Мор утопия бакалавр концовки

Занавес поднят, Представление начинается!

Внимание, спойлеры! Если вам нужна информация для прохождения за Самозванку, вам лучше обратиться к аккаунтам Гаруспика и Бакалавра здесь . Поскольку играть за Самозванку возможно только после прохождения игры за других персонажей, ее история во многом перекликается с другими двумя.

Так как играть за Самозванку я начал для своих академических занятий, то проходил игру очень внимательно, обращая внимание на каждую деталь. Вместо того чтобы описывать впечатления после игры за каждый день, я описывал свои впечатления как есть, разве что иногда кое-что забывал. Я активно цитировал диалоги Самозванки, так как в них богатство прозы Ледорубов производит намного более сильное впечатление, чем в диалогах Бакалавра и Гаруспика. Так что, представляя эту историю, я хочу передать чувства, которые испытывал во время игры так достоверно, насколько это вообще возможно. В конце концов, я обобщу свои впечатления, а пока я представляю свои записи о моем опыте игры так, как они были записаны. Я, пожалуй, не смогу переписать их без потери части эффекта переживания.

(Если вы ищите альтернативное, более эмоциональное прохождение за Бакалавра, то вам лучше заглянуть сюда . Если вы читаете прохождение Иешуа , то вам лучше перейти сразу к описанию последнего дня , где описываются потрясения, с которыми сталкивается игрок по окончании игры. Он хорошо описал мои чувства при прохождении кампании Бакалавра.)

Теперь, когда я увидел очертания всего замысла Ледорубов, у меня появилась пара мыслей. Я не уверен, стоит ли их оформить отдельными постами или лучше вставлять в конец каждого дня, но в любом случае я их опубликую.

Во-первых, я не смогу передать мои впечатления без небольшого разговора о том времени, когда я в первый раз играл в Мор. Утопию. Я купил игру, когда был только-только первокурсником, и играл в нее сорок часов, пройдя ее за неделю или две, прерываясь только на еду и на посещение занятий. (Ну, возможно, я еще сходил на пару вечеринок. Хотя эта история выглядела драматичней, если бы я не претендовал на социальную жизнь). Игра поразила меня, и я до конца не мог понять почему. Затем я написал свои впечатления от игры на пятидесяти листах — так и не закончил эту работу. Просто пытался задокументировать то, что со мной творилось. Тяжело описывать впечатления от игры, не играя в неё — вот почему я посвятил этому почти год.

Читайте также:  Моря определить падеж склонение

Пока Кевин и Иешуа сделали потрясающую работу, рассказывая утопичную историю утопистов, я чувствовал, что моей работой станет попытка рассказать, как чувствуется игра. Эта игра перемалывает вас в труху и добивает мощным финальным хуком (чистая правда — прим. переводчика). Помню, как я чувствовал себя зомби, играя в нее. Я смотрел на мир и не видел его, игра превратила всё в кукольное представление со срежиссированными диалогами. Этот призрачный больной город запер мой разум в своих маревых пейзажах.

Я даже не получал удовольствие от этой проклятой игры. Иногда загружался до того, как быть убитым, и мне приходилось переигрывать целый час. Как-то раз я сохранился за секунду до смерти, и потерял прогресс за день или два игрового времени. И даже когда геймплей уже не разочаровывал меня, я все равно не получал удовольствия.

Переводы были бесполезны. Люди жалуются на переводы последних дней, и они правы — переводы не могут передать красоту и поэтику оригинального русского текста. Диалоги как будто оббегают игрока — вы понимаете, что в оригинале должно быть красиво, но множество диалогов просто полны воды.

Мне не понравилась Мор. Утопия. Я играл в нее по одной причине — знал, когда это закончится. Каждый день говорил мне о том, сколько еще осталось. Даже если я ничего не делал, то все равно мог следить за медленной смертью города, всё становилось хуже и хуже, и хуже, пока в последний день вы не приходите в город и… ничего. Ни чумы, ни зараженных, ни людей. Лишь пустой город.

Итак, я доиграл до конца. И когда я доиграл, конец взбесил меня. Трижды.

В первый раз это было, когда я вошел в Многогранник, следуя указаниям Властей, и понял, что каждый день указания мне присылали пара детей в песочнице. И что песчаная чума, которую я полагал худшим кошмаром, или, что хуже, продуктом из бычьей крови, на которой построили город, оказалось не более чем последствием ветра, сдувавшего песок со зданий. А я был просто куклой, которая даже не может говорить, если ей не разрешат.

