- Исчерпывающая информация о Музее мирового океана в Калининграде
- История создания и развития музея
- Что можно посмотреть в Музее мирового океана?
- Этнографическая коллекция музея
- Судно «Витязь»
- Прогулка по Музею Мирового океана
- Как добраться до Музея мирового океана в Калининграде – адрес и другие контакты
- Музей мирового океана в Калининграде – режим работы
- Музей Мирового океана в Калининграде
- Жизнь судна «Витязь» в наши дни
- Средний рыболовный траулер СРТ-129
- Научно-исследовательское судно — «Космонавт Виктор Пацаев»
Исчерпывающая информация о Музее мирового океана в Калининграде
Мне с детства очень нравилась водная стихия, я мечтала о морях и океанах. Меня всегда манил к себе этот подводный тайный мир со своими законами, обитателями и другими, недоступными нам секретами.
Так что, когда мне выпала возможность познакомиться с Музеем мирового океана, находящимся в Калининграде, увидеть фото его удивительных экспозиций – сомнений не было: это место достойно того, чтобы не только побывать здесь, но и написать о нем.
История создания и развития музея
Музей мирового океана сейчас известен на весь мир как совершенно уникальный комплекс. Он располагает множеством филиалов и суммарно занимает огромную территорию.
Даже не верится, что музей был основан совсем недавно. Решение о его организации было принято Правительством РСФСР в 1990 году, 12 апреля. Основное же здание музея было открыто в 2003 году.
Изначально музей планировался как важный республиканский центр научной работы в сфере изучения природы океана и истории его исследования, о чем сказано в Уставе музея. Судя по всему, так и получилось. Но центр этот вышел не только республиканским, но и всемирно значимым.
Сейчас музей продолжает свое развитие – достраивается новый, ультрасовременный корпус «Планета Океан». Это должно быть уникальное застекленное здание в форме шара, располагающее многоярусными галереями и широкими окнами-витринами. В нем планируется расположить образовательный центр, экспозиции и хранилище фондов музея.
Что можно посмотреть в Музее мирового океана?
Экспозиция музея очень обширна и разнообразна. В основном корпусе музея находятся аквариумы с удивительными и необыкновенными представителями морской фауны, яркими тропическими рыбками, красивыми кораллами и сказочными головоногими.
Здесь также находится самый большой скелет кашалота, найденный когда-либо в России.
Помимо этого тут периодически проходят разнообразные выставки, конференции и презентации. Также здесь расположены кассы музея, киоск сувениров и столовая, сильно напоминающая столовые советских времен (да и название она носит соответствующее).
Над основным зданием находится маяк с громадной линзой Френеля, посылающей световые сигналы в морские дали. Здесь также расположена прекрасная смотровая площадка, куда может добраться каждый, кто желает полюбоваться видом на город.
Вдоль набережной расположено еще 2 музейных корпуса «Пакгауз» и «Морской Кёнигсберг», знакомящих посетителей с портовой жизнью и историей Калининграда. Также к филиалам музея относится военно-морской центр «Куб воды», хранилище фондов и экспозиция «Глубина».
Этнографическая коллекция музея
А в Калининградской области (г. Светлогорск) находится также этнографическая коллекция музея.
Этими экспозициями далеко не исчерпываются возможности музея, ведь с любопытными экспонатами можно познакомиться не только в зданиях, но и на самой музейной территории. Здесь вы увидите:
- «скамейку Канта»,
- фонтан-скульптуру «Путти»,
- и настоящие старинные суда, выставленные на набережной, и их детали.
Именно старинные корабли так привлекают к себе туристов.
Здесь вы увидите некоторые знаменитые на весь мир корабли:
- «Космонавт Виктор Пацаев» – действующий корабль, совершающий космическую связь, который теперь служит еще и очень увлекательным музеем;
- Суровый полярный ледокол «Красин»;
- «Святогор», который также избороздил просторы арктических вод;
- Боевую подлодку Б-413 – единственную сохранившуюся в России доатомную субмарину;
- Рыболовецкий логгер СРТ-129, переданный в 40-х гг СССР в качестве репараций от Германии.
Судно «Витязь»
И, конечно, самым знаменитым кораблем в Музее считается судно «Витязь», которое за свою долгую службу отходило более 800000 миль в научно-исследовательских экспедициях. На нем за все время работы побывали ученые более чем из 20 стран мира, среди них легендарные Хейердал и Кусто!
И во всех этих суднах можно побывать, осмотреть каюты персонала, корабельную рубку и другие помещения. Иногда здесь также проводятся тематические мероприятия.
Наверняка посещение Музея будет увлекательным и для взрослых, и для детей. Тем более, что здесь разработаны специальные программы для веселого семейного досуга:
- «Клуб выходного дня»;
- Игра-путешествие «Музейный лабиринт»;
- Лаборатория воды – научный эксперимент.
«Клуб выходного дня» действует по воскресеньям в разное время для детей разных возрастных групп, а про остальные программы нужно заранее договариваться.
