- Структура паромных перевозок на Черном море
- Структура паромных перевозок
- Лидер рынка – UKR Ferry
- Российские перевозчики
- Турецкие перевозчики
- Другие национальные перевозчики
- Вывод
- Направления развития морских пассажирских и круизных перевозок на черноморских маршрутах
- Анализ морских перевозок и турпотока
- Рекомендации по флоту и экономические расчеты
- Формы поддержки и развитие маршрутов
Структура паромных перевозок на Черном море
Структура паромных перевозок на Черном море
По данным официального Европейского портала о паромах на 01.03.2014 г. в Европе оперирует 355 судоходных компаний (СК), эксплуатирующих 1415 паромов различных типов на 1835 маршрутах, соединяя паромами 1394 Европейских порта.
Структура паромных перевозок
В Черноморском регионе функционируют международные паромные линии пятнадцати операторов, из которых: 5 – российских, 4 – турецких, 3 – украинских, 2 – болгарских и 1 зарегистрирован на Аландских островах. Черноморские страны с помощью паромов обеспечивают международные транспортно-экономические связи в направлениях запад-восток и север-юг. СК данного региона осуществляют паромные перевозки грузов и пассажиров между 25 портами на 36 маршрутах. На начало 2014 насчитывалось 48 международных паромных линий.
Наибольший удельный вес в Черноморском регионе занимают грузоперевозки автотехники, железнодорожных вагонов, контейнеров на железнодорожных грузовых и «ро-ро» паромах. Грузовые паромы функционируют на десяти паромных линиях Черного моря.
В целом пассажирские перевозки в Черноморском регионе организованы на девяти линиях, из которых:
• 8 обслуживают скоростные паромы;
• 1 круизный паром с автомобильной палубой.
На 30 линиях пользуются спросом грузопассажирские перевозки на «ро-пакс» паромах. Это перевозки автотранспорта всех типов и людей, сопровождающих автотранспортные средства, сопровождающие грузы. Паромы типа «ро-пакс» технически имеют пассажирский класс, однако на них практически отсутствует пассажирская инфраструктура, за исключением возможности оказания минимального набора услуг для пассажиров.
Лидер рынка – UKR Ferry
Не смотря на нестабильность мировой экономики, паромные перевозки на Черном море продолжают развиваться, о чем свидетельствует открытие в данном регионе семи паромных линий в течение 2013 г. Стоит отметить, что 2 из семи линий открыты лидером черноморских перевозок – украинским национальным перевозчиком UKR Ferry.
Еще в 2012 г. судоходная компания UKR Ferry объединила сервисы для возможности доставки груза между всеми портами, куда заходят паромы перевозчика. В марте 2013 компанией запущена линия между Поти и Дериндже, в апреле – между Поти и Констанцей. Румыно-грузинский маршрут входит в мультимодальный коридор TRACECA, напрямую соединивший Центральноазиатские страны с Европой. Этот маршрут согласован с грузовым ж/д составом, курсирующим между Констанцой в Румынии и Нойсом в Германии.
Таким образом, собственный и арендованный флот UKR Ferry является одним из основных транспортных активов Украины в рамках международного транспортного коридора (МТК) TRACECA. Для укрепления позиций на маршруте TRACECA компания UKR Ferry стала сотрудничать с оператором DFDS из Дании. На основании этого соглашения датчане передают UKR Ferry грузопассажирский паром «Vilnius Seaways» в оперативное управление. Сейчас паром работает на линиях «Ильичевск – Поти» и «Илличевск – Батуми».
В феврале 2014 г. UKR Ferry открыла регулярную паромную линию «Ильичевск – Хайдарпаша», и позже планирует соединить порты Дериндже и Новороссийск.
Другие украинские перевозчики
Вместе с тем UKR Ferry является не единственной украинской СК, оперирующей грузопассажирскими паромами на Черном море. Так, Gess Tour оперирует круизным паромом с автомобильной палубой на линии «Одесса – Стамбул», а Kerch Ferry Passage Cie – паромом «ро-пакс» на линии «Керчь – Кавказ».
