Морской порт без моря

Водный транспорт России: незамерзающие порты

Россия является единственной в мире страной, берега которой омывают 12 морей и 3 океана. Такая держава не может существовать без флота. Морские грузовые перевозки имеют самую низкую себестоимость и очень важны для экономики любой страны. Важную роль в грузовом обороте играют незамерзающие порты России.

Содержание статьи:

  • Судоходство в России
  • Незамерзающиме морские порты — список
  • Основные задачи
  • Главная пристань Северного морского пути
  • Порт Мурманск — какая область?
  • Исторические сведения
  • Характеристики
  • Интересные факты

Это вам может пригодиться — таблица сезонности по странам мира для планирования отпуска.

Судоходство в России

Несмотря на такое большое количество морских гаваней, лишь некоторые из них являются незамерзающими и осуществляют судоходство круглый год.

Большая часть российских портов находится на замерзающих морях. Навигация в них не обходится без проводки судов через льды. В настоящее время Россия обладает самым большим ледокольным флотом в мире.

Длительность «ледникового периода» в навигациях составляет от 2 до 6 месяцев. Больше всего портов построено в России на Тихом океане. В этом бассейне их насчитывается 24. На Баренцевом море работает 2 порта, на Белом море — 6, на море Лаптевых — 7, на Балтийском море — 10, на Черном и Азовском морях без Крыма — 7, на Каспийском море — 3.

Читайте также:  Карты погоды для японского моря

Примечательно, что до сих пор существуют на карте страны поселения, добраться до которых можно только по воде.

Незамерзающиме морские порты — список

К незамерзающим портам относят гавани, ледовая проводка к которым требуется менее 2-х месяцев в году. В России их не так много. В число основных торговых незамерзающих портов страны, входят:

    Морской торговый порт г.Мурманск является крупнейшим незамерзающим портом России. Этот суровый северный край богат природными ресурсами. О Мурманске подробно речь пойдет ниже.

Порт Калининград. Единственный незамерзающий порт страны на Балтике. Гавань имеет удобное географическое расположение. В радиусе 400-650 км от Калининграда находятся такие столицы европейских государств, как Вильнюс (Литва), Рига (Латвия), Минск (Беларусь), Варшава (Польша), Берлин(Германия), Копенгаген (Дания) и Стокгольм (Швеция).

Общая протяженность причалов порта составляет 17 км. Местом постройки порта была выбрана северная сторона Калининградского морского канала, который является искусственным гидротехническим сооружением, и устье реки Преголь.

Проход по каналу возможен только для судов с длиной, не превышающей 200 метров. Их предельная осадка не должна быть больше 8 метров, а грузоподъёмность 30 тысяч тонн.

Порт Новороссийск. Самый крупный порт Краснодарского края, имеющий самое большое количество причалов среди всех морских гаваней России. Они занимают 8,3 км береговой линии. Местом постройки порта была выбрана незамерзающая Цемесская бухта Чёрного моря.

В российских морях очень популярна ловля промысловой рыбы. Читайте тут, куда можно поехать на рыбалку в России и за границей.

Навигация в порту может прерываться лишь на период прихода с северо-востока ветра, известного как бора. Он представляет для судов в зимнее время большую опасность. Заходить во внутреннюю акваторию порта могут суда, имеющие осадку до 12,5 метров с грузоподъёмностью до 250 тысяч тонн.

Порт Туапсе. Второй по значимости порт Краснодарского края. Может обеспечивать работу с грузами, имеющими категории опасности 3-5 и 9 класса. Порт принимает суда с осадкой до 12 метров, длиной до 250 м и шириной до 44 м. Имеет 7 причалов.

