- Образ моря в русской поэзии романтизма
- Образ моря в русской поэзии
- Характеристика основных составляющих частей литературного образа: метафоры, символа и мифа. Значение образа-символа моря в творчестве М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Музыкальная основа художественного мышления в стихотворениях поэтов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Образ моря в русской поэзии романтизма
Образ моря в русской поэзии всегда занимал и продолжает занимать одно из самых важных мест. И неудивительно, ведь это могучая, загадочная и в то же время романтичная стихия, навевающая тысячи волшебных образов. Особенно значимую роль «морская» тематика играет в поэзии романтизма. Эстетика этого литературного направления во многом зиждется на противопоставлении реального, земного и потустороннего миров. В противовес скучной действительности поэты-романтики описывали область мечты, сказки, фантазии, причем доступ в нее мог получить только подлинный Творец.
Персоналии
Образ моря в русской поэзии, если говорить более конкретно, широко использовался в творчестве таких великих представителей литературы, как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Даже после того, как влияние романтизма стало угасать, мотивы водной стихии то и дело возникают в стихотворениях Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой.
В.А. Жуковский
Характеризуя образ моря в русской поэзии, невозможно не упомянуть творчество Жуковского. Некоторые литературоведы отмечают, что по-настоящему пристальный интерес к подобным темам начинается у элегиста со стихотворения «Море», написанного в 1882 году. Поэт персонифицирует водную гладь: она становится бескрайним пространством, не подчиняющимся никаким человеческим законам, свободным от всех запретов.
А.С. Пушкин
Библиотека русской поэзии была бы неполной без творчества А.С. Пушкина. Поэт называл Жуковского своим учителем, однако его романтизм был несколько другого толка: мятежный, дерзкий, непримиримый. Его стихотворение «К морю» было написано во время одесской ссылки. Молодой поэт тогда мечтал о побеге за границу, страстно хотел вырваться из душной неволи. «К морю» стало своеобразным поэтическим манифестом, отразившим все эти стремления.
Ф.И. Тютчев
Со словами «тема природы в русской поэзии» в первую очередь ассоциируется, конечно же, поэзия Тютчева. Образы морской стихии нашли отражение в его творчестве. Море знаменитый поэт изображает преимущественно в ночную пору.
Источник
Образ моря в русской поэзии
Характеристика основных составляющих частей литературного образа: метафоры, символа и мифа. Значение образа-символа моря в творчестве М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Музыкальная основа художественного мышления в стихотворениях поэтов.
Рубрика | Литература |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.05.2011 |
Размер файла | 33,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Башкирский государственный университет
Курсовая работа на тему:
Образ моря в русской поэзии
Выполнила: студентка 4 курса
Проверила: Кислова Е. П.
1. Понятие художественного образа
2. Образ моря в поэзии А.С. Пушкина
3. Образ моря в поэзии М.Ю. Лермонтова
4. Образ моря в поэзии В.А. Жуковского
Список использованной литературы
Целью данной курсовой работы является изучение того, каковы место и роль образов моря в творчестве М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и В.А. Жуковского, каково их символическое значение. Целью определяются следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать поэзию по исследуемой теме.
2) Проанализировать, какое значение образа-символа моря имеют в поэзии рассматриваемые авторы.
3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в поэзии поэтов.
1. Понятие художественного образа
Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из киево — церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении — картина; номинация «образ» является калькой из гр. eikon (икона) — изображение.
Художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно, картинами. Писатель, в отличие от публициста, не высказывает определенных положений, из чего читатель должен извлечь выводы. У него все сразу вместе совершенно, нераздельно: и исходный тезис, и доказательство, и конечный результат. Все это отражено в единой зарисовке, в образе.
Теория художественного образа была создана в античную эпоху и связывалась с понятием подражания (мимесис): художник воссоздает жизнь в ее неповторимо — индивидуальном значении. Аристотель понимал произведение как живое существо, которое подчиняется собственным правилам, оторвавшись от автора, художественное творение «производит» продукт эстетического наслаждения.
Наука о литературе XIX века (Гегель) определила искусство слова как мышление в образах, которое открывает конкретную реальность.