Российские перевозчики
Несмотря на лидерство UKR Ferry, эта СК конкурирует с операторами России и Турции. Российские транспортники конкурируют в сфере паромных перевозок железнодорожных вагонов, а турецкие – в сфере паромных перевозок автомобилей. Кроме того, на ряде маршрутов турецкие и российские партнеры тесно сотрудничают.
Основным конкурентом украинцам является российская группа компаний AnRussTrans. Ее суда обслуживают лини из портов «континентальной части» и полуострова Крым. Например, в марте 2013 компания открыла линию «Севастополь – Зонгулдак». Также, AnRussTrans оперирует на линиях «Кавказ – Керчь», «Зонгулдак – Скадовск», «Варна – Кавказ», «Кавказ – Зонгулдак».
На рынке функционируют еще четыре российских перевозчика. В феврале 2013 г. компания Black Sea Ferry & Investments LLC открыла линию «Кавказ – Самсун». А в октябре 2013 г. другая российская компания C-shipping Inc запустила паромный сервис на линии «Самсун – Геленджик».
С января 2014 г. Paradise Cruise & Ferry открыла новую грузопассажирскую линию на направлении «Самсун – Поти/Батуми – Новороссийск», и уже приобрела круизный паром с автомобильной палубой для эксплуатации по маршруту «Новороссийск – Трабзон – Поти».
Компания Rosmorport организовывает пассажирские перевозки на скоростных паромах между портом Сочи и портами Батуми, Трабзон, Гагры.
Турецкие перевозчики
Для турецких судоходных компаний Черноморский регион также является перспективным рынком для развития паромных перевозок. Об этом свидетельствует открытие в сентябре 2013 г. новой паромной линии «Карадениз Эрегли – Ильичевск» под управлением турецких компаний Sude Denizcilik и Kalyoncu Denizcilik. Турецкие перевозчики сторонятся железнодорожно-паромных перевозок, сосредоточив усилия на транспортировке грузов на «ро-ро» паромах.
Еще одна турецкая СК Сenk group, оперирующая на линиях «Зонгулдак – Евпатория», «Деринже – Ильичевск», «Самсун – Новороссийск» в ноябре 2013 открыла паромную линию «Севастополь – Зонгулдак».
Грузопассажирскими перевозками «ро-пакс» паромами на Черном море также занимаются турецкие компании Sari Denizcilik (Erke) на линии «Сочи – Трабзон» и Ulusoy Sealines на линиях «Зонгулдак – Евпатория», «Новороссийск – Самсун».
Другие национальные перевозчики
Болгарская компания Ferrysped совместно с компаниями-партнерами предлагает регулярные грузопассажирские перевозки на паромах «Герои Севастополя» и «Герои Одессы» на линиях:
• «Варна – Ильичевск»;
• «Батуми – Ильичевск»;
• «Ильичевск – Поти»;
• «Батуми – Варна».
Еще одна болгарская компания Bulgarian Hydrofoil организовывает пассажирские перевозки между портами Созополь, Бургас, Варна на скоростном пароме «Комета».
Кроме того на маршруте «Ильичевск – Стамбул» функционирует компания Stena SeaLine, главный офис которой расположен на Аландских островах. Компания оперирует грузопассажирским паромом типа «ро-пакс».
Вывод
На начало 2014 в Черноморском регионе функционирует 15 компаний, оперирующих паромами на 48-и международных линиях. Кроме того, количество сервисов, предоставляющих паромные перевозки грузов и пассажиров, продолжает увеличиваться. Использование судов-паромов является перспективным и конкурентоспособным за счет экономии пробега, сокращения издержек на амортизацию оборудования, экономии топлива и фиксированного расписания отправления/прибытия.
Источник
Направления развития морских пассажирских и круизных перевозок на черноморских маршрутах
Динамика объема пассажирских перевозок морским транспортом за последние 80 лет показывает, что максимальные значения наблюдались в 1960-е годы (более 22 млн человек в год). После 1980 года наметился спад объема перевозок, причем минимальных значений объем достиг в период с 1992 по 2014 год. С возвращением полуострова Крым в состав РФ наметилась положительная тенденция роста, максимальное значение объема перевозок (13 млн человек) наблюдалось в 2016 году.
Анализ нынешней ситуации в сфере морских пассажирских и круизных перевозок позволяет наметить основные направления развития этой отрасли, в том числе необходимой транспортной, туристской, курортной инфраструктуры на юге России, в бассейне Черного моря.
