Море еще дышит теплом ласково голубеет подлежащее сказуемое

Содержание
  1. Задание 1. В каждом предложении подчеркните главные члены. Задание 2. Найдите по одному примеру однородных членов, обособленных членов (обособленного определения и обособленного обстоятельства). Укажите их графически (подчеркните, какими членами предложения являются). Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелёными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка — всё было так прелестно в это милое утро. Я побывал в скиту — там было тихо, и бледная зелень берёзок слабо шепталась, как на кладбище, — и стал взбираться в гору. Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжёлого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, тёмный бархат её лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью юга дышало всё кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз! А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля. (По И. А. Бунину)
  2. Ответы
  3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните главные члены предложения; определите, чем они выражены;
  4. Ответ или решение 1
  5. Нужно выполнить задания по тексту. Задания 1 Выписать по три примера на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные корне слова. 2 Выписать пример однородных членов предложения. 3 Привести примеры 3 фразеологизмов.
  6. Тест по русскому языку для учащихся 8 класса по рассказу Б.Екимова «У тёплого моря» тест по русскому языку (8 класс) на тему
  7. Скачать:
  8. Предварительный просмотр:
  9. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читайте также:  Что омывает вьетнам какое море

Задание 1. В каждом предложении подчеркните главные члены. Задание 2. Найдите по одному примеру однородных членов, обособленных членов (обособленного определения и обособленного обстоятельства). Укажите их графически (подчеркните, какими членами предложения являются). Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелёными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка — всё было так прелестно в это милое утро. Я побывал в скиту — там было тихо, и бледная зелень берёзок слабо шепталась, как на кладбище, — и стал взбираться в гору. Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжёлого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, тёмный бархат её лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью юга дышало всё кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз! А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля. (По И. А. Бунину)

Ответы

примеры на проверяемые гласные в корне слова: кончАется-кОнчил;тЕмнеет-тЕмень;сИдеть-сИдя

Читайте также:  Участок возле моря евпатория

примеры на непроверяемые гласные в корне:сЕзон, сИреневое,пОлынь

примеры на чередующиеся гласные: соБИРается; РАСТут,ЛОЖится

примеры однородных членов предложения: море ДЫШИТ, ГОЛУБЕЕТ;

ЖЕЛТОЕ да СИРЕНЕВОЕ;ПЕРСТНИ да СЕРЬГИ с сердоликом, БРОШИ из яшмы, ПЕЙЗАЖИ и морем, С ЛУНОЙ

не от хорошей жизни, была ни к месту

2. Чем отличается данное место от других? Как описывается природа в рассказе К. Паустовского? Что необычного происходит в этом рассказе?

1. Ещё с детства помню тот аромат ромашки и альпийских цветов, и тех птичек которые то пели, то торохтели.

2. Угощали яблоками и свежим мёдом

3. Справа и слева веяло свежестью и ароматом морской воды

1. Проверяемые — осень — осенний; кончается — кончить; темнеет — тёмный

Непроверяемые — сентября, сезон, голубеет

Чередующиеся — собирается, растут, ложится

2. Однородные члены предложения. Море еще дышит теплом, ласково голубеет. — дышит, голубеет — однородные сказуемые при подлежащем море.

3. Фразеологизмы: ни к месту, с протянутой рукой, не от хорошей жизни

1.В лесу растут(подчеркни 2 чертами снизу) красноголовые подосиновики ( подчеркни 1 чертой),душистые рыжики (1 чертой).

2.Взрослые и дети радуются приходу зимы ( взрослые ,дети подчеркни 1 чертой , а радуются 2)

3.Саша купил воду и фрукты(купил -2 чертами ,воду и фрукты -1 )

морфологические : личные местоимения ОН,ОНИ

указательное местоимение ( этой)

Лексические : повторы ( слетает, море, дачи)

Синтаксические — вводная конструкция ( должно быть)

это должно тебе но всё за тебя я не буду делать

Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

«Он любил (Что?) степи, и широкие реки, и дремучие леса своей родины».

Однородные члены соединены между собой сочинительной связью (интонацией перечисления, сочинительными союзами).