Художественный образ является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, символизирует вторую природу, организованную по законам красоты. Это не действительность, а ее образ, и столкнуться с нею можно лишь посредством воображения. Образ включает в себя духовную деятельность человека, это предмет, наделенный чертами знака (К. Горанов).
«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л.И. Тимофеев). Он содержит в себе авторский оценочно — субъективный момент к изображаемому предмету (Н.А. Гуляев).
Литературный образ неисчерпаем как и действительность (акт индивидуальной оценки, эстетическое наслаждение, соотношение частной жизни с жизнью человечества, способ познания автора). После чтения У. Шекспира или исследования его творчества, жизнь английского драматурга умножается на бесконечность. Категория «образ» и система художественных образов отличаются между собой идейной значимостью.
Изображения человеческой личности классифицируются как образы — персонажи, предметы (образы — вещи), явления природы (образы — пейзажи). Писатель должен передать правду социальную, использовать вымысел, воссоздать индивидуальный характер, обобщать обстоятельства (П.К. Волынский).
Теоретики литературы США Р. Уэллек и О. Уоррен считают, что образ состоит из трех элементов: образ = метафора + символ + миф. Семантические поля частично совпадают, и сфера их действия, несомненно, одна и та же. Психологи и эстеты предложили многоступенчатую классификацию образов: зрительные (воспроизведение прошлого опыта); вкусовые, ароматические, статические, динамические, цветовые, звуковые, синэстетические (способность образа переключаться из звуковой сферы чувств в цветовую, вкусовую, ароматическую).
2. Образ моря в поэзии А.С. Пушкина
Особое место в южной лирике Пушкина занимает тема свободы. В равной мере свободолюбивые мотивы были свойственны и зрелому периоду творчества Пушкина. Пушкин недаром, подводя итоги своему пути, утверждал в «Памятнике» как главнейшую свою заслугу то, что в свой «жестокий век» восславил свободу. Однако в романтический период тема свободы занимала в поэзии Пушкина особое место в том смысле, что она была в точном и глубоком значении этого слова ведущей. Мотивы свободы не просто часто встречаются в романтической лирике, но они пронизывают ее насквозь, придавая ей весьма своеобразный, неповторимый облик. Любимые герои пушкинской лирики романтической поры всегда причастны к свободе и жаждут ее. Таков Брут в стихотворении «Кинжал»: «…но Брут восстал вольнолюбивый»; Чаадаев из пушкинского послания к нему («…вольнолюбивые надежды оживим»); генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного («…И воззовешь: свобода!»). Самого себя в стихах романтического периода Пушкин называет «свободы друг миролюбивый» («Алексееву»). Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя «вольного гласа цевницы» («Из письма Гнедичу»). В стихотворении «Дельвигу» он провозглашает: «Одна свобода мой кумир».
Понятие свободы относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года «Л.Пушкину» он восклицает:
Теперь ты юноша — и полною душой
Цветешь для радостей, для света, для свободы.
Какое поприще открыто пред тобой…
Мотивы свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом плане. В значительной мере они предопределяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно море, океан, грозы, всякого рода стихии. Потому и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они ассоциируются со свободой. В стихотворении Пушкина гроза — символ свободы («Кто, волны, вас остановил…»), океан — «свободный» («Приветствую тебя, свободный океан…»), море — «свободная стихия».
Романтический период в лирике Пушкина, как и в поэмах, завершается в Михайловском. Именно здесь в 1824 году Пушкин создает свою элегию «К морю». Образом «свободной стихии» открывается романтическое стихотворение Пушкина «К морю». Стихотворение «К морю» насквозь романтично: подчеркнуто романтический характер носят в нем идеи, герои, поэтика самого стихотворения. Марина Цветаева это стихотворение Пушкина называла «наиромантичнейшим».
Основная тема пушкинской элегии — тема свобода. Мысль о свободе, утверждение и прославление духовной свободы человека составляет идейно-тематическую основу стихотворения. Исследователь А.Слонимский писал: «К морю» является декларацией свободы и протестом против рабства».
«Декларация» Пушкина не только поэтическая, но и типично романтическая, как и его протест.