Второй раз я был взбешен, когда я вошел в театр и понял, что я разговариваю с разработчиками игры, обращающиеся напрямую ко мне. Потому что я играл в игру, чтобы играть в ебаную игру, мать их, и я хотел игру, впечатляющую меня своими достоинствами. Я не хотел, чтобы в игру влез разработчик и дал небольшую речь о том, что же это все было. Это было не честно.

В третий раз я взбесился, когда вошел в Собор, сделал свой выбор, затем перезагрузился и попробовал остальные концовки просто забавы ради, а потом посмотрел концовку Самозванки. И Иешуа, и Дюк выбрали концовку Гаруспика, в которой Многогранник рухнул, и город остался стоять, мрачный, холодный, застывший в вечности. Концовка Бакалавра намного страшнее — дети превращают город в бесформенную кучу, и только эгоистичная фанатичка Мария Каина остается наследовать обломки. В игре две основных концовки — концовка персонажа, за которого вы играете, если вы выполнили основные задачи каждого дня, и концовка двух других персонажей, которые можно получить, исцелив их Приближенных.

Если вы спасете всех Приближенных в игре, то Самозванка расскажет вам, что она может спасти Город. Нет необходимости сносить Многогранник и Бойни, никому не надо умирать, а Песчаная Чума уйдет навсегда. Правда, она откажется объяснять, как она этого добьется.

Вы можете ей поверить, и сказать Генералу, что вы знаете способ спасти всё. Затем идите домой спать, и когда вы проснетесь, игра покажет вам. это . Две минуты, которые разозлили меня, как меня не мог разозлить никто за весь мой опыт видеоигр.

Какого дьявола? Где необходимое жертвоприношение? Вы выбираете эту концовку, и всё магическим образом становится хорошо? Навсегда? Правда что ли?

Это было так же, как когда я встретился с разработчиками в момент моего полного погружения в игру. Хотя в другом, ключевом смысле, это было даже хуже. Я думал, что Мор. Утопия это игра о перспективах, о тяжелых моральных решениях, о необходимости видеть мир во всей его многогранности. Я хотел войти в Собор и увидеть сбалансированные концовки, каждая из которых жертвует чем-то, чем не жертвует другая. И вместо этого я получил нелогичный хаос. Это выглядело так, как будто концовку разработчики выдумали в последнюю минуту. Ненавижу.

Но что я ненавидел даже больше, чем концовку, это то, что все, что я знал об игре, было ошибкой. Я ожидал, что Мор. Утопия будет реалистичным симулятором эпидемии. Но финальный акт растоптал любой реализм, силой затянув меня в игру и, посмеявшись надо мной, поставил перед фактом — я проиграл игру.

Конечно же, если вы излечите всех Приближенных, в конце игры милый голос скажет вам, что вы выиграли. Но я видел, что Город был фальшивкой, вся игра хитрой ловушкой, а единственный персонаж, который знал это и знал, как выиграть игру: Самозванка и она не собиралась мне этого говорить. Даже намекнуть.

«Думаешь, ты самый умный? — говорят разработчики. — Думаешь, ты прошел игру? Думаешь, что видел концовку. Ты дурак. Происходящее намного сложнее, чем ты думал. Даже хуже. Ты знал, что происходит, и позволил нам лгать тебе. Ты с радостью позволил нам плести сети обмана. Ты играл в игрушку. Она закончилась. Но это не игра. И здесь нет Властей. Ты всегда был ничем и сейчас ты просто никто, без предыстории, даже без возможности распоряжаться своим телом по своему усмотрению. Видел тела, лежавшие на лестнице? Они — это ты прямо сейчас. Ты никто».

Помни, игра не выйдет и не скажет это. Даже Иешуа и Дюк не чувствовали это после встречи с детьми. Квентин Смит в своей плодотворной работе «Препарируя Мор. Утопию» сказал, что он чувствовал театральность игры, и она была слишком нарочита. Поэтому он сфокусировался на истории Крови и Быков (частью которой Бакалавр никогда не был). Я ни разу не видел рецензию на игру, в которой бы говорилось, что после прохождения за третьего персонажа понимаешь, что первые два были лишь насмешкой. Но для меня концовка была самой неожиданной и шокирующей на моей памяти.

Я думаю, это приглашение. Они показали, что ты думаешь об играх не так, как думают они, и просят тебя позволить им объяснить свою точку зрения. Они не просто смеются над вами, они показывают, куда вам нужно двигаться дальше. Пройди Самозванку. Попробуй увидеть то, что пропустил.

Я не играл три года. Я ненавидел игру за ту шутку, которую она сыграла со мной, и был слишком опустошен, чтобы начать её снова. Но когда подошел момент выбирать тему для диссертации, я понял, что есть только одна вещь, к которой имеет смысл прикладывать усилия — Патология. И изучая патологии, я прошел игру снова.