«По утрам солнце бьёт в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву» (К. Паустовский).

Первые три определения связаны интонацией перечисления; третье и четвёртое — соединительным союзом и.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

«Люди и животные пытались от дождя и ветра».

Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова.

«Люди и животные пытались от потоков (Каких?) воды и свирепого (Какого?) ветра».

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и разными частями речи.

«Он говорил медленно (нареч.), с большими паузами (сущ. с предл.), покачиваясь из стороны в сторону» (дееприч. об.).

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения характеризуют определяемое слово с одной и той же стороны (размер, цвет, качество, материал, физическое состояние и т. п.).

«Могучий, оглушительный ливень хлынул на город» (сила ливня).

Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией. Между ними обычно можно вставить союзы и, но.

«Счастливая (и) озорная улыбка осветила его лицо».

Определения, стоящие после определяемого слова (инверсия), обычно однородны.

«Она смотрела на меня глазами добрыми, улыбчивыми, родными».

Неоднородные определения характеризуют предмет (лицо) с разных сторон.

«Отец нёс большой кожаный чемодан (размер и материал)».

Между однородными определениями, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая, а между неоднородными — не ставится.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них

Одиночные и, да ( = и) а, но, да ( = но), однако, же, зато или, либо

Повторяющиеся и. и; ни. ни то. то; не то. не то; либо. либо, то ли. то ли

Двойные не только. но и; как так. и

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

одиночными противительными союзами.

«Он коллекционировал не марки, а значки»;

«Он коллекционировал и марки, и значки»;

«Он коллекционировал не только марки, но и значки».

Источник

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните главные члены предложения; определите, чем они выражены;

Ответ или решение 1

1) Летний вечер (подлежащее) тих (именное сказуемое, выражено кратким прилагательным) и ясен (именное сказуемое, выражено кратким прилагательным). (А. Фет.)

2) Золотой метелью мчится (простое сказуемое, глагол) желтый лист (подлежащее). (Ф. Глинка.)

3) Местность (подлежащее) равнинна (именное сказуемое, выражено кратким прилагательным), и река здесь широка (именное сказуемое, выражено кратким прилагательным) и длинна (именное сказуемое, выражено кратким прилагательным).

4) Мы (подлежащее) медленно стали приближаться (составное глагольное сказуемое) к вершине горы.

5) По Северному морскому пути в это лето сновало (сказуемое, простое, глагол) великое множество (подлежащее) судов.

2. 1) Еще и холоден (именное простое сказуемое, выражено кратким прилагательным) и сыр (именное сказуемое, выражено кратким прилагательным) февральский воздух (подлежащее), но над садом уже смотрит (сказуемое, простое, глагол) небо (подлежащее) ясным взглядом. (И. Б у н и н.)

2) Трое (подлежащее) в солдатских бушлатах летели украшать (составное глагольное сказуемое) Ангару. (Н. Лесков.)

3) В этом году осень (подлежащее) теплая (именное сказуемое, выраженное прилагательным).

4) Девочка (подлежащее) была огорчена (составное именное сказуемое) происшедшим.

5) Все население (подлежащее) поселка вышло встречать (составное глагольное сказуемое) рыбаков.

Источник

Нужно выполнить задания по тексту.
Задания
1 Выписать по три примера на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные корне слова.
2 Выписать пример однородных членов предложения.
3 Привести примеры 3 фразеологизмов.

Вот текст
Осень. Середина сентября. Курортный сезон кончается. Море еще дышит теплом, ласково голубеет. Днем жарко светит солнце. Вечерами уже прохладно и по-южному быстро темнеет. Но люд отдыхающий под крышей сидеть не любит, и потому на набережной, на невеликом ее протяженье, которое издавна зовут «Пятачком», собирается народ праздный со всего поселка.

Нынешней осенью появилась на коктебельском «Пятачке» старая женщина с букетиками сухих трав. Каждый вечер она устраивалась на краю «Пятачка» с товаром не больно казистым: сухая полынь да несколько простых цветочков, из тех, что растут вокруг. Что-то желтое да сиреневое.

