Морские линии черного моря

Направления развития морских пассажирских и круизных перевозок на черноморских маршрутах

Динамика объема пассажирских перевозок морским транспортом за последние 80 лет показывает, что максимальные значения наблюдались в 1960-е годы (более 22 млн человек в год). После 1980 года наметился спад объема перевозок, причем минимальных значений объем достиг в период с 1992 по 2014 год. С возвращением полуострова Крым в состав РФ наметилась положительная тенденция роста, максимальное значение объема перевозок (13 млн человек) наблюдалось в 2016 году.

Анализ нынешней ситуации в сфере морских пассажирских и круизных перевозок позволяет наметить основные направления развития этой отрасли, в том числе необходимой транспортной, туристской, курортной инфраструктуры на юге России, в бассейне Черного моря.

С.В. Боровков, генеральный директор АО «Ленгипроречтранс», к.т.н.

А.В. Селезнёва, руководитель проекта АО «Ленгипроречтранс», к.э.н., доцент

Анализ морских перевозок и турпотока

Основная масса морских пассажирских перевозок в СССР (около 60%) осуществлялась в Азово-Черноморском бассейне. В 1960-е годы в Ялтинском курортном районе ежегодно перевозилось около 2 млн человек, в Сочинском – 1,5 млн, в Сухумском – 0,9 млн. В 1970-е годы 55% объема перевозок выполнялось на судах Азово-Черноморского бассейна (6 млн человек). При этом порты Крыма и Одесса занимали по 25% общего пассажиропотока бассейна. Основными пассажирскими центрами являлись порты Одесса, Ялта и Сочи. На Азовском море главные пассажиропотоки формировались в Ростове-на-Дону и Мариуполе.

Читайте также:  Отдых черное море частные отели

Рис. 1. Динамика объема перевозок пассажиров морским транспортом в 1940-2019 гг.

Дальние перевозки пассажиров в Азово-Черноморском бассейне осуществлялись преимущественно на Крымско-Кавказской линии. В общем объеме пассажирских перевозок свыше 80% занимали перевозки на местных и пригородных линиях, 20% – круизные. Оптимальная пассажировместимость теплоходов для внутренних круизных рейсов считалась равной 300 человек, для международных – 700-750, для пассажирских перевозок – 150-300.

Рис. 2. Количество российских туристов в наиболее предпочитаемых Черноморских городах России в 2019 г. (млн человек)

Азово-Черноморский бассейн по сравнению с другими имеет наиболее благоприятные природно-навигационные условия, хотя и в нем имеется сезонность перевозок. На период с апреля по сентябрь обычно приходится более 80% всех перевозок пассажиров, в том числе на летние месяцы с июня по август – 65-75%. Для перехода к круглогодичной работе курортов необходимо увеличить продолжительность активного курортного сезона до 7-8 месяцев.

Рис. 3. Формирование пассажиропотока морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне в 1970-е годы

По данным статистической отчетности, максимальное значение турпотока на полуостров Крым составляло в 1988 году 8,3 млн туристов. В 2019 году Краснодарский край посетили 17 млн человек, а Республику Крым – 7,4 млн человек. Наибольшая часть туристов, посетивших Крым в 2019 году, имела целью пляжный отдых – почти 80%, на лечение приезжали 15%, а удельный вес туристов, прибывших с познавательными, спортивными и деловыми целями, составил менее 5%.

При одновременном росте общего турпотока в период 2015-2019 гг. заметен его ежегодный прирост на 10-25%. Число туристов, прибывших по Крымскому мосту, ежегодно растет. Оно количес-твенно превысило число пассажиров на паромной переправе «Крым – Кавказ» в 2015-2017 гг., при этом отмечалось некоторое снижение объема авиаперевозок на полуостров в 2019 году.

Рис. 4. Динамика и структура туристского потока в Республику Крым различными видами транспорта в 2015-2019 гг.

Среди черноморских городов России по показателю количества прибывших туристов лидирующее положение занимает Сочи, на 2 месте – Анапа, на 3 месте – Геленджик, далее следуют Севастополь, Ялта и Евпатория.

Рекомендации по флоту и экономические расчеты

Традиционно в летний период на полуострове Крым отмечается практически полная загрузка морских пассажирских судов на местных линиях, что свидетельствует о востребованности данного вида отдыха у туристов. Однако, к сожалению, многие причалы находятся в аварийном состоянии и не пригодны для эксплуатации. Остро стоит проблема старения флота.

Для работы на круизных и пассажирских линиях Черного моря рекомендуется использовать разные типы флота (см. инфографику). Предлагается продолжить строительство серии теплоходов проекта 1430 с учетом современных стандартов и требований. Данный проект сочетает в себе большую вместимость, скорость и относительный комфорт (особенно после остекления среднего салона), возможность эксплуатации в морских бассейнах и высадки пассажиров у необорудованных причалов.