И теперь я говорю тебе — Самозванка не является разочарованием. По моему мнению, она круче, чем прохождение за Бакалавра. Прохождение за нее было более шокирующем, более захватывающим, чем весь опыт, который я получил от видеоигр, и концовка была более разумна и неожиданна, чем я, гм, ожидал. Не соверши ошибку: игра за нее такая же мучительная и невероятная, как и за первых двух персонажей, но только концовка за Самозванку является истинной.

Перевод текста, взятого отсюда. В дальнейшем я планирую перевести весь блог, и вообще серьезно углубиться в англоязычные материалы по творчеству ледорубов. stay tuned!

Источник

Значение концовок игры МОР (Pathologic 2)

Сегодня я расскажу о том, как понял и воспринял концовки игры МОР. Если вы опасаетесь спойлеров, то стоит воздержаться от прочтения текста и сначала пройти игру. Она того стоит, что я пытался донести предыдущей статьёй о МОРе.

Итак, в конце игры Артемию Бураху дано четыре варианта финала. Первым делом поговорим о двух вариантах сюжетного «геймовера». Первый — вы просто не успели в последний день. Письма инквизитора Аглаи Лилич не перехвачены, их судьба — а вместе с ней и всего города — прошла мимо ваших рук. Вы обнаруживаете себя в театре Марка Бессмертника, где вам говорят, что вы абсолютная бездарность. Актёр, отказавшийся играть, что возмутительно. Марк скажет отдельное фи, потому что ему пришлось прервать пьесу из-за вас. Так что валите, вон дверь в тёмном углу. Денег дадим, но в город вы уже не вернётесь. И в театр вам дорога заказана.

Выйдя через упомянутую дверь, вы попадаете в поезд. В тот самый товарный вагон, на котором добирались домой в самом начале. Вас снова встречает Попутчик, с которым Артемий пересекался несколько раз по ходу игры. Попутчик говорит, что теперь дорога принадлежит вам двоим. «Впереди много городов, и в каждом будет дельце, хе-хе.» Он не говорит, какое дело, но в течение игры вы несколько раз встречали этого человека и можете догадаться. Он трикстер — тот, кто существует, чтобы мешать чужим планам. Хаос мира, что подставит подножку — просто чтобы посмотреть, как мир горит… в смысле, как вы упадёте. Он не похож на человека, у которого есть план, но определённо, попутчик имеет намерения повеселиться тут и там. И более того, у его веселья есть цель, впрочем, поставленная не им самим, но кем-то с куда большими полномочиями.


Концовка любопытна тем, что обещает главному герою немало приключений. Да, он теперь, как и Вечный Жид Агасфер, обречён на скитания и гонения. Но места, что он увидит, доступны мало кому другому. Города, что его ждут, могли бы быть описаны в «Невидимых городах» Итало Кальвино, или находиться в царстве Песочного Человека за авторством Нила Геймана.

Грубо говоря, эта концовка о том, что всегда есть другой путь. Тот факт, что вы не справились с задачей, не делает вас неудачником или бездарностью, как утверждают Исполнители и Бессмертник. В мире есть место и для других задач, другого жизненного пути. Возможно, что и там вам будет неприятно — но нельзя цепляться за сломанные игрушки и возвращаться назад. Только вперёд, навстречу новым целям и обстоятельствам.


Версией этой концовки является следующая. Для её получения вы должны на десятой смерти сказать Попутчику «да». Он встретит вас в Театре Смерти и предложит сделку. «Я отниму у тебя настоящего (читай, у игрока) что-то важное, зато никаких последствий от смертей. Погибай сколько угодно, никаких штрафов за это не будет.»

Тогда в последний день вас автоматом переносят в Театр, засчитывают поражение и Марк объясняет, что в смертях весь смысл постановки. В том, чтобы ты, актёр (читай, игрок) понял важность смерти. Важность уроков, которые она преподносит. Смерть здесь, понятное дело, имеется в виду метафорическая. Речь о смерти в значении карты Таро — решения, которые меняют вас кардинальным образом. Резкий жизненный поворот, потрясение. Понятно, что в игре это выглядит не совсем так. Но определённо, вес каждой смерти давит на плечи, заставляя думать над тем, как избежать нового визита в Театр Смерти, где горят свечи и мертвецы рассказывают о своих последних мыслях. Смерть в МОРе — механизм, заставляющий игрока ценить жизнь внутриигровой марионетки, не разбрасываться ею попусту. Через этот приём игра усложняется, нельзя просто бросаться на стену в надежде, что она рухнет. Думай, думай, здесь есть выход. И не один.