  • Порт Ейск. Третий по значению торговый порт Краснодарского края. Расположен на берегу Таганрогского залива, входящего в акваторию Азовского моря. Принимает суда с длиной 142 м, шириной 18 м и осадкой до 4 м.
  • Порт Махачкала. Самый крупный торговый порт на Каспийском море. Имеет 20 причалов, общей протяженностью более 2 км. Способен принимать суда длиной до 150 м и с осадкой до 6,5 м.
  • Порт Восточный. Один из крупнейших торговых портов страны, находящихся в акватории Тихого океана. Построен в бухте Врангеля, которая омывается водами залива Находка, относящегося к Японскому морю. Порт связан с основной территорией страны Транссибирской магистралью. Имеет 8 терминалов и 25 причалов. Принимает суда длиной до 290 м и осадкой до 13 м.
  • Порт Находка. Находится на северо-западном побережье Японского моря. Годовой грузооборот порта составляет более 18 млн тонн груза. Принимает суда длиной до 245 м и с осадкой до 11,5 метров. Имеет 108 причалов общей протяженностью больше 16 км.
  • Порт Зарубино. Построен на юго-западе Приморского края в бухте Троицы. Имеет стратегическое значение. Находится на расстоянии 70 км от китайского порта Хуньчуня и в 65 км от Сонбонга в КНДР. Принимает судна длиной до 130 м и осадкой до 7 м.

    Общая протяженность всех семи причалов порта Зарубино составляет 841 м.

    Порт Невельск. Построен на юго-западном побережье острова Сахалин в акватории Татарского пролива Японского моря. Имеет 26 причалов общей протяженностью 2,7 км. Принимает суда длиной до 120 м и осадкой до 5,5 м.

  • Порт Посьет. Расположен на берегу залива Посьет Японского моря. Находится южнее Владивостока. Имеет 16 причалов, общая протяженность которых составляет 2,4 км. Принимает суда длиной до 183 метров и осадкой до 9 метров.
  • Порт Холмск. Находится в Татарском заливе Японского моря на острове Сахалин. Имеет 27 причалов. Их общая протяжённость составляет 2,5 км. Принимает суда длиной до 130 м и осадкой до 8 м.
  • В число незамерзающих портов России входят южные гавани таких пунктов, как Темрюк, поселок Чушка (порт Кавказ), Анапа, Геленджик, Сочи и Тамань. После присоединения Крыма к списку российских незамерзающих портов добавились гавани Керчи, Евпатории и Севастополя.

    Основные задачи

    Торговые порты страны участвуют в экспортно-импортных перевозках грузов различного вида. Большая проблема большинства российских грузовых гаваней — мелководность.

    А вы знали, что длина самой протяженной улицы России составляет целых 50 км? Читайте здесь, в каком городе она находится, и какие еще улицы страны отличились.

    Большое значение имеют подъездные пути, соединяющие гавани с различными регионами страны. Каждый порт имеет своё профильное назначение. Для приёмки и отправки каждого вида грузов причалы должны иметь соответствующую техническую оснастку.

      Северо-западный бассейн. Основные порты этого региона — Мурманск и Калининград. Через эти гавани осуществляется экспорт нефти, леса и металла, а также импорт машин, промышленных и продовольственных товаров. Они обеспечивают 90% внешнеторгового оборота страны. Ко всем портам подведены ж/д и автомобильные транспортные развязки.

    Южный бассейн. Включает в себя гавани Чёрного и Азовского моря. Главный порт бассейна — Новороссийск. Основные экспортные поставки нефти проходят через него, а также через Туапсе, Тамань и порт Кавказ.

    В числе экспортных грузов, уходящих из Черноморского бассейна — уголь, металл, лес и строительные материалы. Приходят в порты — зерно, сахар, промышленная продукция и продукты питания.

    Помимо грузоперевозок, ежегодно порты курортов осуществляют перевозку более 30 миллионов человек. Порт Каспийского бассейна — Махачкала осуществляет каботажные перевозки нефтепродуктов, соли, зерна, рыбы и хлопка.

    Дальневосточный бассейн. Через порты Дальнего Востока осуществляются экспортно-импортные поставки рыбы, нефтепродуктов, угля, машин, оборудования, продовольствия и других грузов.

    В бассейне есть своя морская железнодорожная переправа. Она курсирует по маршруту Ванино-Холмск. Порты соединены с регионами России Транссибирской ж/д магистралью.

    В этой части страны проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в торговле со странами Азии и Америки.

    Главная пристань Северного морского пути

    Порт Мурманск — какая область?

    По объёму перерабатываемых грузов морской порт Мурманска уступает на Северо-Западе лишь Санкт-Петербургу. Среди всех российских портов он занимает четвёртое место.

    Находится порт в акватории Кольского залива, который относится к Баренцеву морю.

    Очень часто мурманский торговый порт называют «воротами Арктики». Это самый крупный торговый перевалочный терминал Северного морского пути. Ежегодно через эту гавань проходит более 30 миллионов тонн различных грузов.

    Мурманский порт был построен в восточной части Кольского полуострова в Мурманской области еще до появления самого города. На выбор места для его возведения оказали влияние такие факторы:

    • близость потоков Гольфстрима;
    • благоприятный климат.

    Из этой статьи вы узнаете, где находятся самые крупные морские и речные порты на Земле.

    Очень важным фактором является такой показатель, как глубина фарватера залива и его ширина. В порт могут заходить суда любого типа, тоннажа и размера.

    Исторические сведения

    До момента постройки мурманского порта у России в этой части страны было 2 крупных морских терминала. Они располагались в Архангельске и Санкт-Петербурге, и оба замерзали уже при наступлении первых морозов. Для их работы требовалось содержание ледокольной флотилии, на что было необходимо тратить большие суммы денежных средств из государственной казны.

    Подо льдом акватории северных портов находились достаточно длительное время. О важности строительства незамерзающего порта на севере страны докладывал ещё в свое время российскому императору С. Витте.

    В ходе Первой мировой войны флот Германии заблокировал проход российским судам по Балтике. Это стало большой проблемой для России и заставило императора начать строительство порта на Кольском полуострове. Работы по возведению порта были запущены в 1915 году и продолжились после революции 17-го года.

    Важность наличия незамерзающего порта на севере страны осознавали все государственные деятели. В послереволюционные годы строительство порта не только было продолжено, но и значительно расширено.

    В годы ВОВ мурманский порт был единственной ниточкой, связывающей север страны с его европейской частью.

    Характеристики

    Растущий в последнее время у многих стран мира интерес к освоению Арктики повышает важность и значимость мурманского морского порта. Для России он имеет стратегическое значение.

    Читайте также в нашей статье, что можно посмотреть на просторах Российской Федерации.

    Порт играет огромную роль в экономике страны и области, его грузооборот доходит до 33 млн тонн в год. Грузы, прибывающие в гавань со всего мира, отправляются в города страны ж/д транспортом. Ежегодно отсюда отправляется более 220 тысяч вагонов. Работает порт круглый год без выходных.

    Хорошо технически оснащенный мурманский морской порт имеет 19 причалов. Его протяженность составляет 4 км. Стояночная глубина порта составляет 14,2 метра, на рейде — от 20 до 60 метров. Площадь открытых складов порта — 130 тысяч кв. метров, закрытых — 21 тысяча кв. метров. Общая длина железнодорожного полотна порта — 15,4 км.

    Интересные факты

    1. Для такой страны, как Россия, имеющей огромную территорию и большой торговый потенциал, количество существующих портов считается недостаточным.
    2. Акватория порта Мурманск не замерзает даже в самые лютые морозы. Это позволяет порту принимать и отправлять грузы морским путём круглый год.
    3. Мурманский порт единственный на северо-западе страны, в котором могут обрабатывать суда дедвейтом более 130 тысяч тонн.
    4. Общая протяжённость морских границ страны составляет около 40 тысяч км. Но не одному морскому порту не удалось попасть даже в топ 20 крупных мировых гаваней.
    5. Порт Новороссийск является третьим в Европе по своим размерам и лидером грузооборота среди российских торговых гаваней. Его пропускная способность не превышает 1 миллиона контейнеров в год, что значительно ниже мировых лидеров.

    Смотрите видео о новороссийском морском порте:

    Источник

    10 крупнейших портовых городов России

    Знаете ли вы, что в России есть 67 портов на 12 морях? Рассказываем о самых важных.

    1. Новороссийск

    Расположен в незамерзающей Цумесской бухте Черного моря. Город несколько веков принадлежал турецкой Османской Империи, но после русско-турецких войн в 1829 году перешел России согласно мирному договору. Это крупнейший порт России, который имеет грузооборот более 140 миллионов тонн в год. Также здесь находится база военно-морского флота России.

    2. Санкт-Петербург

    Первый порт появился здесь в 1703-м, в год основания города. Однако вблизи Петербурга Финский залив имел узкий извилистый берег, и со временем это стало затруднять прохождение крупных торговых судов. Поэтому во второй половине 19 века был построен Морской канал, который позволил открыть новый порт. «Большой порт Санкт-Петербурга» имеет протяженность 31 км вдоль береговой линии и имеет около 200 причалов.