Проведенный анализ показал, что на круизных линиях Черноморского морского пароходства (г. Одесса) во времена СССР работало 21 морское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажиров, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий. В год обслуживалось до 135 тыс. пассажиров, в том числе 10-15 тыс. иностранцев. Такой успех и спрос были обусловлены тем, что продолжительные круизы в среднем продавались за 50% стоимости, а иногда профсоюзы оплачивали и 90% стоимости путевки. Самостоятельно полную стоимость путевок туристы выплачивали очень редко.

При возобновлении организации туристских перевозок на черноморских маршрутах необходимо использовать несколько круизных судов так, чтобы иметь возможность пересаживать туристов на другое судно в случае шторма, поломки и отмены рейсов по другим причинам.

В результате расчетов было выяснено, что выручка от эксплуатации флота на одном причале местных пассажирских линий может составлять ежегодно, в зависимости от уровня спроса, от 0,3 млрд до 1,7 млрд рублей.

Круглогодичная эксплуатация круизного судна вместимостью 300 человек может принести доход от 0,45 млрд до 1,0 млрд рублей ежегодно при неполной загрузке. При работе 4 круизных теплоходов и планируемой неполной загрузке ежегодный доход может составить около 2,5 млрд рублей.

Таким образом, выручка от эксплуатации пассажирского флота на 10 причалах может составить ежегодно от 2,5 млрд до 10 млрд рублей при планируемой неполной загрузке теплоходов. Безусловно, эта величина будет зависеть от правильной организации перевозок, качества и доступности услуг, выбора теплоходов, наличия конкурентов, рекламы и многих других факторов.

В целях повышения качества обслуживания туристов и улучшения администрирования бюджетных поступлений предлагается создание единого оператора морских пассажирских перевозок. Таким оператором может выступить государственная судоходная компания, обеспечивающая привлечение, эксплуатацию и содержание основной части привлекаемого флота, портовой инфраструктуры и кадровых ресурсов.

Формы поддержки и развитие маршрутов

Развитие массовых морских пассажирских перевозок способно положительно повлиять на:

улучшение доступности мест концентрации туристов;

повсеместное развитие предприятий сферы гостеприимства;

выравнивание распределения клиентской базы между зонами дефицитного и чрезмерного спроса на услуги туризма.

Для развития морского туризма на Черноморских линиях необходимо улучшение туристической инфраструктуры городов, обновление и ремонт отелей (пансионатов, санаториев), причалов, существующего флота и строительство нового.

Полезно будет применять специальные программы для школьников и студентов, возобновить частичное финансирование путешествий за счет профсоюзов предприятий. Для обеспечения безубыточной загрузки крупных пансионатов, отелей, домов отдыха, круизных теплоходов необходима господдержка. Например, она может выражаться в виде выделения субсидий для централизованного приобретения путевок, в первую очередь для работников бюджетной сферы и социальных групп населения (пенсионеров и малообеспеченных семей).

Реновация пассажирских теплоходов возможна за счет реализуемых в настоящее время государственных программ поддержки и развития отечественного судостроения (льготные условия лизингового судостроения, применение утилизационного гранта и приобретение поработавших нестарых готовых судов подходящего класса для морских перевозок).

Целесообразным будет развитие последовательной цепи прибрежных маршрутов, поочередно связывающих населенные пункты, объекты культурного наследия, пляжи и прочие объекты туристической инфраструктуры вдоль всего Черноморского побережья России с созданием интересных программ экскурсионного обслуживания. Переключение пассажиропотока с автомобильного на морской транспорт позволит частично разгрузить сеть автодорог и уменьшить автомобильные заторы.

Развитие бесперебойно функционирующей сети последовательных прибрежных маршрутов вдоль береговой линии с включением в нее ряда наиболее востребованных межсубъектовых скоростных маршрутов, связывающих Республику Крым с материковой частью Азово-Черноморского бассейна, а также развитие и популяризация внутренних круизных линий, ориентированных на национального потребителя, способны оказать положительное влияние на смежные отрасли экономики.

Строительство и реконструкция причалов для подхода морских пассажирских судов и обновление флота позволят увеличить количество рабочих мест для местного населения, его доходы, уровень жизни и будут способствовать увеличению поступления налогов и сборов в бюджеты разных уровней.

Источник

Черноморские скоростные линии — порт с южным гостеприимством

15 декабря 1846 года император Николай I подписал указ о придании Анапе статуса портового города. Однако долгое время порт считали неудобным, популярным он так и не стал.

В советское время анапский порт занимался перевалкой строительных материалов, ежегодно обрабатывая более 60 тысяч тонн грузов. Осуществлялись пассажирские перевозки в Геленджик, Новороссийск, долину Сукко и полуострову Большой Утриш.

