Подводная лодка «Б-413», Калининград (музей Мирового океана)
Подводная лодка в Калининграде (Submarine B-413) — оригинальное и уникальное музейное судно, ошвартованное у причала набережной Исторического флота и входящее в комплекс объектов музея Мирового океана города Калининграда.
Подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) — единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде.
Прочный и легкий корпус, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота России.
Подлодка «Б-413» была спущена на воду и вошла в состав ВМФ СССР в 1968 году. До 1990 года лодка находилась в составе Северного флота, в дальнейшем в составе Балтийского флота. В 2000 году была передана музею Мирового океана.
Спустившись по трапу, попадаем в носовой торпедный отсек субмарины
Здесь же представлены модели подводных лодок
Узкий коридор, вдоль которого жилые отсеки: каюты офицеров, командира, заместителя командира и кают-компания, которая в экстренных случаях являлась операционной.
Командир электромеханической боевой части
Дизельный и электромоторный отсеки
Прочие фотографии подводной лодки Б-413 музея Мирового океана в Калининграде
Тактико-технические характеристики подводной лодки Б-413
Подводная лодка имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки.
Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке — каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке — койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
Практическая информация
Месторасположение музейной подводной лодки в Калининграде: набережная Исторического флота музея Мирового океана, адрес: набережная Петра Великого, 1, Калининград.
Посещение музейной подводной лодки в Калининграде: в отсеках лодки расположены инфотаблички, плюс работает аудиогида. Узнать время проведения экскурсий и стоимость билетов можно на официальном сайте музея Мирового океана. Билеты можно приобрести в кассах музея Мирового океана.
Официальный сайт музея Мирового океана в Калининграде: world-ocean
При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.
Источник
Музей мирового океана. ДЭПЛ Б-413
Одно из самых посещаемых и необычных объектов музея Мирового океана — подводная лодка Б-413. Субмарина была введена в состав Советского флота в 1969 году. В 1969—1990 годах несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота. В ходе военной службы неоднократно совершала походы в Атлантический океан и Средиземное море, самый продолжительный имеет длительность 392 дня, больше года без замены экипажа. За свою службу подводной лодке удалось избежать крупных аварий, только инцидент столкновения с затонувшим кораблем, которые не повлек за собой человеческих жертв и серьезного урона. В 1990 году была передана в состав Балтийского флота.В 2000 году после проведения ремонтных мероприятий и оборудования субмарины под музей была передана Музею Мирового океана. Приборы, оборудование и внутреннее убранство лодки представлено так же, как было на момент вывода субмарины из состава флота.
Стоимость посещения подводной лодки — 200 рублей с человека. Подводная лодка пришвартована у берега, рядом с научно-исследовательским судном «Виктор Пацаев». Стоимость фотосъемки на подводной лодке 50 рублей, нам выдали отдельный билет на это. Рюкзаки и сумки лучше оставить в камере хранения, потому что на лодке немного места и они могут мешать.
Для спуска в подводную лодку переоборудован люк для загрузки торпед. Как только мы спустились внутрь, то сразу попали в торпедный отсек.
На лодке 6 торпедных аппаратов, боезапас торпед — 22. Огромное количество различных переключателей, вентилей, указателей. В этом же отсеке представлены модели подводных лодок Советского и Российского флота. Минут 10-15 занимает рассказ об истории подводной лодки. Потом самостоятельный осмотр.
Представлены макеты подводного ракетоносца класса «Акула», подводных лодок класса «Антей», «Лира» и еще несколько макетов. Над ними расположена торпеда, которая использовалась на подводных лодках проекта 641, к которым относиться Б-413. Торпедные аппараты на дизельных лодках используются для выхода экипажа при авариях, трудно себе представить, как можно пролезть в торпедный аппарат, еще и имея на себе дыхательный для подъема на поверхность.
После торпедного отсека, поднявшись по лестнице попадаем в узкий проход, справа и слева от которого расположены жилые помещения. Перелезая через переборки стало понятно, почему советовали оставить рюкзаки в камере хранения. Хотя, даже без них перемещение по подводной лодке было долгим, наверное, через несколько недель нахождения на субмарине можно научиться летать через люки. Но идем дальше.
В узком коридоре каюта капитана, старшего помощника, каюты офицеров и кают-компания, которую обычно использовали для приемов пищи и проведения свободного времени, а в экстренных случаях она использовалась как операционная.
