Можно ли достать титаник со дна океана

Почему легендарный «Титаник» до сих пор не подняли со дна спустя 107 лет после катастрофы

Людей по-прежнему привлекает история «Титаника», несмотря на то что прошло уже 105 лет с тех пор, как он столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого плавания из Англии в Нью-Йорк. В течение трех четвертей века корабль оставался на дне Северной Атлантики. Но 1 сентября 1985 года все изменилось. Команда ученых-океанологов Роберта Балларда на корабле «Кнорр» океанографического института Вудс-Хоул при помощи камеры ROV Argo обнаружила обломки на глубине около 4 км.

Разумеется, после исторической находки на затонувший корабль было совершено множество коммерческих погружений, а водолазы обнаружили там огромное количество предметов. Фильм-блокбастер, снятый в 1997 году с участием Леонардо Ди Каприо, получил 11 наград Академии.

Почему не поднимают корабль

В настоящее время конструкция слишком хрупкая, поднятие корабля с такой глубины означало бы, что ему придется пройти несколько уровней давления, и как только он достигнет поверхности, то может просто разрушиться.

Кроме того, его просто негде будет разместить. «Титаник» был почти 270 м длиной. Нет никакого смысла поднимать его со дна океана и размещать его на суше, занимая полезное пространство.

Возможные препятствия

Еще одна проблема — стоимость подъема. Для того чтобы поднять 15-метровую лодку, необходимо заплатить 250 долларов в час только за использование подушек безопасности. Представьте, сколько это будет стоить, когда понадобится поднять две большие секции корабля.

Читайте также:  Как называется пролив соединяющий бухту сан франциско с тихим океаном

Кроме того, одна его секция зарылась глубоко в ил, поэтому вытащить ее, не разрушая, практически невозможно. То же самое касается кормы.

И самое главное, это могила для 1160 человек. Только 340 тел были найдены. Так как это стало местом упокоения, корабль имеет охраняемый статус ЮНЕСКО как захоронение. Само по себе это предотвращает любые попытки поднять судно.

Бесполезность подъема лайнера

«Титаник» не только огромен, но и находится в отдалении, в 370 км от Ньюфаундленда, на глубине 3,8 км. Судно не только было повреждено до того, как затонуло, но и разбилось, падая на дно. С тех пор оно подвергалось коррозии и частично было разрушено.

В любом случае, уже невозможно восстановить хотя бы часть корабля для того, чтобы превратить его в музейный экспонат даже с учетом доступного оборудования и технологий. Помимо осмотра большого ржавого обломка, он мало что даст посетителям.

Его подъем был бы непосильной задачей, даже если бы корабль находился на мелководье недалеко от суши, но в сложившейся ситуации это просто пустая трата усилий и ресурсов.

Источник

Почему до сих пор «Титаник» не поднимают со дна океана

Москва, 15.06.2021, 13:30:31, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Алена Марчук.

Прошло ровно 108 лет после крушения самого известного британского трансатлантического парохода – «Титаника». На момент ввода в эксплуатацию он был самым большим судном в мире – его пасажировместимость составляла около 2500 тыс. человек. 10 апреля 1912 года он вышел в свой первый и единственный рейс по направлению к Нью-Йорку, но так и не дошел туда, столкнувшись с айсбергом.

«Титаник» занимает значительное место в массовой культуре. На протяжении десятилетий со дня крушения интерес к истории лайнера, обстоятельствам катастрофы, биографиям людей, так или иначе связанных с «Титаником», не прекращает возрастать. Трагической судьбе корабля посвящено множество книг, фильмов, стихов, песен, спектаклей, произведений скульптуры и архитектуры.

Почему нельзя поднять «Титаник»

Первые попытки поднять судно предпринимались уже через несколько дней после трагедии. Объяснялось это тем, что тела погибших нужно найти и захоронить. Но проблема заключалась в том, что точные координаты «Титаника» долгое время были неизвестны. Те данные, которые передали радисты судна, оказались ошибочными. Возможно, координаты были верными, но во время погружения на большую глубину корабль сильно сместился от указанного района.

Отметим, что проекты подъема лайнера на поверхность разрабатывали задолго до того, как сам «Титаник» был обнаружен. Сейчас обломки «Титаника» находятся на глубине 3750 метров.

Обломки судна обнаружила экспедиция под командованием американского исследователя Роберта Балларда в 1985 году. Однако, даже тогда поднять его на поверхность не представлялось возможным – воды океана настолько разрушили металл, что любые попытки закончились бы полным разрушением корабля.

Какие находки обнаружены на «Титанике»

Сам лайнер поднять не удалось, но со дна подняли множество артефактов. На борту находились очень состоятельные люди того времени, которые везли в Новый Свет несметные богатства и произведения искусства на миллионы долларов. Так, на борту судна были:

  • тонны ценных грузов на продажу. В трюмах корабля находились меха, вина, шампанское, продукты питания, книги, медицинские инструменты и даже две бочки ртути. Все это было предназначено для продажи в США;
  • манускрипт персидского ученого и философа Омара Хайяма. Он хранился в эмалевом переплете и был украшен тысячами драгоценных камей;
  • «Кровь дракона». Так раньше называли смолу с деревьев, которые произрастали на Канарских островах. В основном ее использовали в медицинских целях;
  • произведения искусства;
  • бриллианты.

Всего со дна было поднято более шести тысяч предметов. Общая стоимость находок составила 110 млн. долларов.

Источник

Почему Титаник не поднимают со дна океана

Наверняка, каждый из вас слышал о затонувшем Титанике и каждый задавался вопросом: «Почему легендарный Титаник не поднимают со дна океана? В космос летают, на Луну летают, роботов создали, а Титаник вот он же еще ближе, чем звезды.»

В 1912 году он был самым большим и дорогим лайнером в мире. Длина его составляла 260 метров, а ширина 28 метров. Он считался непотопляемым. Создатели настолько не переживали, что поместили на борт всего двадцать шлюпок, а должны были прикрепить намного больше. Но они были уверены в 100%-й непотопляемости корабля, а зря. Давайте вспомним, как он выглядел.

О крушении этого корабля, пожалуй, знает каждый. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года произошла страшная трагедия, Титаник столкнулся с огромным айсбергом, в результате чего судно получило большие повреждения. Длина пробоины составила приблизительно 90 метров, его просто распороло, корабль разломился пополам и стремительно стал уходить под воду.

На корабле перевозили большое количество драгоценных и дорогих вещей и речь не только стульях, столах и прочей техники. На судне был дорогой автомобиль, египетская мумия, оригинальный сборник стихов О.Хайями, стоимостью 2000 долларов, бриллианты стоимостью 300 млн.долларов и это далеко не все. Я думаю, теперь вы понимаете, что стимул поднять Титаник со дна был.

Лайнер весил 143 тыс.тонн лежит он на глубине более 3 км. В 20 веке было много предложений, как можно поднять Титаник, но все они были безумными. Потом началась Первая Мировая, а за ней и Вторая Мировая войны и про лайнер все забыли, да не до этого было. И вот в 60-х годах вспомнили вновь. Были предложения набить Титаник миллионами теннисных шариков. И вы знаете, решили попробовать этот способ, но первую же партию теннисных шариков расплющило, причем, на маленькой глубине. Предлагалось вытащить его и при помощи воздушных шариков. И таких странных идей было масса и все они не увенчались успехом. Причем даже не было известно точных координатов крушения, корабль все время дрейфовал, пока тонул и его обломки рассыпались по дну на радиусе многих километров.

Случилось так, что в 1985 году Роберт Баллард (американский исследователь, профессор океанологии) случайно нашел Титаник и начал его изучать, а точнее его обломки, и пришел к выводу, что поднять его не получится никогда по некоторым причинам:

✔во-первых, его разломало пополам и все конструкции еле держатся, если даже начать поднимать, то он просто рассыпится;

✔во-вторых, судно глубоко зарылось в дно, носовая часть падала со скоростью 50 км в час и ушла под землю на 20 метров (высота пятиэтажного здания), а кормовая часть на 15 метров. Даже если начать его тащить, то прогнившие обломки не выдержат такой нагрузки;

✔в-третьих, людям очень тяжело будет опуститься на такую глубину, поскольку погружение на 400 метров уже считается экстремальным. А если, предположим, обломки все же попытаться вытащить, то крепить корабль должны будут автоматы-роботы, которые прорежут судно, закрепят его, т.е. просто заменят людей во всей операции, но вы представляете сколько потребуется денег? И всех бриллиантов, которые хранятся в Титанике не хватит.

