Меню

Море чудесное синее нежное знаки препинания

Море чудесное синее нежное знаки препинания

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.

Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.

Упражнение 2.

Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.

Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).

Упражнение 3.

Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. На что нужно при этом обращать внимание?

Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт). Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб). Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда — то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин).

Упражнение 4.

Запишите данные предложения и сделайте вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.

Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский). Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов). Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). Константин Бальмонт тоже символист. Демьян Бедный не символист.

Упражнение 5.

Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

О б р а з е ц: Ученье — свет , а неученье — тьма . [сущ. — сущ .], а [сущ. – сущ .].

1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

Упражнение 6.

Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

1. Дома города точно груды грязного снега. 2. Земля под ними чёрная голая. 3. Деревья садов как бугры. 4. Он скептик и материалист. 5. Жизнь прожить не поле перейти. 6. Жить народу служить. 7. Летний дождик одно только удовольствие. 8. Дважды два четыре.

Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.

В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила». Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей современной ему действительности.

Упражнение 8.

Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.

1) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.

Упражнение 9.

Объясните, используя толковый словарь С.И. Ожегова (или какой-либо другой), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать.

Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

Упражнение 10.

Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны — триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть — самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать — это не только узнавать факты. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).


II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», — сказал офицер (Паустовский).


Упражнение 11.

Читайте также:  Абхазия палаточные городки море

Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от. солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Упражнение 12.

Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

1. В каком предложении не ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

3. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.

4. В каком предложении ставится тире?

1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
2) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
3) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
4) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Лето припасает — зима поедает.
2) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
4) Жизнь — подарок, которого мы не просили.

Источник

Русский язык. 8 класс

Укажите предложения, в которых следует поставить тире.

Моя солдатская шинель (?) как печать отвержения.

Самые счастливые люди (?) невежды.

Твои речи (?) будто острый нож.

Преодолеть препятствие (?) вот наша задача.

Море (?) чудесное, синее, нежное.

Соедините части пословиц с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.

Вставьте слово, чтобы оно совпадало со своим значением.

– грубый, неучтивый человек.

– малообразованный человек, неуч.

– лицо или организация, адресующая почтовое отправление кому-либо.

– лицо или организация, которому адресована корреспонденция.

– это собственноручно поставленная фамилия в конце документа.

Определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

О решённом говорить – только путать.

Наша задача – хорошо учиться.

Сердце наше – вечная тайна
для нас самих.

Он порча, он чума, он язва
здешних мест.

Пять на пять – двадцать пять.

Существительное (И.п.) – существительное (И.п.)

Глагол (инф.) – глагол (инф.)

Существительное (И.п.) – глагол (инф.)

Числительное (И.п.) – Числительное (И.п.)

Личное местоимение существительное (И.п.)

Укажите правило постановки знака препинания в следующем предложении:

22 июня 1941 года – начало Великой Отечественной войны.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

Тире ставится между подлежащим-существительным в именительном падеже и сказуемым-глаголом в форме инфинитива.

Тире ставится между подлежащим, выраженным словосочетанием числительное + существительное, и сказуемым-существительным в именительном падеже.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными числительными в именительном падеже.

Тире поставлено неверно, в данном предложении тире не ставится.

Читайте также:  Почему меняется высота над уровнем моря

Распределите предложения по группам: «Тире ставится» и «Тире не ставится».

Тире ставится

Тире не ставится

Укажите предложения, в которых тире НЕ ставится.

Пруд (?) как блестящая сталь.

Книги (?) корабли мысли, странствующие по волнам времени.

Ученье (?) вот чума, ученость (?) вот причина…

Онегин (?) не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Бедность (?) не порок.

Укажите верные утверждения.

Тире не ставится, если подлежащее выражено существительным в именительном падеже, а сказуемое – инфинитивом.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительными в именительном падеже.

Тире не ставится перед сказуемым, если перед ним стоит отрицательная частица «не».

Тире ставится перед словами «как», «словно», «будто».

В предложении «Он (?) студент.» тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

В предложении «Жить – Родине служить.» подлежащим является слово «Жить».

Источник

Урок русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Выбранный для просмотра документ ТИРЕ.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка ГОРБУНОВА Е.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»

Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ.И.п.—сущ.И.п. Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). Числ.И.п.—числ.И.п. Девятью сорок — триста шестьдесят. Сущ.И.п.—числ.И.п. Числ.И.п.—сущ.И.п. Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). Сущ.И.п.—н. ф. глаг. Н. ф. глаг.—сущ.И.п. Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг.—н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). _____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев). _____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест.сущ. Вы умный человек, поймёте. (Чехов). Сущ. И.п.не сущ.И.п. Но:Н. ф. глаг.—нен. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ.вводн. слово, союзытоже, также, лишь и др.сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ.прилаг. Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ.естьсущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ.И.п.— сущ.И.п. Н. ф. глаг.— сущ.И.п. Личное мест.сущ. Числ.И.п.— числ.И.п. Н. ф. глаг.— н. ф. глаг. Сущ. И.п.не сущ.И.п. Сущ.И.п.— числ.И.п. _____ — это Сущ.вводн. слово, союзысущ. Числ.И.п.— сущ.И.п. _____ — вот Сущ.прилаг. Сущ.И.п.— н. ф. глаг. _____ — значит Сущ.естьсущ.

Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. — 6. — 2. + 7. + 3. + 8. + 4. — 9. + 5. — 10. +

Домашнее задание: §22, упр. 115

Выбранный для просмотра документ Тире между подлежащим и сказуемым.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»

Конспект урока русского языка в 8 классе

«ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ»

Горбунова Е.В., учитель русского языка и литературы

Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым;

научить правильно ставить его.

развить у учащихся умение применять полученные знания;

обогатить словарный запас учащихся.

способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Назовите главные члены предложения.

Что такое подлежащее?

Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Какой член предложения называется сказуемым?

На какие виды делятся сказуемые?

работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Сияют переливаются купола собора.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;

работа с учебником ( с. 57, упр. 114 );

запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Словополководец человечьей силы (Маяковский).

Д евятью сороктриста шестьдесят .

Глубина там с лодкишесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды двастеариновая свечка (Тургенев).

Читайте также:  Ширина территориального моря не может превышать

Дело художникарождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языканенужная роскошь (Чехов).

Учитьум точить (пословица). В камни стрелятьстрелы терять (Горький).

Задумчивостьэто признак душевного перелома (Паустовский). Нравитьсяэто дело юношей (Тургенев).

Точность и краткостьвот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтомзначит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожитьне поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна ( Короленко).

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

Наша задача – хорошо учиться.

Ум без книги как птица без крыльев.

Старость не радость.

Человек вот правда жизни.

Великое дело новость.

Пятью пять двадцать пять.

Погода несносная дорога скверная.

Татьяна не дитя.

Говорить не думая – стрелять не целясь.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Сердце не камень.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником ( с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Ученье вот чума, ученость вот причина…

Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

Федор знал, что Артем свой парень.

Море чудесное, синее, нежное.

Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Моя солдатская шинель как печать отвержения.

Но объяснение не оправдание.

Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

Твои речи будто острый нож.

Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Ученье вот чума, ученость вот причина…

Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

Федор знал, что Артем свой парень.

Море чудесное, синее, нежное.

Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Моя солдатская шинель как печать отвержения.

Но объяснение не оправдание.

Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

Твои речи будто острый нож.

Преодолеть препятствие вот наша задача.

Номер материала: ДA-045567

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

ЕГЭ проходит штатно на всей территории России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector