Морской транспорт атлантического океана

Рост интенсивности судоходства

В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них — североатлантическое, которое проходит между 35-40° и 55-60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы. К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям. До середины ХХ в. это был самый большой в мире сгусток морских пассажирских линий, но победить в соревновании с воздушным транспортом морской транспорт так и не смог. В 1958 г. в пассажироперевозках воздушный транспорт впервые количественно сравнялся с морским, а в наши дни практически весь пассажирооборот между Европой и Северной Америкой обслуживает

Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане — южноатлантическое (Европа-Южная Америка), западноатлантическое (Африка-Европа). Через Атлантику проходят также грузопотоки нефти и некоторых других массовых грузов из Азии в Европу и США. Однако в целом за последние десятилетия значение Атлантического океана в мировом судоходстве уменьшилось.

Тихий океан, занимая второе место по объему морских перевозок (1/4), пока еще сильно отстает от Атлантического. Но потенциал этого океана, к берегам которого выходят около 30 государств с населением более 2,5 млрд человек, очень велик. Здесь находятся многие крупнейшие порты мира, зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов. Обычно эти потоки объединяют в несколько главных направлений.

Читайте также:  Индийский океан рельеф дна океана желоба

Первое, северное транстихоокеанское, направление соединяет США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Из Северной Америки в этом потоке транспортируют уголь, руды, лесные грузы, зерно, машины и полуфабрикаты, из Азии — автомобили, стальные изделия, разнообразное оборудование, тропическую древесину, рыбу и рыбопродукты. Вторая группа морских линий связывает Атлантическое побережье США с Гавайскими островами и Японией через Панамский канал. К трансокеанским можно отнести и сравнительно новые транспортные «мосты» (угольный, железорудный, бокситовый), которые соединяют Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Кроме того, еще две группы судоходных линий проходят вдоль побережий материков — Азиатского и двух Америк.

Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят почти 30 государств с населением, приближающимся к 1,5 млрд человек. Наибольшее значение в этом океане имеют морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, меньшее — те трансокеанские направления, которые связывают Австралию с Южной Африкой (и Европой). Хотя в целом по интенсивности перевозок Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому, по перевозкам нефти (из Персидского залива) он их превосходит.

Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км.

Следующее что необходимо отметить при рассмотрении вопроса роста интенсивности мирового судоходства — Состав мирового транспортного флота по флагам регистрации:

Таблица 5 — Состав мирового транспортного флота по флагам регистрации

Источник

Транспортно-географическая характеристика Атлантического океана

Особенности ЭГП Атлантического океана предопределяют интенсивное транспортное использование его вод и берегов. Здесь перекрещиваются многие трансокеанские маршруты, межматериковые океанские и морские пути с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережье океана и его морей находятся наибольшие по грузообороту порты мира, к которым приписана преобладающая часть мирового флота.

Роль Атлантического океана в перевозках

Как транспортный бассейн Атлантический океан отличают сравнительно небольшие расстояния между его западными и восточными берегами. Современное судно за трое-четверо суток пересекает океан, который теперь стал связующим звеном между Европой, Америкой и Африкой. Со времен Великих географических открытий и до наших дней Атлантика занимает ведущее место по сосредоточению транспортных магистралей и количеству перевозимых по ним грузов. Так, вначале XX в. его доля в международных морских перевозках достигала 74%, в 60-х годах она снизилась до 69% и к настоящему времени еще несколько уменьшилась. Это объясняется резким повышением в последние 20—25 лет морских перевозок нефти, которая отправляется главным образом из бассейна Индийского океана не только в Европу, но и на Дальний Восток.

Различия в уровнях экономики и политическом устройстве стран, тяготеющих к Атлантическому океану, предопределяют неравномерность в размещении судоходных трасс на его акватории, объемах и структуре грузоперевозок. Сочетание относительно благоприятных для мореплавания природных условий в Северной Атлантике, большой плотности населения и очень высокого экономического потенциала стран, расположенных по обе ее стороны, обусловило формирование самой густой сети оживленных океанских путей на акватории между 35-40° и 55-60° с.ш. Здесь, на важнейшем в океане североатлантическом направлении, проходит большое число трансокеанских широтных маршрутов, главным образом между Европой и Северной и в меньшей степени Центральной Америкой. В этом районе организовано более сотни регулярных линий США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и других стран, а также курсирует немало трамповых судов.

Северная часть Атлантического океана — арена самой интенсивной мировой торговли, где проходят крупнейшие грузопотоки между государствами Северной Америки и Европы. В порты европейских стран морской транспорт доставляет различные генеральные грузы (машины, станки, приборы и пр.), американский каменный уголь, канадскую руду, химические продукты, зерно, хлопок, лесную продукцию и другие грузы. Во встречном направлении перевозятся европейские станки в Канаду, высококачественная шведская и норвежская железная руда в США, различные промышленные и продовольственные товары.