Получается, даже современными технологиями поднять Титаник просто невозможно.

Источник

Необычные способы поднять «Титаник»: версии ученых

Крупнейший в мире на момент постройки пассажирский лайнер «Титаник» (Titanic) компании «Уайт Стар Лайн» (White Star Line) затонул в Атлантическом океане из‑за столкновения с айсбергом во время своего первого рейса 15 апреля 1912 года, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью‑Йорк (США). На борту находилось более 2200 человек. Погибли, по разным данным, от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700 пассажиров.

План поиска «Титаника» обсуждался уже через пять дней после трагедии. Винсент Астор (Vincent Astor), сын британского миллионера Джона‑Джейкоба Астора (John Jacob Astor), объявил о своем желании отыскать место залегания судна, чтобы найти тело своего погибшего отца. Однако тело было обнаружено уже на следующий день и поиски лайнера не начались.

В 1912 году идея подъема «Титаника» ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды стала обсуждаться вновь, но, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, с технической точки зрения такая операция в то время была невозможна.

Точные координаты места нахождения останков «Титаника» были неизвестны. Во время длительного погружения лайнер дрейфовал от той точки, где его пытались отвернуть от столкновения с айсбергом. Координаты судна после этого маневра составили 41°46′ с.ш., 50°14′ з.д. (такие координаты передавали радисты судна). В процессе погружения лайнер мог сместиться от точки с этими координатами, что сильно затрудняло поиски.

Выдвигались различные варианты подъема «Титаника» в случае его обнаружения: использование для подъема корпуса «Титаника» подводной лодки, оснащенной электромагнитами; использование магнитов, прикрепленных к понтонам, вместе с которыми корпус судна всплыл бы на поверхность. Но с началом Первой мировой войны идея поднять «Титаник» была на время забыта.

В 1953 году поиски лайнера были возобновлены. В месте предполагаемой гибели «Титаника» британская судоподъемная фирма сделала попытки составить карту океанского дна с помощью эха от взрывов. Поиски прошли безрезультатно.

В 1966 году англичанин Дуглас Уолли (Douglas Wally) начал проект по поискам «Титаника» стоимостью пять миллионов долларов. Он предложил найти лайнер, обложить его пластиковыми контейнерами с водой, пропустить сквозь них электрический ток и получить, таким образом, газы, которые поднимут судно. Уолли также изучал вариант подъема лайнера с помощью нейлоновых баллонов, заполненных воздухом.
В 1970 году Дуглас Уолли основал «Компанию спасения «Титаника», объявив, что он имеет все права на его останки, и анонсировал план поисков лайнера, его подъема и буксировки в Ливерпуль. В Ливерпуле Уолли хотел превратить «Титаник» в плавучий музей. Но необходимые финансовые средства на осуществление этого замысла собраны не были.

С 1970 по 1980 год было предложено множество вариантов подъема судна в случае его обнаружения: заморозить корпус лайнера изнутри, чтобы он «всплыл на поверхность как кубик льда»; заморозить лайнер, обложив его сетью, наполненной азотом; заполнить корпус судна шариками для пинг‑понга или 180 000 тоннами жидкого воска и другие.

Наиболее осуществимым с технической точки зрения проектом был замысел международной экспедиции, которая разработала оригинальный метод подъема: посредством электролиза на большой глубине морская вода разлагается на составные элементы, и полученные таким образом водород и кислород наполняют пластмассовые резервуары, которые должны увлечь корабль на поверхность. Затраты на осуществление проекта оценивались в два миллиона фунтов стерлингов, при том, что в сейфах «Титаника» предположительно находилось золото на сумму восемь миллионов фунтов стерлингов.
14 июля 1980 года на поиски «Титаника» вышло исследовательское судно «Фея», принадлежащее техасскому нефтяному магнату Джеку Гримму. Гримм пригласил для участия в экспедиции двух известных океанологов. Цель экспедиции заключалась в исследовании морского дна в районе предполагаемой гибели лайнера, в случае неудачи предполагалось переместиться на восток. Экспедиция располагала гидроакустической аппаратурой SEA MARC, которую опускали под воду и буксировали за судном. Судно Гримма провело три экспедиции: в 1980, 1981 и 1983 годах. Несмотря на крупное финансирование проекта, «Титаник» обнаружен не был.