С.В. Боровков, генеральный директор АО «Ленгипроречтранс», к.т.н.
А.В. Селезнёва, руководитель проекта АО «Ленгипроречтранс», к.э.н., доцент
Анализ морских перевозок и турпотока
Основная масса морских пассажирских перевозок в СССР (около 60%) осуществлялась в Азово-Черноморском бассейне. В 1960-е годы в Ялтинском курортном районе ежегодно перевозилось около 2 млн человек, в Сочинском – 1,5 млн, в Сухумском – 0,9 млн. В 1970-е годы 55% объема перевозок выполнялось на судах Азово-Черноморского бассейна (6 млн человек). При этом порты Крыма и Одесса занимали по 25% общего пассажиропотока бассейна. Основными пассажирскими центрами являлись порты Одесса, Ялта и Сочи. На Азовском море главные пассажиропотоки формировались в Ростове-на-Дону и Мариуполе.
Рис. 1. Динамика объема перевозок пассажиров морским транспортом в 1940-2019 гг.
Дальние перевозки пассажиров в Азово-Черноморском бассейне осуществлялись преимущественно на Крымско-Кавказской линии. В общем объеме пассажирских перевозок свыше 80% занимали перевозки на местных и пригородных линиях, 20% – круизные. Оптимальная пассажировместимость теплоходов для внутренних круизных рейсов считалась равной 300 человек, для международных – 700-750, для пассажирских перевозок – 150-300.
Рис. 2. Количество российских туристов в наиболее предпочитаемых Черноморских городах России в 2019 г. (млн человек)
Азово-Черноморский бассейн по сравнению с другими имеет наиболее благоприятные природно-навигационные условия, хотя и в нем имеется сезонность перевозок. На период с апреля по сентябрь обычно приходится более 80% всех перевозок пассажиров, в том числе на летние месяцы с июня по август – 65-75%. Для перехода к круглогодичной работе курортов необходимо увеличить продолжительность активного курортного сезона до 7-8 месяцев.
Рис. 3. Формирование пассажиропотока морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне в 1970-е годы
По данным статистической отчетности, максимальное значение турпотока на полуостров Крым составляло в 1988 году 8,3 млн туристов. В 2019 году Краснодарский край посетили 17 млн человек, а Республику Крым – 7,4 млн человек. Наибольшая часть туристов, посетивших Крым в 2019 году, имела целью пляжный отдых – почти 80%, на лечение приезжали 15%, а удельный вес туристов, прибывших с познавательными, спортивными и деловыми целями, составил менее 5%.
При одновременном росте общего турпотока в период 2015-2019 гг. заметен его ежегодный прирост на 10-25%. Число туристов, прибывших по Крымскому мосту, ежегодно растет. Оно количес-твенно превысило число пассажиров на паромной переправе «Крым – Кавказ» в 2015-2017 гг., при этом отмечалось некоторое снижение объема авиаперевозок на полуостров в 2019 году.
Рис. 4. Динамика и структура туристского потока в Республику Крым различными видами транспорта в 2015-2019 гг.
Среди черноморских городов России по показателю количества прибывших туристов лидирующее положение занимает Сочи, на 2 месте – Анапа, на 3 месте – Геленджик, далее следуют Севастополь, Ялта и Евпатория.
Рекомендации по флоту и экономические расчеты
Традиционно в летний период на полуострове Крым отмечается практически полная загрузка морских пассажирских судов на местных линиях, что свидетельствует о востребованности данного вида отдыха у туристов. Однако, к сожалению, многие причалы находятся в аварийном состоянии и не пригодны для эксплуатации. Остро стоит проблема старения флота.
Для работы на круизных и пассажирских линиях Черного моря рекомендуется использовать разные типы флота (см. инфографику). Предлагается продолжить строительство серии теплоходов проекта 1430 с учетом современных стандартов и требований. Данный проект сочетает в себе большую вместимость, скорость и относительный комфорт (особенно после остекления среднего салона), возможность эксплуатации в морских бассейнах и высадки пассажиров у необорудованных причалов.
