- Синтаксический разбор предложения
- Что такое синтаксический разбор предложения?
- Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
- Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
- Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
- Синтаксический разбор предложения в тексте
- Характеристика предложения
- О инструменте
- Какой вариант разбора выбрать?
- Часть речи сверху слова
- «Море слегка разыгралось». Какой падеж у слова «море»?
- Тема: Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
«Море слегка разыгралось». Какой падеж у слова «море»?
Здесь мы может немного порассуждать, чтобы потренировать свои знания русского языка.
Если бы мы не видели контекста, то есть имя существительное «море» находилось бы на странице учебника вне предложения, то можно было бы предположить несколько вариантов:
1.(он и окажется верным в нашем случае). Что? — Море. (Именительный падеж).
2.Люблю Что? — Море. (Винительный падеж).
3.Нахожусь Где? — в Море. (Предложный падеж).
Третий вариант мы сразу же отбросим, так как Предложный падеж — на то и Предложный, что к словам предлоги подставляются. А их нет. Остаются Именительный и Винительный падежи. Чтобы избрать правильный — смотрим на предложение. «Море» — это подлежащее. Подлежащих, стоящих в Винительном падеже, лингвистика пока не видела. Поэтому падеж — Именительный.
Русское предложение строится так: в нем обязательна должна быть основа, несущая определенную информацию. Основа предложения может быть двусоставной, с подлежащим и сказуемым, и односоставным, с одним главным членом, подлежащим или сказуемым. Подлежащее — это действующее лицо. Как правило стоит в именительном падеже. Есть случаи когда к именительному падежу добавляется слово в творительном падеже: например: Я с товарищем опоздал на урок. Сказуемое, это обычно действие, которое совершает это действующее лицо. Например: Дочь любит мать. Мать любит дочь. в первом случае действующее лицо дочь(И.п)во втором случае действие совершает мать(И.п).Значит, чтобы найти подлежащее, надо определить действующее лицо. Падеж у действующего лица именительный.
Здесь слово «море» стоит в именительном падеже — слово отвечает на вопрос «что?» и к тому же является подлежащим в данном предложении. «Море (что сделало?) разыгралось». Сказуемым же является слово «разыгралось».
Море (что?) слегка (как?) разыгралось (что сделало)
Море (что?) — подлежащее, именительный падеж (существительное)
Слегка (как?) — обстоятельство (наречие)
Разыгралось (что сделало?) — сказуемое (глагол)
Союз «как» чаще всего употребляется при сравнительном обороте.
Запятая ставится в двух случаях:
- Если сравнительный оборот обозначает уподобление: «Он удивительно хорошо себя держит, осторожен, как кошка.»
- Если имеет оттенок причинного значения: «Как старший, приказываю вам, господа, немедленно разойтись.»
Запятая не ставится, если:
- На первый план выступает значение образа действия (заменяется наречием или Т.п. существительного): «Конь как буран летит (= бураном), как вьюга спешит (= вьюгой).»
- Союз как имеет значение в качестве: «Я говорю как литератор.»
- Оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым: «Наш сад как проходной двор.»(как проходной двор — сказуемое); «Поэма была произнесена как признание.»
Также союз как может употребляться при обособленных приложениях.
Если приложение имеет значение «по причине», то оно обособляется: «Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.»
Если приложение имеет значение «в качестве», то запятая не ставится: «Слава его (Крылова) как баснописца не могла не затмить его славы как комика.»
Сравнительный оборот в предложении является обстоятельством, приложение — это определение, выраженное именем существительным.
Источник
Тема: Синтаксический разбор сложного предложения
ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения. Формировать навык проведения синтаксического разбора сложного предложения. Продолжить формирование умения составлять план ответа на лингвистическую тему.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Языковая разминка.
Записать словосочетания под диктовку, составить с любыми из них 3 предложения по записанным на доске схемам:
Осознавать горечь поражения, разменять монеты, прекратился к вечеру, увлекаться спортом, удивительная погода, приехал издалека, интересный рассказ, проявить интерес, узкая тропинка, составлять план, бежать по дороге, сократить текст, ярко блеснет, наслаждаться отдыхом, украшать землю, поразительная тишина.
Работа по теме урока.
Знакомство с порядком разбора сложного предложения на стр. 91.
Разберите по предложенной схеме предложение: Ветер завыл, сделалась метель.
Упр. 233. (Списать предложения, начертить их схемы, объяснить знаки препинания и сделать письменный разбор этих предложений.)
Работа с текстом. Выборочное списывание (материал распечатан).
В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. Все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью что казался одушевленным.
а) Выписать из текста сложное предложение, указать его вид и начертить схему. б) Найти предложение с однородными членами и подчеркнуть их как члены предложения. в) Первое предложение разобрать по членам.
4. Домашнее задание. Запомнить порядок синтаксического разбора сложного предложения. Упр. 236.