Прогулка по Музею Мирового океана
Видео прогулка по Музею мирового океана от парней с команды Russian Travel Guide.
Как добраться до Музея мирового океана в Калининграде – адрес и другие контакты
Главное здание Музея вы легко найдете по адресу наб. Петра Великого, 1.
Также при возникновении каких-либо вопросов можете обращаться по телефонам – +84012340244, +84012531744.
Либо напишите на электронный адрес – museum@world-ocean.ru.
Также советую заглянуть на официальный сайт — http://www.world-ocean.ru/ru/, предоставляющий весьма исчерпывающую информацию о Музее мирового океана в Калининграде.
Музей мирового океана в Калининграде – режим работы
График работы для разных корпусов Музея – разный. Большинство отделов НЕ работают по понедельникам и вторникам. Рабочий день начинается в 10:00 и заканчивается в 18:00.
Военно-морской центр открыт с 8:00 до 19:00, а «Великое посольство» в Королевских воротах и Морской выставочный центр в Светлогорске работают с 11:00 до 19:00.
Цена на разные экскурсии варьируется от 50 до 400 рублей.
Мне кажется, что описанный мною Музей – обязательный для посещения в Калининграде. Прошу тех, кто уже побывал в музее, поделиться своими впечатлениями в комментариях – очень интересно найти единомышленников.
Источник
Музей Мирового океана в Калининграде
Музей Мирового океана в Калининграде — это одно из самых уникальных и необычных мест в городе, привлекающее жителей и гостей города. Основан в 1990 г. и известен всей стране как музейный комплекс и центр научных исследований. Его филиалы находятся в г. Светлогорске (Люди моря) и Санкт-Петербурге (ледокол Красин).
Кто-то скажет: «занудство, музеи». Но это совсем не так. Где вы сможете ходить в музее как будто находитесь в порту, на военно-морской базе, аэродроме или просто на корабле? Так вот это — то самое место. Экспозиция огромная. Настоящие морские суда, подводная лодка и уникальный гидросамолёт! Все пропитано морской романтикой, почти как в море.
В 2020 г. отмечает свой юбилей. 30 лет назад это была полузаброшенная неприглядная территория — сегодня одна из самых современных, технологичных и лучших музейных площадок в городе.
Самый первый и один из главных экспонатов — судно «Витязь», его история очень большая и многогранная.
«Марс» — предыдущее его название. Построен в 1939 г. в Германии. Должен был осуществлять регулярные рейсы в Испанию и Португалию. Во Второй мировой войне был военно-транспортным судном.
С 1946 г. по военным репарациям после некоторых изменений в части правопреемников передано Советскому Союзу. Позднее после череды переименований, переоборудования, внесения технических изменений к 1949 г. «Витязь» стал настоящим научно-исследовательским судном института океанологии П.П. Ширшова РАН, он был самым оснащенным и оборудованным для океанологических исследований.
До 1979 г., за тридцать лет совершил огромное количество изысканий, а также множество открытий. Благодаря НИС «Витязь» советская наука смогла сделать существенный прорыв в области изучения морских глубин, ихтиологии, фауны. Он приобрел всемирную известность, во время стоянок в зарубежных портах к нему выстраивалась очередь, чтобы посетить легендарный корабль. В книге почетных гостей есть запись, которую оставил Жак Ив Кусто (1910-1997) – легендарный исследователь, путешественник, создатель акваланга.
Время не щадит ни оборудование, ни механизмы. К сожалению, в 1979 г. он был списан и выведен из состава флота. Ко всему непростые времена, начинавшиеся в СССР, не позволили продолжать исследовательскую работу, даже элементарное поддержание судна в целостности. Долгие годы он простоял в порту Калининграда, до 1990 г. полностью обветшал, подвергся разрушению.
Немецкими специалистами было сделано заключение – восстановлению не подлежит. Но порезать на металл легенду было немыслимо. Его решили восстановить. Привели в порядок внутренние убранства, отремонтировали палубу, покрасили, и красавец «Витязь» пришел на стоянку у главного корпуса.
Произошло второе рождение — это было невероятное событие. В ноябре 2007 г. ему присвоен статус «Памятника науки и техники 1 ранга».
Сегодня на нём множество различных экспозиций.
Жизнь судна «Витязь» в наши дни
Это уникальные внутренние помещения интерьеров 1950-х, медицинский блок, фонарный склад, буфет, салон команды. Каюта капитана одна из немногих, которая почти полностью сохранилась. Меблировка выполнена со вкусом, очень много дерева, не сразу понимаешь, что находишься на корабле, очень уютно.
Ходовая рубка, устройства управления механизмами. В узле связи можно попробовать поработать на ключе и услышать звуки Морзе.
Судовая библиотека – единственная в своём роде, она входила в единый реестр библиотек Советского Союза. В ней размещено панно-интарсия, которое изготавливалось в г. Висмаре (Германия), при переоборудовании 1946 – 1948 гг.
Можно увидеть машинное отделение, где стоит настоящий немецкий двигатель фирмы Krupp мощностью 3000 тыс. л/с.
Посетив экспозицию флоры и фауны, с реальными экспонатами, добытыми при исследовании, можно представить, насколько богаты водные просторы различными организмами, о существовании которых не подозреваешь.
Экспозиции судна-музея познавательны и будут интересны как взрослым, так и детям.
Помимо ознакомления с музейными экспонатами на судне есть отель. Гостевые номера названы именами писателей маринистов. В них можно расположиться на отдых, почувствовать себя в момент похода по морям и океанам. Рядом расположена бесплатная парковка.
Средний рыболовный траулер СРТ-129
Это единственное в стране судно-музей, посвященное рыбопромысловому флоту. До 1991 г. в СССР насчитывалось более 3200 промысловых судов, добываемый объём 11,2 млн тонн рыбы.
СРТ был передан в счет репараций после войны Советскому Союзу. Тяжёлые послевоенные голодные годы требовали от Калининградских рыбаков множество усилий и сноровки, осваивать новые методы в неизведанных районах для рыбной ловли. Именно на таком типе судна в середине 1950-х вышли на добычу. Она была чрезвычайно сложной, новые неизвестные районы, найти рыбные косяки не так было просто. Маломерность и небольшая автономность судна не позволяла накапливать большие объёмы продуктов ловли в трюме, и требовалась постоянная перегрузка, из-за чего приходилось задействовать дополнительные человеческие ресурсы.
Но уже к 1960-м Калининградской флотилией добывалось 11% рыбы от общесоюзного количества добываемых ресурсов.
Экспозиция СРТ-129 посвящена «Пионерам океанического лова». Здесь представлена история промысла в Советском Союзе. Быт, работа, жизнь на судне. Уникальные предметы были собраны в единое целое, чтобы как можно подробнее рассказать о труде рыбаков во время похода. Различные орудия лова, канаты, сети, приспособления, рыбодел и так далее.
СРТ оборудован парусом, который был необходим для повышения скорости при переходах, а также являлся аварийным устройством, в случае выхода из строя двигателя, так скажем «дотянуть до ближайшей помощи».
На траулере можно осмотреть трюм, жилой отсек, салон команды, ходовую рубку и каюту капитана.
Он уникален тем, что обычно такие суда эксплуатировали не долго. Они быстро окупались и сразу же сдавались в металлолом. СРТ-129 повезло. По назначению он проработал совсем не много и сразу же отправился на легкую работу в службы ВМФ как морская лаборатория, для измерений и наблюдений в Балтийском море. К 1996 г. списали и передали в Калининградский рыбный порт. Там его установили, как памятник промысловикам. Но порт — режимный объект, пустить гостей и посмотреть его задача сложная, хлопотная. Выход был найден — передать в Музей Мирового океана.
СРТ-129 встал на стоянку на свое первое в музее почетное место, в память о первопроходцах, пионерах рыбопромыслового флота.
Научно-исследовательское судно — «Космонавт Виктор Пацаев»
При испытании баллистических ракет, запуска спутников космических аппаратов, работы орбитальных станций требовалось получать постоянные сведения о состоянии техники, работе всех узлов. Телеметрические данные должны мгновенно оказываться на рабочем месте специалистов, на земле. В ЦУП (центр управления полетами) стекаются одновременно, ежесекундно сотни показаний. За ними следят десятки операторов. Лишь полный контроль над техникой позволит проводить запуски, полёты, спуски успешными. А ведь спутники и космические корабли стоят баснословных денег, секундная потеря связи, приём или передача данных, может привести к непоправимым последствиям и даже к человеческим жертвам. В момент запусков или нахождении на орбите объекты треть маршрутного времени находятся над морями и океанами, а это означало полную потерю связи, в океане не было возможности поддерживать устойчивую и постоянную связь. Полёты «вслепую» представляли огромную опасность потери объекта, а также точность выведения на орбиту зависела от постоянного контроля.
Было решено создать морские суда особого назначения, оснащенные специальным оборудованием, которые позволят избежать проблем с отсутствием связи в невидимых точках. С их помощью станет возможным проводить испытания, тестировать новые системы, отрабатывать нештатные ситуации.
С 1960 г. первые три корабля были оснащены по последнему слову техники и приступили к выполнению своих задач. Первый пилотируемый полёт Ю.А. Гагарина был обеспечен судами Краснодар, Долинск, Ворошилов.
С 1959 и до 1991 г. было создано 17 спец судов и называлась они — СКИ ОМЭР (Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР). Все корабли разные и по-разному были оснащены, со временем и опытом менялись технические средства и устройства. Если на первых судах были установлены только кунги от спецмашин в трюмах, то поздние модификации поражают своими техническими усовершенствованиями. Даже на фото они кажутся величественными и самыми совершенными.
Источник