Море жуковского сочинения егэ

Как в стихотворении «Море» отражено романтическое видение мира? (ЕГЭ по литературе)

В.А. Жуковский считается основоположникам русского романтизма. Это литературное направление заключает в себе иной взгляд на мир, отличный от предыдущего (классицизм). Мы можем увидеть это на примере стихотворения «Море». Во-первых, стихия здесь наделена душой. Лирический герой относится к ней не как к внешней реальной природе, а как к некому таинственному существу. При этом, он стремится понять и разгадать тайну моря: «Открой мне глубокую тайну твою». Стихия имеет собственную волю, она способна мыслить и чувствовать: «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». На протяжении всего стихотворения используется такое средство выразительности, как олицетворение: «Чем дышит твоя напряженная грудь», «Ласкаешь его облака золотые», «Ты, небом любуясь, дрожишь за него» — это заставляет читателя воспринимать море живым, сопереживать ему.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Во-вторых, мы видим стремление к возвышенному: «Иль тянет тебя из земныя неволи далекое светлое небо к себе. » — море устремлено к небесам, в которых и заключена сила, движущая стихией. Характерно для романтического мироощущения и то, что герой находится в неволе. То есть он имеет мечту, стремление, но в силу обстоятельств не может её достичь. В данном случае, герой(море) стремясь к небу, находится в «земныя неволе». Присутствует некий конфликт с окружающим миром. Не только земля не отпускает стихию, но и тучи пытаются скрыть чистое небо: «Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя…». При этом море сопротивляется: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь враждебную мглу. ». Тьма – враждебная, море рвет и терзает её, то есть между ними борьба. Лирический герой воспринимает стихию, как загадочную, таинственную силу, вступает с ней в некий диалог. В этом и заключается романтическое видение вира.

Читайте также:  Загарный песок у моря

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id109343

Источник

15, 16. «Море» Жуковского (ЕГЭ по литературе)

15. Как в стихотворении В.А.Жуковского соотносятся действительность

В стихотворении В.А.Жуковского соотносятся действительность и мечта поэта.

Во-первых, это подтверждает двухчастная композиция, построенная на антитезе. В представленном романтическом двоемирии, характерном для романтизма, противопоставляется реальность и грёзы лирического героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В первой части описывается пейзаж и состояние образа поэта: «Я сморю на небеса\Облака, летя, сияют\ И, сияя, улетают\ За далёкие леса…». Во второй – он констатирует факт наличия неизвестного края: «Кто ж к неведомым брегам\ Путь неведомый укажет. ». Во-вторых, существующая действительность и мечтания лирического «Я» изображены при помощи изменения пафоса героя лирического произведения. В начале у него умиротворенное настроение, но в следующей строфе он

взволнован. Испытываемый трепет передается при помощи риторических вопросов и междометия «ах»: «Ах! найдётся ль, кто мне скажет\ Очарованное Там?».

Таким образом, изображенное романтическое двоемирие и пафос лирического субъект помогают раскрыть соотношение мечты и реальности.

16.В каких стихотворениях русских поэтов создан образ весны и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.А.Жуковского?

Во многих лирических произведениях русских поэтов создан образ весны.

Но, если в приведенном произведении это передаётся при помощи романтического двоемирия, то в «Весенней грозе» именно гроза – символ изменений, на котором сконцентрировано внимание: «Люблю грозу в начале мая», «Гремят раскаты молодые», «Все вторит весело громам…» и «Громокипящий кубок с неба…».

В лирическом стихотворении «Это утро, радость эта» А.А. Фета, написанном в рамках такого литературного направления, как импрессионизм, центральным образом также является весна. Отсутствие глаголов также

подтверждает факт отсутствия динамики, попытку запечатлеть конкретный образ. Оба поэта описывают пейзаж для передачи связи человека и природы, так как хорошее настроение лирического героя связно с красотой природы, приходом весны: «Это утро, радость эта,\Эта мощь и дня и света…». Отличительная особенность фетовского стихотворения – мгновение, растянутое в динамику, раскрывающееся в четырех строфах, где в финальной строфе показана целостная картина: «Это всё – весна…».

Таким образом, все три произведения связан одним образом, но каждый автор раскрывает его по-разному.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61013

Источник

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 24.03.2020

Море обладает поразительной, удивительной силой над человеком: оно манит, притягивает к себе, заставляет задуматься над вечными проблемами, зовет навстречу увлекательным приключениями. Недаром сторонники романтизма часто используют в своих произведениях образ этой бушующей водной стихии. Василий Андреевич Жуковский стал одним из первых русских писателей, который сравнил мятущуюся человеческую душу с морем, столь прекрасным в своем безграничном разнообразии.

История создания

Василий Андреевич написал свое знаменитое произведение «Море» в 1822 году, на самом пике своего творчества. Оставив позади некогда любимый им сентиментализм, поэт начал развивать романтическое направление. Наиболее удачной его работой стало стихотворение «Море», ставшее образцом русского романтизма.

