Море во время поста

Море во время поста

Присылайте свои авторские стихотворения, рассказы, сказки, фотографии вашего рукоделия на адрес semsobor @ mail . ru с пометкой ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

ОСТРЫЙ УГОЛ

АБОРТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ Информация и поддержка в трудной ситуации

РАССКАЗАТЬ О НАС

О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Наш сайт с каждым днем становится все интереснее и полнее. Такой уже объемный. Просто низкий поклон администрации сайта. Сколько смотрю — среди православных сайтов наши- самый лучший. Лучше всех епархиальных. Отдельное спасибо за видео. Светлана

А вот все были бы такие сайты, а то ничего не найдешь для пользы. Дмитрий(Москва)

Очень люблю наш сайт. Какой-то он радостный, приятный. Всегда можно найти много полезного и легкочитаемых статей. Ухожу с вашего сайта всегда утешанной и духовно обогащенной. Помогай Вам Бог в вашем труде. О. Федору низкий поклон. Очень сожалею, что не смогу приложиться ко Кресту. С маленьким ребенком для меня очень далеко ехать. Прошу молитв за р. Б. Елену. Она очень хочет стать мамой, но что-то не получается. Катя

Поститься во время отдыха? Или отдыхать во время поста?

Если Великий пост — время, когда духовные труды приходится сочетать с привычной работой, то не уступающий ему по строгости Успенский часто ставит перед нами другую задачу — поститься во время отдыха. Или отдыхать во время поста?

Нет, я сейчас не буду рассуждать о том, можно ли во время поста загорать и купаться. Равно как и о том, как быть, если приехал на две недели в пансионат, а там все питание исключительно скоромное. Я лучше про изменение своей жизни.

Великий пост большинство из нас проводит там же, где живет и работает всегда. Тот же стол с компьютером, только ты стараешься все закончить быстрее и покинуть его раньше, чтобы успеть на Великий Канон. Тот же холодильник, только вместо колбасы в нем вареная фасоль. Те же родные, близкие и коллеги, только сейчас вы не смотрите с ними веселые комедии и не устраиваете шашлыки на даче.

Летом все по-другому. Вместо рабочего стола — балкон на море. Вместо холодильника — рюкзак с крупой и тушенкой. Вместо привычной череды знакомых лиц — случайные попутчики и непонятные чужеземцы. А я среди всего этого — какой?

Знаете, было в старину такое гадание. Клали перед младенцем разные предметы и загадывали, что к чему он потянется, тому с ним и быть. Потянется, например, к оружию — ждет его судьба военного, к рюмке — быть ему пьяницей, а если ко кресту — то священником. Летний пост — время, когда можно вновь почувствовать себя выбирающим свою судьбу младенцем среди чуждого и непонятного мира. Когда я почти абсолютно свободен в своем выборе, то потянет меня — к чему? Какие во мне проснутся чувства? Какие притихшие, ловко замаскировавшиеся в привычной суете страсти с новой силой вырвутся наружу?

В отпуске тоже есть воскресенья. И обычно бывает церковь, вот только добраться до нее часто требует гораздо больших усилий, чем в обычной жизни. Например, пройти до соседней деревни пятнадцать километров пешком. Или всего шесть километров, но при этом форсируя реку вброд. Или доехать каким-то транспортом до соседнего города в Провансе и там в храме Константинопольского патриархата выслушать богослужение на непонятном греческом языке. Или, как минимум, смириться с тем, что сегодня ты будешь стоять не среди цвета московской интеллигенции и слушать не прекрасный слаженный хор, а молиться с парой десятков бабушек в цветастых платках и байковых халатах, и на клиросе будут петь три таких же бабушки вразнобой.

