Мировой океан как транспортное звено
Хозяйственная деятельность людей в Мировом океане не ограничивается освоением разнообразных ресурсов его вод, дна и недр. Другая, не менее существенная сторона приложения человеческого труда к океаносфере — использование ее вод как естественных путей сообщения между странами. Океаны и моря осуществляют функции транспортных артерий в жизни человеческого общества.
Использование морского транспорта
Транспортные функции, которые выполняют морские суда по перевозке грузов, представляют собой продолжение процесса материального производства в сфере обращения, чем транспорт отличается от других производственных отраслей (добывающей, обрабатывающей, земледелия). В транспортном производстве, в том числе и морском, не создаются новые вещественные продукты. В роли предметов труда здесь выступают грузы, которые перемещаются в пространстве с помощью транспортных средств. В результате этого потребительная стоимость перевозимых грузов сохраняется, а стоимость их увеличивается. Под воздействием труда работников транспорта изменяется пространственное бытие товаров. В этом именно и состоит материальный характер транспортного производства. Таким образом, транспорт оказывает услуги производственного характера. Эти услуги потребляются и реализуются одновременно с процессом транспортного производства.
Поскольку природные ресурсы чаще всего пространственно разобщены с районами переработки и потребления, постольку в мире существует и территориальное разделение общественного труда. Это один из объективно необходимых факторов развития человеческого общества, который обусловливает интенсивный обмен товарами между континентами и странами. С давних пор этот обмен производится по океанам и морям с помощью морского транспорта, а прогресс в технике мореплавания лишь способствовал укреплению экономических связей между государствами, удаленными друг от друга на тысячи морских миль. Ныне Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и народы, не затрудняет, а облегчает сообщение между ними, по его трассам идет большая часть международного товарообмена. Современное транспортное мореплавание — важный элемент международного экономического, культурного, технического обмена, тесно связанный с процессом развития международной обстановки, политическими отношениями и т. д.
Воздушные пространства над Мировым океаном пересекают многочисленные авиатрассы. По дну океанов и морей проложены телеграфные и телефонные кабели. Степень развития морского и воздушного транспорта и средств связи в океанах и морях отражает уровень их хозяйственного освоения. Главное место в морской деятельности принадлежит транспортному судоходству. Для того чтобы транспортное судоходство могло осуществлять свои функции, необходима материально-техническая база и общие материальные условия. Материально-техническую базу составляет флот и порты, а общие материальные условия — океаны и моря. Эти три элемента имеют свою специфику, поэтому мы рассмотрим каждый из них в отдельности в следующих статьях.
Источник
Морской транспорт
- Морско́й тра́нспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.
Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно это касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объёму перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы вытеснили с рынка универсальные суда, так как в стандартный 20- или 40-футовый контейнер может быть помещён любой груз от иголок до автомобилей. Притом время обработки таких судов снижено в десятки раз, благодаря унификации транспортной системы всего мира в отношении контейнерных перевозок. Немалую роль играет механизация и информационное обеспечение транспортных процессов.
Также к специализированным судам, которые предназначены для перевозки одного или нескольких видов груза, можно отнести суда-автомобилевозы, рефрижераторные суда, скотовозы, тяжеловозы, навалочные (балкеры), лихтеровозы, буксирные и т. д.
В зависимости от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять погодным условиям, ограничения по району плавания, способность проходить Панамским или Суэцким каналами (panamax и handymax), сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов.
* Линейные суда — суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.
Трамповые суда (англ. tramp — бродяга) составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.
Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению.В настоящее время морской транспорт является неотъемлемой частью мировой транспортной системы.
Морской транспорт и его деятельность регулируется как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.
Особенно большое внимание уделяется экологии и безопасности мореплавания. Учитывая тот объём груза, который может перевезти одно судно за один раз, морской транспорт нельзя назвать медленным. Пример: 300000 тонн сырой нефти за один раз может быть перевезено из восточных портов Великобритании в один из портов США на восточном берегу за десять дней. Крупные контейнеровозы (до 5000 контейнеров), выходя из порта Роттердам (Нидерланды), достигают Шанхая (Китай) за 18 дней.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Транспорт — это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.
Грузовым судном, согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским.
Цементовоз — специализированное судно, предназначенное для перевозки бестарного цемента, а также иногда для перевозки других порошковых материалов, таких как окись алюминия или гипс. Такие суда имеют полностью герметичные трюма и специальные механизмы для погрузки и выгрузки груза.
Источник
Морские пути и перевозки
Морские пути — установившиеся судоходные трассы между портами — по сравнению с транспортными магистралями суши отличаются некоторыми особенностями. Они созданы природой, поэтому не требуют затрат на строительство, эксплуатацию и ремонт. Обширные просторы океанов и морей обеспечивают возможность плавания практически любому количеству судов. С этим связана ничем не лимитированная грузонапряженность морских трасс, т.е. количество тонна-миль, приходящихся на единицу эксплуатационного пути. Они обладают неограниченной пропускной способностью, за исключением некоторых проливов и каналов. На морских путях можно применять очень мощные судовые двигатели, поэтому на этих трассах курсируют суда большой грузоподъемности, способные перевозить грузы любых габаритов и разной номенклатуры.