Знаменитую элегию Жуковский посвятил Марии Протасовой, своей близкой родственнице, к которой питал нежные чувства. Мать Марии приходилась двоюродной сестрой поэту, и потому была категорически против брака дочери и кузена. Невозможность соединить судьбу с любимой женщиной Жуковский переживал очень тяжело, и душевные муки нашли свое отражение в творчестве классика.

Жанр и размер

Стихотворение Жуковского «Море» написано в жанре элегия, который был наиболее популярным в тот период, в котором жил и творил поэт. В буквальном переводе слово «элегия» означает «жалоба», и это точно отражает особенности жанра: лиризм, склонность к философским размышлениям, беспричинную тоску. Всеми этими характерными признаками обладает стихотворение «Море».

Жанр «элегия» подразумевает также и средний по объему размер произведений, который позволяет сформировать развернутое высказывание. А особую напевность, мелодичность стихотворению придает трехсложный размер.

Произведение «Море» примечательно тем, что Жуковский при его написании остановил свой выбор на белом стихе. Это указывает на отсутствие рифмы при сохранении определенного ритма и размера стихотворения. Элегия написана четырехстопным амфибрахием, который придает ей невыразимую чувственность, нежность, пронизывает все произведение поэтической грустью.

Направление

Элегия наиболее полно и точно раскрывает суть романтизма. Именно этот жанр оказался максимально близок для Василия Андреевича, который благодаря ему смог выразить свои чувства, эмоции, переживания. Свою первую элегию Жуковский написал еще в 1802 году – это было стихотворение «Сельское кладбище». Мастерски выполненный перевод произведения Грея позволил сентименталистам считать Жуковского своим преемником, однако уже тогда в лирике поэта чувствовались мотивы сопротивления, которые были присущи романтизму.

Совсем иначе заявил о себе Жуковский спустя 20 лет, написав элегию «Море». Ему удалось создать свой, ни на что более не похожий образ природной стихии, благодаря чему поэт был признан основоположником новой традиции в русской литературе. Элегия «Море» вдохновило многих отечественных классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева – на написание произведений, в которых звучала бы морская тематика. Особенно высоко ценил «Море» Александр Сергеевич Пушкин, который сам написал произведение с таким же названием.

Композиция

Композиционно произведение можно условно разделить на три части:

  1. В первой части элегии лирический герой вступает в диалог с морем, которое очаровывает его. Однако герой чувствует, что за внешним спокойствием и безмятежностью таится некая тайна.
  2. Во второй части поэт уделяет внимание описанию неистовой бури. Лирический герой полагает, что безупречная гармония неба и моря была нарушена внезапным появлением «темных туч».
  3. В заключительной части герой вновь любуется спокойной стихией, которая доверчиво приоткрыла ему свою тайну.

Примечательно, что на протяжении всего повествования море остается неизменно спокойным. Буря беснуется лишь в воображении автора. Однако именно такой маневр позволяет придать всему произведению особый динамизм.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии Жуковского является, безусловно, море. Благодаря своему безусловному литературному таланту поэту удалось очеловечить море, придать ему психологические черты и качества, присущие человеку. Море в произведении Жуковского влюблено в небо, которое, отражаясь в зеркальной водной глади, дарит морю ощущение счастья и безмятежности. Однако эта идиллия может иногда нарушаться приходом грозных туч, скрывающих небо от моря. Некогда спокойная и безмятежная гладь, не видя неба, начинает волноваться, сопротивляться ненавистной мгле – так оно пытается вернуть былое счастье и умиротворение. Эта картина рисуется не в реальности, а в воображении лирического героя, которому удается раскрыть тайну моря. Благодаря этому он ощущает с ним особое родство. Чувствуется, что лирический герой также переживает личную трагедию, которая сближает его с волнующимся морем.

  1. Невозможность любви – центральная тема элегии. Таким образом Жуковский обнажил перед широкой публикой личную драму, поскольку произведение является во многом автобиографичным. Он был страстно влюблен в прекрасную Марию Протасову, но по веским причинам не мог связать с ней свою жизнь. В итоге, все, что оставалось влюбленному поэту – стать добрым другом для своей возлюбленной. Судьба Жуковского оказалась более печальной, нежели созданная им аллегория. Он наделил море многими своими личными чертами, благодаря чему водная стихия получилась очень живой и реальной, способной вызывать сопереживание.
  2. Тема борьбы – одна из главных в произведении. Его кульминацией является появление туч на небе и дальнейшее противостояние с морем. Однако одержанная победа не дарит морю заветного покоя: ожидание возвращения мглы заставляет его постоянно волноваться.
  3. Все произведение пронизано темой одиночества. Лирический герой, чувствуя себя одиноким человеком, не зря обращается к морю – в нем он видит родственную душу. Лирический герой хорошо понимает водную стихию, которая очень точно перекликается с его душевным состоянием.