Проведенный анализ показал, что на круизных линиях Черноморского морского пароходства (г. Одесса) во времена СССР работало 21 морское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажиров, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий. В год обслуживалось до 135 тыс. пассажиров, в том числе 10-15 тыс. иностранцев. Такой успех и спрос были обусловлены тем, что продолжительные круизы в среднем продавались за 50% стоимости, а иногда профсоюзы оплачивали и 90% стоимости путевки. Самостоятельно полную стоимость путевок туристы выплачивали очень редко.
При возобновлении организации туристских перевозок на черноморских маршрутах необходимо использовать несколько круизных судов так, чтобы иметь возможность пересаживать туристов на другое судно в случае шторма, поломки и отмены рейсов по другим причинам.
В результате расчетов было выяснено, что выручка от эксплуатации флота на одном причале местных пассажирских линий может составлять ежегодно, в зависимости от уровня спроса, от 0,3 млрд до 1,7 млрд рублей.
Круглогодичная эксплуатация круизного судна вместимостью 300 человек может принести доход от 0,45 млрд до 1,0 млрд рублей ежегодно при неполной загрузке. При работе 4 круизных теплоходов и планируемой неполной загрузке ежегодный доход может составить около 2,5 млрд рублей.
Таким образом, выручка от эксплуатации пассажирского флота на 10 причалах может составить ежегодно от 2,5 млрд до 10 млрд рублей при планируемой неполной загрузке теплоходов. Безусловно, эта величина будет зависеть от правильной организации перевозок, качества и доступности услуг, выбора теплоходов, наличия конкурентов, рекламы и многих других факторов.
В целях повышения качества обслуживания туристов и улучшения администрирования бюджетных поступлений предлагается создание единого оператора морских пассажирских перевозок. Таким оператором может выступить государственная судоходная компания, обеспечивающая привлечение, эксплуатацию и содержание основной части привлекаемого флота, портовой инфраструктуры и кадровых ресурсов.
Формы поддержки и развитие маршрутов
Развитие массовых морских пассажирских перевозок способно положительно повлиять на:
• улучшение доступности мест концентрации туристов;
• повсеместное развитие предприятий сферы гостеприимства;
• выравнивание распределения клиентской базы между зонами дефицитного и чрезмерного спроса на услуги туризма.
Для развития морского туризма на Черноморских линиях необходимо улучшение туристической инфраструктуры городов, обновление и ремонт отелей (пансионатов, санаториев), причалов, существующего флота и строительство нового.
Полезно будет применять специальные программы для школьников и студентов, возобновить частичное финансирование путешествий за счет профсоюзов предприятий. Для обеспечения безубыточной загрузки крупных пансионатов, отелей, домов отдыха, круизных теплоходов необходима господдержка. Например, она может выражаться в виде выделения субсидий для централизованного приобретения путевок, в первую очередь для работников бюджетной сферы и социальных групп населения (пенсионеров и малообеспеченных семей).
Реновация пассажирских теплоходов возможна за счет реализуемых в настоящее время государственных программ поддержки и развития отечественного судостроения (льготные условия лизингового судостроения, применение утилизационного гранта и приобретение поработавших нестарых готовых судов подходящего класса для морских перевозок).
Целесообразным будет развитие последовательной цепи прибрежных маршрутов, поочередно связывающих населенные пункты, объекты культурного наследия, пляжи и прочие объекты туристической инфраструктуры вдоль всего Черноморского побережья России с созданием интересных программ экскурсионного обслуживания. Переключение пассажиропотока с автомобильного на морской транспорт позволит частично разгрузить сеть автодорог и уменьшить автомобильные заторы.
Развитие бесперебойно функционирующей сети последовательных прибрежных маршрутов вдоль береговой линии с включением в нее ряда наиболее востребованных межсубъектовых скоростных маршрутов, связывающих Республику Крым с материковой частью Азово-Черноморского бассейна, а также развитие и популяризация внутренних круизных линий, ориентированных на национального потребителя, способны оказать положительное влияние на смежные отрасли экономики.
Строительство и реконструкция причалов для подхода морских пассажирских судов и обновление флота позволят увеличить количество рабочих мест для местного населения, его доходы, уровень жизни и будут способствовать увеличению поступления налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
Источник