И вот всего этого вы сами себя лишили, согласившись на сделку с попутчиком. А потому, заявляет Марк, вам снова в ту серую унылую дверь. Вот деньги, и катитесь прочь. Прочь — это, стало быть, снова к Попутчику в вагон. Дальше всё как в предыдущей концовке.

Урок этого «геймовера» хорош, хоть и очевиден. Настоящий герой, конечно, идёт в обход, но не заключает сомнительных сделок, обещая то, не знаю что. Я даже повышу ставки — это урок о том, что никто не проживёт эту жизнь за вас. Лишь вам отмерены эти 80 или сколько там лет, и все события, все решения — все ваши. Целиком. А если вы считаете, что можно их продать, отдать — ну, значит, вы готовы стать чьим-то рабом. Не самая приятная мысль, а? Так что вернитесь к началу и попробуйте вновь. В этот раз всё будет иначе.


Третья концовка, так называемый «ночной финал». Первая концовка, которую получил я. Когда в последний день игры вам предлагают — оставить в живых сердце города, и вместе с ним чудеса степей и Многогранника, я сказал — да. Нельзя уничтожать чудеса, рождённые этим прекрасным городом, их нужно сохранить любой ценой. Что характерно, принимая это решение, я не понял, что случится с Песчаной Язвой. Читая мысли Бураха, я видел, что решение есть. Что город должен пройти испытание болезнью и жить дальше, сохраняя свою уникальность. Но это не так. Сохраняя Многогранник, и сердце города, я сохранил чуму — и город обезлюдел.

В концовке нам показывают, как большая часть людей покидает город и уходит в степь. Символически или нет — они покидают этот мир. Возможно, они умерли от болезни, возможно — просто сбежали, надеясь выжить. Факт в том, что они исчезают. (Мраморное Гнездо, правда, говорит о смерти несколько интересную мысль, что делает этот уход в степь не таким мрачным явлением; но о Мраморном Гнезде, быть может, в другой раз поговорим) Зато в город возвращаются мифические авроксы, огромные быки. Продолжает нарушать физические законы Многогранник, а дети, которых Бураху поручил отец, выжили и теперь будут править городом. В освободившиеся кварталы хлынули степняки — ещё пока дикие, они обживут покинутые дома и станут новыми горожанами.


Концовка страшная. И — прекрасная. Она с одной стороны о том, что чудеса требуют жертв. Невозможно развитие событий, при котором чудо достанется тебе — дастся даже, оно ведь живое — просто так. Нет, оно требует веры, требует отречения от способа иного, кроме себя. Чтобы сердце Данко зажглось и осветило ночную тьму, оно должно быть вырвано из груди.

А ещё эта концовка про некое детство и преданность. Как говорят дети перед домом Бураха, Многогранник сохраняет людей в том возрасте, в котором они туда попали. Запрещает дальнейший рост, что сложно оценить положительно. С другой стороны, это концовка преданности степному народу, Оспине и обещанию, что давал и Исидор, и Артемий в моём лице. Кроме того, это концовка про социальный дарвинизм — кто выжил, тот и должен жить дальше. Значит, он обладает силой, нужной для этого. Он усвоил урок Матери Бодхо.

Неприятна эта концовка парой слов, которые Артему говорит Оспина, возглавляющая примитивный народ степняков. Она — олицетворение их обычаев и чудес. В разговоре она объясняет, что Песчаная Язва наверняка придёт вновь — и тогда уже сыну Артемия предстоит вновь «связать разорванное», читай — влить новую кровь Степи в город. Вот это уже я считаю провалом. Мы не решили проблему, мы лишь запустили новый цикл. Который неизбежно пойдёт по тому же сценарию. И снова будет чума, и снова будут умирать люди, и снова будет дан выбор — повторить цикл или всё же прервать его.



А значит, истинной победой можно считать лишь «дневной финал», последнюю концовку. Ценой чудес, ценой степного Уклада, то есть традиций и обычаев — Артемий Бурах добывает кровь для панацеи от Песчаной Язвы. И Город-на-Горхоне живёт дальше. Причём никаких настоящих чудес Артём не убил — не способен просто. Маленькая Тая Тычик продолжает возглавлять степной народ и теперь поведёт его к свету знаний. Каины, увидев смерть своего детища, поймут, что оно было неполноценным и надо строить более совершенный мост на Ту Сторону, за грань человеческого понимания. Конечно, будут и потери, но больше эмоциональные. Братья Стаматины мечтают убить военных, чьими руками Бурах уничтожил Многогранник — необходимое условие для создания панацеи. Каины больше не нуждаются в услугах Юлии Люричевой — местная топография рассчитана. Так что она тоже покидает город.

