Колена Зевулуна, Биньямина и Нафтали считали, что лучше сдаться и вернуться в Египет. «Вы больше никогда не увидите египтян», — обещал Моше. Колена Иеуды и Йосефа воскликнули: «Давайте выступим и завяжем бой с египтянами». Но Моше поправил их: «За вас будет сражаться Ашем». Колена Дана, Гада и Ашера предложили совершить набег на лагерь египтян и вызвать там панику.
«Нет, — ответил Моше. — Стойте здесь и откажитесь от этого плана».
Рассечение моря [↑]
Египтяне не смогли напасть на еврейский лагерь, так как, по словам Торы, «…переместился ангел Б-жий, шедший перед станом Израиля, и пошел позади них. И переместился облачный столп, (шедший) перед ними, и стал позади них. И вошел между станом Египта и станом Израиля, и было облако и мрак (для египтян), и озарял (огненный столп) ночь (для сынов Израиля). И не приближался один к другому всю ночь» (Шмот, 14:19-20).
В Торе говорится, что Моше, по приказу Вс-вышнего, простер руку с посохом над морем, и Б-г разводил море сильным восточным ветром и превратил его в сушу. «И вошли сыны Исраэля внутрь моря по суше, а воды им стеною справа и слева от них» (Шмот, 14:22).
Мидраш рассказывает о том, что море расступилось не сразу. Несмотря на то, что оно преграждало евреям путь, предводитель колена Иеуды Нахшон бен Аминадав начал заходить в воду. Он заходил все дальше и дальше, уповая на Вс-вышнего, и, когда вода дошла ему до самого носа, в море образовался свободный от воды «коридор». Тогда следом за Нахшоном двинулись по проходу другие беглецы.
За евреями устремились египтяне, но воды вернулись в свое естественное состояние и уничтожили их.
Десять чудес у Ям Суф [↑]
Согласно Мидрашу, когда евреи пересекали Ям Суф, Вс-вышний совершил ради них десять разных чудес:
1. Разделение вод.
2. Над головами евреев было создано защитное покрывало, подобное крыше.
3. Воды были разделены на двенадцать отдельных проходов (по проходу для каждого колена).
4. Земля под ногами сынов Израиля была совершенно сухой.
5. Под ногами египтян земля была подобна глине. Это было возмездием мера за меру египтянам, которые поработили евреев и заставляли их обрабатывать глину.
6. Воды стали твердыми, как скалы, раня египтян, преследовавших сынов Израиля.
7. Затвердевшая вода образовала стены, украшенные мозаикой.
8. Стены, образованные из затвердевшей воды, были прозрачными, что позволяло каждому колену видеть остальных идущих (это придавало им чувство уверенности и безопасности).
9. Если еврей, пересекая Ям Суф, ощущал жажду, то ему достаточно было протянуть руку, и стена таяла, давая прекрасную воду для питья.
10. Как только еврей утолял жажду, стена опять становилась твердой.
Десять казней, которые были наведены на египтян [↑]
В Мидраше приводится десять казней, которые были наведены на египтян при рассечении моря (есть другие мнения, что казней было 50, 200 и 250 — см. Пасхальную Агаду):
1. Даже когда занялся рассвет, египтяне шли в темноте, потому что Облако позади евреев погрузило египетский лагерь во тьму.
2. Облако, кроме того, сделало так, что земля под ногами египтян стала мягкой как глина.
3. Столб огня, освещавший путь сынам Израиля, излучал на египтян сильный жар; это привело к тому, что копыта их коней отвалились.
4. Жар сжег колеса египетских колесниц, однако они продолжали двигаться, ибо их увлекали в морскую пучину Б-жественные силы.
Об упомянутых казнях в Торе сказано: «И он гнал их (египтян), отягощая» (Шмот 14:25), — чтобы дать понять, что фараон был наказан этими казнями мера за меру за то, что он ожесточил свое сердце и утяжелил рабский труд сынов Израиля.
5. Поскольку копыта коней отвалились, египтяне падали со своих колесниц в грязь. Упав, они уже не могли подняться.
6. Когда на египтян устремились потоки воды, ни один из них не мог бежать. Волны накатывались и закрывали их там, где они лежали.
7. Ашем встряхнул египтян, как встряхивают горшок, когда его переворачивают, и они рухнули в море. Даже когда они уже утонули, нижние волны выбрасывали их наверх, а верхние волны увлекали обратно в глубину.
8. Некоторые египтяне были засыпаны землей на дне моря.
9. Некоторые египтяне пошли ко дну быстро, как свинец — это была быстрая и милосердная смерть для лучших из египтян. Нечестивцы же долго кружились в море, умирая медленной, мучительной смертью.