Здесь же сосредоточены и наиболее напряженные пассажирские потоки на линиях, связывающих США и Канаду со странами Западной Европы.

К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются советским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. Кроме того, северные районы нашей страны по этим путям получают выход во все районы Атлантики. Отдельные участки трассы вокруг Скандинавии жизненно важны дня стран Северной Европы, которые располагают большими лесными ресурсами, богатыми и разнообразными рудами, но которые испытывают недостаток в топливе.

Существенная часть экспортно-импортных морских перевозок этих стран приходится на пути вокруг Скандинавии. Широкие транспортные связи существуют между северной частью Атлантического океана и Северным морем — важным узлом мировых морских путей. К нему выходят берега наиболее развитых государств Европы, в том числе стран «Общего рынка». Для них Северное море служит важнейшей транспортной магистралью, соединяющей между собой страны этого бассейна и связывающей их с приатлантическими и другими государствами. В Северном море сходится значительная часть наиболее мощных морских грузопотоков, а на его берегах расположены самые крупные порты мира, к которым тяготеют мощные индустриальные районы Западной Европы.

В целом маршруты североатлантического направления с примыкающими трассами вокруг Скандинавии и путями в Северном море образуют наиболее грузонапряженное звено во всей системе морских перевозок по Атлантическому океану.

Латиноамериканское направление объединяет судоходные линии вдоль берегов Южной Америки. От Ресифи часть трасс проходит на северо-запад, к Карибскому морю и к атлантическим берегам США и Канады. Другая группа путей пересекает океан и уходит частично через Гибралтар в Средиземное море, а частично — к океанским портам Европы и через Ла-Манш в Северное море. Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.

Структура грузопотоков здесь складывается на основе перевозок преимущественно топливно-сырьевых и продовольственных грузов из развивающихся стран Южной и Центральной Америки в индустриальные страны Северной Америки и Европы, откуда в обратном направлении транспортируются промышленные товары. Так, в США, Канаду и страны Западной Европы по океану транспортируются нефть и руды цветных металлов из Венесуэлы, железная руда и кофе из Бразилии, мороженое мясо и мясные продукты из Аргентины и прочие грузы. Встречные перевозки представлены различными машинами, оборудованием, лесом и лесоматериалами, химическими продуктами и другими промышленными изделиями. Морские перевозки на этом направлении носят черты, присущие грузообмену между империалистическими и зависимыми странами.

С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.

Первое из них включает трассы двух главных маршрутов: между североамериканскими — африканскими портами и южноамериканскими — африканскими портами.

Второе представлено транспортными магистралями, проходящими вдоль западных берегов Европы и Африки.

В результате многовекового колониального прошлого экономика западноафриканских стран пока еще развита слабо. В ней преобладает разработка богатых месторождений полезных ископаемых, выращивание и сбор сельскохозяйственных продуктов. Торговый флот во многих африканских странах только зарождается и не играет большой роли в мировом морском транспорте. Все это сказывается на структуре и объемах грузоперевозок по отмеченным направлениям, каждое из которых характеризуется однородными грузами. В традиционную номенклатуру западноафриканского экспорта входят нефть, руда, фосфориты, тропический лес, масличные культуры, натуральный каучук, кофе, какао, фрукты. Они вывозятся в страны Северной и Южной Америки, а также в европейские государства. В импортных перевозках преобладают три группы товаров: промышленные изделия, продукты питания, топливо и материалы. В масштабах Атлантического океана объемы перевозок между африканскими и другими странами сравнительно невелики.

Как уже отмечалось, последние годы большое развитие получили перевозки нефти из Индийского океана вдоль западных берегов Африки. Мощный грузопоток ее сделал это направление одним из важнейших в Атлантическом океане.

Рассмотренные экономико-географические черты этого океана указывают на многоотраслевой характер его хозяйства, в котором представлены практически все виды морской деятельности.

В отраслевой структуре экономики Атлантического океана превалирует морской транспорт, на второе место ныне выдвинулась подводная нефтегазодобыча, а затем следует использование биологических ресурсов. Такая последовательность главных направлений хозяйственной деятельности — основная региональная особенность Атлантического океана.

Источник

Транспорт Атлантического океана Подготовил Зелковский Максимас. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемandemik Geo

Похожие презентации

Презентация на тему: » Транспорт Атлантического океана Подготовил Зелковский Максимас.» — Транскрипт:

1 Транспорт Атлантического океана Подготовил Зелковский Максимас

2 Начиная с эпохи Великих географических открытий первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану. В наши дни на трассах этого океана берегах которого расположены 70 стран с населением 1,5 млрд человек, осуществляется около 2/3 всех морских грузовых перевозок. В бассейне этого океана находятся также 2/3 всех морских портов мира, и в том числе четвертый из них по грузообороту (после Сингапура, Шанхая и Тяньцзиня) — Роттердам.