В каютах постарались создать обстановку 70-80 годов 20 века, когда подводная лодка совершала дальние походы и посещала многие порты и страны.
Каюта командира является самой вместительной и большой, в каютах остальных офицеров настолько мало места, что спать там можно только сложившись пополам или в позе эмбриона.
После прохода жилых помещений офицеров попадаем на центральный пост, где расположен мозговой центр подводной лодки, именно там несут вахту командир, штурман и старший помощник. Там расположены навигационные карты, системы управления подводной лодкой, радист, акустик, который является можно сказать проводником подводной лодки на глубине.
Источник
Устройство подводной лодки
Наружный вид подводной лодки (ПЛ) дает представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
В носовой части лодки, в выступающем бульбе, размещается антенна гидроакустической станции (ГАС) «Тулома». Здесь же, над легким корпусом, возвышается обтекатель антенны ГАС МГ-15. ГАС является единственным средством ориентации, связи, обнаружения целей и наведения оружия ПЛ, находящейся в подводном положении.
Посередине корпуса ПЛ установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением легкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении.
Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства:
1 — перископ атаки, 2 — зенитный перископ, 3 — устройство РДП (работа дизеля под водой), 4 — ПМУ АП СОРС «Накат», 5 — ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса», 6 — ПМУ АП РАС «Флаг», 7 — ПМУ ВАН, 8 — газовыхлоп, 9 — ПМУ «Ива-МВ»
В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина РМ-2. Она была создана в НИИ «Гидроприбор». Диаметр мины 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 4–300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.
В процессе проведения испытаний мин РМ-2 и ПМ-2 отрабатывались глубоководные режимы стрельбы из торпедных аппаратов подводных лодок с использованием систем стрельбы ГС-45, ГС-80 и ГС-100.
1 — корпус мины, 2 — запальное устройство, 3 — заряд ВВ, 4 — реактивный двигатель, 5 — якорь.
Мины РМ-2 и РМ-2Г имели прямолинейную траекторию движения их боевой части (ракеты) к цели. Такие мины вместе с размещенными в них зарядами взрывчатого вещества после отработки неконтактного гидролокационного отделителя, определяющего глубину нахождения цели, стартовали к ней с помощью собственного реактивного двигателя. Взрыв мин производился в непосредственной близости от цели с помощью контактного или гидростатического взрывателя. Эти мины высоконадежны и эффективны. Время атаки — считанные секунды. Попытки производить эти мины другими странами не увенчались успехом.
Год принятия на вооружение
Масса мины в сборе, кг
Длина в сборе, мм
Диаметр корпуса, мм
Глубина места постановки, м
В 1965 году поступила на вооружение подлодочная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г с неконтактной глубоководной аппаратурой. Она заменила ранее принятую на вооружение мину РМ-2.
Противокорабельная торпеда. Вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х. Резчика. Без техзадания, НИР и ОКР. Главный конструктор — на стадии эскизного проекта — К.В.Селихов, позже — Гинсбург Д.С. (в некоторых источниках — Гинзбург), заместитель главного конструктора — Барыбин Е.М. Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море. Авторское свидетельство на торпеду №33583 выдано 22 апреля 1966 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной. Официально принята на вооружение в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970 — 1971 г.г. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР.
Конструкция
1 — балласт, 2 — заряд ВВ , 3 — взрыватели , 4 — баллон со зжатым воздухом, 5 — бак с пресной водой, 6 — бак с керосином, 7 — подогревательный аппарат, 8 — поршневой двигатель, 9 — гироскопический прибор курса
При проектировании торпеды использованы узлы и компоненты серийных торпед:
- кислородный тракт и гидростатический аппарат от торпеды 53-56;
- турбина и кормовое отделение от перекисной торпеды 53-57;
- боевое зарядное отделение с аппаратурой самонаведения и неконтактным взрывателем от перекисной торпеды 53-61;
- практическое зарядное отделение от торпеды 53-61;
Система управления и наведение — на всех модификациях торпеды 53-65 — активная акустическая система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа. Главный конструктор — Е.Б. Парфенов (удостоен Государственной премии СССР за создание торпеды); ведущий конструктор — Кабин Ю.П. Телеуправление не применяется. Взрыватель неконтактный электромагнитный, ведущий конструктор — Скоробогатов А.Т. Главный конструктор приборов управления — В.А. Пархоменко.