10. В конце концов, море выбросило трупы египтян на берег, чтобы их видели сыны Израиля.
Что случилось с фараоном? [↑]
Согласно одной версии, когда тонуло его войско, он остался в живых, чтобы стать свидетелем триумфа евреев. И только потом он тоже погиб в море. Согласно другой версии, он остался в живых, но так никогда и не вернулся в Египет. Он жил в изгнании, провозглашая величие Б-га.
Пиркей де-раби Элиэзер указывает на фараона как на живой пример великой силы раскаяния. Когда фараон был брошен в море, он признал истинность силы Вс-вышнего, которую отрицал в прошлом. Поэтому Вс-вышний спас его, и он бежал в Нинвей, где стал царем. Именно к нему был много позже направлен пророк Йона, призывавший жителей города к раскаянию, и он прислушался к словам пророка.
Песня на море — Шират а-Ям [↑]
Чудесный переход через море, ощущение всемогущества Творца, Его пристальной опеки и заботы неимоверно возвысили духовный уровень каждого еврея. Как выражались наши мудрецы (см. Раши на Шмот, 15:2): «Даже служанка созерцала на море [раскрытие славы Творца] в большей степени, чем будущие пророки!». В тот момент весь народ удостоился Руах а-Кодеш (духовного уровня, близкого к пророчеству), на них снизошло видение скрытой реальности и постижение будущего, и именно в этом состоянии они вознесли Творцу неповторимую хвалебную песнь — Песнь Красного моря (Шират а-Ям).
Песню благодарения у Ям Суф сначала пел Моше, а потом ее повторяли сыны Израиля.
Хотя песня выражает благодарность за спасение у Ям Суф, большинство ее благодарений относится к будущему, к великому и окончательному избавлению, которое нам предстоит пережить во времена Машиаха.
Поскольку, согласно закону Торы, мужчинам и женщинам запрещено петь вместе, женщины пели благодарственную песню сами, отдельно. Пророчица Мирьям взяла в руки цимбалы и пела песню женщинам, которые потом повторяли ее точно так же, как это делали Моше и мужчины.
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах, называется Шабат Шира («Суббота Песни») — несмотря на то, что эта глава содержит описание многих других важнейших событий, в том числе — выхода из Египта, перехода через море, дарования многих законов, историю выпадения мана (манны) и колодца, шедшего за евреями по пустыне. Именно Песня на море является выражением наивысшего духовного подъема, пережитого еврейским народом.
Значение рассечения Красного моря [↑]
Что же произошло? Недавние рабы атакованы войском фараона. Против пеших людей с детьми на руках действуют 600 железных колесниц-танков. Евреи в отчаянье; их сердца устремляются к Б-гу. И Б-г чудесным образом спасает свой народ, уничтожая сильнейшую армию того времени.
В честь этого чудесного избавления, ставшего символом нашей веры в Б-га, установлен отдельный праздник — Седьмой день Песаха. Это праздник рождения из вчерашнего раба нового свободного человека, полностью уповающего на Б-жественное Провидение
И во всех поколениях, когда от еврея требуется подобная самоотверженность и самоотдача, мы сравниваем себя с Нахшоном сыном Аминадава, первым зашедшим в воду и двигавшимся вперед, пока вода не дошла ему до самого носа — Нахшоном, который заставил своим поступком расступиться море. Полное упование на Б-га вершит чудеса!
Седьмой день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Моше бен Амрам. Исход
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Про лошадей. Недельная глава Бэшалах
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Всевышнему «трудно»?
Рав Овадья Климовский
Как понять фразу «Тяжело достаётся пропитание наше Творцу, как рассечение красного моря»?
Почему после рассечения реки Иордан евреи не воспели песнь Всевышнему, как они сделали после рассечения моря?!
Мидраш рассказывает. Недельная глава Бешалах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Природа чудес, скрытых в природе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Сыр в мышеловке
Коментарии Льва Кацина
Золотой пляж. Пошаговка
Природа и чудо
Рав Захария Матитьяу
Недельная глава Бешалах
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Избранные комментарии на главу Бешалах
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.
Рав Реувен Пятигорский
Почему евреи не воевали на море Суф
Шаббат Шира
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
Песнь на море. Книга Шмот 30
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Недельная глава Бешалах
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Реувен Пятигорский
«Зачем кричишь ко Мне?»
Смысл выражения «великая рука»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Избранные комментарии к недельной главе Бешалах
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Бешалах. Б-г и евреи: история неразрывной связи
Рав Бенцион Зильбер
Выход из Египта произошел преждевременно. Еврейский народ переживал духовное падение, и Творец осуществил обещание, данное Яакову.