Следующую попытку найти «Титаник» предпринял руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс‑Хольского океанографического института штата Массачусетс доктор Роберт Д. Боллард (Robert D. Ballard), изучавший обстоятельства гибели судна в течение 13 лет.

Он изучил все доступные исторические материалы, имеющие отношение к «Титанику». В начале 1970‑х годов были построены опытные образцы буксируемого устройства ANGUS (Acoustically Navigated Geological Underwater Survey) и небольшого глубоководного аппарата «Элвин» (Alvin), в котором команда из трех человек могла работать на глубинах, не превышавших 2000 метров. Основное судно буксировало погруженный ANGUS, камеры которого в это время производили съемку морского дна. Но с «Элвином» невозможно было работать на глубинах, на которых находился «Титаник», а ANGUS не был достаточно оперативен ‑ отснятый материал можно было проявить и изучить только после подъема аппарата на поверхность.

Командование ВМФ США оказало финансовую поддержку в разработке двух более совершенных устройств: необитаемого глубоководного аппарата «Арго» и робота «Джейсон». «Арго», как и ANGUS, представлял собой металлическую конструкцию, оснащенную пятью видеокамерами и двумя гидроакустическими системами. На поверхности «Арго» должно было буксировать основное судно, а робот «Джейсон», соединенный с ним кабелем, включался в тот момент, когда обнаруживал предмет, требующий более подробного изучения. Комбинация «Арго» ‑ «Джейсон» могла позволить исследователям, находящимся в рубке основного судна, вести наблюдения за морским дном.

Летом 1985 года было завершено строительство «Арго», строительство робота «Джейсон» посчитали нецелесообразным. 25 августа 1985 года «Арго» был впервые опущен на глубину.

1 сентября 1985 года монитор, связанный с видеокамерой «Арго», показал объекты неприродного происхождения. На следующий день был обнаружен корпус «Титаника», и на дно был отправлен ANGUS для проведения фотосъемки. Корма «Титаника» отсутствовала, из чего следовало, что корпус судна разломился при погружении.

В следующие четыре дня «Арго» и ANGUS сделали тысячи фотографий. Обломки «Титаника» были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров на глубине около 3800 метров. Носовая часть корабля под тяжестью собственного веса прошла глубоко в грунт. В 800 метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились руины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну были разбросаны различные предметы: набор кухонных принадлежностей из меди, кофейные чашки, туалетные принадлежности, канделябры, кухонные плиты, керамические головы кукол и многое другое.
12 июля 1986 года Баллард и его команда совершили вторую экспедицию к месту гибели «Титаника» на судне «Атлантис II», у экспедиции была подводная лодка «Элвин», которая могла погружаться на 4000 метров, и робот «Джейсон младший» (улучшенным вариант первоначального «Джейсона»).
13 июля Баллард с двумя сотрудниками совершили первый, продолжавшийся два с половиной часа, спуск к «Титанику». Во время первого спуска осмотр корпуса «Титаника» продолжался две минуты. В аккумуляторах произошло короткое замыкание, и команде пришлось всплывать.
На следующий день после устранения неполадок команда приступила ко второму спуску. «Элвин» опустился на дно и приблизился к носовой части лайнера. Стало видно, что она погрузилась в ил и песок более чем на 20 метров. Левый якорь находился в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные «сталактиты». Вместо досок палуба была покрыта слоем из мельчайших раковин, моллюсков, которые уничтожили практически все дерево. Обшивка внутри судна и мебель не сохранились, уцелели только некоторые детали, сделанные из тика и дуба.
24 июля 1986 года Роберт Боллард укрепил на носовой части «Титаника» металлическую плиту от нью‑йоркского клуба изобретателей с просьбой, обращенной ко всем, кто доберется до «Титаника», оставить его в покое. Позднее экспертами было установлено, что «Титаник» находится в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к разрушению корпуса на части.

В 1987 году федеральный суд США признал американскую компанию RMS Titanic полноправным владельцем фрагментов лайнера и прочих артефактов.