Торпеды 53-65К при проектировании и в ходе модернизации предполагалось оснастить оптической ССН С-380 с наведением по кильватерному следу с высокой степенью защиты от средств акустического противодействия противника. ССН С-380 якобы была принята на вооружение Приказом МО СССР №205 от 20 июля 1964 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной.
Глубина хода торпеды управлялась гидростатическим аппаратом и зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой. Один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 м заглубления. Выход на заданную глубину хода-ступенчатый, при выходе из ТА надводного корабля торпеда далает «мешок» (заглубляется), горизонтальные рули стоят на стопоре, в положении «на погружение».
От самопроизвольного запуска торпеды существует 5 степеней защиты (в порядке снятия):
1) запирающие краны (кислородный и воздушный) на блоке клапанов. Открываются вручную перед выстрелом торпеды специальным ключом через специальную горловину ТА;
2) стопор на гребных винтах. Снимается вручную при погрузке торпеды в торпедный аппарат;
3) Стопоры (2 шт.) на пиропатронах камеры сгорания. Снимаются вручную при погрузке в ТА;
4) Стопор на замедлителе (только для надводных кораблей). Снимается вручную при погрузке в ТА;
5) МК — машинный кран; открывается автоматически спецзахватом ТА при выхода торпеды из аппарата.
- Двигатель: 53-65К — тепловой кислородный турбинный двигатель 2ТФ разработки НИИ «Мортеплотехника»; двигатель управляется автоматом выключения, отключающим пропульсивную установку при скорости вращения лопастей турбины более 8 000 об/мин.
- Компоненты топлива — керосин, морская вода, кислород.
- Мощность двигателя — 550 кВт.
ТТХ торпеды:
53-65К | 53-65К практическая | |
Калибр | 533.4 мм | 533.4 мм |
Длина | 7945 мм | 8125 мм |
Масса | 2025 / 2100 кг | |
Масса боевого зарядного отделения | 500 кг | |
Масса ВВ | 305.6 кг | |
Дальность хода (при скорости хода) | 19 км (43 уз) | |
Скорость максимальная | 44-45 уз | |
Глубина хода | до 12 м |
Срок хранения торпед в ТА носителей:
- 3 месяца (53-65, 53-65А, 53-65М)
- 12 месяцев (53-65К, кислородная)
Модификации:
- 53-65К (1969 г.) — базовый вариант торпеды 53 — 65 с кислородным тепловым двигателем.
- 53-65К практическая — вариант торпеды 53 — 65К для учебных стрельб. Практическая торпеда 53-65К отличалась от боевой балластным отсеком емкостью 120 л, охлаждением парогаза перед выхлопом исключили подгорание выхлопных клапанов турбинного отделения, другими доработками для обеспечения непотопляемости практической торпеды. Первая серийная партия в 100 шт выпущена заводом им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата) в 1972 г.
- опытная 53-65К — исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов на торпедах начато в 1967 г. В 1971 г. на базе торпеды СЭТ-65 создана торпеда-лаборатория, которая в момент впрыска раствора увеличивала скорость хода на 7 уз (с 40 уз до 47 уз). Это был рекордный результат того времени. Реализация этого способапотребовала реализации системы подачи в приповерхностный слой раствора полимера. Энергетический эффект с учетом «постоянного» водоизмещения составил 20-25%. Но системы не были приняты на вооружение. Исследования завершились успешными испытаниями на торпеде 53-65К. В итоге работы были продолжены на исследовательской подводной лодке пр.1710 с полимерной системой снижения сопротивления.
- 53-65КЭ (1984 г.) — экспортный вариант торпеды, разработки СКБ завода им. С.М.Кирова (г. Алма-Ата).
- 53-65К мод. (2011 г.) — модернизированный вариант торпеды 53-65К, разработан Машиностроительным заводом им. С.М. Кирова в г. Алма-Ата и предложен Индии и России. Предполагается модернизация ранее выпущенных торпед. Впервые заказчику (ВМС Индии) торпеды показаны на полигоне Иссык-Куль в 2011 г.
Носители:
- 53-65К — подводные лодки и надводные корабли
Если заметили ошибку,
выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник