Моря реки озера океаны 4 класс

Содержание
  1. Окружающий мир 4 класс 1 часть Моря, озера и реки России стр. 66 – 70
  2. 1. Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана, Тихого океана. Найдите Балтийское, Чёрное и Азовское моря. С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Чёрное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. Что вы можете рассказать по карте о морях России?
  3. 2) Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро; реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Что вы можете рассказать о них по карте?
  4. Проверь себя
  5. 1. Покажи на карте моря России.
  6. 2. С какими озёрами и реками мы познакомились на уроке? Покажи их на карте.
  7. Задания для домашней работы
  8. 1) Подготовьте и оформите в классе выставку «Где мы были».
  9. Пример презентации “Где мы были: Моря, озёра и реки России”
  10. 2) Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».
  11. Сочинение «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту» для 4 класса
  12. 3) С помощью Интернета узнай о том, какие моря, озёра, реки России особенно загрязнены. Что делается для их охраны?
  13. На следующем уроке
  14. Вспомни, что ты уже знаешь о разнообразии природы России.
  15. Моря, озёра и реки России. презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
  16. Скачать:
  17. Предварительный просмотр:
  18. Подписи к слайдам:
  19. Моря, озера и реки России
  20. Моря России
  21. Озера России
  22. Реки России
  23. Что мы узнали?
  24. Урок окружающего мира «Моря, озера и реки России». 4-й класс
  25. Презентация к уроку

Окружающий мир 4 класс 1 часть Моря, озера и реки России стр. 66 – 70

1. Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана, Тихого океана. Найдите Балтийское, Чёрное и Азовское моря. С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Чёрное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. Что вы можете рассказать по карте о морях России?

Моря Северного Ледовитого океана: Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Читайте также:  Пираты карибского моря ноты для пианино цифрами

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское

Балтийское море соединяется с Атлантическим океаном через проливы Скагеррак и Каттегат, а значит является частью бассейна Атлантического океана.

Азовское море соединяется с Чёрным морем через Керченский пролив, а Чёрное море соединяется через проливы Босфор и Дарданеллы со Средиземным морем, которое соединено с Атлантическим океаном через Гибралтарский пролив. А значит Чёрное и Азовское моря тоже являются частью бассейна Атлантического океана.

По карте мы можем рассказать о размерах этих морей, об извилистости их береговой линии, о проливах и островах.

2) Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро; реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Что вы можете рассказать о них по карте?

Каспийское море является самым большим озером планеты. Оно расположено на юго-востоке Европейской части России. Ладожское и Онежское озёра находятся на северо-западе Европейской части России, они соединяются между собой и с Балтийским морем.

Байкал находится на юго-востоке Сибири. Это самое глубокое озеро планеты.

Река Волга протекает по Восточно-Европейской равнине и впадает в Каспийское море.

Река Обь протекает в Западной Сибири и впадает в Карское море. В Карское море впадает также Енисей, который протекает на границе между Западной и Восточной Сибирью.

Лена протекает в Восточной Сибири и впадает в море Лаптевых.

Амур протекает на Дальнем Востоке и впадает в Охотское море.

Проверь себя

1. Покажи на карте моря России.

Покажем моря Атлантического океана: Балтийское, Чёрное и Азовское.

Покажем моря Тихого океана: Японское, Охотское и Берингово.

Покажем моря Северного ледовитого океана с запада на восток: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.

Всего берега России омываются 12 морями.

2. С какими озёрами и реками мы познакомились на уроке? Покажи их на карте.

Покажем на карте озера Каспийское море, Ладожское. Онежское, Байкал.

Покажем крупные реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур.

Задания для домашней работы

1) Подготовьте и оформите в классе выставку «Где мы были».

Мы много путешествовали по России и приготовили для вас интересную презентацию:

Пример презентации “Где мы были: Моря, озёра и реки России”

2) Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».

Сочинение «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту» для 4 класса

Россия огромная страна, природа которой очень красива и разнообразна.

Глядя на карту, я представляю необъятные просторы нашей Родины, и меня охватывает гордость за величие нашей страны.

Я вижу огромные равнины, которые занимают большую часть России. Ещё вижу высокие горы, расположенные на её южных границах, и Урал, который делит Россию на две части, протянувшись с севера на юг.

Я вижу полноводные реки, длинные, полные рыбы, по которым скользят огромные теплоходы. Вижу великие озёра и множество морей, которые омывают берега России.

Россия — страна трёх океанов, моря, которые омывают её берега, принадлежат бассейнам Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а значит Россия великая морская держава.

3) С помощью Интернета узнай о том, какие моря, озёра, реки России особенно загрязнены. Что делается для их охраны?

Наиболее загрязнёнными оказываются моря и реки, ведь на их берегах стоят крупные города, много промышленных предприятий, по которым возят нефтепродукты, используют для промышленных стоков.

Наиболее загрязнёнными реками в России являются Москва-река, Нева, Волга, Обь, Урал, Миасс, Томь, Кама.

Из озёр больше всего загрязнено Каспийское море, а озеро Карачай считается самым грязным озером во всём мире.

Для охраны рек созданы специальные мониторинговые службы, которые отслеживают состояние воды, следят за сбросами промышленных предприятий.

На предприятиях строятся системы очистки и фильтрации вод, некоторые предприятия уже сейчас переводятся на замкнутый цикл, и не используют воду рек и других водоёмов.

Русло рек углубляется и очищается, нормализуется сток воды, очищаются берега рек от мусора.

На следующем уроке

Вспомни, что ты уже знаешь о разнообразии природы России.