Много нового можно узнать во время отпуска и о своем отношении к людям. Особенно к тем, которые «обслуживающий персонал». Тест на христианский персонализм — это готов ли ты обращаться к окружающим тебя официантам и горничным по имени и запоминать эти имена, кстати говоря, если общаешься с ними на протяжении какого-то времени. А вот щелкать пальцами — это атрибут какого-то другого мировоззрения, где отдельный человек — это не образ Божий, а какая-то досадная мелочь, почти насекомое.

А еще во время отпуска часто просыпается… даже сказать страшно — плотская страсть. В поле зрения попадают новые люди, и ты видишь, что они импозантные мужчины или привлекательные женщины. И мантра, которую ты привычно твердил в своем обычном мире: «Я женат, женат, женат, я порядочный человек, я люблю свою жену, у меня двое детей» — уже не работает. Потому что твой подлинный внутренний мир, тот, который ты тщательно маскировал своим показным лицемерием и ханжеством, теперь вылез наружу. И ничего не остается, кроме как взглянуть правде о себе в глаза и признать: да, грешен. Мне еще очень, очень далеко до тех высот духа, на которых только законной супруге принадлежат все чувства и мысли, а остальные женщины кажутся просто людьми и совсем не волнуют.

Отпускные фотографии — тоже дело хорошее и полезное. Глядя на некоторые из них, вы с трудом поверите, что вон та чувственная особа с распущенными волосами, уронившая во время медленного танца голову на плечо знойному мачо, и скромница в платочке, яростно отстаивающая в интернет-дискуссиях воздержание до брака — это одно и то же лицо. Вы искренне гордились, что в свои «за двадцать» сохранили девственность и чувствовали превосходство по отношению к ровесницам, живущих в «гражданских браках»? Посмотрите на себя в зеркало, у вас на лице написано все, чего бы вы желали на самом деле.

Вы еще только выбираете, где провести отпуск? Подумайте, а для чего вам нужно это место: для того, чтобы действительно восстановить силы и привести мысли в порядок, или для того, чтобы фотоотчет выглядел солидно, внушал трепет и вызывал зависть? Причем тщеславие может здесь склонять нас как в одну, так и в другую сторону: как в «посмотрите, какой я окружен роскошью: вот мой трехкомнатный сьют с личным бассейном», так и в «посмотрите, пока вы нежились на пляжах и губили свои души коктейлями, я помогал восстанавливать храм в Архангельской области, а еще починил местной бабушке крыльцо и вскопал огород».

Это очень удобно: собрал отпускные впечатления — и накануне праздника Успения на исповедь. А если духовник во френдах, то твою исповедь он уже заранее будет готов принять.

Источник

Можно ли во время поста в Рамадан днём принимать душ, купаться в реке или море?

Ответьте, пожалуйста: можно ли принимать душ во время поста в Рамадан? Мой муж работает с утра до вечера и возвращается домой вспотевшим и грязным. Он вынужден принимать душ. Кто-то ему сказал, что во время поста этого делать нельзя. Правда ли? И ещё, мы хотим поехать на море, не нарушит ли купание пост?

Принимать душ, полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком, купаться в бане, в море или реке во время поста не запрещается, но при этом необходимо соблюдать одно важное условие: не проглатывать воду или пищу.

Если вода попала в уши ― не страшно, ибо через ухо она не проникнет в желудок.

Также не нарушает пост частота принятия душа или купаний в море в течение дня.

Если во время водных процедур произошло непреднамеренное заглатывание воды ― оно не принимается в расчёт.

Также не нарушает пост случайное попадание воды в рот. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что за совершённое по ошибке (непреднамеренно), по забывчивости или по принуждению не будет спроса с его последователей (Суюти, «Дж. Аль-джами ас-сагыр», 4461).

Известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабы обливались водой во время поста. Например, у Анаса ибн Малика (радыяллаху анху) была даже ванна, которую в жару он наполнял водой и погружался. Об этом и многом другом говорится в сборнике хадисов Бухари, который собрал все сведения в разделе «Полное омовение тела для соблюдающих пост».

