- Олимпиады по литературе
- Сравнительный анализ стихотворений «Море» В.А. Жуковского и «К морю» А.С. Пушкина
- ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Море»
- Тема моря.
- Море жуковского сопоставление егэ
- 16. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского? (ЕГЭ по литературе)
- Море жуковского сопоставление егэ
Олимпиады по литературе
Сравнительный анализ стихотворений «Море» В.А. Жуковского и «К морю» А.С. Пушкина
I. Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Часто одно и то же природное явление привлекало разных поэтов в разное время.
Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее. М.Эпштейн писал, что “анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены становятся очевидными на фоне чего-то неизменного”.
Образы природы, которая остаётся равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Особенность того или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения будет что-то стабильное, одинаковое для всех поэтов. В нашем случае это море, которое было привлекательным не только для русских поэтов.
II. 1. Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.
Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу.
Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.
Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: “Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря – это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты” (Касаткина В.Р. Поэзия Жуковского. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. С.27).
Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.
В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.
По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему” (Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. С.56.). Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.
2. Два года спустя было написано пушкинское “К морю”. Это стихотворение заключает романтический цикл периода южной ссылки. В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно – символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой.
3. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: “и блещешь гордою красой”—“и радостно блещешь звездами его”; “ты катишь волны голубые”—“лазурное море”; “бездны глас”—“над бездной твоей”. Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. “К морю” написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом – гражданское звучание лирического произведения.
III. Подводя итог, мы говорим о том, что нового, в соответствии со своей эпохой, внёс каждый из поэтов в разработку традиционной темы “Человек и природа”. Описание природы в русской поэзии получало всё более глубокое содержание, философское осмысление. Изменения в системе поэтического мышления всегда тесно связаны со временем, в которое жил и творил художник слова, с философией и историей, эволюцией литературных жанров и направлений.
Источник
ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Море»
Тема моря.
Море восхищает поэта. Он сравнивает его с живым существом, которому свойственны самые различные оттенки чувств — от спокойствия до бушующей силы. Как в человеке бывает трудно предугадать, каков он, так и море поражает своей изменчивостью. Оно внешне спокойно, но внутри – это настоящий вулкан, готовый поразить своей мощью в любую минуту. Море загадочно, это настоящая бездна, понять которую человеку просто невозможно.
Обманчив твоей неподвижности вид.
Написанное в стиле романтизма, данное стихотворение вызывает различные чувства: от желания изменить свою жизнь, быть неповторимым, как эта водная стихия, до стремления жить тихо и спокойно,- именно таким бывает море в минуты затишья, оставаясь
по — прежнему загадочным.
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье…
ТЕКСТ
Море у Пушкина — это символ свободы, вольности, мощи природы. Море стало другом для лирического героя, он с ним прощается, испытывая боль и грусть, что не увидит этого бескрайнего водного простора. Сколько дум и мечтаний было высказано на берегу моря, как вольно дышалось здесь! Что ждёт героя? Снова жизнь в мире, где господствует тиран, где нет свободы людям. Память о счастливых днях, когда можно было видеть эту «свободную стихию», останется в душе героя.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
ТЕКСТ
М.Цветаева написала данное стихотворение в форме молитвы к морю. Она просит его отдыха от терпения страданий, просит залечить раны её души, успокоить, влить в душу новую струю . Море с его огромным простором, в глубине которого отражаются звёзды и небо, словно способно излечить душу лирической героини ,помочь ей пережить трудные минуты жизни. Она полностью отдаёт свою судьбу морю:
Вечное море,
В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!
ТЕКСТ
Все эти стихотворения объединяет восприятие моря как живого существа, способного понять человека, помочь ему, дать сил. Море — символ свободы, простора, которого так часто не хватает в жизни человека. Поэты обращаются к морю как к другу, просят помощи, благодарят за минуты, проведённые на его берегу. Море словно вселяет уверенность в возможность изменить жизнь, может, начать её по-новому.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Море жуковского сопоставление егэ
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1.Назовите литературное направление, в рамках которого развивалось творчество В.А. Жуковского?
2.Как называется художественный прием, который использует В.А. Жуковский, говоря о море как о живом существе?
3.Как называется вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение?
4.Найдите эпитет в приведенных строках из стихотворения В.А.Жуковского:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу
5.К какому жанру относится данное произведение?