В 2013 году морской порт Анапа получил серьезнейшее подспорье для развития. На инвестиционном форуме в Сочи-2013 было подписано трехстороннее соглашение о реконструкции порта с объемом инвестиций в два миллиарда рублей. Финансирование проекта предусмотрено за счет частных вложений.

Компания сегодня

В настоящее время завершена реконструкция причала «Пирс насыпной», его удлинили на 141 метр (более чем вдвое), в комплексе построена площадка для приема судов. На новом причале смонтирован кран козловой специальный «Барс-2», предназначенный для перегрузки крупногабаритных, тяжеловесных грузов и судов до 150 тонн внутри пролета крана, а также для докового обслуживания и хранения.

В последнее время губернатор Кубани Вениамин Кондратьев все чаще поднимает вопрос о необходимости связать курортные города Кубани морским сообщением. Речь идет о Новороссийске, Анапе, Геленджике и Сочи. Морской порта Анапа готов к таким изменениям. Если тема останется в силе и будет популярна среди пассажиров – в Анапе инициативу губернатора поддержат. Опыт работы в этом направлении у компании есть: в 2014 году по маршруту Анапа — полуостров Крым было перевезено около 15 тысяч пассажиров. В целом же за летний период «ЧСЛ» перевозит до 100 тысяч пассажиров.

Масштабная деятельность для масштабного клиента

Прямые и потенциальные клиенты, в первую очередь — судовладельцы и пассажиры. В широком смысле — все, кто, так или иначе, заинтересован в работе или в отдыхе на море.

Сфера деятельности ООО «Черноморские скоростные линии» включает несколько направлений: пассажирские перевозки, обслуживание судов, участвующих в строительстве газопровода «Турецкий поток», в порту проводят процедуры по оформлению прихода и отхода для иностранных судов, обслуживание рыболовных судов. В порту осуществляется судоподъем и ремонт судов. Обеспечены безопасные условия для круглогодичной стоянки яхт, катеров, и других судов с осадкой до 4 м.

Кроме того, руководство предприятия говорит: «Мы не говорим о конкурентах. Компании, работающие в сфере — наши партнеры. Мы эффективно сотрудничаем с другими морскими транспортными компаниями – российскими и иностранными. «ЧСЛ» имеет успешный опыт работы как на внутреннем рынке, так и в международных проектах.»

Внутренние установки — непрерывное развитие и многогранный функционал

Коллектив ООО «ЧСЛ» – квалифицированные сотрудники, которые успешно совмещают несколько направлений работы. При том, что у каждого есть четко обозначенные договором функциональные обязанности, сотрудники эффективно могут подхватить работу смежного профиля. Каждый нацелен на развитие и не ограничивается только лишь узким набором обязанностей.

Сегодня в порту в административном корпусе, в техническом и хозяйственном подразделениях, а также на обслуживании судов работает порядка 80 человек. «Мы дорожим каждым, предоставляя комфортные и безопасные условия для работы, развития и самореализации. «Лишних» людей в порту просто не бывает. Сюда приходят по призванию.» — так отзывается руководство о работниках компании.

Трудности — не помеха на пути к успеху!

Социальная ориентированность — одно из преимуществ «ЧСЛ» столь важных для партнера — «Оперативная реакция на спрос дает возможность предоставлять услуги разных направлений, для разных категорий граждан. Мы также стараемся регулярно проводить социально значимые мероприятия и оказываем благотворительную помощь ветеранам и детям из домов-интернатов.»

Источник

Черное море 🌟 Описание, характеристики, граничащие страны, глубина, площадь, фото и видео

Черное море обладает большим количеством особенностей. Благодаря внушительным размерам оно граничит с разными территориями и содержит в себе много интересных объектов. Вот уже долгое время оно регулярно становится объектом для исследования различных путешественников и ученых. На данный момент Черное море уже хорошо изучено, и любой желающий может получить подробную информацию о нем.

Общие характеристики

Черное море является внутренним морем Атлантического океана, входит в один из его бассейнов. Соединено с Мраморным через пролив Босфор, а с Средиземным и Эгейским – через Дарданеллы.

Черное море обладает площадью в 422 000 кв. км, что является далеко не самым большим показателем, для сравнения, у Филиппинского этот параметр равен 5 726 000 кв км. Длина береговой линии составляет примерно 3450 км, и на ней пролегает водная граница между Азией и Европой. Шельф меняется в зависимости от расположения. Например, возле Кавказа его протяженность составляет лишь несколько км, а глубина не более 500 м, зато на западном побережье он растянут на 190 км.

Черное море на карте

В Черное море впадает три крупных реки, которые и являются основными транспортерами воды: Днестр, Днепр и Дунай. Объем водоема составляет примерно 550 000 куб. км. Вода пополняется из трех основных источников:

  • из Азовского моря;
  • из пресноводных рек;
  • с помощью дождей.