Все вышеупомянутые действия не запрещены, даже если они применяется не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося в жаркий летний период.

Источник

Мыться, купаться, полоскать рот во время поста

Аудио версия настоящей статьи:

Можно ли во время поста прополаскивать время от времени рот водой, принимать душ и мыть голову?

Без всяких сомнений, можно. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) мылся, а также просто обливался водою во время поста, о чем говорится в нескольких достоверных хадисах[1].

Полоскать рот

Что касается полоскания рта, то пророк Мухаммад четко сказал одному из сподвижников, что «полоскание рта не нарушает пост»[2]. Время от времени постящийся может полоскать рот, дабы устранить чувство сухости во рту. На действительность поста это никак не влияет.

Принимать душ

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится хадис от ‘Аиши о том, что «на рассвете [когда уже наступило время соблюдения поста] пророк Мухаммад совершал полное омовение (омытие всего тела) и продолжал соблюдать пост»[3]. Душ, прием ванны, купание не влияют на действительность поста. Причем не важно, есть ли необходимость в приобретении ритуальной чистоты или нет[4].

Мыть голову

В сводах хадисов Абу Дауда и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис о том, что «сподвижники видели, как пророк Мухаммад из-за жажды либо из-за жары лил воду себе на голову, при этом он соблюдал пост»[5].

Также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема «Полное омытие тела (купание) соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно во время поста полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком[6], мыться, купаться, посещать баню и т. п. Приведу несколько цитат[7]:

— «Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар окунал свою одежду в воду и после надевал ее [тем самым облегчая для себя соблюдение поста в жаркую погоду]»;

— «Аш-Ша‘би[8] посещал хаммам во время соблюдения поста». «Хаммам» в данном случае можно перевести как «баня, ванна, купальня»;

— Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас сказал, что «нет ничего предосудительного в том, чтобы пробовать пищу [в процессе ее приготовления] во время соблюдения поста»;

— «Аль-Хасан аль-Басри[9] сказал: «Нет ничего предосудительного в полоскании рта во время поста и охлаждении тела [обливанием или купанием в прохладной или холодной воде]»;

— Сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста».

В этом контексте напомню, что свод хадисов имама аль-Бухари имеет высшую степень достоверности, так как он, собирая хадисы для своего свода, использовал по сравнению с другими учеными-мухаддисами самые строгие критерии отбора. В пояснение к приведенным цитатам имам аль-Аскаляни в своем известнейшем комментарии к своду хадисов аль-Бухари пишет: «Аль-Бухари, приводя эти цитаты, хотел ответить тем, кто высказывался о нежелательности (макрух) водных процедур во время поста. Их аргумент о том, что во время купания вода может попасть в рот, а потому нельзя купаться, абсолютно неуместен (батыль), ведь из достоверной Сунны мы знаем, что во время поста можно полоскать рот, можно чистить зубы мисваком (сиваком, имеющим выраженный вкус и запах), можно пробовать пищу на вкус во время ее приготовления и т. д.»[10].

Подчеркну, что все ранее упомянутое никак не возбраняется, даже если применяется не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося[11].

Во время полоскания рта при омовении может ли нарушиться пост? Магомед.

Полоскание рта не нарушает поста.

Можно ли при совершении омовения полоскать ротовую полость, учитывая то, что при полоскании немного утоляется жажда.

Да, можно, главное — не глотать воду.

Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду во время полоскания рта, когда берешь тахарат (совершаешь омовение)? Ильшат.

Основным является мнение о том, что пост из-за этого не нарушается[12].

Доказательством является в том числе аят из Корана:

«Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]» (см. Св. Коран, 33:5)[13].

Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова известного мусульманского ученого ‘Аты[14]. Касательно случайного попадания воды в гортань (случайного ее заглатывания) во время полоскания рта и промывания носа при совершении омовения ученый сказал: «Если от человека это не зависело (произошло случайно), тогда ничего страшного в этом нет». То есть на действительность поста это никак не влияет. Человек благополучно продолжает поститься.

