Морские границы России в Крыму и экспансия НАТО на Черном море
В начале марта стратегический разведывательный беспилотник США RQ-4A Global Hawk в течение нескольких часов шпионил вдоль западного и южного побережья Республики Крым. В районе Севастополя летающий монстр приближался к берегу на расстояние около 30 километров, пройдя почти по кромке морской границы, а в районе Алупки — на 34 километра. Перед тем как отправиться к берегам Крыма, беспилотник пролетел вдоль линии разграничения в Донбассе, неоднократно приближаясь на расстояние от 40 до 60 километров к сопредельным с Украиной районам Белгородской, Воронежской и Ростовской областей Российской Федерации. А 8 марта в Черное море через Босфор в Румынию для участия в военных учениях Spring Storm 2018 направился десантный корабль-док ВМС США USS Oak Hill (LSD-51).
Ранее, 18 февраля эскадренный миноносец ВМС США Carney прошёл через Босфор в Чёрное море, присоединившись к уже бороздившему его воды эсминцу Ross. Именно этот корабль участвовал в ракетном обстреле авиабазы ВВС Сирии «Шайрат» после известной провокации сирийских террористов в Хан-Шейхуне. По официальному заявлению командования шестого флота, эти суда находятся в Черном море не только «…для проведения операций по безопасности и укрепления региональной морской стабильности», но также «для усиления боеготовности и возможностей флота стран НАТО», что говорит само за себя.
И это – лишь некоторые из многочисленных граней резко возросшей активности США и НАТО по периметру российских границ. Проецирование западной силы на Черном море способно создать трудности не только в военно-политическом контексте, но также и в отстаивании экономических интересов России в вопросах освоения энергетических месторождений в акватории западной части Черного моря. Так, некоторое время назад руководство крымского ГУП «Черноморнефтегаз» объявило, что освоение Одесского морского месторождения газа западнее Крыма будет приостановлено с мая текущего года. Формально это связано с иском Украины в международный арбитраж (сентябрь 2016 г.) по поводу «незаконности» российской разработки этого месторождения. Но, вполне допустимо предположение, что сложившаяся ситуация выходит за сугубо энергетические, «газовые» рамки.
Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши (в границах до 16 марта 2014 г.)
Так, со стороны России речь может идти фактически о первой (хотя и косвенной) уступке Киеву по статусу Крыма и его природно-ресурсной базы. Конечно, воссоединение Крыма с Россией и реинтеграция его экономики в общероссийскую, пока не сопровождаются чётким российско-украинским разграничением морских акваторий. В связи с известной позицией действующего киевского режима, порождённого государственным переворотом февраля 2014 года, относительно статуса Крыма такие границы априори не могут быть согласованы. Упомянутое выше Одесское месторождение расположено у западной морской границы Крыма, переходя ее на ряде газовых участков в сторону морской зоны Одесской области. Это одно из наиболее крупных морских месторождений в западной части черноморской акватории, разведанные запасы которого составляют около 25 млрд. кубометров. За 2014-2017 гг. здесь было извлечено минимум 870 млн. кубометров в год, что составило около 55 % от общего объема добычи газа в Крымском регионе в тот период.
Напомним, в декабре 2015 года между Россией и Украиной в районе Одесского и Голицынского месторождений уже имела место серия инцидентов. Украинский пограничный корабль подошел к плавучей буровой установке «Таврида», принадлежащей ГУП РК «Черноморнефтегаз», потребовав предоставить информацию о составе экипажа и целях нахождения российской буровой установки в данном районе. Не получив ответа, сторожевик направился к Голицынскому газоконденсатному месторождению, где осуществил их фото- и видеосъемку. В ответ в район инцидента был направлен российский сторожевик «Аметист» Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым. Прибыв в район Одесского и Голицынского месторождений, ПСКР “Аметист” обнаружил два военных корабля ВМС Украины. В ведомстве уточнили, что сторожевой корабль будет осуществлять патрулирование данного района Черного моря, «для обеспечения экономических и иных законных интересов РФ на шельфе Черного моря после вмешательства в их работу кораблей пограничной службы и ВМС Украины».