Понятие свободы в стихотворении носит одновременно и конкретный, и всеобщий, универсальный характер. В нем заключено и индивидуально-человеческое, и политическое, и в некотором смысле космическое содержание. Оно современно и вместе с тем выходит за рамки только данного времени. Именно так романтики чаще всего трактуют свободу. В элегии Пушкина свобода воплощается прежде всего в образе моря. Стихотворение начинается словами: «Прощай, свободная стихия…».
Свободная стихия вместо моря — это не просто стилистически возвышенный перифраз, дающий ключ к восприятию всего последующего в высоком поэтическом плане, но и утверждение с самого начала, первыми же словами, самого главного в идейно содержательном смысле. С самого начала мысли поэта о море неразделимы с его мыслями о свободе. Море свободное, и оно же — стихия. Свобода и стихия — это свобода абсолютная. Образом моря-свободы не только открывается стихотворение, но и скрепляется вся его композиция. Все атрибуты моря в тексте элегии — в равной мере и атрибуты свободы: «гордая краса», «своенравные порывы», «неодолимый», неукротимость и могущество. Эти характеризующие признаки постепенно, каждый раз по-новому раскрывают центральный образ стихотворения. Ведущая мысль произведения — мысль о свободе. Композиция «К морю» носит динамический, а не статический характер. Идеи и образы стихотворения не заданы: они появляются как бы по внутренней потребности, непреднамеренно. У Пушкина идея свободы, образ свободы носят свободный характер. Идея свободы в стихотворении «К морю» является лейтмотивом. Основной принцип композиции пушкинской элегии условно можно было бы определить как музыкальный и ассоциативный. Строфы «К морю» сюжетно не сцеплены между собой, но это не мешает общему впечатлению единства целого. Композиция держится не на логических, а на ассоциативных связях. Воспоминание о «свободной стихии» — море (пять первых строф) сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании уехать, вырваться на волю («и по хребтам твоим направить мой поэтический набег…» — строфа шестая); это, по законам не формальной, а музыкальной логики, наводит на мысль о другом, еще более сильном порыве, о другой и противоположной стихии — о страсти, которую испытывал поэт и которая не позволила ему вырваться из «плена» (море — свободная стихия, любовь — тоже стихия, но стихия плена; она столь же неодолима и могущественна, как и море, но несвободна, и именно поэтому она и соизмерима с морем и противостоит ему — строфы 7 и 8). Образы моря-свободы и «плена» рождают в воображении поэта образ высокого пленника — Наполеона, заставляют вспомнить о его судьбе (строфы 9 и 10). Таким образом, с идеей свободы — центральной в стихотворении «К морю» — свободно соотносятся и связаны все частные его мотивы и темы. Соотносится и содержание очень важной 13-й строфы. Текст строфы на первый взгляд может показаться загадочным:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.
Слово «просвещенье» в этой строфе оказывается в одном ряду со словом «тиран». Ответ на этот вопрос следует искать в контексте всего романтического творчества и романтического мироощущения поэта. Слова «просвещенье» и «тиран» могли оказаться в одном смысловом и эмоциональном ряду не вообще у Пушкина, а исключительно у Пушкина-романтика. Для романтика эти слова могут в равной мере соотноситься с понятием «свобода» — отрицательно соотноситься.
Пожалуй, мысль Пушкина ясна: в ней отразилась романтическая идея — просвещенье, то есть внешнюю культуру, сотканную из лжи и условностей, поэт считает не менее враждебной благу истинной, естественной свободы, чем тирания. Эта мысль была вполне в духе оплакиваемого Пушкиным великого английского поэта. Как видим, содержание 13-й строфы, рассмотренное с точки зрения романтического сознания, оказывается совсем не загадочным, а сама строфа органично вписывается в композицию и систему идей стихотворения «К морю». С темой свободы и темой моря глубочайшим образом связаны в стихотворении его герои. Отнюдь не случайно появление в элегии имен Наполеона и Байрона. Эти имена и эти герои находятся в русле основной темы стихотворения, развивают его основную мысль.