Нужно ли возмещать дни поста в Рамадан, если случайно во время полоскания рта в горло попала вода? Ахмед.

Это не принимается в расчет, если не было преднамеренного глотания воды. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением»[15]; «Не будет спрошена моя умма (мои последователи) за совершенное по ошибке [непреднамеренно], за совершенное по забывчивости и за то, что совершено по принуждению»[16].

Из-за смога в Москве[17] пришлось сбежать с семьей на Черное море. Решил держать пост здесь, но столкнулся с некоторыми трудностями. Жару я переношу без воды, молюсь по возвращении в гостиницу, но меня сильно мучает:

1. Нарушается ли пост, если морская вода попадает в рот, но я ее не глотаю?

2. Нарушается ли пост, если я все же случайно проглотил морскую воду (волной накрыло)?

1. Не нарушается.

2. Верующий не отвечает за то, что совершил непреднамеренно или по ошибке.

Можно ли во время поста полоскать рот настойкой, если там содержится спирт? Алибек.

Можно, если есть в том необходимость. Главное — не глотать.

Отличается ли омовение во время поста от обычного, то есть существуют ли ограничения относительно полоскания рта, промывания носа, ушей? Мага.

Омовение совершается в обычном порядке. Единственное — не стоит усердствовать в полоскании горла водой, промывая рот. То же касается и носа[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Тщательно промывай нос водой [совершая ритуальное омовение], кроме как в случае, когда соблюдаешь пост»[19]. А потому омовение (малое или полное) совершается в период поста в обычном порядке с промыванием рта и носа, единственное – важно не перестараться.

Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море?

Да, можно. Никаких ограничений по использованию воды в пост нет, кроме – питья.

Суть поста – в воздержании от еды, питья и половых отношений в дневное время суток. Если вы плаваете или моетесь без заглатывания воды, то это не нарушает ваш пост днем.

Мнения об ограничении в купании во время поста, которые вы можете встретить в Интернете, были с самого начала формирования мусульманского богословия. Но! Это всего лишь домыслы, они не имеют основания, тем более достоверного канонического обоснования (Коран и Сунна)[20].

Вы говорите, что купаться в речке во время поста в Рамадан можно, а наши имамы запретили. Приведите, пожалуйста, аят или хадис о дозволенности этого. Хуршед, Таджикистан.

Аята или хадиса о запрете нет, а потому — разрешено. Это вы не меня, а их должны попросить привести аят или хадис, ведь они, ваши местные имамы, запрещают, а потому должны привести четкий и достоверный аргумент — аят или хадис. Если такового нет, тогда это — их личное суждение, домыслы, которым они могут следовать в собственной жизни, но не имеют права навязывать другим.

В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: «Все то, что не запрещено, остается разрешенным»[21]. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. И еще одно богословское правило: «Если нет аргумента (из Корана или Сунны) в пользу запрета, то делается так, как проще и легче для человека»[22].

Напомню также аят из Корана:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное; дозволенное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих. Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах]» (Св. Коран, 7:32).

Правда ли, что омовение для совершения молитвы-намаза можно сделать, находясь в соленом море, при этом несколько раз полностью окунувшись в воду? Саид.

Морская вода пригодна для совершения омовения. На этот счет есть достоверные хадисы: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[23]; «Морская вода очень чиста [пригодна для ритуального омовения]»[24]. О вариантах малого и полного омовений читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Можно ли заниматься аквааэробикой во время поста? Когда выполняешь упражнения, бывает, что непроизвольно проглатывается вода. А.

Проглатывать воду нельзя. Нельзя также делать то, что очевидным образом приводит к заглатыванию воды. Оцените степень вероятности самостоятельно. Преднамеренное проглатывание воды нарушает пост. В пост занимайтесь не аквааэробикой, а просто аэробикой.