Не исключено, что сейчас претензии киевского режима будут в большей степени подкрепляться вооружённой силой его патронов, однако стремление Москвы «не связываться» с киевскими буйнопомешанными может создать опасный прецедент. Многие эксперты полагают, что отказ Москвы от дальнейшего освоения Одесского и Голицынского месторождений косвенно подтверждает обоснованность не только позиции Киева по Крыму, но также известной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (27 марта 2014 г.), да и «крымских» санкций против РФ со стороны членов НАТО и целого ряда других стран. Поэтому было бы целесообразнее либо предложить Киеву совместное освоение указанных ресурсов, а в случае отказа или игнорирования подобного предложения (что совершенно ясно) – продолжить разработку данных месторождений с обеспечением необходимых мер контртеррористической и военной безопасности. Дело в том, что вышеупомянутый прецедент – неплохой стимул для аналогичного иска Киева относительно легитимности Крымского Моста через Керченский пролив (его строительство вошло в завершающуюся фазу). Формально действующие российско-украинские соглашения по этому проливу предусматривают совместное управление им со стороны Москвы и Киева, не допуская односторонних препятствий для украинского и российского судоходства – как военного, так и гражданского, что может быть использовано в качестве зацепки. Как заявил недавно так называемый «президент» Порошенко, «борьба ведется не только на фронте и не только Вооруженными силами Украины. Эта борьба продолжается в политической, дипломатической и юридической плоскости. Сегодня – очередной этап. Мы подготовили распоряжение о представительстве Украины в рассмотрении Арбитражным Трибуналом Конвенции ООН по морскому праву по абсолютно четкой позиции защиты интересов Украины в связи с нарушением Российской Федерацией суверенных прав Украины в Черном и Азовском морях и Керченском проливе» (выделено нами – авт.). Меморандум содержит около пятисот приложений, включая претензии к РФ по следующим направлениям: так называемый «захват» месторождений минеральных ресурсов, «незаконная» добыча нефти и газа на континентальном шельфе Украины в Черном море; «узурпация права» на регулирование рыболовства; строительство газопровода, линии электропередачи и моста через Керченский пролив; проведение исследований археологических и исторических объектов на дне Черного моря без согласия Украины. Кстати, одна (если не главная) из причин обструкции «Южного потока» со стороны ЕС была в том, что его центральный сектор планировался по линии бывшей южнокрымской морской границы Украины, да еще с ответвлением в Крым. Центральный же сектор «Турецкого потока» запланирован южнее той же бывшей границы (иными словами, в международных водах) и без крымского ответвления[1].
Ратифицируя в 1997 году Конвенцию по морскому праву, Москва сделала оговорку о том, что «не принимает предусмотренные в конвенции процедуры урегулирования споров, ведущие к обязательным для сторон решениям, по спорам об осуществлении суверенных прав и юрисдикции». Крым и прилегающая к нему акватория безусловно являются территорией РФ, где Россия на полностью законных основаниях осуществляет свои права по разработке шельфа, строительству, рыболовству и т.д. Де-факто вокруг Крыма находится принадлежащее России территориальное море (до 12 морских миль) и исключительная экономическая зона (до 200 морских миль). Намерение киевских горе-юристов «повесить» на морской трибунал решение вопроса о национально-государственной принадлежности Крыма изначально является юридически ничтожным. После же откровенно политизированного вмешательства Международного Суда ООН во внутренние дела России по поводу запрета так называемого «меджлиса крымско-татарского народа» (запрещён в России), Москва может с полным на то основанием и вовсе отказаться признавать его юрисдикцию.
Обратимся к иной проблеме. То обстоятельство, что упомянутое решение «Черноморнефтегаза», как упоминалось выше, совпало по времени с резким усилением присутствия НАТО в Черном море, ставит вопрос о необходимости урегулирования статуса Крыма как российской территории в системе безопасности в рамках ОДКБ. Речь идёт о недостаточно чёткой официальной позиции других стран-участниц ОДКБ относительно российского статуса крымского региона. А также с тем, что по сей день отсутствуют официальные разъяснения со стороны РФ и / или ОДКБ – распространяется ли сфера действия этого Договора на Крымский регион или нет. Как отмечает «Белорусская Правда» (24 мая 2017 г.), «Беларусь исходит из того, чем сегодня Крым де-факто» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, очевидно, не был доволен политикой России в отношении Крыма. В телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель глава Казахстана поддержал территориальную целостность Украины и выразил убежденность, что украинский кризис должен быть урегулирован путем диалога между всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время позиция МИД Казахстана сводится к тому, что статус Крыма окончательно не урегулирован. Более того, в казахстанской националистической прессе актуализируются геополитические построения небезызвестного аналитика ЦРУ Пола Гобла, весьма озабоченного «Оренбургским коридором», отделяющим Казахстан от входящих в состав Российской Федерации Республик Татарстана и Башкортостана.
Из членов ОДКБ однозначно поддержала право народа Крыма на воссоединение с Россией только Армения, проецируя «крымский прецедент» на непризнанную, в том числе самим Ереваном, Нагорно-Карабахскую Республику.
В этой связи напомним, что в 1950-х годах, когда территориальные претензии Греции к Албании угрожали перерасти в войну между ними, руководство Организации Варшавского Договора (ОВД) подтверждало, что сфера его действия распространяется на всю сухопутную, морскую территорию Албании (участвовавшей в ОВД до 1968 г.) и на ее воздушное пространство. Впрочем, данная аналогия, конечно, «непрямая», поскольку ООН не оспаривала легитимности границ Албании. Тем не менее, единая позиция стран ОДКБ относительно статуса Крыма и его участия в географической сфере ответственности пока отсутствует, что негативно влияет отнюдь не только на освоение ресурсов Крыма и примыкающей к нему акватории.