Перевозка грузов морскими судами
Морские пути зачастую бывают значительно короче сухопутных. Например, морем от Баку до Красноводска 340 км., а по железной дороге 5769 км. или от Одессы до Батуми морем 1060, а по железной дороге 2249 км. Однако при всех достоинствах морских путей им свойственны и недостатки. На их эксплуатацию существенно влияют природные условия. Во многих районах океана навигация длится не круглый год, а более или менее ограниченное время, что вызывает простои флота и скопление грузов в портах.
В некоторых случаях морские пути приходится спрямлять и укорачивать путем сооружения искусственных каналов. Так, Панамский канал сокращает путь из Атлантического в Тихий океан на 14 тыс. км, Суэцкий канал сокращает путь из Индийского океана в Атлантический почти на 9 тыс. км, а Кильский канал сократил путь из Балтийского моря в Северное на 685 км. Это увеличивает эффективность использования морских трасс. Для того чтобы сократить расстояние между портами, морские пути прокладываются через проливы. Весьма оживленный пролив Ла-Манш. За сутки по нему проходит более 1000 судов. Более 400 судов в сутки следуют через Гибралтарский пролив. Важным транзитным проходом стал Баб-эль-Мандебский пролив. Существенную транспортную роль играют проливы Босфор и Дарданеллы. При всей многочисленности и всем разнообразии морских путей они далеко не равнозначны для торгового мореплавания. Поэтому в зависимости от районов, где они проходят, и транспортной роли трассы их подразделяют на несколько видов.
Международные океанские пути пролегают в водах одного или нескольких океанов, имеют протяженность в тысячи миль и соединяют порты разных континентов.
Региональные международные морские пути проходят в пространственно ограниченных морских бассейнах, протягиваются на сотни миль и связывают порты разных стран. Примером может служить трасса Гамбург — Лондон.
Каботажные морские пути — это трассы между портами одной страны в пределах одного или соседних бассейнов (малый каботаж, например Одесса — Батуми) или нескольких океанов и морей (большой каботаж, например Мурманск — Владивосток). В современных условиях ведущее место принадлежит международным морским путям, региональные каботажные и морские пути менее значимы.
Морские пути в Мировом океане размещаются весьма неравномерно. Лишь в немногих районах океана они образуют густую сеть.
Расположение морских трасс в океанах и морях, с одной стороны, определяется различными природными факторами — конфигурацией береговой линии, гидрометеорологическими условиями, влияющими на мореплавание, наличием судоходных проливов и искусственных морских каналов, а с другой — различными социально-экономическими факторами. Среди них особенно важны такие, как географическое положение стран, их хозяйственная специализация, обеспеченность сырьевыми ресурсами, существование портов, международные и межгосударственные отношения.
География морских путей непостоянна во времени. Она изменяется в результате неравномерного развития отдельных стран или целых регионов, изменений в международной обстановке, политических отношениях экономическом, культурном, техническом обмене. Новое в географию морских путей вносит и совершенствование морского флота, что заметно проявляется, например, в увеличении размеров и соответственно осадки судов. Современные крупнотоннажные (250—300 тыс. тонн) суда не могут проходить через Суэцкий, Панамский и Кильский каналы, поэтому они идут более длинными маршрутами. Как правило, морские пути Мирового океана проходят преимущественно по районам, благоприятным для плавания.
В судоходстве исторически сложились две организационные формы: линейное и трамповое. Линейное судоходство представлено регулярными рейсами по расписанию одного или нескольких судов между определенными портами. Оно практикуется на линиях с достаточно большими объемами перевозимых грузов. Этот вид судоходства обслуживает около 800 линий, на которых занято до 30% сухогрузного флота. При трамповом судоходстве суда идут одиночными рейсами по переменным направлениям, определяемым специальными договорами. Оно обычно организуется при неустойчивых транспортно-экономических связях и малых размерах отправления и получения грузов. Из этих двух видов более совершенно линейное судоходство, так как оно позволяет рациональнее использовать суда.
В процессе многообразных морских перевозок формируются грузопотоки — количество данного груза, перевозимого в определенном направлении за единицу времени. Грузопоток характеризуется такими показателями, как объем, структура и направление. Эти показатели определяют потребность в транспортных средствах, составе судов, виды и состав груза, предназначенного для перевозки, а также указывают районы перевозок. Степень равномерности грузопотока показывает его распределение во времени. По этому показателю выделяются круглогодичные, сезонные и эпизодические грузопотоки.
