Моря реки озера россии окр мир

Моря, озера и реки России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок по курсу «Окружающий мир» по программе «Школа России». Тема урока: «Моря, озера и реки России».

Скачать:

Вложение Размер
morya_ozera_i_reki_rossii.zip 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

Тема: Моря, реки и озёра России

Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.

Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Оборудование : компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, физическая карта России.

Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

Работа с картой на доске и в учебнике на с.64-65 : на физической карте России ученики показывают географические объекты ( учитель прикрепляет карточки ): Среднесибирское плоскогорье (1), Восточно-Европейская равнина (2), Западно-Сибирская равнина (3), самые высокие горы России (Кавказские горы), Каменный пояс земли (Уральские горы), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай), вулканы Камчатки (4)

— Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.

  1. Объяснение нового материала.

— Ребята, как вы думаете, что называют водными просторами? (Подготовленный ученик читает стихотворение»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница — карта.

— Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.

— А какой океан самый глубокий? Тихий океан.

— Наш кораблик начинает путешествие на востоке с морей Тихого океана.

Начнем по порядку. ( Надпись на доске МОРЯ ) . Первое море Охотское ( показ по карте, прикрепление надписи ). Другое море Берингово ( показ по карте, прикрепление надписи, СЛАЙД ).

— Моря этого океана довольно холодные. Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма. Закройте глаза ( учитель перемещает кораблик в Северный Ледовитый океан ).

— Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока.

Первое Чукотское ( дети называют моря, учитель прикрепляет надписи ), Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ .

— Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами). Закройте глаза ( учитель перемещает кораблик в Атлантический океан ).

— Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море ( учитель прикрепляет надписи ).

— О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ .

— А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

— 2 часть нашего урока посвящается озерам России. ( Надпись на доске ОЗЕРА ). На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? Байкал. (У читель прикрепляет надпись ). Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро СЛАЙД .

— Более подробно об озерах России нам расскажет Игорь.

Сообщение: ( учитель перемещает кораблик на озера ). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД . В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озеро СЛАЙД. На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД . А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.

— Продолжаем наше путешествие

Загадка . «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

( Надпись на доске РЕКИ ).

— Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.

— Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике с. 64-65. ( Самостоятельная работа по карте в парах .) СЛАЙД (Приложение)

1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.

2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. У читель прикрепляет надписи

3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.

После выполнения задания записи озвучиваются. СЛАЙДЫ ПО ВРЕМЕНИ

— Выполнить в рабочей тетради задание № 2 с комментированием на стр. 34.

(По времени дополнительно №3)

Викторина. ( Ответы детей сопровождаются показом по карте )

  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
  • Вода какого озера самая чистая?

— Наш кораблик приплыл в гавань, которая находится на реке Увелька возле города Южноуральска.

— Что нового узнали сегодня на уроке?

  1. Оценивание.
  2. Домашнее задание: РТ №4,5,6 с.35

Карточки для учащихся.

I ряд: ____________ — это самая крупная река Восточно-Европейской

равнины. На Севере есть реки Северная __________ и __________ .

На юге Д_____ и У_______ , а в центре К_________ и О________ .

II ряд: Крупными реками Западно Сибирской равнины являются ________

и ______________. Обе реки впадают в К____________ море.

Река _______ имеет много притоков, одним из них является И______

Река Е_________ берет свое начало в Саянах.

III ряд: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья Л_______ и А______

Еще приток Енисея- А_________. Реки Л_______, И____________

и К_____________ несут свои воды в С___________________ океан,

а А_________ в Охотское море.

I I I вариант : На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.

I I вариант : На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.

I вариант : На территории Среднесибирского плоскогорья протекают крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.

I I I вариант : На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.

I I вариант : На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.

I вариант : На территории Среднесибирского плоскогорья протекают 4 крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме «Моря, реки и озёра России». Программа «Школа России» 4 класс.

Работа ученицы 4 класса Анжелики Тигранян посвещена водоемам России.

Технологическая карта урока по ФГОСу.

Презентация Москва река.

Конспект урока окружающего мира «Моря, озера и реки России» + презентация к уроку.

Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России&raquo.

Источник

Урок окружающего мира «Моря, озера и реки России». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи:

  • Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • экран;
  • презентация;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • Физическая карта России;
  • Карта полушарий;
  • Географический атлас Башкортостана;
  • карточки индивидуальных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.

III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

На карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: (Приложение 1)

  1. Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.
  2. Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.
  3. Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.
  • Среднесибирское плоскогорье (1)
  • Восточно-Европейская равнина (2)
  • Западно-Сибирская равнина (3)
  • Самые высокие горы России (Кавказские горы)
  • Каменный пояс земли (Уральские горы)
  • Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
  • Вулканы Камчатки (4)

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).

– Что называют водными просторами? (Слайд 2)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

5. Реки. (Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)

  • 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья.

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг . акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

V. Закрепление материала. Работа с учебником.

  • Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
  • Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)

VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.
  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
  • Вода какого озера самая чистая?
  • Какое озеро имеет соленую воду?

VII. Итог урока. (Слайд 33)

  • Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
  • Какие сведения показались наиболее интересными?
  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.

IX. Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника с. 72–77.
  • Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.
  • Сделать сообщение о реках и озерах Башкортостана.
  • Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.

Источник

Читайте также:  Иваны помнящие родство голос моря
Оцените статью