Алексей Балиев, Андрей Арешев, для “Военно-политической аналитики”
[1] Российская нефтегазовая геологоразведка периодически проводится в Южной Осетии и в черноморской акватории Абхазии вопреки протестам со стороны Грузии. Правда, в международный арбитраж официальный Тбилиси по этим вопросам пока не обращался.
Источник
Как изменились владения России и Украины в Черном море после присоединения Крыма
Черное море имеет серьезное экономическое, транспортное и стратегическое значения для тех стран, которые имею к нему выход. Большую долю транспортных перевозок производят нефтяные танкеры из России (к примеру, из порта Новороссийск) и Грузии, а также другие транспортные и пассажирские суда.
Черное море также имеет важнейшее промышленное значение, а в его акватории развито промышленное рыболовство, однако в последние годы объемы улова рыбы уменьшились из-за ухудшения экологической ситуации и уменьшения количества рыбы ввиду её вылова и браконьерства.
На побережье Черного и Азовского морей развиты курортные сети, на которых ежегодно отдыхают миллионы человек. Большое количество курортов и санаториев расположено на берегу Крыма, на побережьях Болгарии и Румынии, в Одесской области Украины, а также на Черноморском побережье Кавказа и юга России.
Полуостров Крым, который до 2014 года входил в состав Украины, а затем вошел в состав России, омывается водами Черного и Азовского морей и имеет важное экономическое и стратегическое значение в морском регионе. Большая часть населения России тогда восприняли присоединения полуострова к России позитивно, тогда как большая часть украинцев наоборот — негативно. Украина тогда потеряла значительную экономическую зону, обширные морские владения и значительную часть военно-морского флота.
Предлагаем Вам посмотреть на карту изменения влияния России и Украины в этом морском регионе после событий 2014 года (наверняка, что-то подобное вы уже видели или искали):
Как видим, от Крыма зависит довольно серьезная черноморская акватория. После воссоединения полуострова с Российской Федерацией в связи с событиями на Украине 2013-2014 годов, влияние России в Черном и Азовском морях значительно расширилось, расширилась исключительная экономическая зона, полностью стал контролироваться Керченский пролив, через который впоследствии был построен мост.
Источник
Изменения владений России и Украины в Черном море после присоединения Крыма. Рассказываю подробно
Приветствую Вас на моем канале “Из Крыма с любовью”
Давайте сегодня поговорим про такую серьезную тему, как тема границ между государствами.
Как перемены произошли не только на карте, но и в жизни простых людей.
Экономическое, транспортное и стратегическое значение имеет Черное море. Но только для, тех стран у которых есть выход к нему. Огромную долю перевозок нефтяных танкеров происходит из порта Новороссийск.
Но не только для России важен этот выход к морю, так же Грузии. Хотя не только для перевозки танкеров предназначено Черное море, важно так же для транспортных и пассажирских судов.
Важнейшее промышленное значение имеет Черное море . Промышленное рыболовство развито в его акватории.
В связи со сложной экологической ситуацией, количество улова значительно уменьшилось. Так же количество улова уменьшилось из-за браконьерства.
Давайте посмотрим на карте как изменились границы Черного моря после 2014 года, когда Крым вошел в состав России.
Конечно же не будем пропускать тот момент, что побережье Черного моря – это развитые курортные сети, и ежегодно миллионы отдыхающих посещают эти курорты.
Огромное количество курортов расположено на берегу Крыма , на побережьях Болгарии и Румынии , в Одесской области Украины , ну и конечно побережья Кавказа и Юга России.
Давайте вспомним, что до 2014 года Крым входил в состав Украины, а затем вошел в состав России. Крым омывается водами Черного и Азовского морей, так же имеет в морском регионе экономическое и стратегическое значение.
Население России в большей ее части восприняло присоединение Крыма к России позитивно , а большинство украинцев наоборот очень даже негативно . Так же произошла потеря Украиной большой стратегической зоны вызвало тем самым огромный негатив. Украина потеряла обширные морские владения и значительную часть военно-морского флота.
Предлагаю Вам взглянуть на карту после присоединения Крыма к Российской Федерации.
На карте достаточно хорошо показано, что после воссоединения полуострова с Российской Федерацией изменились не только границы Черного и Азовский морей , но и изменилась зона контроля России.
От Крыма зависит довольно таки серьезная черноморская акватория. Полностью стал под контролем Керченский пролив , через который был построен мост в последствии.
Расскажите свое мнение по поводу всей этой ситуации?
Благодарю за Ваш интерес к моим статьям.
Источник