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Источник
Где и как евреи перешли Красное море
в ДРЕВНИЙ МИР 0 4,089 Просмотров
«И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились.
И сказал Господь Моисею:
подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше.
И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
И сказал Господь Моисею:
простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
И к утру вода возвратилась в свое место и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исход, глава 14).
Приведенная выше история перехода евреев через Красное (Чермное) море известна многим, в том числе и далеким от истории и религии, людям.
Для самих же древних евреев чудо с расступившимися водами было вполне заурядным эпизодом проявления Божьего Промысла о них.
Дивный переход через Красное (Чермное) море имеет колоссальное значение в истории еврейского народа:
• во-первых, благодаря этому переходу израильтяне освободились от египетского рабства и стали свободной нацией;
• во-вторых, произошедшим чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога;
• в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя — Моисея.
И наконец, фантастический переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.
Этот переход прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти дьявола и рабства греху.
С давних времен считалось, что произошло чудо и верующие люди свято веровали в это. Однако, по мере развития цивилизации и сознания, исследователи стали искать естественно-научное объяснение этому феномену, а также то место на территории Египта, где оно могло произойти.
Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Тем не менее, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная.
За прошедшие годы предлагались разные локализации этого события и всевозможные причины ухода и возвращения вод. При этом самыми популярными версиями были цунами и извержения вулканов, но некоторые исследователи считали, что гипотеза должна интегрировать все упомянутые в тексте факторы, в частности восточный ветер, который дул всю ночь.
Вот некоторые из них.
На Синайском полуострове исследователи обнаружили светлую пемзу, которая была принесена из центра Эгейского моря в результате взрыва вулкана на острове Санторин в XVII веке до н.э. Эту катастрофу связывают как с гибелью Атлантиды, так и с переходом евреев через Красное море.
Главный археолог Египта Захи Хавасс считает это открытие одним из самых важных для изучения Египта времен фараонов.
В фараоновы, они же библейские, времена Красное море почти не было отделено от Средиземного, с тех пор остались Большое Горькое и Малое Горькое озера, через которые проходит Суэцкий канал. Собственно в этих местах, на расстоянии 6,5 км от побережья, и была найдена пемза.
Как известно, перед катастрофическими наводнениями море сначала отступает на довольно значительное расстояние, и лишь потом волна обрушивается на побережье.
Это очень напоминает переход евреев через Красное море: воды сначала «отверзлись», еврейский народ перебрался на другую сторону, а потом «сверзлись» над головами преследующих египтян…
В 1994 году японские исследователи Шуго Уено и Маса-кацу Ивасака из Университета Токио сделали громкое заявление, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем.
В процессе эксперимента они обмотали трубу проводами, затем навели электромагнитное поле и налили внутрь воду.
Магнитная сила, действовавшая на воду, пересилила гравитационную, вода расступилась — вдоль оси трубы образовался проход.
Этот эффект был назван исследователями «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect).
Израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф.
Французский египтолог Пьер Монте (1885-1966 гг.), в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой Моисей остановил свой выбор на самом северном из возможных маршрутов, вдоль берега Средиземного моря.
В одном месте путь лежал между побережьем и мелководным, часто пересыхающим озером Сирбонис (в настоящее время озеро Бардавиль на севере Синайского полуострова), дно которого расположено на несколько метров ниже уровня моря.
Так вот, по гипотезе Пьера Монте, евреи приняли решение «срезать угол» и двинулись напрямик по обнажившемуся дну, но когда тот же маневр попытались повторить египтяне, внезапная буря на Средиземном море прорвала перешеек между ним и озером и вода хлынула прямо на войска фараона.
Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное явление описывает древнегреческий географ и историк Страбон.
Но в вышеприведенной гипотезе упускается одно существенное и конкретное сообщение Библии: ветер дул восточный, а то, что предположил Пьер Монте, могло произойти лишь только если бы он был северным…
Исследователь Стив Радд сделал предположение, что это событие произошло в самом горле Акабского залива, то есть практически в открытом море…
В 2002 году петербургские океанологи Алексей Андросов и Наум Вольцингер произвели вычисления и сделали предположение, что если под Красным морем иметь в виду Акабский залив, который отделяет Синайский полуостров от Аравийского, то в районе подводного рифа у Нувейбы при скорости ветра 33 м/с (119 км/ч) во время отлива уровень воды может за 9 часов опуститься до 20-25 см, и тогда на четыре часа обнажится рифовая отмель шириной 2-3 км…
Их гипотезу раскритиковали американские исследователи.