Урок 56
Тема: Р.р. Заголовок и основная мысль текста
ЦЕЛЬ: Напомнить, что заголовок отражает основную мысль текста; активизировать знания о типах речи и языковых средствах выразительности. Формировать умение выбирать заголовок в соответствии с основной мыслью текста, определять тип речи и соответствующие средства языковой выразительности.
Ход урока
1. Беседа. Вспомните, что такое текст? Каковы его основные признаки?
Что называется темой текста? Основной мыслью текста? Что делает текст выразительным?
Чтение и анализ текста.
Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза.
Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водою.
Определите тему и стиль текста.
Озаглавьте текст так, чтобы название отражало его содержание.
Какие языковые средства характерны для этого текста?
Работа с текстом упр. 234.
Прочитать, доказать, что это текст. Определить его тему и главную мысль. Выбрать название, отражающее главную мысль текста В. Пескова.
Определить типы текста, встречающиеся в нем. С помощью каких слов автор рассказывает об олене, рисует его движение.
Объясните написание слов с пропущенными буквами и скобками. Найдите в тексте сложные предложения, объясните знаки препинания в них.
Прочитайте текст еще раз.
4. Написание изложения по этому тексту.
Урок 57
Тема: Проверочный тест
ЦЕЛЬ: Проверить усвоение изученного материала по синтаксису, проверить умение различать словосочетания и предложения; простые и сложные предложения, главные и второстепенные члены предложения.
Ход урока
1. Выпишите 3 словосочетания из предложения.
Михаил Илларионович Кутузов посвятил свою жизнь военному искусству.
2. Укажите глагольное словосочетание
а) длинными кистями, б) медленно плывет, в) близко от дороги, г) ветка мимозы
3. В каком словосочетании неверно подчеркнуто главное слово?
а) зеленая паутина б) писал стихи в) в глубине парка г) приходили в ветхость
4. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
а) Вдруг ярко блеснула молния.
б) Над лесом плыл убывающий месяц.
в) Все звуки сливаются в одну песню.
г) Он слышал пение дрозда, скворца и ласточки
5. В каком предложении сказуемое выражено именем прилагательным?
а) Птиц Пушкин любил.
б) Конец сентября — время темных туч.
в) После купания в реке жеребец Гордый опять свеж и бодр.
г) Жеребец оттолкнулся от песчаного дна и поплыл.
6. Выпишите грамматические основы из предложений предыдущего задания.
7. Структура какого предложения соответствует схеме (знаки не проставлены):
а) Вальдшнеп хрипит и ухает филин.
б) Мальчик делал странные прыжки по огромным ступеням и неожиданно вылетел на холодный берег.
в) Тихо и мрачно вечером в густом лесу.
г) Все видит и слышит рысь в глухом лесу.
8. Структура какого предложения соответствует схеме (знаки не проставлены):
а) Ветер нес охапки листьев и устилал ими аллеи.
б) Миша оделся и выскользнул из дома.
в) Солнце выглянуло давно на чистом небе и светом своим облило степь.
г) Далеко в разрывы туч светило солнце и степь блестела.
9. Найдите предложение с обращением.
а) Ты сделай это задание к вечеру.
б) Ребята внимательно наблюдали за спортсменами.
в) Мама велела Андрюше убрать в комнате.
г) Чем вы гости торг ведете?
10. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
а) Наконец раздался звук охотничьего рога.
б) Пеппи с укором поглядела на тетю Лауру.
в) На потолке зияли две дырочки.
г) Тихо шелестели листья берез.
11. Найдите предложение с обстоятельством места.
а) Первыми появляются грачи.
б) На далеком юге уже расцветают сады.
в) Долгожданная весна наряжает землю.
г) Шлют улетающие птицы нам прощальный привет.
12. В каком предложении неверно подчеркнута грамматическая основа.
Туристывидели вокруг себя только необъятную степь.
Урок 58
Тема: Прямая речь
ЦЕЛЬ: Познакомить с прямой речью и знаками препинания при ней. Развивать умение находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно. Формировать умения разграничивать прямую речь и слова автора.
Ход урока
1. Языковая разминка (материал распечатан). Прочитайте текст, разделите его на предложения. Докажите правильность своего решения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Все известные орфограммы объясните.
Я пр..бл..жался к месту моего назн..чения вокру.. меня пр..стиралась п..чальная пустыня все п..крылось снегом со.. нце с..дилось кибитка ехала по у..кой д..роге.
Работа по теме урока.
Чтение и анализ текста (материал распечатан).
Вот пришел он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покоя:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься. Ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Угадать имя автора и название произведения. Расставить известные знаки препинания. Подчеркнуть слова, с которыми старик обращается, к рыбке. Подчеркнуть ответ рыбки. Это — прямая речь.
Найти и выписать глаголы, которые вводят слова рыбки и старика. Это слова автора.
Чтение материала для наблюдения на стр. 93. Знакомство с графическим обозначением прямой речи.
Упр. 237. Обратить внимание на интонацию: между словами автора и прямой речью обычно делается пауза.