Интерес Пушкина начала 20-х годов, а также других поэтов-романтиков, к Наполеону связан с необыкновенной личностью и судьбой последнего. Но обращение Пушкина к Наполеону в тексте данного стихотворения имеет и более конкретную, внутреннюю мотивировку. Образ Наполеона в элегии оказывается тесно и сложно переплетенным с образом моря. И дело не только в том, что последние дни жизни своей Наполеон провел на острове, он находился в плену моря, был «пленником моря». Образ Наполеона в сознании Пушкина, несомненно, ассоциировался с морем- свободой, морем — «свободной стихией». Ассоциировался по законам отрицательной связи. Ведь для Пушкина (об этом прямо говорится в стихотворении Пушкина «Недвижный страж дремал на царственно пороге», написанном в 1824 году) — Наполеон был «мятежной вольности наследником и убийцей».
Более непосредственно, и только в положительном смысле соотносится с образом моря- свободы другой герой пушкинского стихотворения — Байрон. Байрон — романтический поэт и Байрон — человек вызывал самое горячее участие у русских романтиков. Нам известна высокая оценка Байрона Рылеевым. Славили Байрона в своих стихах и Веневитинов, и Лермонтов. В стихотворении «На смерть Байрона» Рылеев видит в своем герое прямое воплощение свободы:
Рыдая, вкруг его кипит
Толпа шумящего народа, —
Как будто в гробе том свобода
Воскресшей Греции лежит.
Пушкинская трактовка Байрона напоминает рылеевскую. Байрон для Пушкина, как и для Рылеева, — поэт свободы, и именно поэтому он вспоминает о нем в своем стихотворении, посвященном теме свободы:
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец,
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим…
литературный образ художественный стихотворение
В строфах, посвященных Байрону, все связано с предшествующим движением темы и накрепко связано между собой: Байрон — свобода — море. Байрон, оплаканный свободой, — он же певец моря — и он же «певец свободы». Байрон был «оплакан» свободой и потому, что погиб за нее, и потому, что был ее «певцом».
Своеобразным показателем музыкального и романтического строя стихотворения является одна «ошибка» Пушкина против грамматики, которую он вольно или невольно допустил. В русскомязыке слово «море» среднего рода, но Пушкин говорит о море «он»: «Но он взыграл неумолимо…», «ты ждал, ты звал…» На эту ошибку обратил внимание исследователь А.Слонимский, он оправдывает мужской род в применении к морю стремлением Пушкина к обобщению и подразумеваемым, а затем в тринадцатой строфе появившимся словом-заменой «океан». Но слова «океан» не было в тексте первых публикаций элегии «К морю», поскольку 13-ая строфа в них была представлена только словами «мир опустел» и рядом точек, а мужской род в применении к слову «море» был, и никого это не смутило, никто не указал Пушкину на допущенную им «ошибку».
Никого не смутило, видимо, потому, что мужской род и без слова «океан» кажется у Пушкина достаточно естественным. Не правильным в строгом смысле этого понятия, а именно естественным.
Море в стихотворении оказалось мужского рода не по связи его с океаном, а потому, что для поэта море — друг: «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз». Сравнение моря с другом для Пушкина больше, чем сравнение, больше, чем простая стилистическая фигура. Море в пушкинском стихотворении — друг лирического героя, и это находит отражение в необычном, формально неправильном, но внутренне оправданном и органичном словоупотреблении. К тому же в русском языке формы мужского рода имени существительного способны выражать признаки одушевленности в несравненно большей степени, нежели формы среднего рода. Море для поэта совсем как друг — и значит оно для него совсем живое, одушевленное. В глубине поэтического и романтического, не признающего формальных стеснений и потому свободного сознания море-друг только и может быть мужского, одушевленного рода, и оно в языке тоже (скорее всего неосознанно для поэта) принимает на себя мужской род. Видимая ошибка Пушкина находит объяснение в законах поэтического мышления — романтического.