Капелла с Ханом решают в будущем заключить союз, который объединит Ольгимских и Каиных. Их брак положит конец бесконечным распрям этих двух семей, оставив одну, единую власть в городе (на фоне начинает играть Anthony & The Sons — Hitler In My Heart). Сабуровы отказываются от своей роли посредников между Ольгимскими и Каиными и становятся обычными горожанами. Всё хорошо.


(Правда, одна моя знакомая обратила внимание на то, что причиной чумы, по сути, стал гнев земли, Матери Бодхо. А гневалась она на людей за попытку отвергнуть человеческое и шагнуть выше себя с помощью Многогранника. И если Каины выжили и продолжат свои попытки, то Земля вновь будет гневаться и насылать на своих детей МОР. Но это спорная теория, особенно если вспомнить, как по-другому смотрят на причину и лечение болезни Бакалавр и Самозванка. Но если так, то и ночной, и дневной финалы так или иначе начинают новый цикл. И если вспомнить, что Дыбовский черпал вдохновение у Проппа и других исследователй фольклора, а фольклор очень часто брался объяснять явления природы, которая циклична, то такая теория начинает выглядеть крайне правдоподобно. Какое бы решение мы ни приняли, это лишь часть Уробороса, змеи, что кусала, кусает и будет кусать собственный хвост.)

Забавно, но дневная концовка — самая простая с точки зрения значения. Мы, Артемий Бурах, спасли город и получили возможность узнать, чем эта история закончилась для каждого из тех, кто выжил — нашими усилиями выжил, подчеркну. За это мы и боролись. Спичка и Мишка стали нам приёмными детьми, Ноткин стал приемником Грифа, Лара примирилась со смертью отца. «Всё хорошо! Капитаны пьют вино, корабли идут на дно!» (© Эдумунд Шклярский) Единственный поучительный момент здесь — не все будут довольны. Нельзя угодить каждому, и потому Стаматины будут ругаться. Бранит Артемия и Старшина Оюн. Ну и пусть их — собака лает, караван идёт. Зато они могут лаять, а не сдохли во славу дела рук своих.


При этом нам дают понять лишь ближайшие намерения персонажей. Кто знает, будет ли успешным брак Хана и Капеллы и состоится ли он вообще? Уедут ли Стаматины вслед за армией, надеясь прикончить если не генерала Блока, то хотя бы его помощников? А может, новый проект Каиных даст им повод задержаться в городе? Мы видим лишь начало этих историй. Предположить, во что они разовьются, создатели игры предлагают самому игроку.

Напоследок, и в ночной и в дневной концовке есть последний выбор. Так или иначе вы попадаете в Театр, где Марк Бессмертник готовит следующую постановку той же пьесы. Теперь на главную роль он возьмёт другого, более подходящего человека. Бакалавра Данковского. «А вы, голубчик… Ну, идите за кулисы, там с вами рассчитаются. Мы будем рады видеть вас в нашей следующей постановке на вторых ролях.»


Здесь игрок в диалоге может сказать одно из трёх. Согласиться и пойти за рассчётом — самое простое. Вы покидаете пьесу, и город, и по сути, саму игру. Титры прокручиваются на чёрном фоне.

Прямо противоположное решение — заявить, что я вжился в роль Бураха, стал им. Моё место — в городе. После чего вы выходите обратно, через те же двери, через которые попадали внутрь все эти дни. Вы подтвердили выбранный путь, стали лекарем и менху, достойным приемником Исидора Бураха. Камера постепенно отдаляется от вашего лица, показывает, как во дворе перед театром дети играют в классики. На этом фоне крутятся титры.

И последний вариант — заявить, что вам по нраву Театр. «Здесь я и останусь. Может, даже займу ваше место, Марк, а?» И тогда Артемий превращается в Исполнителя и кланяется игроку. Пьеса завершена.


Последний вариант, на мой взгляд, самый искренний. Это концовка игрока. Ведь именно этим и является любая компьютерная игра — собственно, игрой. Возможностью примерить на себя маску, роль. Вжиться в чужую шкуру, попробовать себя в новом деле. Чтобы потом, отыграв, вернуться к истинному себе с новым знанием и пойти в жизнь… Хотя под такую трактовку и первый выбор попадает, с выходом из театра. Но мы ведь с тобой, дорогой читатель, игроки — мы не останемся при своём. Мы пойдём искать новую роль, не так ли?

На этом на сегодня всё. Спасибо, что ознакомились.

Источник

Оцените статью