3 На морские перевозки приходится до 80% грузов Основным морским грузом продолжает оставаться нефть. Из каждых десяти тонн добытой в мире нефти шесть транспортируется нефтеналивными судами – танкерами. Однако в последнее время растет доля насыпных (угля, железной руды, зерна) и контейнерных грузов. Важнейшие пути судоходства

7 Крупнейшие суда в океане

8 В межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный транспорт давно уже вышел на первое место, оттеснив на задний план морской. Больше вceгo пассажиров пользуются авиалиниями, пересекающими Атлантический океан: обычно над ним в воздухе одновременно находится более ста авиалайнеров. Воздушный транспорт

9 Главенствующую роль в пассажирском сообщении между Европой и Северной Америкой через Атлантический океан играет авиационное сообщение. Большая часть трансатлантических линий проходит в Северной Атлантике через Исландию и Ньюфаундленд. Другое сообщение идёт через Лиссабон, Азорские и Бермудские острова. Авиатрасса из Европы в Южную Америку проходит через Лиссабон, Дакар и далее через самую узкую часть Атлантического океана в Рио-де-Жанейро. Авиалинии из США в Африку проходят через Багамские острова, Дакар и Робертспорт. На берегу Атлантического океана находятся космодромы: Мыс Канаверал (США), Куру (Французская Гвиана), Алкантара (Бразилия).

10 Место СтранаНазваниеместоположен ие пассажирооборот 1США Международны й аэропорт Хартсфилд- Джексон Атланта Атланта 92,3 млн 3Великобритани я Лондонский аэропорт Хитроу Лондон 69,4 млн 4США Международны й аэропорт О’Хара Чикаго 66,5 млн 7Франция Международны й аэропорт имени Шарля де Голля Париж 60,9 млн 9Германия Аэропорт Франкфурт Франкфурт-на- майне 56,5 Крупнейшие аэропорты

13 Первый трансатлантический телеграфный кабель был проложен ещё в XIX веке. Хотя экспедиции, проходившей в гг., и удалось проложить кабель, уже через несколько недель он пришёл в негодность (по всей видимости, в связи с нарушением изоляции). Спустя 10 лет, с помощью значительно лучше изолированного кабеля удалось проложить сразу несколько трансатлантических телеграфных линий с большей долговечностью. К 1919 г. число кабелей достигло 13, и большинство из них принадлежали Великобритании.

Источник

В). Основные направления международных морских путей в Тихом океане.

Экономическая география морского судоходства.

Роль морского транспорта в осуществлении международных экономических связей.

Морские пути и судоходство Атлантического, Индийского, Южного, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Крупнейшие морские порты мира.

А). Основные направления международных морских путей в Атлантическом океане.

В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них — североатлантическое, которое проходит между 35—40° и 55—60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы.

К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются российским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям.

Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане — южноатлантическое или латиноамериканское(Европа—Южная Америка). Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.

Западноатлантическое(Африка—Европа). С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.

По побережью Атлантического океана расположены крупней­шие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Велико­британия), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США).

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы Атлантического океана: Суэцкий, Кильский и др.

Б). Основные направления морских и океанских путей в Индийском и Южном океанах.

Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят почти 30 государств с населением, приближающимся к 2 млрд. человек. В Индийском океане выделяют 3 основных направления: ближневосточное, дальневосточное и австралийское.Магистральные океанские пути как бы образуют направленный четырехугольник: Суэцкий канал — Малаккский пролив — мыс Луин (юго-западная оконечность Австралии) — мыс Доброй Надежды (юг Африки) — Суэцкий канал. Вместе с тем здесь пролегают, весьма протяженные диагональные трансокеанские маршруты: мыс Доброй Надежды — Малаккский пролив, Суэцкий канал — мыс Луин

Крупные морские порты Индийского океана: Карачи — Пакистан, Бомбей (Мумбай) и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.). Наряду с универсальными есть порты, специали­зированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура — Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

В). Основные направления международных морских путей в Тихом океане.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австралийскому.

На берегах Тихого океана много крупных портов (Кобе, Тиба, Иоко­гама, Нагоя — Япония, Шанхай — КНР, Пусан — Рес­публика Корея, Сидней — Австралия, Ванкувер — Кана­да и др.). Только в Японии насчитывается 1074 морских порта, из них 17 крупнейших международных. Основная доля перевозки леса в Японию приходится на перевозку из портов Дальнего Востока в порты, в основном, восточного побережья Японии.

Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км. Северный морской путь, а исторически Северо-восточный проход – главная судоходная магистраль России в Арктике. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения – 5600 км, или 3023,76 морских миль. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. По нему сюда завозят топливо, оборудование, продовольствие. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль,

тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль.

Источник

Оцените статью