— Повесите на стенку, — убеждает она редких любопытствующих. — Повесите, так хорошо пахнуть будут.

Но что-то не видел я, чтобы брали ее изделия. Рядом — перстни да серьги с сердоликом, броши из яшмы, пейзажи с морем, с луной. Привезешь домой — будет память. Всякий человек поймет: это — Крым. А что сухая полынь? Ее везде хватает.

Старая женщина в темном платочке, в потертом пальто одиноко сидит на краешке осеннего, но еще праздничного крымского вернисажа, порой объясняет:

— На стенку повесите. Так хорошо пахнет.

Осень. Быстро темнеет. Фонари теперь редки. Говорят, что платить за них нечем и некому. Пора разоренья. Сумерки «Пятачок» сужают. Первой с него исчезает старая женщина. Она еще не ушла, но как-то стушевалась, сливаясь с серым гранитом и темным асфальтом. Народ еще ходит да бродит, разглядывая сувениры, картины, подсвеченные фонариками. Старая женщина — во тьме, сгорбленная, возле невидимых уже пучков полыни. Потом она вовсе исчезает.

А вечерами — шумный «Пятачок» от затененной диким виноградом веранды до музея Волошина. Прогулки, разговоры, толкотня. Занятные безделушки на парапете и лотках. Что-то поглядишь, что-то купишь. Себе ли, родным и друзьям в подарок.

Все — славно. И лишь старая женщина с букетами полыни отчего-то тревожила меня. Она была так ни к месту и своим видом: потертое пальто, темный плат, старость, — и своими жалкими, никому не нужными букетами. Вечерами она, сгорбившись, одиноко сидела на скамейке на самом краю «Пятачка». Она была лишней на этом осеннем, но все же празднике на берегу моря.

Сразу же, на первый ли, второй день, я, конечно, купил у нее букетик полыни, выслушав: «Повесите на стенку. Так хорошо будет пахнуть». Купил, словно долг отдал. Но от этого не стало легче. Конечно же не от хорошей жизни прибрела она сюда. Сидит, потом тащится во тьме домой. Старая мать моя обычно, еще солнце не сядет, ложится в постель. Говорит, что устала. Ведь и в самом деле устала: такая долгая жизнь. И такой долгий летний день — для старого человека.

Старые люди. Сколько их ныне с протянутой рукой! И эта, на берегу теплого моря. Просить милостыню, видно, не хочет. Хотя подали бы ей много больше, чем выручит за свои жалкие сухие веточки и цветки. Но просить не хочет. Сидит.

И всякий же вечер была старая женщина, одиноко сидящая возле букетов сухой полыни.

Но однажды, выйдя на набережную, увидел я, что возле старой женщины, на ее скамейке, сидит пара: бородатый мужчина — на краешке скамьи, на отлете, мирно покуривает, а супруга ли, подруга его живо беседует со старушкой. Сухой букетик — в руке, какие-то слова о пользе полыни и всяких других растений. А разговоры «о пользе» весьма притягательны.

Здесь же, неподалеку, почтенный человек который день бойко продает сушеные травы, коренья, четко обозначив каждое: «от головы», «от сердца», «от бессонницы», «от онкологии». Покупают вовсю.

Вот и возле старой женщины, у ее букетиков, заслышав что-то «о пользе», стали останавливаться. Дело — вечернее, день — на исходе, забот — никаких. Сам

Источник

Тест по русскому языку для учащихся 8 класса по рассказу Б.Екимова «У тёплого моря»
тест по русскому языку (8 класс) на тему

Б.П. Екимов—русский писатель, Лауреат Государственной премии РФ(1998г.) Создал более 200 произведений, наибольшей популярностью пользуются рассказы с яркими, запоминающимися героями. Какая необыкновенная чистота народного языка в них! Сколько доброты и сострадания! Они для размышления. Думаю, не лишним будет познакомить с ними учащихся. Начиная с 8 класса, я готовлю для них задания по рассказам писателя в форме тестов. Это один из них

Скачать:

Вложение Размер
analiz_teksta_word.docx 23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Борис Петрович Екимов—русский писатель, Лауреат Государственной премии РФ (1998г.). Создал более 200 произведений, наибольшей популярностью пользуются рассказы с яркими, запоминающимися героями. Какая необыкновенная чистота народного языка в них! Сколько доброты и сострадания! Они для размышления.

