Морская лоция
С началом мореплавания возникла насущная необходимость в изучении морей и систематизации этих знаний, а также в передаче их последующим поколениям. Первые морские лоции появились в те далёкие времена, когда человечество ещё только делало свои первые шаги в освоении морских просторов. Со временем накопленные познания в навигации и судовождении развились в целую научную дисциплину, также получившую название морская лоция. Лоцией в современном судовождении именуется пособие, содержащее описание условий навигации, гидрографической обстановки, путей безопасного плавания судов и прочих важных штурманских данных.
Что такое лоция и для чего она нужна
Основная задача лоции – помощь штурманам и шкиперам в прокладке наиболее безопасного и выгодного маршрута мореплавания. Если рассматривать лоцию как морскую дисциплину, то она призвана обучать судоводителей правильному выбору пути, оценке его потенциальной опасности. Она определяет порядок работы с морскими картами, навигационными приборами, различными руководствами и пособиями. Дисциплина лоция устанавливает правила систематизации и корректировки навигационных данных, оснащения морских путей средствами сигнализации и так далее. Как и всякая научная дисциплина, морская лоция обладает и собственной терминологией.
Лоция в смысле навигационного руководства содержит в себе всю необходимую информацию для безопасного мореплавания. В ней имеются исчерпывающие сведения относительно гидрографических и метеорологических условий плавания в определённой части океана или моря. Здесь же указываются определенные опасности, которые могут подстерегать судно в данном районе: отмели, скалы, течения. Таким образом, лоция позволяет капитану или штурману проложить наиболее быстрый и безопасный маршрут перехода от одного порта в другой. От навигационных карт лоции отличаются своим описательным характером, в то время как в основе морской картографии лежит, прежде всего, математический расчёт.
Когда появились первые лоции
Точно сказать, что морские лоции появились в таком-то году, невозможно. Мы можем говорить только о тех документах, что дошли до нас из древних времён. Самой древней лоцией, дошедшей до нас, является так называемая «Периплия Понта Эвксинского», лоция моря, составленная в начале 2-го века Флавием Аррианом. В первой половине 2-го века н.э. этот греческий географ, состоящий на службе римского императора, проплыл вдоль всей береговой линии Чёрного моря, составив её подробное описание.
Вместе с весьма полезной для мореплавателей информацией, например, о расположении удобных для стоянки бухт, портов и расстоянии между ними, в его фолианте содержится множество дополнительных сведений геополитического, этнографического и даже религиозного характера (о расположении прибрежных храмов и святилищ божеств). Вероятно, последняя информация также была важна для древних мореходов, с точки зрения получения благословения, у местных богов на благополучное плавание в «подведомственных» им водах.
Но самым первым прообразом лоций можно считать «карты» самых древних, и, пожалуй, самых отважных, покорителей Тихого океана – полинезийцев. Уже во 2-м тысячелетии до нашей эры они выходили на своих каноэ в бескрайние океанские просторы с целью поиска и заселения маленьких островков, крупицами рассыпанных в сотнях миль друг от друга. Не имея бумаги, чертёжных приспособлений и даже письменности, полинезийские мореходы умудрились создать весьма сложные и точные навигационные «карты». С их помощью они без труда находили маленькие островки, расположенные порой за тысячи миль от их родной гавани.
Особенностью полинезийских «карт» являлся способ их создания – буквально из подручных материалов. В широком смысле, это были даже не карты, а настоящие макеты целых участков океана, созданные из прутиков, прожилок пальмовых листьев, ракушек и камушков. Данные «макеты» содержали исчерпывающую навигационную информацию:
- Камушки и раковины изображали острова, расположенные на определённом расстоянии и направлении друг от друга.
- Прутики, служащие основой карты, одновременно являлись меридианами.
- Прожилки листьев, разбросанные по полю «карты», показывали направление морских течений и преобладающих ветров.
Помимо чисто прикладного использования, «макеты» моря применялись полинезийцами для теоретического обучения будущих мореходов, систематизации и передачи накопленных знаний о море последующим поколениям. С этой точки зрения, полинезийские «карты» смело можно назвать самыми древними лоциями, дошедшими до нас из тьмы веков.
В России штурманское дело также развивалось с давних времён. Первые подтверждения этому найдены в рукописях, на которых зафиксированы данные о глубинах в той или иной части судоходных рек и прибрежных морских районов. Однако, первая полноценная морская лоция была издана в Санкт-Петербурге в 1721 г. и именовалась «Книга морская правдивого мореплавания по Балтийскому морю». Инициатором издания этого пособия был лично император Пётр I.