Международное разделение труда в практике морских сообщений нередко способствует созданию мирового фрахтового рынка, на котором продаются и покупаются услуги морского транспорта в перевозках. Он возникает лишь там и тогда, где и когда образуются излишки товара, предназначенного для вывоза морским путем, т.е. появляется потребность в судах морского флота. Спрос и предложение тоннажа изменчивы, что выражается в колебаниях фрахтовых ставок, и непостоянны из-за номенклатуры грузов и районов перевозок. На этой основе формируются различные по структуре грузов фрахтовые рынки, например нефтяной, зерновой, лесной и др., а также региональные рынки — средиземноморский, балтийский и пр. В более общем случае различают сырьевой (перевозка сырьевых грузов) и промышленный (перевозка промышленных товаров) фрахтовые рынки. Каждому из них соответствуют определенные типы судов.
Мировой фрахтовый рынок остро ощущает социально-экономические изменения, происходящие в мире. Формирование и укрепление стран социалистического содружества, распад колониальной системы, образование отдельных мировых рынков — социалистического и капиталистического — и другие процессы отразились на межгосударственных экономических отношениях, в том числе и на морском фрахтовом рынке.
В настоящее время возможности флота развитых западных стран вместе с судами под «удобными» флагами (85% тоннажа мирового флота) значительно превышают потребности этих стран во внешних и внутренних морских перевозках, достигающих почти 55% мирового объема перевозок. Так складываются условия, благоприятные для сдачи судов во фрахт, создается обширный фрахтовый рынок, на котором многие страны предлагают свои услуги в морских перевозках. Наибольшие фрахтовые перевозки приходятся на долю Норвегии (93%), Германии (80%) и Великобритании (70%). Они существенны также в Греции, Швеции, Нидерландах и Дании. В то же время США относятся к наиболее крупным фрахтователям. Только около 6% экспортно-импортных перевозок эта страна осуществляет своим флотом. Во многих странах национальный флот представляет собой главное транспортное средство в экспортно-импортных перевозках. Например, его доля в экспорте Японии достигает 33%, а в импорте-47%. Во Франции он перевозит 29%, в Греции — 40, в Великобритании — 30% морских грузов (там же).
На фрахтовый рынок заметно влияют излишки мирового тоннажа по сравнению с объемом грузов, представленных к морским перевозкам. Это вызывает резкие колебания фрахтовых ставок, усиливает конкуренцию между судовладельческими компаниями капиталистических стран за возможность сдавать суда во фрахт. В то же время развитие интеграции между социалистическими странами позволяет им регулировать соотношение возможностей флота (типы судов, их вместимость и количество) с потребностями в перевозках и соответствующим образом строить свои фрахтовые операции.
Вместе с характерным для послевоенных десятилетий заметным увеличением морского тоннажа и изменением структуры флота неуклонно росли перевозки по морским путям. Так, с 1980 по 2007 г. объем международных перевозок повысился с 0,5 до 3,4 млрд. тонн, т.е. почти в 7 раз, а каботажных — на 25 — 30% (там же). Это объясняется социально-экономическими и политическими сдвигами, происшедшими на мировой арене, распадом колониализма, научно-технической революцией и вызванным ею небывалым ростом производительных сил, увеличением численности населения Земли, созданием замкнутых политических и экономических группировок в капиталистическом мире. Все эти факторы, преобразующие межгосударственные экономические и политические отношения, способствуют дальнейшему развитию мировых морских перевозок. В перспективе предполагается значительное увеличение объема перевозок груза в Мировом океане. Так, если в 1980 г. перевозилось около 5,5 млрд. т, то к 1990 г. объем перевозок составит 8,6 млрд., а в 2000 г. — 11 млрд. тонн.
В современной географии мировых морских перевозок преобладает доля развитых капиталистических стран. Они пока занимают первое место по импорту и второе по экспорту. Главные в прошлом экспортеры, страны Западной Европы, теперь находятся на предпоследнем месте по экспорту: первое место им пришлось уступить азиатским странам, из которых в последние годы резко увеличился вывоз нефти и руды. Весьма заметно увеличился экспорт топлива и сырья из Африки и Латинской Америки, поэтому объемы вывоза отсюда стали близкими, а по некоторым видам грузов и опередили Западную Европу и Северную Америку. Заметно большим стал сырьевой экспорт Австралии.
За последние два десятилетия объемы перевозок наливных и сухих грузов были примерно одинаковыми, но с некоторым преимуществом жидких грузов, главным образом нефти и нефтепродуктов. Однако сокращение международной торговли нефтью и энергетический кризис, разразившийся в мире, повлекли за собой уменьшение перевозок наливных грузов. В 2005 г. перевозки сырой нефти снизились и вместе с нефтепродуктами лишь на 0,5% превысили половину грузов, транспортируемых по морским путям.
В номенклатуре сухих грузов прослеживается тенденция к увеличению темпов роста перевозок генеральных (штучных) грузов по сравнению с разными видами массовых. Однако каждая категория наливных и навалочных грузоперевозок имеет свои особенности, поэтому целесообразно кратко охарактеризовать их по отдельности.
Источник