Музыкальная основа художественного мышления в стихотворении «К морю» выявляется и более непосредственным образом. Музыкальный характер носят формы поэтической речи у Пушкина: музыкален синтаксис, богатый повторами значимых слов и союзов: «Твой грустный шум, твой шум призывный…»; «там погружались в хладный сон… там угасал Наполеон»; «как ты могущ, глубок и мрачен, как ты ничем неукротим». Или: «И тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»; «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн…». Музыкальной организации стиха способствует и своеобразная «оркестровка» речи, так называемая звукопись. Звукописи романтики придавали большое значение. Они видели в ней дополнительное и сильное средство создания образной речи: создания музыкальной образности, приближающей язык слов к языку музыки — единственному языку, который, согласно понятиям романтиков, способен был выражать невыразимое. Подобную богатую звукопись мы встречали во многих стихах Жуковского, первого русского романтика. Пушкин восхищался Жуковским и был его учеником. Истинным учеником, ибо во многих отношениях превзошел своего учителя. Это относится и к мастерству звукописи, которое так очевидно в стихотворении «К морю». В стихотворении есть не только ведущая сквозная тема, сквозной образ моря-свободы, но и сквозные и ведущие звуковые образы. Сонорные р, л, м, н, а также некоторые другие сильные в звуковом отношении согласные абсолютно доминируют в стихе, они как бы направляют основную музыкальную тему элегии: «Ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой…»; «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час…»; «моей души предел желанный, как часто по брегам твоим бродил я тихий и туманный, заветным умыслом томим…»; «как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…». Формально такие звуковые повторы называют аллитерации. У Пушкина, однако, это не просто прием аллитерации, но и внутренний прием композиции. При этом следует особо подчеркнуть, что явления звукописи носят в пушкинском стихотворении глубоко содержательный характер. Звуковые повторы не только придают стиховой речи особую плавность и выразительность, но и сближают слова между собой, приводят их в своеобразное взаимодействие, обогащают их добавочными смысловыми оттенками и значениями. В строке «Твой грустный шум, твой шум призывный…» слова грустный и призывный благодаря звуковой близости воспринимаются и как эмоционально и по смыслу близкие слова. Сходство звуковое (а также тесная грамматическая зависимость от дважды повторенного слова «шум») как бы притягивает слова друг к другу и выявляет их связь, семантическую, понятийную. Шум моря потому и грустный что куда-то зовет. Для романтика грусть, высокая грусть — это знак вечной неудовлетворенности и жажды перемен. Звукопись в стихотворении «К морю» сближает и отдельные слова в поэтическом тексте, и все его слова. Она придает стихотворению особенную цельность, сообщает ему не только музыкальный характер, но и музыкальное единство. Поэтическое произведение благодаря этому воспринимается как единый монолог, взволнованный и страстный. Звуковая организация речи в стихотворении отнюдь не является неосознанной. Пушкин сознательно к ней стремится.
Романтическая поэтика — это поэтика интенсивного и предельного. В стихотворении «К морю» все стремится к крайнему: чувства, мысли, понятия, звуки. Само море в пушкинском стихотворении — «предел желанный». Предельность выражения заключена и в образе «свободной стихии», и в «гласе бездны», и в дважды повторенном в разных контекстах слове «пустыня».
Центральный образ стихотворения — образ моря, море не только «души предел желанный», море у Пушкина предельно ощутимо. Море — это «торжественная краса», «глухие звуки», «бездны глас», «скалы», «заливы», «блеск», «говор волн». Аллитерация носит интенсивный характер, звуковой образ моря строится у Пушкина на самых «звучных» звуках, на сильной концентрации, сгущении этих звуков.
С поэтикой предельного в стихотворении «К морю» теснейшим образом связана поэтика контрастов. Контрасты в поэзии — это противопоставление в художественных целях крайнего и противоположного. В них, таким образом, тоже может выражаться своеобразный максимализм романтического стиля. Контраст лежит в основе самой элегии «К морю»: противопоставление свободы и несвободы. Это противопоставление составляет главный сюжет стихотворения, оно скрепляет воедино всю его композицию, и оно поддерживается в тексте близкими по смыслу антитезами и антиномиями. Например: «Ты ждал, ты звал — я был окован…» Или в том же контексте не менее выразительная и того же значения антитеза моря и берега: «Ты ждал, ты звал — У берегов остался я…» Слова «берег», «брег» сами в себе уже содержат возможность антитезы слову «море», что позволяет поэту вложить в него особенный, образный смысл, придать им символическое значение: берег, брег — неволя. Море у Пушкина — стихия, неодолимость, свобода; берег — скучный, неподвижный, несвободный. Море — без — брежно, и уже этим оно противостоит берегу.