    3. Владивосток

    Один из крупнейших дальневосточных портов и главная база Тихоокеанского военно-морского флота России. Город был основан в 1860 году именно как военный порт, название означает “владеть Востоком”. В конце 19 века сюда начали массово переезжать люди со всей Российской Империи, ведь город стал конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. В советское время город был вне внимания властей, скромным закрытым портом, но в 1990-е был разрешен въезд иностранцам, а после саммита АТЭС в 2012 году и вовсе преобразился. Сейчас это еще и зона свободной торговли.

    4. Находка

    «Вот это находка!» — воскликнул, по легенде, один из моряков летом 1859 года, когда корвет «Америка» приблизился к неизвестной бухте. Новую точку на карте так и назвали — Находка. Поначалу здесь была деревня, но в 1930-40-х силами заключенных ГУЛАГа тут построили порт и образовался город. Сейчас это третий по размеру населенный пункт Приморского края Дальнего Востока после Владивостока и Уссурийска.

    5. Петропавловск-Камчатский

    Поселение в Петропавловске было основано еще в конце 17 века, когда первооткрыватели впервые достигли этих отдаленных краев. В 19 веке тут начали развивать порт, чему благоволила незамерзающая Авачинская бухта. Во время Второй мировой здесь построили большой новый порт, который расширяли на протяжении всего 20 века. Петропавловский порт активно развивают и сейчас, потому что он является важной точкой Северного морского пути — кратчайшего из европейской части России на Дальний Восток.

    6. Мурманск

    В крупнейшем в мире городе за полярным кругом находится важный северный незамерзающий порт. Он был построен в 1915 году во время Первой мировой войны, и лишь после этого здесь был основан город. В советское время Мурманск активно развивали, порт должен был снабжать и ремонтировать суда Северного флота. Во время Второй мировой город сильно пострадал от авианалетов, однако, гитлеровской армии не удалось взять его по суше. Сейчас Мурманский порт не теряет своей важности, является базой для освоения Арктики и аванпостом атомного флота России.

    7. Сочи

    Здание сочинского морского порта, построенное в стиле сталинского ампира в 1955 году, является одной из визитных карточек города. Порт, прежде всего, направлен на пассажирские перевозки, а не торгово-промышленную деятельность. Более того, в порт города Сочи запрещено заходить нефтеналивным судам, зато здесь вовсю курсируют большие круизные лайнеры. История русского присутствия на этом береге исчисляется с первой половины 19 века, когда здесь появился первый форт, а уже с 1909 года Сочи стал главным курортом на черноморском побережье Кавказа.

    8. Калининград

    До 1945 года город назывался Кёнигсбергом и был столицей Восточной Пруссии. Первый торговый порт здесь был основан еще в 14 веке. После Второй мировой северная часть этой провинции и сам город были переданы СССР. Порт был сильно разрушен во время войны, так что советская власть построила новый Калининград, самый западный порт России и единственный незамерзающий порт российского побережья Балтийского моря. Прежде всего Калиниград обслуживает торговые грузоперевозки и рыбный промысел, последний появился здесь только при СССР.

    9. Махачкала

    Столица республики Дагестан — крупнейший город российского Северного Кавказа и при этом единственный незамерзающий порт России в Каспийском море. Порт был построен во второй половине 19 века, здесь есть большая сухогрузная гавань, а также железнодорожная переправа и современная высокотехнологичная нефтяная гавань. Кроме того, в Махачкале находится одна из баз Каспийской флотилии военно-морского флота России

    10. Севастополь

    Современный Севастополь был основан по указу Екатерины II в 1783-м, сразу после присоединения Крыма к Российской Империей. Севастополь стал главным черноморским портом Империи еще в начале 19 века. В этом городе воинской славы, неоднократно участвовавшем в разных войнах, и сейчас находится главная военно-морская база Черноморского флота России. Кроме военной базы, в незамерзающей Севастопольской бухте есть и крупный промышленный порт который занимается перевозками рыбы, нефти, металлов и другой самой разной продукции.

    Источник

    Оцените статью