Виды современных лоций
Как уже говорилось, под словом «лоция» может подразумеваться как научная морская дисциплина, так и практическое навигационное пособие. В последнем случае лоции могут быть нескольких типов. Например, новички часто задаются вопросом – «Что такое лоция океана и чем она отличается от лоции моря?». Подобные пособия различаются объёмам охватываемых участков мирового океана. Лоция может содержать общие широкообъемлющие сведения о целых океанах: о морских течениях, береговой линии, преобладающих в различных его частях сезонных направлениях ветров, о глубинах и прочие сведения.
Для отдельных участков мирового океана издаются отдельные пособия, содержащие описание наиболее сложных и опасных для судовождения мест. Это могут быть лоции определённых участков побережья: заливов, проливов, морей. Для нужд речной навигации издаются лоции внутренних путей, содержащие данные о судоходных условиях рек и озёр.
Помимо этого, они подразделяются на специальную и общую лоции. Различия между ними заключаются в следующем:
- Общая лоция является как бы основой, базой, навигационных познаний. В ней содержатся теоретические познания, общие для плавания по различным морским или речным маршрутам. Знание общей лоции позволяет шкиперу прокладывать безопасный маршрут судна даже в незнакомых районах, используя навигационное оборудование и морские карты. Базовые знания, которые даёт общая лоция, позволяют наиболее быстро выучить специальную лоцию определённого участка пути судна или целого района мореплавания.
- Специальная лоция, в отличие от общей, содержит описание определённого участка или отрезка морского пути. Таким образом, она имеет жёсткую привязку к определённому географическому объекту: морю, реке, заливу, бухте и т.д. Содержит сведения обо всех имеющихся здесь препятствиях и опасностях, навигационной обстановке, гидрографии и метеорологии.
Знание основ морской лоции как научной дисциплины является обязательным требованием для каждого капитана и штурмана как речных, так и морских судов. Перед каждым выходом, судоводитель обязан ознакомиться с лоциями тех участков морей и рек, по которым ему предстоит вести своё судно.
Источник
Морские лоции тихого океана
ПО МОРЯМ ВОКРУГ ЗЕМЛИ. Детская морская энциклопедия. ЧАСТЬ II
ЛОЦИЯ. Желтое море расположено на восточной окраине Азиатского материка. Непосредственно примыкает к Восточно-Китайскому морю. Наибольшая глубина всего 106 метров. Крупные порты: Циндао, Тяньцзинь, Люйшунь (Порт-Артур), Люйда (Дальний) — Китайская Народная Республика, Инчхон (Чемульпо) — Корейская Народно-Демократическая Республика.
ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ МОРЯКИ
Большинство морей не оправдывает свои названия. Черное море вовсе не черное. Белое — не белое. Красное бывает красным только тогда, когда на его поверхность всплывают сорванные штормом бурые водоросли.
И только Желтое море действительно желтое.
В западную его часть впадает Хуанхэ, одна из самых полноводных рек мира. «Хуанхэ» — значит «Желтая река». Вода, зачерпнутая здесь стаканом, мутна и едва пропускает свет.
Часами идет пароход к порту Тяньцзинь по непрозрачной воде. Желтые волны смыкаются за его кормой.
Впрочем, такое оно — море — только здесь. Восточнее, где раскачивает поверхность воды океанская зыбь, вода зеленая с синим оттенком — это обычный цвет открытого моря.
Здесь уступами вторгаются в море корейские шхеры и разноцветные паруса джонок с утра покрывают рейды.
Здесь хорошо просматривается дно.
По нему, медленно сокращая тело, ползают шишковатые голотурии-трепанги; в расселинах скал мерцают красноватые иглы морских ежей.
Тут мы и пойдем — по чистой воде.
КТО ПЛАВАЛ В ЭТИХ ВОДАХ
Народы Дальнего Востока тоже издавна были мореходами. Прямоугольные шуршащие паруса уже давно качались над водами Желтого моря. И здесь тысячелетия назад корабли уходили в заморские плавания к берегам Японии, Тайваня, Вьетнама.
Восточные ветры с океана затрудняли открытие далеких островов. Зато, двигаясь вдоль побережья, мореплаватели достигали Индии, Аравии. В древних рукописях есть даже глухие упоминания о том, что они посещали берега Африки.
Из европейцев первым на берегах Желтого моря побывал венецианец Марко Поло.
ЛОЦИЯ. Летом над морем дуют слабые юго-восточные ветры, зимой — холодные, северо-западные. С июля по октябрь один за другим проносятся тайфуны, медленно бредут смерчи. Соленость воды 30–32‰, прозрачность всего 10–15 метров. В шхерах Кореи значительной силы достигают приливы — до 9 метров.
