Море это стихия свободы

WikiphilE

Агрегатор советов и знаний в сети

Фразы и цитаты про море от великих людей

У многих море связано с впечатлениями о лете. Ведь в период отпусков именно на пляжи стремится поехать большинство людей. Оно и понятно, ведь свежий морской воздух, теплая вода и солнечная погода дарят ощущение радости и незабываемого блаженства.

Но для многих великих личностей море значит нечто большее. В романах писатели всех стран любили описывать морские приключения, связанные с опасностями, которые таят в себе бушующие волны. Путешественники не скупятся на реальное (а порой иногда и приукрашенное) описание своих скитаний по бескрайним водам.

Предлагаем прочитать лучшие фразы, в которых затрагивается морская тематика.

223 коротких фраз и высказываний про море

  1. Беззащитность на море так же опасна, как и беззащитность на суше. (П. Столыпин)
  2. Благодаря общению с морем как никогда остро воспринимается незначительность в этом мире и меня самого, и всего человечества. (Стивен Каллахэн)
  3. Будь морем! Волнуйся только по существу! (Иоган Кеплер)
  4. Быстрая вода до моря не доходит. (Литовская пословица)
  5. В глубине моря вечная тишина. Ураганы бушуют на поверхности, там и проходят. Люди могут многому научиться у моря. Сохранять покой внутри, что бы ни происходило снаружи… (Эльчин Сафарли)
  6. В жизни все повторяется гораздо чаще, чем можно подумать. Море бесконечно более разнообразно. (Агата Кристи)
  7. В конечном итоге все дороги приводят к морю. (Лора Белоиван)
  8. В любом случае, морем пахнет, где ему заблагорассудится, такой уж у него нрав. Хочет – здесь, хочет – за тысячу миль. Плевать оно хотело на расстояния. (Макс Фрай)
  9. В море утонуть нельзя, но захлебнуться от восторга можно. (Мерил Стрип)
  10. В открытом море воздух свеж, раны зарубцовываются быстрее, а тишина — такая плотная, что в ней уже можно выносить вопросы, не имеющие ответа, и не мучиться собственным молчанием. (Артуро Перес-Реверте)
  11. В сущности же на свете нет ничего устойчивого. Человек — это только волна. Человечество — это море. (Виктор Гюго)
  12. В глубине моря вечная тишина. Ураганы бушуют на поверхности, там и проходят. Люди могут многому научиться у моря. Сохранять покой внутри, что бы ни происходило снаружи. (Эльчин Сафарли)
  13. В жизни все повторяется гораздо чаще, чем можно подумать. Море же бесконечно и более разнообразно. (Агата Кристи)
  14. В море любви обычно купаются без купальников. (Яна Джангирова)
Читайте также:  Река море океан интерьер

Морское заключение

Эти прекрасные мысли наверняка позволят по-новому взглянуть на красоты морей и океанов. А кого-то это даже вдохновит связать свою жизнь с кораблями. Ведь морская романтика по своей притягательности сравнима разве что с желанием человечества осваивать космические просторы.

Разумеется, сегодня уже не осталось неисследованных земель, как еще несколько столетий назад. В век глобализации и развития транспортного сообщения между странами больше не требуется снаряжать долгие морские экспедиции. Но в книгах и мудрых высказываниях известных людей навсегда останутся восхваления отважных подвигов моряков-первооткрывателей.

Видео: отрывок из фильма «Достучаться до небес» про море

В этом ролике Рутгер Хауэр произнесет фразу о море, ставшую впоследствии крылатой:

Источник

«Тема моря в мировой поэзии»

Море всегда считалось частью человеческой жизни. Оно и пугало, и притягивало к себе красотой, непредсказуемостью.

Корни морской темы уходят в мифы. Древнегреческие мифы повествуют о Посейдоне царе всех морей. Волны моря послушны малейшему движению его руки. «Когда взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются». Помериться силой с морем может только очень сильный и мужественный человек, ведь море — это стихия, которая очень трудно покоряется человеку.

Тема моря отразилась и в мировой литературе. Обращали внимание на эту тему и русские писатели. Значительное место морской труд и ратный подвиг на воде занимают в фольклоре. Все мы знаем русского богатыря, Дуная, имя которого идет от названия реки; известны также Вольга Святославович и Садко, которые действуют в водной стихии.

Также о жизни моря многое говорят былины русского народа:

«На синем море сходилась погода сильная,

Застоялись черлёны корабли на синем море;

А волной-то бьет, паруса рвет,

Ломает кораблики черлёные;

А корабли нейдут с места на синем море».

«Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы», — писал Всеволод Вильчинский.

К морю неоднократно обращались многие русские поэты XIX века: А.С. Пушкин («К морю», «Погасло дневное светило»), В.А. Жуковский («Море»), М.Ю. Лермонтов («Гроза», «Парус», «Моряк»), Ф.И. Тютчев («Море и утес», «Сон на море») и другие.

Зарубежные романтики создают образы героев-бунтарей, героев-правдоискателей, восстающих против буржуазной действительности. Обратившись к теме моря, они «увидели в морской стихии прибежище свободного духа».

Море мы видим в романтических произведениях Байрона («Корсар», «Паломничество Чайльд-Гарольда»), С.Т. Кольриджа («Старый моряк») и др.

«Кто бороздил простор соленых вод,

Знаком с великолепною картиной:

Фрегат нарядный весело плывет,

Раскинув снасти тонко паутиной.

Играет ветер в синеве пустынной,

Вскипают шумно волны за кормой.

Уходит берег. Стаей лебединой

Вдали белеет парусный конвой.

И солнца свет, и блеск пучины голубой».

На самом деле, море – не просто фон для действий романтического героя; Оно способствовало развитию воли и сильного характера человека.

Что касается морского пейзажа, то мало найдется поэтов и писателей, которые, увидев море, остались бы к нему равнодушными. Картины природы с радужными красками, иногда пугающие, но притягивающие своей красотой, наполняют душу человека покоем и пробуждают в нем мечты о свободе, счастье.

У Байрона читаем:

«Тебя любил я, море! В час покоя

Уплыть в простор, где дышит грудь вольней,

Рассечь руками шумный вал прибоя —

Моей отрадой было с юных дней.

Тютчев перекликается с английским поэтом:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром.

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном».

Произведения с морской тематикой отличаются динамичностью сюжета, события развертываются быстро и увлекательно, захватывая читателя своим драматизмом. Читателя влекут к себе тайны морских просторов, секреты океанских глубин.

Образы природы, которая остаётся равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Особенность того или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения будет что-то стабильное, одинаковое для всех поэтов. В нашем случае это море, которое было привлекательным не только для русских поэтов. Рассмотрим эти особенности, во-первых, на примере элегии В.А. Жуковского «Море». Это одно из лучших и известных произведений поэта.

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Элегия написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море — новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии

Безмолвное море, лазурное море.

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу.

И мгла исчезает, и тучи уходят.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу.

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.

Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн. Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: «Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?» Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн — морской и небесной — волнует поэта. «Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря — это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты».

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях. В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В «Море» появляются две бесконечности — небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, — «бездна».

По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского «осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему». Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.

Два года спустя было написано пушкинское «К морю».

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный.

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал. я был окован:

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я…

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы.

Там погружались в хладный сон

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел. Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

История создания этого стихотворения хорошо известна, но вспомнить её стоит, так как это напрямую связано с его проблематикой. В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него — свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно — символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: «и блещешь гордою красой» — «и радостно блещешь звездами его»; «ты катишь волны голубые» — «лазурное море»; «бездны глас» — «над бездной твоей» и так далее.

Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. «К морю» написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом — гражданское звучание лирического произведения.

«Парус» — одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю. Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен». «Недаром «Парус» в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова, и его мятежную поэзию». В стихотворении «Парус» поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О. Ключевский считал, что «поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…». Об этом и стихотворение «Парус».

Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А. Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю. Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. «Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка».

В стихотворении «Парус» перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. «Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства». Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних — переживания лирического героя.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

О чем же это стихотворение? «Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив — не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой — бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон его жизни — мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно — определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость».

Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что «в стихотворении слово «парус» встречается один раз — в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение «он».

И что же говорит нам М.Ю. Лермонтов о «парусе»? Он «ищет», «кинул», «просит», «бежит», то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо — человек. А какой он, «парус»? «Одинокий» и «мятежный». Такое можно сказать лишь о человеке. «Парус» становится символом … человека, его души».

А каким мы видим «море»? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: «Играют волны — ветер свищет», и следом «Струя светлей лазури…» Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.

«Неразрешимость конфликта «паруса» и «моря» бросает свет на конфликт между человеком и жизнью». Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю. Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.

Море — то, что роднит, сближает поэтов. У каждого оно – свое. Очень часто поэты ассоциируют себя с ним, даруя этому явлению свои черты. Тема моря является одной из самых популярных и сильных в мировой поэзии.

Статья подготовлена сотрудником ГБУК «СОЮБ» Кристиной Гусаковой

Источник

Оцените статью