Согласно накладным, на «Титанике» перевозилась коллекция драгоценностей на сумму около 300 миллионов долларов. Кроме того, на борту находились оригиналы рубаи Омара Хайяма, а также мумия древнеегипетской принцессы. К тому же многие из пассажиров захватили на борт свои личные драгоценности.
В 1994 году RMS Titanic получила эксклюзивные права на проведение исследований и подъем с океанского дна фрагментов лайнера и других предметов.
В период с 1987 по 2002 год RMS Titanic было проведено шесть экспедиций, обошедшихся компании в 11 миллионов долларов. В ходе экспедиций было поднято на поверхность свыше шести тысяч предметов. Общая стоимость предметов была оценена в 110 миллионов долларов. Найденные предметы выставлены в различных экспозициях, передвижных коллекциях или проданы с аукционов.

В 2002 году компания RMS Titanic заявила об отказе от своих прав и от проведения дальнейших экспедиций к «Титанику» из‑за финансовых проблем. Это произошло после того, как компании в судебном порядке запретили продавать найденные на затонувшем судне вещи.

Американский режиссер Джеймс Камерон с группой ученых совершил две экспедиции к «Титанику»: в 1995 году (во время съемок своего фильма «Титаник») и в 2001 году (при съемках фильма «Призраки бездны»).

В 1998 году Роберт Боллард сообщил, что экспедиция к «Титанику» была спонсирована ВМФ США с целью обнаружить затонувшие в этом же районе две американские подводные лодки. Большую часть времени ученые занимались исследованием подлодок, только 12 дней экспедиции было отведено на поиски и работу с «Титаником». ВМФ США рассекретили данную информацию в 1998 году.

В 2004 году Роберт Боллард организовал новую экспедицию к «Титанику» и обнаружил, что за 19 лет корпус судна был сильно поврежден. Ученый обвинил в этом организаторов туристических экскурсий к судну, во время которых глубоководные аппараты с туристами спускаются прямо на борт «Титаника» и расхищают на сувениры части судна.
Во многих местах у судна обвалилась палуба, заметные детали «Титаника» исчезли, в частности, судовой колокол и мачтовый маяк.

В 2004 году США подписали международное соглашение об охране места гибели «Титаника» и обломков потерпевшего крушение пассажирского лайнера, покоящихся на дне океана. Соглашение было выработано также при участии Великобритании, Франции и Канады. В соответствии с документом, место гибели «Титаника» и обломки судна объявлены «международным морским мемориалом» и местом захоронения мужчин, женщин и детей, погибших во время морской катастрофы.
Страны‑участницы в рамках своей юрисдикции будут также контролировать подводные спуски на «Титаник», в том числе на корпус корабля, на его груз и на участок океанского дна, где лежит лайнер. Соглашение подписано с целью пресечь финансирование и техническую поддержку для несанкционированных спусков на «Титаник» и других действий, которые могут повредить реликвии.

В этом же году был устроен аукцион, с молотка было пущено более 400 экспонатов, среди которых ‑ кусок дерева от центральной лестницы корабля, спасательный жилет, ресторанное меню, а также три из одиннадцати почтовых марок, выпущенных специально для почтового отделения на «Титанике». Также на торги были выставлены карманные часы одного из пассажиров лайнера, которые остановились в минуту, когда судно потерпело крушение.
Владельцем коллекции стал простой американец из города Санта‑Роса. Он начал собирать раритеты после просмотра кинофильма «Титаник».

В 2006 году Федеральный суд США объявил RMS Titanic временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции. Суд подтвердил исключительные права RMS Titanic на проведение работ на судне.

В конце августа 2010 года на месте гибели лайнера начались исследовательские работы с целью составления виртуальной 3D‑карты района крушения «Титаника». Для ее создания ученые использовали видеотехнику и гидролокационные приборы, ранее не применявшиеся для изучения останков корабля.

В 2012 году планируется круиз по маршруту следования «Титаника», его совершит суперлайнер Balmoral в честь столетней годовщины со дня отплытия «Титаника» из Великобритании.
Balmoral выйдет из гавани английского порта Саутгемптон 8 апреля 2012 года, по пути он зайдет во французский порт Шербург и ирландский Гобх. 15 апреля судно достигнет места, где в 1912 году затонул «Титаник». В память о погибших будет отслужена торжественная месса.

«Титаник» с течением времени все больше разрушается. Сравнивая последние фотографии останков лайнера с теми, которые были сделаны при обнаружении в 1985 году, многие ученые считают, что находящиеся на дне фрагменты судна разрушатся примерно через 20‑30 лет. Ряд экспертов считает, что менее чем через 100 лет в том, что лежит на дне, уже нельзя будет узнать корабль.

Источник

Оцените статью