Думаю, не лишним будет познакомить с ними учащихся. Начиная с 8 класса, я готовлю для детей задания по рассказам писателя в форме тестов.

Один из них представлен вашему вниманию

Внимательно прочитайте текст и выполните задание

(1) Крым. (2)Приморский посёлок Коктебель—место известное. (3)Справа высятся громады Карадага, Святой горы, слева—покатые холмы степного Крыма.

(4) Осень.(5) Середина сентября.(6) Курортный сезон кончается. (7)Море ещё дышит теплом, ласково голубеет.(8) Днём жарко светит солнце. (9)Вечерами уже прохладно и по-южному быстро темнеет.(10) Но люд отдыхающий под крышей сидеть не любит, и потому на набережной, на невеликом её протяженье, которое издавна зовут «Пятачком», собирается народ праздный со всего посёлка.(11) По берегам этой нешумной людской реки, на гранитном парапете, на скамейке разложил и расставил свой товар народ торгующий.(12) Продают всякое.(13) Крымские сувениры, браслеты, бусы, всякого рода живопись.(14) Много изделий из коктебельского камня…

(15) Нынешней осенью появилась на коктебельском «Пятачке» старая женщина с букетиками сухих трав. (16)Каждый вечер она устраивалась на краю «Пятачка» с товаром не больно казистым: сухая полынь да несколько простых цветочков—из тех, что растут вокруг.(17) Что-то жёлтое да сиреневое.

(18)—Повесите на стенку,—убеждает она редких любопытствующих.-Повесите, так хорошо пахнуть будет.

(19) Но что-то не видел я, чтобы брали её изделия.(20)Рядом перстни, серьги, броши. (21)Привезёшь домой—будет память.(22) Всякий человек поймёт: это—Крым. (23)А что сухая полынь? (24)Её везде хватает.

(25) Старая женщина в тёмном платочке, в потёртом пальто одиноко сидит на краешке осеннего, но ещё праздничного крымского вернисажа, порой объясняет:

(26)—На стенку повесите… (27)Так хорошо пахнет.

(28)После моего приезда прошёл день, другой, третий. (29)Всё было хорошо, всё рядом: море и горы, дорога через пустынные холмы…

(30) Всё—славно.(31) И лишь старая женщина с букетиками полыни отчего-то тревожила меня. (32) Она была так не к месту и своим видом: потёртое пальто, тёмный плат, старость и своими жалкими, никому не нужными букетами. (33)Вечерами она, сгорбившись, одиноко сидела на скамейке на самом краю «Пятачка».(34) Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике на берегу моря.

(35) Сразу же, на первый ли, второй день, я, конечно, купил у неё букетик полыни, выслушав: «Повесите на стенку… Хорошо будет пахнуть».(36) Купил, словно долг отдал.(37) Но от этого не стало легче.(38) Конечно же не от хорошей жизни прибрела она сюда.(39) Сидит, потом тащится во тьме домой.(40) Старая мать моя обычно, ещё солнце не сядет, ложится в постель.(41) Говорит, что устала.(42) Ведь и в самом деле устала: такая долгая жизнь.(43) И такой долгий летний день—для старого человека.

(44) Старые люди… (45)Сколько их нынче с протянутой рукой!(46) И эта, на берегу тёплого моря.(47) Просить милостыню, видно, не хочет.(48) Хотя подали бы ей много больше, чем выручит за свои жалкие сухие веточки.(49) Но просить не хочет. (50)Сидит…

(51) Но однажды, выйдя на набережную, увидел я, что возле старой женщины, на её скамейке, сидит пара: бородатый мужчина—на краешке скамьи, на отлёте, мирно покуривает, а супруга ли, подруга его живо беседует со старушкой. (52) Сухой букетик—в руке, какие-то слова о пользе полыни и всяких других растений… (53) А разговоры о пользе весьма притягательны.