З а п о м н и т ь! Прямая речь присоединяется к словам автора при помощи различных глаголов, значение которых связано с процессом речи. Их обычно называют глаголами «говорения»: сказать, спросить, крикнуть, произнести, объяснить, просить, проворчать, шепнуть, буркнуть.
Какие из этих глаголов употребляются только в разговорной речи?
О б р а т и т е в н и м а н и е ! Слова автора могут стоять до и после прямой речи. Приведите примеры таких предложений.
Чтение материала для наблюдений на стр. 94—95. Знакомство со схемами расстановки знаков препинания при прямой речи.
Составить из двух предложений одно с прямой речью.
Девочка удивилась. Разве страус не летает.
В поход пойдем вместе. Ребята заявили.
Запишите полученные предложения, правильно расставляя в них знаки препинания.
3. Тренировочные упражнения. Объяснительный диктант. (Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть глаголы «говорения», над обращением написать букву О).
Синеглазка взяла со стола рецепт и сказала вам надо лежать.
Хочешь Пулька я подарю тебе твой портрет предложил Незнайка.
Стыдно малыши воскликнула Синеглазка.
Гусля залез на сцену и закричал ко мне братцы.
Мы слишком высоко поднялись объяснил Знайка.
Анализ схем предложений с прямой речью, записанных на доске. Найти ошибки в расстановке знаков препинания. Исправить и записать схемы в тетрадь.
1)
2)
3)
4)
5)
4. Домашнее задание. Упр. 239.
Урок 59
Тема: Прямая речь
Цель: Закрепить сведения о прямой речи и словах автора. Формировать умение с опорой на опознавательный признак, находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Языковая разминка.
К вечеру облака исчезают, но сначала ложатся розовым клубом напротив заходящего солнца. (И. Тургенев)
Выполнить синтаксический разбор предложения, начертить схему, объяснить знаки препинания. Найти известные орфограммы (с опорой на опознавательные признаки).
Тренировочные упражнения.
Актуализация теоретических сведений о прямой речи и знаках препинания при ней. Начертите схемы расстановки знаков в первых семи предложениях из упражнения 238.
Списать предложения с прямой речью (распечатаны), вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В чем особенность прямой речи в этом тексте? Из скольких предложений она состоит?
Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не с..ешь их яблочка. Старик ответил я не с..ем, другие с..едят. Мне спасибо скажут.
О б р а т и т ь в н и м а н и е! Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В этом случае кавычки ставятся один раз.
Графический диктант. Начертить схемы предложений с прямой речью и расставить знаки препинания
Гостья
1) Бабушка если бы к нам в гости пришел заяц что бы ты ему дала спросила Юля. 2) Морковку ответила бабушка. 3) А если бы пришла лиса допытывалась Юля. 4) Угостила бы кусочком курицы сказала бабушка. 5) А козленку не унималась внучка. 6) Капусты улыбнулась старушка. 7) А если бы я пришла к тебе в гости, как они, что бы ты мне дала хитро прищурилась Юля. 8) Шоколадку воскликнула бабушка. 9) Согласна! Убери кашу и дай шоколадку. Я к тебе в гости пришла захлопала в ладоши Юля.
Упр. 243. Запомнить вежливые слова.
4. Домашнее задание. Упр. 242.
Урок 60
Тема: Диалог
ЦЕЛЬ: Познакомить с диалогом как способом передачи чужой речи. Формировать навык отличать диалог от прямой речи. Формировать умение: постановки знаков препинания при диалоге; составления диалога на заданную тему по указанной схеме.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Языковая разминка.
Вершина дерева качнулась, сосна начала медленно клониться к дороге.
Выполнить синтаксический разбор предложения, начертить схему, объяснить знаки препинания. Найти известные орфограммы (с опорой на опознавательные признаки).
Работа по теме урока.
Чтение теоретического материала о диалоге на стр. 96—97.
Б е с е д а: Как называется разговор двух или нескольких лиц?
Что такое — реплика диалога?
Как пишутся слова каждого лица в диалоге?
Какой знак ставится перед каждой репликой в диалоге?
Составление диалогов на темы: а) Разговор по телефону с другом (1-й вариант); б) Алло, вы ошиблись номером (2-й вариант). Записать один из диалогов, правильно расставляя знаки препинания.
О б р а т и т ь в н и м а н и е!
1. Телефонные разговоры никогда не начинают с вопроса «Кто говорит?»
2. Нужно сказать: «Слушаю» или «Алло».
3. Начиная телефонный разговор, нужно поздороваться и только потом обратиться с просьбой.
4. Кроме того, всегда желательно назвать себя.
Прочитать «вежливые» слова на полях стр. 100 и запомнить их.
Составить и записать диалог по схеме:
Употребить в диалоге слово пожалуйста.
Тренировочные упражнения.
5. Домашнее задание. Упр. 248. теоретический материал о диалоге.
Источник