Моря, озера и реки России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по курсу «Окружающий мир» по программе «Школа России». Тема урока: «Моря, озера и реки России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morya_ozera_i_reki_rossii.zip | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
Тема: Моря, реки и озёра России
Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.
Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Оборудование : компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, физическая карта России.
Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
Работа с картой на доске и в учебнике на с.64-65 : на физической карте России ученики показывают географические объекты ( учитель прикрепляет карточки ): Среднесибирское плоскогорье (1), Восточно-Европейская равнина (2), Западно-Сибирская равнина (3), самые высокие горы России (Кавказские горы), Каменный пояс земли (Уральские горы), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай), вулканы Камчатки (4)
— Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.
- Объяснение нового материала.
— Ребята, как вы думаете, что называют водными просторами? (Подготовленный ученик читает стихотворение»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница — карта.
— Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.
— А какой океан самый глубокий? Тихий океан.
— Наш кораблик начинает путешествие на востоке с морей Тихого океана.
Начнем по порядку. ( Надпись на доске МОРЯ ) . Первое море Охотское ( показ по карте, прикрепление надписи ). Другое море Берингово ( показ по карте, прикрепление надписи, СЛАЙД ).
— Моря этого океана довольно холодные. Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма. Закройте глаза ( учитель перемещает кораблик в Северный Ледовитый океан ).
— Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока.
Первое Чукотское ( дети называют моря, учитель прикрепляет надписи ), Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ .
— Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами). Закройте глаза ( учитель перемещает кораблик в Атлантический океан ).
— Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море ( учитель прикрепляет надписи ).
— О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ .
— А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
— 2 часть нашего урока посвящается озерам России. ( Надпись на доске ОЗЕРА ). На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? Байкал. (У читель прикрепляет надпись ). Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро СЛАЙД .
— Более подробно об озерах России нам расскажет Игорь.
Сообщение: ( учитель перемещает кораблик на озера ). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД . В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озеро СЛАЙД. На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД . А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.
— Продолжаем наше путешествие
Загадка . «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
( Надпись на доске РЕКИ ).
— Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.
— Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике с. 64-65. ( Самостоятельная работа по карте в парах .) СЛАЙД (Приложение)
1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.
2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. У читель прикрепляет надписи
3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.
После выполнения задания записи озвучиваются. СЛАЙДЫ ПО ВРЕМЕНИ
— Выполнить в рабочей тетради задание № 2 с комментированием на стр. 34.
(По времени дополнительно №3)
Викторина. ( Ответы детей сопровождаются показом по карте )
- Назовите моря Тихого океана.
- Назовите моря Северного Ледовитого океана.
- Назовите моря Атлантического океана.
- Какие самые крупные озера страны запомнили?
- Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
- Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
- Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
- Вода какого озера самая чистая?
— Наш кораблик приплыл в гавань, которая находится на реке Увелька возле города Южноуральска.
— Что нового узнали сегодня на уроке?
- Оценивание.
- Домашнее задание: РТ №4,5,6 с.35
Карточки для учащихся.
I ряд: ____________ — это самая крупная река Восточно-Европейской
равнины. На Севере есть реки Северная __________ и __________ .
На юге Д_____ и У_______ , а в центре К_________ и О________ .
II ряд: Крупными реками Западно Сибирской равнины являются ________
и ______________. Обе реки впадают в К____________ море.
Река _______ имеет много притоков, одним из них является И______
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
III ряд: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья Л_______ и А______
Еще приток Енисея- А_________. Реки Л_______, И____________
и К_____________ несут свои воды в С___________________ океан,
а А_________ в Охотское море.
I I I вариант : На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант : На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант : На территории Среднесибирского плоскогорья протекают крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
I I I вариант : На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант : На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант : На территории Среднесибирского плоскогорья протекают 4 крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме «Моря, реки и озёра России». Программа «Школа России» 4 класс.
Работа ученицы 4 класса Анжелики Тигранян посвещена водоемам России.
Технологическая карта урока по ФГОСу.
Презентация Москва река.
Конспект урока окружающего мира «Моря, озера и реки России» + презентация к уроку.
Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России».
Источник
Урок окружающего мира «Моря, озера и реки России». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи:
- Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
- Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
- Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование:
- медиапроектор;
- экран;
- презентация;
- учебник, рабочая тетрадь;
- Физическая карта России;
- Карта полушарий;
- Географический атлас Башкортостана;
- карточки индивидуальных заданий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
На карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: (Приложение 1)
- Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.
- Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.
- Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.
- Среднесибирское плоскогорье (1)
- Восточно-Европейская равнина (2)
- Западно-Сибирская равнина (3)
- Самые высокие горы России (Кавказские горы)
- Каменный пояс земли (Уральские горы)
- Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
- Вулканы Камчатки (4)
IV. Объяснение нового материала. (Презентация)
На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).
– Что называют водными просторами? (Слайд 2)
– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)
– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)
– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)
1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.
2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)
– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)
3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)
О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.
– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)
– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)
На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?
- Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
- Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
- Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)
– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)
5. Реки. (Слайд 25)
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.
Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)
- 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
- 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
- 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья.
После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)
Физминутка.
Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг . акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)
V. Закрепление материала. Работа с учебником.
- Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
- Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)
VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)
(Ответы сопровождаются показом по карте)
- Назовите океаны, омывающие Россию.
- Назовите моря Тихого океана.
- Назовите моря Северного Ледовитого океана.
- Назовите моря Атлантического океана.
- Какие самые крупные озера страны запомнили?
- Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
- Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
- Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
- Вода какого озера самая чистая?
- Какое озеро имеет соленую воду?
VII. Итог урока. (Слайд 33)
- Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
- Какие сведения показались наиболее интересными?
- Какую роль играют водные просторы в жизни человека?
«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»
VIII. Оценивание.
Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.
IX. Домашнее задание.
- Прочитать текст учебника с. 72–77.
- Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.
- Сделать сообщение о реках и озерах Башкортостана.
- Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.
Источник