Мир романтика — возвышенный, необычный, внебытовой мир. Таков и язык его произведений. Он чуждается всего излишне обыденного, сиюминутного. Поэт-романтик мыслит категориями высокими, возвышенными и обобщенными. Язык элегии «К морю» лишен понятий бытовых и конкретно-вещественных. Он больше тяготеет к литературе, к миру поэзии, чем непосредственно к жизни. В известной мере можно говорить о книжности и условности языка стихотворения, заполненного словами «туманный», «прощальный час», «почил среди мучений», «хладный сон», «восторгами поздравить» и т.д. Эти слова встречаются не только в элегии Пушкина «К морю», но и у многих романтиков. Однако у Пушкина они воспринимаются не как литературные штампы, а больше как указание на принадлежность стихотворения и выраженных в нем идей к особенному поэтическому и романтическому миру. Они помогают воспринимать мысль поэта вне конкретного, на уровне высокого поэтического обобщения. Стремление к выражению общего, а не частного — одна из самых характерных особенностей языка и стиля стихотворения «К морю». В нем Пушкин конкретное осмысляет в сфере всеобщего и человеческого. Элегия, достаточно злободневная в своих истоках, лишена видимых примет злободневности. В своей стилистике она удаляется от частностей и деталей. Реальное и земное Пушкин изображает в плане идеального и возвышенного. В конечном счете, в этом больше всего и сказывается романтическая природа пушкинского стихотворения.
В трактовке темы свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. В известном смысле можно сказать, что в постановке и решении этой темы в целом Пушкин-романтик выходит за пределы только романтического сознания. Постановка темы свободы носит остропроблемный, антиномичный характер. В освещении этой темы у Пушкина все не так просто. В стихотворении «Демон» Пушкин причислял чувство свободы к «возвышенным» чувствам. Таким именно оно и было для него всегда. Вместе с тем слово «свобода», вызывая у Пушкина сильный порыв и высокий энтузиазм, не менее того вызывало и на трудные размышления. Свобода для него была и возвышенным идеалом, и трагической в своей основе проблемой. Именно этой теме внутренней несвободы человека посвящена поэма «Цыганы». Трактовка Пушкиным темы свободы в ее трагическом повороте не ограничивается одним или двумя стихотворениями. Она намечает особую и достаточно устойчивую линию в пушкинской лирике южного периода, она находит в стихах все новое развитие и заострение. Эта тема с особенной силой звучит в стихотворении 1823 года «Свободы сеятель пустынный…» Стихотворение написано в стиле евангельской притчи, в той же серьезной и возвышенной тональности. Мысли же стихотворения характерно пушкинские:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Поэтический голос Пушкина в этом стихотворении звучал гневно и печально. Стихотворение Пушкина о Сеятеле — высокая драма:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Стихотворение «К морю» завершило южный, романтический период в творчестве Пушкина.
Исследователь Д.Благой пишет: «…если элегия «Погасло дневное светило…» была прологом к романтическому периоду творчества Пушкина, прощальное обращение к морю является явственным его эпилогом».
3. Образ моря в поэзии М.Ю. Лермонтова
«Парус» — одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен» [Володин, 1998, 18]. «Недаром «Парус» в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию».[Удодов, 1973, 175]. В стихотворении «Парус» поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О.Ключевский считал, что «поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…» [Влащенко, 2000, 17]. Об этом и стихотворение «Парус».
Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А.Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. «Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка» [Удодов, 1973, 175].
В стихотворении «Парус» перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. «Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства» [Удодов, 1973, 174]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних — переживания лирического героя.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
О чем же это стихотворение? «Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив — не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой — бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон его жизни — мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно — определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость» [Коровин, 1973, 46].
Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что «в стихотворении слово «парус» встречается один раз — в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение «он» [Храмцова, 2005, 42].
И что же говорит нам М.Ю.Лермонтов о «парусе»? Он «ищет», «кинул», «просит», «бежит», то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо — человек. А какой он, «парус»? «Одинокий» и «мятежный». Такое можно сказать лишь о человеке. «Парус» становится символом … человека, его души» [Храмцова, 2005,42].
А каким мы видим «море»? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: «Играют волны — ветер свищет», и следом «Струя светлей лазури…» Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.
«Неразрешимость конфликта «паруса» и «моря» бросает свет на конфликт между человеком и жизнью» [Коровин, 1973,47]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю.Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.