В связи с условиями работы я должна каждый день принимать душ. Влияет ли это как-нибудь на пост? Kumush.

Нет, не влияет, даже если, соблюдая пост в течение дня, вы примете душ пять или десять раз[25]. Напоминаю вам, что пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным.

Перед началом первого дня поста я искупался, но ничего не сказал во время купания. Был ли мой пост действительным? Билан.

Купание и пост не связаны друг с другом.

Если я соблюдаю пост и искупаюсь от жары, нарушит ли это пост? Магомед.

Нет, не нарушит. Например, сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста». Об этом упоминает в своем своде хадисов имам аль-Бухари[26].

Нарушается ли пост, если вода попадает внутрь через ухо? Иса.

Вода через ухо попасть в пищеварительный тракт не может, а именно это нарушает пост. В вашем случае пост не нарушен.

Можно ли принимать лечебные ванны во время священного месяца Рамазан? Диана, 26 лет.

Можно ли в течение дня, пока держишь пост, мыться в бане? Рустам.

Во время священного месяца Рамадан разрешается ли бриться днем, а также использовать крем, мыть голову, постригаться, использовать благовония? Таир, 21 год.

Безусловно. Все это разрешено. Разногласия относительно перечисленных вами пунктов в научной среде мусульманских богословов отсутствуют. Например, некоторые сподвижники пророка Мухаммада в дни поста намазывали тело различными полезными маслами, чтобы кожа пропитывалась ими. Ибн Мас‘уд даже призывал к этому, о чем упоминает имам аль-Бухари в своде хадисов[27].

Имам аль-‘Аскаляни в своем известном многотомном комментарии к своду хадисов имама аль-Бухари в упомянутом вами контексте подчеркивает: «Сподвижники и первые два поколения после пророка Мухаммада считали желательным (мустахаб) для соблюдающего пост создание необходимых удобств, украшение себя (чистота, аккуратность, приличный вид), использование (полезных для тела и ароматных) масел»[28].

Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов[29].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 571 и 572, хадисы № 1925 и 1926 (от ‘Аиши и Умм Салямы), а также с. 573, хадис № 1930; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2365, «сахих».

[2] Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 270, хадис № 2385, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1647 и пояснение к нему.

[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадис № 1930.

[4] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

[5] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 269, хадис № 2365, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1648 и пояснение к нему.

[6] Кусок ветки, который выполняет одновременно функцию щетки и пасты. Имеет ярко выраженный вкус. Чистит зубы и отбеливает. Во времена пророка Мухаммада именно мисваком (сиваком) поддерживали чистоту полости рта. И в наши дни он не вышел из практики.

[7] Все они приведены имамом аль-Бухари в начале упомянутой темы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

[8] ‘Амир аш-Ша‘би (19–103 гг. жизни по хиджре) является одним из крупнейших богословов-мухаддисов первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Родился и жил в Куфе. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 27.

[9] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) — известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

[10] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 193.

[11] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192–194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 16–18.

[12] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

[13] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 82.

[14] ‘Ата’ ибн абу Рабах (умер в 114 г. по хиджре) — один из известнейших ученых первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Руководил написанием и выпуском богословских заключений (фетв) в Мекке.

[15] Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 221, хадис № 2043, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

[16] Хадис от Савбана; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4461, «сахих».

[17] Летом 2010 года в Москве на протяжении длительного периода стоял сильный смог из-за пожаров в Подмосковье.

[18] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224.

[19] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2366, «сахих».

[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192–194, пояснение к хадисам 1930–1932; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, пояснение к хадисам № 1647 и 1648.

[21] См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.

[22] См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 108.

[23] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

[24] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 475, хадис № 7756, «сахих».

[25] См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 52.

[26] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 18.

[27] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

[28] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

[29] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 256 и 257.

Источник

Читайте также:  Ввоз по суше по морю
Оцените статью