6.Какую фигуру речи использует автор в следующих строках:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
7.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
8. Какое лексическое средство использовано в строке: «Ты чисто в присутствии чистом его»?
9.Какое изобразительно-выразительное средство использовано в следующих строках:
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?
10.Какое изобразительное-выразительное средство использовано в следующих строках:
Ты долго вздымаешь испушанны волны…
11.Как называется синтаксическое средство, использованное автором: «И мгла исчезает, и тучи уходят…»?
12.Как называется образное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку («Ты льешься его светозарной лазурью…»)?
13.Каким термином обозначают резкое противопоставление предметов и явлений в художественном произведении (бездна моря – светлое небо).
14.Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении общепринятой последовательности слов в предложении (например, «…наполнено ты», «…тайну твою», «…облака золотые», «обманчив твоей неподвижности вид»).
С1. Как в стихотворении «Море» отражено романтическое видение мира?
С2. В творчестве каких русских поэтов образы природы наделяются философским содержанием и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением В.А. Жуковского?
С3. Что даёт основание отнести стихотворение В.А. Жуковского «Море» к философской лирике?
С4. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?
Источник
16. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского? (ЕГЭ по литературе)
В стихотворении В. А. Жуковского «Море» лирический герой наблюдает за морской бездной. Он «очарован» лазурным и безмолвным морем, которое изображается спокойным лишь внешне, а внутри оно наполнено «смятенной любовью» и стремится «из земных неволи» в далекое небо. Созерцая картины природы, герой приходит к выводу о том, что достижение идеала, который воплощает небо, обманчиво, невозможно.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Образ моря в этом стихотворении это не только пейзаж, но и романтический герой, стремящийся в другой, прекрасный мир.
Похожий пейзаж воссоздаётся в стихотворении Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное. «. Лирический герой любуется «в лунном сиянии» за тем, как «волны несутся гремя и сверкая» и признаётся, что «потопил бы» «в их обаянии» свою душу. Так же как и В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев использует олицетворение, наделяя море человеческими свойствами, из-за этого создаётся впечатление, что оно «словно живое», и «Ходит, и дышит, и блещет». Но в отличие от предложенного стихотворения, лирический герой которого понимает почему море поднимает «испуганны волны». Герой этого произведения так не смог постичь загадку этой стихи и обратившись к морю » Чей это праздник так празднуешь ты?» не получил ответ.
В стихотворении А. С. Пушкина «К морю» изображён лирический герой который глядя на море прощается с этой стихией и оставляет «неподвижный брег» навсегда. Как и в предложенном стихотворении герой не может признавать «торжественной красы» моря и также очарован его «могучей страстью». Однако если в нем автор акцентирует внимание на самой морской бездны, то в стихотворении «К морю» большее значение имеют отношение лирического героя к морю и чувства, которые он испытывает в связи с предстоящей разлукой со стихией.
Таким образом, можно сделать вывод, что многие русские поэты обращались к образу моря, но каждый изображал его по-разному.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id98957
Источник
Море жуковского сопоставление егэ
Многие русские поэты обращались в своём творчестве к образу моря.
Так, в стихотворении Пушкина «К морю» лирический герой прощается не просто «со свободной стихией», но и с южными землями, романтическим периодом своего творчества, юностью. Море здесь является символом абсолютной, ничем не ограниченной свободы. Отзвуки морских волн сохранятся в душе поэта даже «в лесах, в пустынях молчаливых».
Образ моря появляется и в стихотворении Лермонтова «Парус». Оно может быть как спокойным, «светлей лазури», так и бурным. Парус символизирует человеческую душу, жаждущую не гармонии, а бури:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятёжный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Эти стихотворения могут быть сопоставлены с элегией Жуковского. Во всех трёх произведениях поэты не просто изображают морскую стихию, но и проводят параллели с человеческими чувствами, движениями души. Однако у Лермонтова, в отличие от Жуковского и Пушкина, показано стремление к буре, бунту, а не спокойствию.
Источник: Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы. Зинин С.А., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., 2013.
МОРЕ
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
(1822)
Композиция ответа на задание 16 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.
Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.
Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
– авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.
Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как . в произведении . и . в произведении .
2. . (первый) использует . приёмы, показывая . (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает . (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который . (что?), первый . (что делает?).
3. В центре внимания . (второго) – . (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое . (какое?), эмоции второго . (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).
* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
* Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)
Источник