Монастырь нораванк высота над уровнем моря

Монастырь Нораванк

Монастырь Нораванк

Страна Армения Город Ехегнадзор Конфессия Григорианство Дата основания X век Состояние удовлетворительное

Нораванк (арм. Նորավանք , в переводе с армянского «новый монастырь») – это монастырский комплекс, построенный в XIII веке нашей эры в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа близ армянского города Ехегнадзор. Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу – это название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII–XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями – прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор.

Содержание

История

Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII – начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII–XVIII веках.

Сурб Аствацацин

Наиболее величественная церковь Сурб Аствацацин, также известная под названием Буртелашен – «построенная Буртелом» (в честь финансировавшего строительные работы князя Буртела Орбеляна), расположена под углом к церкви Св. Карапета и ее притвору (гавиту), на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика. Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырехскатная крыша, но в 1997 году были восстановлены барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты. На первом этаже были устроены искусно выполненные усыпальницы Буртела и его семьи. Узкие ступени с профилированными стыками, выступающие на западном фасаде, ведут на второй ярус – к входу в молельню. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами, а над верхним входом – изображения Христа и фигур Апостолов Петра и Павла.

Буртелашен – это высокохудожественный памятник погребальных сооружений башенного типа, которые строились в первые годы после принятия христианства в Армении. Это церковь поминовения усопших. Прямоугольный первый этаж служил семейной усыпальницей, а крестообразный второй – поминальным храмом, который был увенчан ротондой из нескольких колонн.

Храм Буртелашен – архитектурная доминанта Нораванка. Оригинальная трехъярусная композиция здания выстроена по принципу увеличивающейся высоты ярусов и сочетает утяжеленное основание с разделенной серединой и полуоткрытым верхним ярусом. Соответственно, декоративное убранство церкви выполнено сдержаннее в нижней части здания и наряднее наверху. В качестве внутреннего убранства здесь использованы колонны, небольшие арки, карнизные перевязи в форме крестов различных очертаний, медальоны, наличники окон и дверей.

Западный вход украшен с особым великолепием. Важную роль здесь играют консольные лестницы с профилированными стыками, ведущие на второй этаж. Двери обрамлены широкими прямоугольными наличниками с уступами в верхней части, колоннами, перевязями и самым изысканным, геометрически правильным и разнообразным орнаментом. Между внешним наличником и арочным обрамлением отверстий можно увидеть изображения голубей и сирен с женскими венценосными головами. Подобные геральдические барельефы широко использовались в армянской живописи XIV века, а еще раньше – в архитектуре, миниатюрах и прикладном искусстве для декорирования различных сосудов и чаш. Дверные тимпаны украшены горельефами: на нижнем этаже на них изображена Пресвятая Дева с Младенцем Христом и Архангелами Гавриилом и Михаилом, а на верхнем этаже – фигуры Апостолов Петра и Павла. В отличие от барельефов в молельне Нораванка, эти горельефы выгравированы на гладкой поверхности, что делает их еще более независимыми. Фигуры отличаются пластичностью форм, мягкой лепкой и акцентированием некоторых деталей одежды.

На трех колоннах в западной части ротонды изображены основатели Буртелашена. На барельефе видны фигуры Пресвятой Девы с Младенцем, а также силуэты двух стоящих людей в богатой одежде, один из которых держит в руках макет храма.

Церковь Сурб Карапет

Вторая церковь монастырского комплекса – Святого Карапета – крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырех углах. Церковь была построена в 1216–1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением.

Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден еще одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы на средства благотворителей – семьи канадских армян.

К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен эффектный притвор, украшенный великолепными хачкарами и несколькими исписанными надгробными плитами в полу. Иначе этот притвор называется «гавит». Стоит обратить внимание на знаменитый резной орнамент над внешней перемычкой входной двери. В церкви размещается усыпальница князя Смбата Орбеляна. По всей вероятности, первоначально перекрытие зала опиралось на четыре колонны, которые затем были разрушены землетрясением 1321 года. После землетрясения была сооружена новая крыша – в форме огромного каменного шатра с горизонтальными перегородками наподобие деревянных кровель сельского типа хазарашен, что отличает эту постройку от других памятников армянской архитектуры этого периода. Четыре ряда консолей на потолке образуют сталактитовые своды с квадратным световым отверстием в центре перекрытия. Широкие перекрытия, выступающие над полуколоннами, глубокие ниши с хачкарами и низкий потолок в форме шатра, почти лишенный убранства, делают слабо освещенный интерьер довольно мрачным.

Внешнее убранство сосредоточено в основном на западном фасаде, где расположен вход в здание. Обрамленный двумя рядами орнамента в виде трилистника и надписями, полукруглый тимпан двери украшен орнаментом и изображением Пресвятой Девы, сидящей на простом, сельском ковре с Младенцем в окружении двух Святых. В орнаменте также просматриваются крупные буквы, увитые побегами с листьями и цветами. Богородица сидит с Младенцем на восточный манер. Заметен и рисунок ковра со свисающими кисточками. Нужно отметить, что в сюникских храмах XVII–XVIII веков был широко распространен культ Богородицы. Она изображалась на барельефах, и Ей были посвящены многие церкви.

Стрельчатый тимпан однотипного окна над дверью украшен уникальным барельефом с изображением Бога Отца с большими миндалевидными глазами. Правой рукой Он благословляет Распятие, а левой держит голову Адама с парящим над ней голубем, символизирующим Святого Духа. В правом углу тимпана – голубь-серафим, а пространство между ним и фигурой Отца заполнено письменами.