Природа России очень разнообразна. От ледяных пустынь Ледовитого океана, которые сменяются тундрой и тайгой, до пустынь и широколиственных лесов южных районов.

Источник

Моря, озёра и реки России.
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Окружающий мир. 4 класс. Тема «Моря, озёра и реки России». Презентация к уроку.

Скачать:

Вложение Размер
morya_ozyora_i_reki_rossii.pptx 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Окружающий мир Моря, озёра и реки России «Центр образования № 50» посёлок Шатск Ленинский район Тульская область Автор Литвиненко В. И. учитель начальных классов

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик — в роднике, А широкий – в море. РЕКА

Кто в гости реки созывает И воды все в себя впускает? Б унтуя в голубом просторе, Волною бьёт о берег … МОРЕ

Пузырьками из воды Газ выходит с глубины. Круглое и голубое, До краёв полно водою. Над водою камыши, Что такое? Подскажи. ОЗЕРО

МОРЯ, ОЗЁРА И РЕКИ РОССИИ

Моря Северного Ледовитого океана

Баренцево море Белое море Карское море море Лаптевых Восточно-Сибирское море Чукотское море

Моря Тихого океана

Берингово море Охотское море Японское море

Моря Атлантического океана

Балтийское море Азовское море Чёрное море

Озёра России На территории России свыше двух миллионов озёр

Источник

Моря, озера и реки России

Моря России

Море – это большое водное пространство с соленой водой, часть океана. Берега России омывают моря трех океанов: Северно-Ледовитый океан на севере, Атлантический океан на западе и Тихий океан на востоке.

В зависимости от того, к какому океану принадлежит то или иное море, их разделяют на 3 основные группы:

  • Моря Северного Ледовитого океана: Восточно-Сибирское, Баренцево, Чукотское, Карское, море Лаптевых. Эти моря очень холодные и почти весь год покрыты толстым слоем льда. Суда по ним могут двигаться только вслед за ледоколами. Из-за сурового климата растительный и животный мир северных морей очень скудный.

Рис. 1. Чукотское море

  • Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. Это также достаточно холодные моря, над которыми часто дуют сильные ветры и стоят густые туманы.
  • Моря Атлантического океана: Азовское, Балтийское, Черное. Отличительная их черта – далекое расположение от океана. Эти моря являются самыми теплыми и комфортными, особенно Черное море.

Помимо того, что Черное море – это популярный морской курорт с мягким климатом, оно еще является важным регионом транспортных перевозок и имеет большое военное и стратегическое значение.

Озера России

Озеро – это большой естественный водоем с пресной или соленой водой, полностью замкнутый в берегах. Благодаря своей красоте озера поучили второе название – «голубые глаза» планеты. Озера бывают совсем крошечными, и очень большими, величиной с море.

Рассмотрим самые крупные и известные озера России:

  • Байкал– самое глубокое и чистое озеро на территории всей Российской Федерации. Этот водоем обладает уникальной экосистемой, и находится в списке Всемирного наследия.
  • Онежское и Ладожское – самые крупные озера Европы. В Ладожском озере находятся истоки реки Невы, не берегу которой расположен Санкт-Петербург.
  • Чудское озеро – имело большое значение во времена военных сражений, ведь именно на нем происходило знаменитое Ледовое побоище. Во времена Великой отечественной войны скованное льдом Чудское озеро было «дорогой жизни».

Самым крупным озером не только в Российской Федерации, но и во всем мире является Каспийское море. Несмотря на свои внушительные размеры и соленую воду, это все же озеро, которое за всю историю своего существования имело множество разных названий у местных народов и племен.

Рис. 2. Каспийское море

Реки России

Река – это непрерывный водный поток, который движется по руслу, начиная от истока и до устья. В стране насчитывается более 2 миллионов рек, среди которых самыми крупными являются следующие:

Главной проблемой всех водных бассейнов Российской Федерации является загрязнение промышленными отходами. Наибольшую опасность для экосистем водных артерий представляют нефтепродукты, азотосодержащая органика и соединения металлов. Самыми загрязненными реками, морями и озерами России являются те, что расположены вблизи от промышленных объектов.

Рис. 3. Загрязнение водных бассейнов

Что мы узнали?

Изучая тему водных ресурсов России по окр. миру, мы узнали, что на территории страны расположено 12 морей, и огромное множество крупных и малых озер и рек. Каждый из этих водных бассейнов имеет большую ценность для природы и человека. Однако подавляющее большинство озер, рек и морей страдает от промышленного загрязнения.

Источник

Урок окружающего мира «Моря, озера и реки России». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи:

  • Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • экран;
  • презентация;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • Физическая карта России;
  • Карта полушарий;
  • Географический атлас Башкортостана;
  • карточки индивидуальных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.

III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

На карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: (Приложение 1)

  1. Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.
  2. Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.
  3. Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.
  • Среднесибирское плоскогорье (1)
  • Восточно-Европейская равнина (2)
  • Западно-Сибирская равнина (3)
  • Самые высокие горы России (Кавказские горы)
  • Каменный пояс земли (Уральские горы)
  • Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
  • Вулканы Камчатки (4)

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).

– Что называют водными просторами? (Слайд 2)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

5. Реки. (Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)

  • 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья.

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг . акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

V. Закрепление материала. Работа с учебником.

  • Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
  • Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)

VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.
  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
  • Вода какого озера самая чистая?
  • Какое озеро имеет соленую воду?

VII. Итог урока. (Слайд 33)

  • Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
  • Какие сведения показались наиболее интересными?
  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.

IX. Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника с. 72–77.
  • Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.
  • Сделать сообщение о реках и озерах Башкортостана.
  • Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.

Источник

Оцените статью