Главная мысль произведения Василия Андреевича заключается в родстве природы и человека. Жуковский не скрывает своего восхищения природой, ее удивительной целостностью, гармоничностью, и призывает читателя брать на вооружение ее силу и красоту. На примере водной стихии поэт показывает, насколько важно бороться за свое счастье, не покоряться судьбе, и настойчиво идти к своей цели. Море отчаянно сражается с мглой, чтобы иметь возможность любоваться небесной лазурью. Да, оно уже никогда не будет спокойным и умиротворенным, но оно добилось своего, воссоединившись с небом.

Художественные средства

В своем произведении Василий Андреевич использует богатейшую палитру художественных средств, при помощи которых максимально полно и точно раскрывается образ моря.

Немаловажная роль в элегии отведена эпитетам. В самом начале произведения с их помощью поэт передает умиротворенное состояние водной стихии: «лазурное», безмолвное». Он оживляет море, наделяя его человеческими качествами: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». Напряжение кульминационной части элегии как нельзя лучше передают соответствующие глаголы: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Взволнованное состояние волн передает эпитет «испуганны», а противодействие двух сторон – туч и моря – выражается в эпитетах «враждебная» (мгла) и «темные» (тучи).

В заключительной части произведения точно подобранные эпитеты передают радость от встречи моря и неба: недаром «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

В элегии Жуковского «Море» можно встретить и фигуры речи, среди которых наиболее выделяются речевые обороты, характерные для романтизма: «напряженная грудь», «сладостная жизнь». В первой части произведения встречается риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?». Привлекает к себе внимание и антитеза, которая выражается путем противопоставления двух сил(ясное небо – темные тучи).

Кульминационная часть недаром заканчивается многоточием. Автор словно обрывает повествование на самой драматичной ноте, чтобы вновь сделать акцент на царственном море, одержавшим победу в схватке со мглой.

Источник

Море жуковского сочинения егэ

Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе.

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».

Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального.

Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»?

Элегия — стихотворение философски−задумчивого, мечтательного настроения. Поэт размышляет о гармонии в мире. Жуковский любит гармонию, восхищается согласием моря и неба. Однако слияние моря и неба обманчиво. Вечное стремление моря к «ясному небу» оказывается неосуществимым.

В начале стихотворения лирический герой обращается к морю с вопросами, на которые пытается ответить сам. Как называются подобные вопросы?

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

Олицетворение: о море — «ты дышишь», «смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа.

Эпитет: «лазурное море», «безмолвное море». Эпитет — образное определение.

Анафора: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. » Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.

«светозарной» — это разве не неологизм?

Нет, слово «светозарный» не является неологизмом, это слово высокого стиля, употребляемое и до В.А. Жуковского, и после него в поэтической речи. В настоящее время слово можно считать устаревшим (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный).

Эпитеты «лазурное море», «безмолвное море» используются в первой строчке, соответственно, раньше, чем олицетворение (в 3). Именно поэтому сначала в ответах должна быть указана цифра 2,1,4, а не 124

В задании читаем: «Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых».

Определите размер, которым написано стихотворение В. А. Жуковского «Море» (без указания количества стоп).

Амфибрахий — трехсложная стопа с ударением на втором слоге, ударными являются 2, 5, 8, 11 слоги.

Без—мОлв—но/—е мО—ре,/ ла—зУр—но/—е мО—ре/,

Сто—Ю о—/ча—рО—ван/ над бЕзд—ной/ тво—Ей.

Здравствуйте, а разве не анапест — трехсложная стопа с ударением на втором слоге, ударными являются 2, 5, 8, 11 слоги. А амфибрахий — это . 3, 6, 9, 12

Нет, повторите определения.

Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?

Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.

В элегии «Море» Жуковского запечатлен образ моря как символ величавой свободы, подобное прочтение образа можно увидеть в стихотворении Пушкина «К морю». Образы морской стихии нашли отражение и в творчестве Тютчева. Море Тютчев изображает преимущественно в ночную пору, восхищаясь стихией:

Как хорошо ты, о море ночное,—

Здесь лучезарно, там сизо-темно.

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

У Жуковского звучит невозможность гармонии моря и неба. Морю Пушкина, зовущего к свободе, разнообразию жизни, противопоставлен неподвижный «брег». Пушкин «очарован» морем: он не считает его «могучую страсть» пленом. Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина не высшей ценностью, как у романтика Жуковского. Страсть и преданность оказываются чувствами более могучими, чем влечение к свободе. В конце стихотворения у Пушкина звучит благодарение, а не отчаяние от невозможности гармонии бытия, как у романтиков. Оба произведения относятся к философской лирике.

Источник

Оцените статью