Часовня Сурб Григор

Боковая часовня Святого Григория была пристроена к северной стене церкви Святого Карапета в 1275 году. В ней также установлены гробницы семьи Орбелянов, в том числе великолепная надгробная плита с резным изображением человека-льва, датированная 1300 годом. Ею накрыта усыпальница Эликума, сына князя Тарсаича Орбеляна. Это скромное прямоугольное сооружение с полукруглым алтарем и сводчатым потолком, который подпирается арочными стенами. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а апсида алтаря окружена хачкарами и изображениями голубей на барельефах.

Хачкары

В комплексе сохранилось несколько хачкаров. Самый замысловатый из всех выполнен Момиком в 1308 году. Большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара – изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы.

Источник

uritsk

Страница путешественника

Невдалеке от села Арени, в труднодоступном ущелье реки Гнишик среди отвесных скал, облюбованных скалолазами, на высоком каменном уступе расположился знаменитый монастырь Нораванк.

Природа обособленных горных долин Армении совершенно разнообразна – еще древние историки называли их ашхар, что означает мир. Путешественник, попав в один из ашхаров, переносил его особенности на всю природу Армении, а ведь это был лишь один из многих её ликов. Здесь, на юго-востоке Армении, за Варденисским хребтом, расположен живописный и своеобразный Сюняц ашхар — самая гористая и изрезанная часть Армении, тот самый сюрприз, о котором мечтает жадный до необычайностей путешественник. В Сюняц ашхаре два исторических района – Вайоц Дзор, занимающий бассейн реки Арпа, и Занзегур, простирающийся до Мегринского ущелья.

Суровы скалистые ландшафты области Вайоц Дзор: узкие каменные ущелья, каньоны, ограниченные высочайшими отвесными обрывами и причудливо изрезанными скалами, шумные реки, прорезавшие себе путь в вулканических породах. Здесь находится самая длинная и глубокая пещера Армении, где на дне 300-метрового колодца были обнаружены остатки древнего медведя, откуда и пошло название – Арчери (медвежья). Горные долины и плоскогорья дали приют небольшим городам и селеньям, которые порой располагаются на высоте до 2250 метров над уровнем моря. По склонам долин встречаются лесные заросли – остатки некогда пышных лесов, альпийские пастбища, маленькие озера. Благоухающее разнотравье горных лугов дает прекрасный ароматный мёд.

1. Сворачиваем с основной дороги и держим путь вдоль отвесных скал ущелья реки Гнишик.

2. На склонах гор встречается множество пещер.

3. Вскоре с дороги открывается вид на скалу, с вершины которой вот уже на протяжении восьми веков взирает на проходящих величественный монастырь Нораванк.

4. Поднимаемся к монастырю по горному серпантину.

6. Нораванк был основан в 1205 году предположительно на месте руин древнего языческого храма и расширился на рубеже XIII-XIV веков, когда стал резиденцией Сюникских епископов и, соответственно, крупным духовным и культурным центром Армении. На территории монастыря, перед отвесными скалами, расположены церкви Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) и Сурб Карапет.

7. Церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) является главной архитектурной доминантой монастыря, была построена в 1339 году и считается последней работой талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика, могила которого находится также на территории монастыря, прямо рядом с церковью.

8. Чуть поодаль расположена Сурб Карапет, построенная в 1216 – 1227 годах.

9. Монастырь стоит на высокой скале, с которой открывается невероятно красивый вид на ущелье и дорогу, по которой мы ехали.

11. Из всех древних монастырей, которые мы посмотрели в Армении, пожалуй, именно Нораванк произвел на меня наибольшее впечатление – до чего красиво и естественно он смотрится на фоне окружающей его природы, как гармонирует с отвесными скалами, возвышающимися вокруг: словно эти скалы и монастырь – единое целое. Он даже по цвету практически такой же – я так понимаю, строения монастыря возводились как раз из этих рыжеватых каменных пород окрестных скал…

13. Загадочный колодец. Три часа назад я уже спускался по такой же отвесной лестнице в подземную темницу монастыря Хор Вирап, поэтому в эту дырку чего-то не полез. Может быть и зря. :))

15. Сурб Аствацацин и Сурб Карапет вместе.

16. Фото на память.

17. Внутри храмов.

22. На каменном полу много древних надгробий и хачкаров. На улице тепло, но здесь даже в разгар солнечного дня зябко.

25. Портал притвора церкви Сурб Карапет, построенный в 1261 году, украшает несколько необычайно красивых барельефов работы Момика. Вот один из них, на котором изображена Богоматерь с младенцем.

26. На западном фасаде Сурб Аствацацин стоит особо выделить две узкие каменные консольные лестницы, своеобразным треугольником ведущие на второй этаж. Очень красиво смотрится – да, не случайно эта церковь считается шедевром! А слева от входа выделяется несколько хачкаров.

29. Потрясающе красиво.

30. Спускаемся вниз. По дну ущелья бежит говорливая речка Гнишик. Красота, тишина, спокойствие…

32. Здесь, у подножья скалы, на которой возвышается Нораванк, в одной из каменных пещер обнаружилась небольшая кафешка-закусочная. Нам предстоит еще очень долгий путь до Нагорного Карабаха, поэтому лучше воспользоваться возможностью и пообедать.

35. Вардан попросил хозяйку приготовить что-нибудь на скорую руку – и через каких-то полчаса мы за обе щеки уплетали аппетитную яичницу с овощами, лавашом, салатом, зеленью и домашним сыром. Очень кстати оказалось и замечательное домашнее вино, которое мы прикупили по пути в Арени.

36. Отобедав, прощаемся с ущельем реки Гнишик, движемся по направлению к трассе на Мегри и Карабах – и продолжаем наш маршрут…

Источник

Читайте также:  Балтийское море каким океанам относятся данные моря
Оцените статью