(54)Возле старой женщины, у её букетиков, заслышав что-то о пользе, стали останавливаться. (55) Дело вечернее, день на исходе, забот—никаких, самое время побеседовать «о пользе».(56) Беседуют и, гляжу, покупают.(57) Дело-то копеечное.

(58) Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой.(59) А на душе как-то спокойнее стало.(60) А то ведь—словно заноза.

(61) Следующим вечером та же картина: женщины беседуют, бородатый мужичок спокойно покуривает рядом.(62) Значит, познакомились. (63)Это вовсе хорошо.

(64) В последние дни сентября резко похолодало.(65) Прошёл дождь, море денёк поштормило, вода стала по-зимнему стылой.(66) Народ разъезжался, набережная и весь посёлок пустели на глазах.(67) Кафе, ресторанчики закрывались.(68) Стихала музыка.(69) И мне пришла пора уезжать…

(70)В один из последних вечеров видел я и старую женщину с сухими цветами, и её новых друзей.(71) Мужчина что-то записывал на бумажке.(72) Наверное, адрес.

(73)На следующий день—гроза, ливень, потом моросило.(74) И к вечеру словно всё смыло: лето, людей отдыхающих, шумный «Пятачок» на набережной, коктебельский Монмартр.(75) Вышел я вечером—никого.(76) И старушки моей, конечно, нет.

(77) Тогда, в тот последний мой крымский вечер, и теперь, от Коктебеля вдали, я вспоминаю о старой женщине без горечи и печали.(78) Нашлись люди добрые, посидели возле неё, поговорили.(79) А что ещё нужно старому человеку? (80)Теперь она зимует и ждёт весны.(81) Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного. (82) Любое—в помощи.

Борис Екимов, лауреат Государственной премии.

1. Определите основную проблему текста.

2. Какова позиция автора?

  1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
  1. 35 2) 61 3)70 4) 81-81

4. Какое значение имеет слово сезон в 6 предложении?

1) Одно из 4-х времён года

2) Часть года, характеризующаяся какими-нибудь явлениями природы или подходящая для какой-нибудь деятельности, работа

5. Каким способом образовано слово ПРИМОРСКИЙ?

6. Среди предложений 4-9 найдите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом.

7. Выпишите из предложений 4—9 словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

8. Выпишите из предложения 71 словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

  1. Выпишите из предложения 13—14 словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
  2. Выпишите из предложений 73—76 причастие
  3. Выпишите из предложений 35—37 частицы
  1. Из предложений 4—14 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
  2. Из предложений 4—14 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
  3. Из предложений 77—82 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З-(С), перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким—З
  4. Выпишите грамматические основы предложения 19.
  5. Среди предложений 44—53 найдите предложение, в котором есть вводное слово
  6. Среди предложений 28—34 найдите предложение с одиночным деепричастием.
  7. Среди предложений 51—60 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
  8. Укажите количество грамматических основ в предложении 61.
  9. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста:

«Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного. Любое—в помощи».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в форме тестовых заданий помогает определить уровень знаний учащихся по данной теме.

В работу входят 2 варианта теста по двадцать заданий (19 с вариантом выбора, 1 — дать полную характеристику предложения), ответы и кодификатор заданий.Цель работы:выявить уровень овладения учащи.

Тест по русскому языку предназначен для учащихся 6 класса по теме «Имя числительное», занимающихся по по УМК В.В.Бабайцевой. Тестовые задания содержат пять вопросов. Также этот тест содержит клю.

Тест представляет собой итоговую контрольную работу по рускому языку для аттестации учащихся 7 класса, находящихся на семейной\домашней форме обучения.

Пособие рекомендовано учителям русского языка, использующим в своей работе учебники: «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» / Т.А. Ладыжениская, М.Т. Баранов, Л.А. Т.

Данный тест по русскому языку для учащихся седьмого класса.

тесты предназначены для проверки ЗУН учащихся 11 классов и академических лицеев по русскому языку.

Источник

Оцените статью