Черное море граничит с Россией, Украиной, Турцией, Грузией, Болгарией, Абхазией и Румынией. Из-за выгодного расположения моря, каждая страна имеет в нем торговый порт, куда регулярно приходит множество судов. Также на его берегах расположено много военных городов. Вблизи Черного моря имеются молодые горы и потухшие вулканы. Особенно их много на побережье Кавказа и на юге Крыма.

Почему Черное море так называется

Черное море имеет долгую историю, за время которой оно успело сменить несколько названий. Когда древние греки впервые ступили на его территории, регулярные шторма и холодный климат не понравились им. Из-за этого водоем прозвали Понт Аксинский, что означает “негостеприимное море”. Однако спустя некоторое время выходцы из колоний поселились в этих окрестностях, они привыкли к местным условиям. И море стали называть Понт Эвксинский, что означает “гостеприимное”. А когда на территориях, которые сейчас считаются югом Украины, начали проживать племена кочующих скифов, его прозвали Скифским морем.

Фото якоря, пролежавшего на дне Черного моря более 100 лет

Первые упоминания о том, что водоем стали называть “черным”, появились в средние века. Тогда корабли стали достаточно совершенными, чтобы пускать якорь не только возле берегов, но и посреди моря. И когда его опускали на глубину более 150-ти метров, после подъема обнаруживалось, что он покрыт черным налетом. Учитывая этот факт и то, что здесь вода на несколько тонов темнее, чем в других морях, за ним довольно быстро закрепилось название “Черное”.

Позже удалось выяснить, почему якоря при опускании на большие глубины окрашиваются в черный цвет. Оказалось, что примерно 78% воды в море содержит сероводород. Им не насыщен лишь слой у самой поверхности, ширина которого равна примерно 180 м. Но если опуститься на большую глубину, то это вещество будет находиться в сильной концентрации. А в больших количествах оно дает темный оттенок, из-за чего попавшие в него предметы окрашиваются, а вода, расположенная в верхнем слое, кажется темнее.

Сероводород в Черном море

Нет точной версии, откуда сероводород взялся в Черном море в таком количестве. Возможно, этот газ вышел из трещин в земле, расположенных на дне водоема.

Как появилось Черное море

Считается, что Черное море появилось 8 тысяч лет назад. Изначально оно представляло собой озеро, на берегах которого располагались небольшие города. Окрестные территории состояли из равнин и лесов, населенные большим количеством животных. Постоянный источник пресной воды из озера и множество дичи делали это место для людей выгодным с точки зрения проживания.

Физическая карта Черного моря

Но примерно в 5600-ом году до нашей эры прорвало плотину, которая стояла между озером и Средиземным морем. Вода из последнего хлынула на эти земли, сметая все на своем пути. За несколько месяцев непрерывного потопа поверхность озера поднялась на 70 метров. При этом, пресная вода перемешалась с соленой.

Если люди в теории и могли успеть переселиться в другие места, то местные животные оказались под водой и не выбрались оттуда. Также есть мнение, что именно поэтому на дне Черного моря большое содержание сероводорода, который может выделяться при разложении останков органических тканей.

Предположительно, именно этот потоп описывался в Ветхом Завете. В 2007-ом году археологи подтвердили эту теорию, поскольку на склоне горы Арарат обнаружили останки конструкции, которая вполне может быть ноевым ковчегом.

Принадлежность Черного моря к океану

Воды любого моря впадают в определенный океан, и Черное не является исключением. Однако из-за особенностей своего расположения оно соединяется с ним через несколько проливов и водоемов. Из-за этого вода проходит долгий путь, прежде чем окажется в водах Мирового океана.

Пролив Босфор

Черное море соединено с Атлантическим океаном. Когда вода начинает свой путь из водоема, она сначала проходит через Дарданеллы и Босфор, попадая в Средиземное и Эгейское моря. Оттуда она продолжает движение через Гибралтарский пролив, в конце которого и оказывается в Атлантическом океане.

Флора и фауна

Поскольку на дне Черного моря находится большое количество сероводорода, на глубине свыше 200 метров не проживают какие-либо сложные организмы. Также в местных водах невысокий уровень соли, из-за чего не каждое морское существо будет чувствовать себя комфортно. Однако несмотря на эти факторы, Черное море может похвастаться более 2000 видами разных существ, обитающих в нем.

Фауна

Подавляющее большинство существ, проживающих в Черном море – это одноклеточные микроорганизмы и бактерии. Их насчитывается примерно 1500 видов. Почти все они проживают на глубине свыше 200 метров, где содержится большое количество сероводорода. Собственно данные микроорганизмы и служат причиной его образования.

Источник

Оцените статью