Команда под руководством Карла Дрюса и Вэйцина Ханя, состоящая из ученых американского Национального центра по исследованию атмосферы и Колорадского университета в Боулдере, занимается моделированием воздействия ветров на водные массы.
В качестве пробного исследования эта группа решила смоделировать разделение вод Красного моря во время исхода евреев из Египта.
Использовав археологические данные, карты и данные со спутника, ученые смогли выяснить, какими была глубина потока и направление течения 3000 лет назад.
В результате, американцы утверждают, что их российские коллеги сделали нереалистичные допущения.
• Во-первых, рифы не бывают абсолютно плоскими, в них всегда есть понижения, заполненные водой, которая будет препятствовать переходу.
Что же касается гладкого рифа, то и ему потребовалось бы 12 часов, чтобы высохнуть…
• Во-вторых, такая скорость ветра — это по шкале Бофорта 12-балльный ураган, который несет ужасные разрушения и евреев просто-напросто занесло бы песком…
В свою очередь, американцы предлагают другое место этого библейского события: к северу от Суэцкого залива находится одно из крупнейших в Египте соленое озеро Манзала (Мензелех). В былые времена в него впадал один из рукавов нильской дельты.
С помощью компьютерного моделирования Дрюс и Хань определили, что при восточном ветре, дующем в течение 12 часов (что полностью отвечает «всей ночи» Библии), вода в озере могла опуститься на 1,8 метра, обнажив при этом проход шириной 5 км!
Суша могла бы продержаться около 4 часов, после этого резко скрыться…
Об этом ученые сообщили в исследовании под названием «Динамика ветров в зоне Суэцкого канала и дельте Восточного Нила».
Причем компьютерные модели только подтвердили то, что было известно давным-давно.
Например, в январе 1882 года британский генерал-майор сэр Александр Брюс Туллох, который наблюдал за работами на Суэцком канале, написал следующее:
«Восточный ветер быстро нарастал и в конце концов стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу.
На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки.
Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования так называемого Красного моря Израилем.
Не спорим, расступившийся Акабский залив впечатляет больше, чем какое-то неглубокое озеро, но, скорее всего, библейский текст больше подтверждает гипотезу, связанную с озером Манзала: все дело в том, что в оригинале на иврите фигурирует гидроним Ям-Суф, то есть «море камыша», который растет скорее в болотистой местности, чем на берегу настоящего глубокого моря…
Форсированное евреями водное пространство стало называться Чермным лишь в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, который был сделан в III веке до н. э.
В 1978 году исследователь Рон Уайетт и два его сына обнаружили на дне Красного моря в заливе Акаба и сфотографировали большое количество отдельных частей колесниц, которые были покрыты кораллами.
Одна из этих находок представляла собой колесо колесницы с восемью спицами, которое позже бДоктор Хассаныло отдано для изучения директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану.
Исследовав это колесо, доктор Хассан авторитетно заявил, что оно относится к 18-ой династии, датируя исход 1446 годом до н. э.
Когда же ему был задан вопрос, почему он так решил, он дал разъяснение, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период — время правления Рамсеса II и Моисея.
Останки скелетов лошадей и людей, ступицы колесниц, колёса с 4, 6 и 8 спицами — всё это находилось на морском дне как безмолвное подтверждение чуда разделения Красного моря…
Одной из самых значительных находок, несомненно, является позолоченное колесо с четырьмя спицами, пердположительно, от колесницы фараона.
За многие века дерево разрушилось и осталась только тонкая золотая оболочка.
Все обнаруженное позволило Рону Уайетту сделать предположение, что залив Акаба это и есть место перехода.
Косвенным доказательством этого послужило еще и то, что только здесь есть место, на котором при необходимости смогли бы разместиться миллионы Израилевых сынов…
Изучив документы Британского Адмиралтейства, Рон узнал, что в этом месте находится идеальная природная подводная тропа, которая ведет через залив.
Берега по обе стороны этого подводного хребта в заливе Акаба круто обрывались и глубина достигала 1670 метров, в то время как на самом хребте глубина составляла 300-340 метров.
Исходя из всего вышеизложенного, Рон Уайетт выдвинул гипотезу, что залив Акаба и есть место перехода через Красное море.
Уфологи же считают, что в том самом «столбе облачном», который светился, скрывался НЛО, который и совершил это чудо, вдавив морскую воду так, что обнажилось дно…
Источник информации:
1. Иванов «Смоделируем чудо»
2. документальный фильм «Исход и переход через Красное море»
Источник