Северо-западная часть моря с ноября по март замерзает.
В путь идти — дорогу выбирать.
По какому пути плывется быстрее? По самому короткому? А вот и нет.
Сотни лет корейские моряки возили с юга на север рис. Они плыли вдоль побережья, шли у самого берега, обходя каждую мель, огибая опасные скалистые мысы.
Долог был путь торговых кораблей. Часто приходилось им менять курс, переставлять паруса.
И тогда какой-то смельчак предложил плыть не этим — коротким путем, а другим — длинным. Он повел свой корабль далеко в море и там, используя попутные ветры, прямым курсом добрался до северных портов. Получилось намного быстрее.
Сейчас его курс назвали бы рекомендованным. В научных институтах на берегу теперь сидят специалисты, рассчитывают корабельные пути. Они принимают во внимание ветер, течение, льды. И если курс быстрый, рекомендуют его судам.
Наш пароход стоял на рейде и ждал эсминец, который должен был провожать нас во Владивосток. Небо было чисто, и только над дальней сопкой висела синяя косматая туча. Но вот она оторвалась от вершины сопки и лениво поползла к морю. Под ней пыльной полосой катился ветер. Море зарябило, над ним встал серый водяной столб. Покачиваясь, он медленно поднимался, устремляясь к туче. От тучи отделилась дымная струя и соединилась со столбом. Смерч постоял на одном месте, изогнулся и, оседая и распадаясь, ушел прочь.
Тогда из ворот гавани торопливо выкатился эсминец. Он сигналил прожектором, требуя, чтобы мы следовали за ним.
Когда плаваешь в корейских шхерах, только и слышно:
Что это за створ упоминают здесь без конца?
А ну, прислушайтесь: створ, створки, ворота — все, что соединяется, смыкается друг с другом. Когда два предмета лежат на одной линии, моряки говорят: «Они в створе».
Чтобы плавать в узкостях, среди камней и мелей, на продолжении линии безопасного пути ставят на берегу два знака.
Тот, кто плывет на них или от них и все время видит эти знаки соединившимися, плывет правильно — «по створу».
— Левее, левее, теперь правее… Так держать! Видишь, вон та сосна с рыжей скалой створится? Так и иди. Поворот я скажу.
Это старый опытный лоцман ведет судно по местам, где знаки еще не поставлены. Но у него для этих мест замечены свои створы. Собственные.
Ночь опустилась над Желтым морем. Она потушила зеленую закатную полосу у горизонта, сделала воду залива черной, размыла и утопила в непроницаемой темноте вечерний берег.
Мы проходим корейский порт Инчхон. Ночь зажгла в порту огни. Тусклыми звездами горят они на молу. Дымят и мерцают прожектора на кранах, двойной цепочкой уходят вдаль голубые светильники бульвара. Все эти огни неподвижны.
Движутся огни судов.
Вот прямо на нас ползут три огонька: красный, белый, зеленый. Это выходит в море рейсовый теплоход.
Слева проплывает целая вереница: красный огонь, над ним три белых, а позади — с той же скоростью — тянется еще красный… еще… наконец низко, у самой воды, — белый. Это портовый буксир повел куда-то две баржи.
Подул ветер, и с моря на рейд вбежали два белых светлячка — две рыбачьи лодки возвратились с лова. Огоньки покачиваются — лодки идут под парусами.
Ночь светит звездами, как прожекторами, вниз. Два неба: одно наверху, второе внизу — в воде. Две половинки небесной сферы обнимают корабль.
Кажется, протяни руку — и тронешь пальцем вогнутое небесное стекло.
Я поднимаю руку. На нее падает белый свет якорного огня.
1 — штаговый якорный (включается, когда корабль стоит на якоре);
2 — правый отличительный (ходовой, включается, когда корабль идет);
3 — левый отличительный;
4 — дежурный (его зажигает дежурный корабль);
5 — нижний топовый (ходовой);
6 — нижний буксирный (его включает буксирующий корабль);
7 и 9 — аварийные огни (будучи включеными, означают, что корабль не может управляться);
8 — верхний буксирный;
10 — клотиковые огни (для переговоров в ночное время по азбуке Морзе);
11 — верхний топовый (ходовой);
12 — флаг манский (означает присутствие на борту старшего начальника — флагмана);
13 — верхний кильватерный (включается для того, чтобы идущему сзади короблю было удобнее держать строй;
14 — гафельные огни (включаются, когда надо показать, что корабль военный; например, при входе ночью на рейд);
Источник