4. Образ моря в поэзии В.А. Жуковского
В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности во времени и пространстве. Элегическая красота — это «прощальная кpaca» невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем. Элегия «Mope» написана В.А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря. Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, и своей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн — морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в земной неволе, оно может лишь наслаждаться видом. «Далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу — это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В тоже время море, небо и буря — это символические образы. У Жуковского небо — символ безмятежности, покоя, кpacoты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный» блеск возвращённых небес,», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу, летящую ввысь, — стремление . неземному совершенству. В свою очередь, море тоже является символом переменчивой человеческой души.
В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазами лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно точно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическое обращение лирического героя к рекой стихии. Возможно, она напоминает ему его собственное душевное состояние:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты .
Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни. Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой говорит о собственных переживаниях и чувствах. Важной особенностью стихотворения является соединение статики и динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу .
Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней безмятежности образ моря не достигает:
И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает .
Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Не случайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе. Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над «тёмными тучами». Жизни может быть одержана только в напряженной борьбе. Видимая безмолвность и внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.
В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечной тоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе.
Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря, Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной любовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять, что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, — основа жизни. Динамика развития образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина» противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы, придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливают мелодичность и музыкальность произведения.
Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части.
Первая часть (начало элегии) — лирическое обращение к морской стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что, несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества стиху придает рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием. Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому отсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шум волны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно, затем «свободная стихия» всё сильнее волнуется. Когда же небо зарывают тучи, море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу . «Поэт использует такой синтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / / Ты рвешь, терзаешь враждебную мглу . » Это кульминация элегии. Затем море успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность обманчива.
Элегия «Море» по праву считается манифестом Жуковского романтика. Главное в ней — изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращение к пейзажной лирике, точнее морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и ярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременно оно является символом тоски и несвободы. Морская стихия ассоциируется с бездной человеческого «Я».
Список использованной литературы
1. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. — М., «Просвещение», 1973.
2. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987.
3. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах./ Сост. и комм. И. С. Чистовой. — М., 1990
4. Володин Э.Ф. «Парус» М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе художественного произведения
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Особенности восприятия природы в литературе романтизма. Смысловое наполнение морской стихии у В.А. Жуковского. Идейно-художественное своеобразие образа моря в лирике А.С. Пушкина. Особенности художественного его воспевания в стихотворениях Н.М. Языкова.
курсовая работа [37,1 K], добавлен 23.10.2014
Художественное осмысление образа Наполеона Бонапарта в поэзии Жуковского и Пушкина. Изучение романтической трактовки образа французского полководца в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова «Святая Елена», «Воздушных корабль», «Последнее новоселье».
реферат [52,7 K], добавлен 23.03.2010
Сравнительно-сопоставительный анализ образа города Павлодара в стихотворениях П. Васильева и В. Семерьянова. Исследование поэтического образа родного города в стихотворениях. Воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к творчеству известных поэтов.
реферат [20,1 K], добавлен 02.09.2016
Принцип историзма и описание событий Отечественной войны 1812 года в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Анализ романтических героев в их творчестве. Проблема интерпретации образа Наполеона в художественной литературе и оценка его политики.
курсовая работа [59,4 K], добавлен 01.08.2016
Прототипы образа Дон Жуана в мифах и легендах. Французская литература XVII века: становление литературного направления, ведущие жанры. Сравнительная характеристика и отличительные особенности исследуемого образа в творчестве Ж.Б. Мольера и А.С. Пушкина.
курсовая работа [88,2 K], добавлен 16.02.2017
Определение индивидуальных особенностей и схожих черт в выявлении художественного образа «волны» в литературных произведениях русских писателей и поэтов. Символ волны в творчестве Виктора Хлебникова, Александра Грина и Александра Сергеевича Пушкина.
реферат [20,4 K], добавлен 11.01.2016
В лирических произведениях Лермонтова образ моря выступает символом страсти и свободы, в поэмах — предвестником смерти, а в прозе способствует раскрытию внутреннего мира героя. В романах и поэмах писателя парус символизирует суетность человеческой жизни.
курсовая работа [67,5 K], добавлен 22.06.2010
Источник